ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ЛЕСТВИЦА ТРЕЗВЕНИЯ∗»

В. А. Цыганков, Г. И. Григорьев, Р. Мизерене

Православная школа психологии и медицины, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования; Психотерапевтический кабинет г. Паланги (Литва)

Введение

ПРинципы преодоления алкогольной и табачной зависимостей на-шли выражение в психолого-педагогической духовно ориентированной реабилитационной программе «Лествица трезвения». Она была разработа-на в 1998 г. для «Школ трезвения» православных приходов храмов. Основу программы составляют фундаментальные и прикладные знания христиан-ской антропологии, аскетики, православной психологии и педагогики, со-временные научные концепции психотерапии и психологического кон-сультирования, а также традиции дореволюционного движения в России за трезвость и здоровый образ жизни. «Лествица трезвения» содержит в себе 12 ступеней.

Методические аспекты

Первая ступень В «Лествице трезвения» позволяет посредством пси-холого-педагогических воздействий постепенно освободить сознание че-ловека от пагубных пристрастий и неверных умозаключений (в том числе «питейных» и «табакокурительных» заблуждений). Разрушается так назы-ваемая алкогольная (табачная) патологическая запрограммированность ал-коголика и курильщика, которая состоит в ложной убежденности о пользе «культурного» употребления алкоголя и сигарет, или о невозможности са-мостоятельного отказа от алкоголя и курения или неэффективности лече-ния алкоголизма, наркоманий, игровой патологической зависимости.

Прежде чем приступать к долгой и кропотливой работе, которая на-зывается «избавление от патологической зависимости – (страстей)», чело-веку необходимо расстаться со старыми негативными и вредными мне-ниями и заблуждениями – иначе невозможно будет найти в самом себе смелость, обрести духовные силы, изменить свое мировоззрение и саму жизнь. Разрушающее действие на сознание людей вносит не только алко-гольная (табачная) зависимость современного человека. Болезнь души вы-зывается многими стрессорными воздействиями и иными пагубными об-стоятельствами, которые понуждают человека на пьянство, отказ от ду-ховных идеалов и грехопадение. Что же понимается под грехами в свято-отеческой традиции? В чем состоит пагубное и зловредное влияние гре-хов? К каким последствиям они приводят запутавшегося в сетях патологи-ческих зависимостей человека? Все эти вопросы являются предметами изучения лиц с патологическими зависимостями на первой ступени «Лест-вицы трезвения».

До начала выздоровления по программе «Лествица трезвения» зави-симые люди обычно находились в неведении о пагубности своих ложных представлений как результата атеистического мировоззрения, которое за-вело их не только в житейский тупик, но и в бездонную пропасть греха. По мере понимания опасности прежнего образа мыслей человек, идущий по пути трезвения приходит к убеждению о необходимости изменения своего мировоззрения, согласуя его с заповедями Божиими.

Начало изменения образа мыслей, формирования трезвеннических мыслей, установок и мотивов поведения происходит на Второй ступени «Лествицы трезвения». Подчеркнем, что на этом этапе закладываются лишь предпосылки для изменения духовного содержания личности, преоб-ражения ума человека. Это становится возможным, если выздоравливаю-щий человек стремится всеми силами души познать основы вечных, еван-гельских истин, содержащихся в учении святой Православной Церкви. И если такое устремление имеется, то благодать Божия показывает человеку путь к дальнейшему благодатному изменению души.

Святитель Феофан Затворник поясняет: «Благодать только говорит грешнику: "Видишь, куда зашел; смотри же, возьми меры ко спасению». Она только изъемлет из всегдашних уз его, ставит и держит вне их, давая ему возможность избрать совсем иную жизнь и определить себя на нее. Воспользуется сим – благо ему; не воспользуется, опять будет брошен, опять погрузится в тот же сон и ту же бездну пагубы"» [9].

Общей чертой духовного пробуждения от греховного сна под дейст-вием благодати Божией становится недовольство человека всем своим по-ведением, которое он уже не раз пытался изменить, но последнее, как пра-вило, удавалось лишь ненадолго и неизменно заканчивалось очередным грехопадением – алкогольным или наркотическим запоем. В этот период человеку, преодолевающему зависимости, нужно помочь взойти на сту-пень духовного трезвения.

