РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕМИССИИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ

Т. Н. Цветкова, Г. И. Григорьев, Р. Мизерене, Т. А. Марченко

Международный институт резервных возможностей человека, Санкт-Петербург;

Психотерапевтический кабинет, Паланга (Литва);

Управление преодоления последствий радиационных аварий

И катастроф МЧС России, Москва

Различные формы патологических зависимостей формируют проблемы психологической и социальной безопасности и становятся особенно актуальными в современном мире. Патологическая зависимость способна привести к кризисной ситуации как самого пациента и людей, его окружающих (в первую очередь близких родственников, друзей и коллег по работе), так и общество в целом. В таких ситуациях решающее значение имеет своевременная психодиагностика и психологическая помощь: психотерапия и психокоррекция.

В настоящее время достаточно дискуссионным является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психотерапии и психологической коррекции [ 1, 2, 6, 7 ].

Термин «психотерапия» (psychetherapeia) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако в нашей стране психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование.

Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 1970-х годов. В это время психологи стали активно и успешно работать в области психотерапии [ 7 ].

Под психологической коррекцией понимается направленное психологическое воздействие, осуществляемое психологом, использующим совокупность психологических приёмов, направленных на определённые психологические структуры с целью исправления недостатков психики или поведения и обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [ 1, 6 ].

Таким образом, психокоррекция решает задачу исправления (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. При этом цель психологического воздействия связывается с понятием «норма» и определяется, как выработка и овладение навыками психологической компенсации, оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. То есть, как «возврат» или «подтягивание» индивида к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований [ 4 ].

Психотерапия же (в узком смысле) решает задачу купирования психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психокоррекция ориентируется в первую очередь на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения, и на настоящее и будущее человека, переживающего кризис и обратившегося за психологической помощью [ 4 ].

Изложенное предопределяет трудности в разграничении на практике понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция».

Одним из направлений повышения эффективности кризисно реабилитационной помощи больным с патологическими зависимостями является комплексная медико-психологической реабилитация. Г. И. Григорьев (2004) под медико-психологической реабилитацией понимает единый непрерывный процесс, включающий в себя два этапа воздействия: психотерапевтическое лечение с использованием различных психотерапевтических методик и психотерапевтическое сопровождение ремиссии с использованием методов психологического консультирования и психокоррекции. Действенной реализацией этого постулата является психотерапевтический метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ), предполагающий комплексное воздействие на психику больного с патологической зависимостью, ориентированное на формирование устойчивых паттернов социально-позитивного образа жизни через активизацию нравственных и духовных компонентов психики [ 3, 7, 9 ].

Метод ДОП ЦЗ органично объединяет психотерапевтическое воздействие в виде психотерапевтического сеанса с последующим лечебным и церковным зароком и дальнейшее психотерапевтическое реабилитационное сопровождение пациента в ремиссии. Психотерапевтическое реабилитационное сопровождение включает не только закрепление и продление зарока, но и психологическое консультирование или психокоррекцию пациента, способствующие изменению его поведения в ремиссии, развивающие навыки преодоления трудностей и эмоциональных стрессов при столкновении с новыми жизненными и семейными обстоятельствами и обеспечивающее эффективное принятие жизненно важных решений.

Демонстрации роли психологического консультирования, коррекции и закрепления лечебного зарока в сохранении ремиссии больными патологическими зависимостями при лечении в Международном институте резервных возможностей человека (МИРВЧ) методом ДОП ЦЗ посвящена настоящая статья.

С. В. Мизерас (2002) наблюдал 138 больных героиновой наркоманией в течение года после сеанса психотерапии с использованием метода ДОП ЦЗ и с различными режимами психологической поддержки в процессе формирования ремиссии [ 5 ].

Наибольшие различия в частоте годовой ремиссии выявлены в группах больных, отличающихся своим отношением к соблюдению режима поддерживающей психологической помощи в течение года после сеанса ДОП ЦЗ, что наглядно продемонстрировано на рис. 1.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕМИССИИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ

Рис. 1. Частота годовой ремиссии в группах больных с различным отношением к соблюдению режима поддерживающей психологической помощи после сеанса ДОП ЦЗ (1 – посещали не менее 12 раз психолога после сеанса, 2 – не менее 6 раз, 3 – не менее 3 раз, 4 – менее 3 раз).