На Третьей ступени «Лествицы» выздоравливающим от алкоголь-ной и табачной зависимостей предлагается положить начало самопозна-нию. Отрезвляющемуся человеку придется вести борьбу с собственными негативными чертами характера, которые он приобрел за многие годы сво-ей пьяной жизни. Эти специфические черты характера можно объединить в одно понятие – алкогольная личность. Речь идет о следующем. Если ал-коголик прекратил пить, но не изжил основные черты измененной и пато-логической алкогольной личности, то нормальным человеком он все равно не станет. Что же его ждет? – Возврат к пьяной жизни или глубокий нев-роз. Как в первом, так и во втором случае человек с алкогольным складом личности доставит себе и своим близким много неприятных минут, часов, дней, недель, месяцев и лет.

Палитра проявлений различных черт измененной алкоголем психики пьющего человека достаточно бесцветна, примитивна и негативна. Базо-выми патологическими особенностями и типичными чертами алкогольной личности по нашим наблюдениям (что полностью соответствует литера-турным научным данным) являются:

- эгоцентризм;

- лживость;

- неблагодарность;

- тщеславие;

- самомнение и жажда признания своих несуществующих заслуг;

- неспособность объективно оценивать многие свои поступки (сни-жение критической самооценки);

- завистливость;

- неуживчивость; желание как можно меньше трудиться, жить легкой и «красивой» жизнью, так, как ее понимает сам алкоголик.

Выздоравливающему человеку по программе «Лествица трезвения» предлагается осознать не только умом, но и сердцем, что от зависимости (страсти) невозможно избавиться одними лишь собственными силами. Признание собственной немощи в единоборстве с духами злобы поднебес-ной открывает искренне кающемуся человеку путь к спасению. Самомне-ние, неведение, нежелание признать свою болезнь делает человека не из-лечимым никакими средствами. Именно потому апостол Иоанн Богослов указывает на первоочередную необходимость видения своих грехов: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1: 8). Признать свою немощь – признать истину. Здесь придет-ся немало потрудиться, поскольку, как указывает преподобный Никита Стифат, страсти узнаются с трудом [5]. В процессе познания себя, своих немощей человек готовит свою душу для духовного преображения.

По мере осознания невозможности спастись только собственными силами, по мере понимания, что патологическая зависимость – тяжелей-шая и опаснейшая болезнь тела, души и духа, по мере сокрушения сердеч-ного за свое настоящее гибельное состояние пьяница и наркоман начинает видеть крайнюю нужду в Спасителе. И по благодати Божией обретает веру в Него. Такая вера действительно спасает человека. Еще раз подчеркнем, что уповать лишь на собственные силы в избавлении от пагубной зависи-мости крайне опасно, поскольку любая чрезмерная самонадеянность неиз-бежно приводит к фиаско. Нередко полностью уверенный в себе «трезвен-ник», порой неожиданно для самого себя, скатывается в свое прежнее раб-ское состояние запойного алкоголика. Этот духовный бумеранг всегда воз-вращается назад. И мы часто наблюдаем на судьбах разных самонадеян-ных людей рецидив их болезни.

Если человек понял свою немощь, отбросил пагубную самоуверен-ность, то ему необходимо помочь взойти на Четвертую ступень «Лестви-цы трезвения» – обрести основы смирения. Именно преодоление гордости («я избавлюсь от зависимости сам») и обретение смирения («я надеюсь на избавление по милости Божией») – открывают нам возможность исцеления от питейной и наркотической страсти, «потому что Бог гордым противит-ся, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5: 5).

Благодать Божия дается человеку не за добродетель и не за труды преодоления жизненных препятствий, но за рождающееся в скорбях и тру-дах смирение. Нет смирения – напрасны все труды, все добродетели. По-чему? Потому что добродетель (например, трезвость) и понесенные труды ради ее обретения при отсутствии смирения приводят к еще более ужасно-му состоянию нежели пьянство – гордости. Печальные примеры тому, к сожалению, встречаются увы нередко.