Чаще всего (80 %) сохраняли годовую ремиссию больные, которые сумели оторваться от привычной наркотической среды, находясь в реабилитационном центре в Белоруссии; полностью отказались от приема алкоголя, дали церковный зарок в Храме от наркотиков и алкоголя и как минимум ежемесячно закрепляли лечебный зарок у психотерапевта. В другие группы вошли наркоманы, которые не давали церковного зарока и не были в реабилитационном центре, а отличались между собой различным числом закреплений зарока у психотерапевта в Санкт-Петербурге в течение года (табл. 1).

Таблица 1 Частота годовой ремиссии у героиновых наркоманов в зависимости от режимов поддерживающей психотерапии

Н. В. Советная (2008) оценивала влияние психологического сопровождения на ремиссию у 72 больных с игровой зависимостью. Чаще всего (88,9 %) сохраняли годовую ремиссию больные, которые сумели оторваться от привычной среды, находясь в реабилитационном центре в Белоруссии; полностью отказались от приема алкоголя, дали церковный зарок от азартных игр и алкоголя в Храме, постоянно работали с психологом и «закрепляли» лечебный зарок у него (девять человек) [ 8 ].

В другую группу вошли игроманы, которые после лечения остались в Санкт-Петербурге. Они с различной регулярностью проходили занятия психокоррекции у психолога, а также регулярно «закрепляли» лечебный зарок в течение года после психотерапевтического сеанса (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2 Частота годовой ремиссии у больных игроманией в зависимости от степени выполнения режима поддерживающей психологической помощи

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕМИССИИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ

Рис. 2. Эффективность лечения больных игроманией в зависимости от степени выполнения режима психокоррективной помощи.

Из общего массива базы данных МИРВЧ о больных патологическими зависимостями создана исследовательская выборка, в которую вошли больные алкоголизмом (11 021), пролеченные методом ДОП ЦЗ и определившие для себя срок зарока в пять и более лет. Срок их наблюдения составил более пяти лет. Для более глубокого анализа исследовательская выборка больных разделена на три группы.

В 1-ю группу вошли пациенты, с которыми проведен сеанс психотерапии по поводу алкоголизма и которые в дальнейшем ни разу не обратились за психологической помощью к специалистам института (5354 человека). Их срок ремиссии рассчитывался от даты сеанса до первого употребления алкоголя, с которого возобновилась симптоматика клиники алкоголизма.

2-ю группу составили больные (1155 человек), у которых в периоде ремиссии был эпизодический прием алкоголя, но они не вошли в запой, у них не возобновилась клиника алкоголизма, то есть они не нарушили ремиссию. 10 % из них обратились к дежурному психологу института на следующий день после нарушения зарока, 25 % – в течение 3 дней, а половина – в течение 8 дней. Им проводились закрепление зарока и психологическое консультирование.

3-я группа состояла из 4512 человек, которые после сеанса ДОП ЦЗ, в течение всего срока ремиссии, не нарушив зарок, обращались в институт за психологической помощью по поводу семейных проблем, проблем на работе, бессонницы, плохого настроения, различных стрессовых ситуаций и др.

Установленным сроком срыва считались даты:

- нарушения зарока с восстановлением клиники алкоголизма;

- самостоятельного снятия зарока без его нарушения;

- нарушения зарока с последующим его снятием;

Для расчета функции сохранения ремиссии с помощью математико-статистического метода «анализ времени жизни» во всех группах наблюдения важным моментом является методика определения цензурирован-ных случаев, то есть случаев ухода из-под наблюдения. Группу цензури-рованных (с неизвестным исходом) составили больные, обратившиеся к психологу института для закрепления или продления зарока или консультации по различным поводам, а дальнейшая связь с ними прерывалась. Дата этого их обращения стала датой для расчета длительности ремиссии.