Пятая ступень «Лествицы трезвения» – познание спасительных ис-тин православной веры. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, пишет так: «Иисус Христос учением Своим разогнал тьму неведения и заблуждений ума человеческого, и весь мир просветил светом Евангелия. И теперь всякий, кто только хочет, может познавать волю Бо-жию и путь, и средства к своему блаженству» [3]. Подчеркнем, что в про-грамме «Лествица» не навязывается православное мировоззрение. Но в ло-не Церкви преподается лишь то, что проверено многовековым духовным опытом подвижников православного благочестия.

Возможно ли полностью избавиться от страсти, не прибегая к духов-ному просвещению? Наш опыт показывает, что нет – невозможно. Прежде всего, потому что с момента совершения первородного греха, падения Адама, человечество духовно повредилось: «непослушанием одного чело-века сделались многие грешными» (Рим. 5: 19). Это духовная поврежден-ность, говоря словами Митрополита Иерофея (Влахоса), выразилась в ос-леплении, помрачении ума: «Мы с достаточной точностью можем утвер-ждать, что падение человека или состояние наследственного греха, заклю-чается <…> в утрате умом способности функционировать правильно» [2].

Неправильное функционирование человеческого ума невозможно вылечить лекарствами или исправить усилиями человеческой воли. Его можно скоректировать лишь с Божией помощью. Здесь еще раз уместно заметить, что: те, кто помышляет преодолеть алкогольную или табачную запрограммированность сознания без духовного преображения, навряд ли добьются стойких и длительных результатов. Но даже если подобное вре-менное «выздоровление» и случится, то возгордившийся мнимой «трезво-стью» человек рискует оказаться в плену других страстей – «семи злей-ших», чем бес пьянства, «нечистых духов». Ведь, по словам Спасителя: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

Преподобный Максим Исповедник пишет, что помрачение ума вследствие грехопадения проявляется в четырех видах: «во-первых, в лож-ном знании, во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего <…> в-третьих, в страстных помыслах, в-четвертых, в соизволении на грех» [8]. Следова-тельно, возникает первоочередная потребность в лечении человеческого ума, которое святые отцы Православной Церкви называют оживлением, Обновлением или очищением. О том, к примеру, говорил Господь Иисус Христос фарисеям, которые заботились только о своем внешнем виде, но пренебрегали внутренней чистотой ума (Мф. 23: 26).

Оживление, очищение, уврачевание ума совершается только при со-действии благодати Божией, которая подается смиренному человеку, про-тивоборствующему греху, из последних сил, до «крови», сражающемуся против страстных помыслов, тем самым, просвещая свой ум светом еван-гельской истины. Так умственная часть души, «очищаясь мало-помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное состояние» [7].

Подчеркнем, что именно учение Господа нашего Иисуса Христа, два тысячелетия хранящееся не искаженным в Православной Церкви, делает ум человека свободным от всякого рода лукавых заблуждений. Святооте-ческая традиция дает возможность человеку духовно познавать волю Бо-жию, обновляя, очищая и просвещая дух, душу и тело. Потому апостол Павел и взывает к чадам Христовым: «...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).

Именно православная система мировосприятия позволяет заблудив-шемуся в жизни, разочаровавшемуся и отчаявшемуся человеку найти ответ на сложнейшие духовно-нравственные вопросы, обрести верные жизнен-ные ориентиры, духовно пробудиться. Первый признак такого пробужде-ния – беспокойство о здоровье своей души, стремление приложить усилия для своего исцеления от пагубных пристрастий.

Шестая ступень – центральная не только в результате своей распо-ложенности в центре «Лествицы трезвения», но и в силу ее главенствую-щего значения для духовной жизни каждого человека. На этой ступени за-висимому человеку предстоит самостоятельно принять решительные на-мерения: 1) прекратить саморазрушение личности одурманивающими ве-ществами; 2) начать жить по заповедям Божиим.