Результаты пятилетнего наблюдения, приведенные на рис. 3, показывают, что из числа больных 1-й группы в течение первого года после сеанса психотерапии в ремиссии осталось 42,3 %, через три года – 15,3 %, а через пять лет только 5,4 %. Из числа пациентов 2-й группы годовую ремиссию сохранили 86,8 %, три года – 60,0 %, а пять лет – 42,3 %.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕМИССИИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ

Рис. 3. Эффективность ДОП ЦЗ при различной степени участия пациентов в лечебном процессе.

Наиболее устойчивыми в ремиссии оказались пациенты 3-й группы, систематически обращавшиеся за психологической помощью. Из их числа 84,2 % сохранили состояние ремиссии в течение года, 64,4 % – в течение трех лет и более половины, а именно 54,9 % – в течение пяти и более лет.

Особый интерес представляет объем психологической помощи в период ремиссии. Для анализа этой задачи 2-я и 3-я группы пациентов разделены на четыре подгруппы каждая: а) обратившиеся за психологической помощью один раз; б) обратившиеся – 2 раза; в) обратившиеся – 3 раза; г) обращавшиеся к психологу 4 и более раза.

Из числа больных, обратившихся за психологической помощью после нарушения зарока только один раз (735 человек), годовую ремиссию сохранили 80,2 %, трехлетнюю – 50 %, пятилетнюю – только 25 % пациентов. Достоверно чаще сохраняли трехлетнюю и пятилетнюю ремиссию пациенты, обратившиеся за психологической помощью 2 раза (218 человек). Из их числа трехлетнюю ремиссию сохранили 60 %, а пятилетнюю 49 % пациентов.

Существенно повышали шанс сохранить ремиссию пациенты, обратившиеся за психологической помощью 3 раза (97 человек) и 4 и более раза (105 человек). Они практически с одинаковой частотой сохраняли ремиссию в течение первых трех лет – около 78 %. Однако к пятилетнему року достоверно чаще сохраняли ремиссию пациенты, обратившиеся не менее 4 раз – 70 %, по сравнению с пациентами, обратившимися за психологической помощью трижды – 55 %.

Совершенно другую картину представляют функции сохранения ремиссии в подгруппах с различным числом обращений из числа пациентов, обращавшихся на консультацию к психологу без нарушения зарока. Различия в частоте сохранения ремиссии обозначились уже к году после сеанса психотерапии. Однажды обратившиеся пациенты (2859 человек) сохраняли годовую ремиссию с частотой 80 %, дважды обратившиеся (796 человек) – 87 %, трижды обратившиеся (344 человека) – 92 %, а четыре раза и более (513 человек) – 95 %. К трехлетнему периоду этот разрыв увеличился и составил 57, 63, 75 и 88 % соответственно. Пятилетний рубеж ремиссии преодолели 48 % пациентов, которые обращались за психологическим консультированием один раз, 52 % – обратившихся два раза, 62 % – обратившихся три раза и 82 % – обратившихся четыре и более раза.

Таким образом, психологическая помощь, в том числе закрепление зарока, проведенного при помощи метода ДОП ЦЗ, существенно влияет на эффективность лечения больных с патологическими зависимостями.

Литература

1. Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция / А. А. Александров. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.

2. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. А. Алешина. – М, 1 9 9 3 . – С. 2 1 .

3. Григорьев Г. И. Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии : автореф. дис. … д-ра мед. наук / Григорьев Г. И. – СПб., 2004. – 47 с.

4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М., 2002. – 592 с.

5. Мизерас С. В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при героиновой наркомании на основе метода эмоционально-эстетической психотерапии : автореф. дис. … канд. психол. наук / Мизе-рас С. В. – СПб., 2002. – 23 с.

6. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / А. А. Оси-пова. – М. : СФЕРА, 2002. – 510 с.

7. Психотерапевтическая Энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасар-ского. – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2006. – 944 с.

8. Советная Н. В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока : автореф. дис. … канд. мед. наук / Советная Н. В. – СПб., 2008. – 21 с.

9. Становление И организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей : учеб. пособие / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, Н. В. Советная [и др.]. – Вып. II. – СПб. : МИРВЧ, 2007. – 298 с.