Безусловно, точно выражает сущность православного учения по дан-ному вопросу святитель Феофан (Затворник), когда говорит, что твердое намерение бросить грех и начать добрую жизнь есть важнейший, корен-ной, момент в деле духовного оздоровления [9].

Намерение – это твердый замысел сделать что-то конкретное. Сюда входят и чувственное желание, и осмысленное понимание, и волевое уси-лие. Таким образом, в твердом намерении действовать участвуют все со-ставляющие личности человека, что во многом гарантирует успех начина-ния. Святые отцы Православной Церкви утверждают, что Бог не спасает нас без нас самих, а святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Верен Бог и, дав обещание спасти нас, несомненно, спасет; но – как обещал. А как Он обе-щал? Если мы сами будем иметь намерение, если будем повиноваться Ему, а не просто, не тогда, когда будем пребывать в бездействии, подобно кам-ням и деревьям» [4].

Седьмая ступень «Лествицы трезвения» – заключается в надежде на избавление от патологической зависимости, путем смиренного соединения своей воли с волей Божией. В чем заключается воля Божия? В спасении че-ловеческих душ. По слову апостола Павла, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4).

Повторим еще раз: человеку, подвизающемуся на поприще борьбы со змием пьянства или табачным бесом, следует, насколько удастся, оста-вить самомнение, воспринять сердцем основы смирения и, с Божией по-мощью, попытаться обрести смиренномудрие. Наш опыт утверждения трезвости полностью согласуется со словами прославленного афонского старца Паисия Святогорца: «Но, что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует божественному вмешатель-ству. Сам человек не дает Богу ему помочь. К примеру, если Бог поможет такому человеку преодолеть какую-то страсть, то он припишет это себе и возгордится, потому что решит, что справился со своей страстью сам – без Божией помощи» [6].

Как человек не может видеть без глаз или говорить без языка, точно также он не в состоянии преодолеть свою зависимость без Божией благо-дати, которая имеет основополагающее значение в деле очищения челове-ческой души от страстей. Соединить свою волю с волей Божией фактиче-ски означает иметь всецелое упование на Бога, максимально стремясь ис-полнять Его заповеди.

Воля Божия в первую очередь состоит в том, чтобы человек искрен-не, с сокрушенным сердцем раскаялся пред Любящим Отцом. Именно по-тому на Восьмой ступени «Лествицы трезвения» слушателям нашей Шко-лы предлагается совершить покаяние и Исповедь. В соответствии со Свя-щенным Писанием и святоотеческой традицией, понятия покаяния и Таин-ства Исповеди следует разделять. Покаяние человек может совершать все-гда, в молитве раскаиваясь пред Богом за совершенный грех. Но Таинство Исповеди возможно только в присутствии священнослужителя и, как пра-вило, в Церкви.

Примером истинного покаяния могут служить дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых он тотчас после малейшего совершенного прегрешения (пусть даже мысленного) приносил покаяние Господу нашему Иисусу Христу. Исповедь, как Церковное Таинство, осу-ществляется через священника Самим Богом, при условии покаяния греш-ника. Таким образом, Таинство Исповеди и покаяние сочетаются и взаи-модополняют друг друга. И, в конечном счете, Исповедь становится фина-лом покаяния. Прохождение восьмой ступени «Лествицы трезвения» предполагает воцерковление слушателей, крещенных в Православной Церкви. А также принятие Таинства Крещения для некрещеных, но же-лающих встать на путь православия.

Покаяние (греч. – метанойя) переводится как изменение, преображе-ние ума. Благотворное изменение ума неизбежно укрепляет веру в Бога. Мы обращаем внимание людей, выздоравливающих от алкогольной и та-бачной зависимостей, еще и на то, что вера должна становиться деятель-ной. По словам апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто гово-рит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? <...> вера без дел мертва» (Иак. 2: 14, 20).

Покаяние, выражаемое в делах веры, для больных зависимостью лю-дей предполагает, в частности, их личное участие в утверждении право-славной трезвости в нашем современном обществе. Оно может выражаться в распространении православной трезвеннической литературы, в матери-альной поддержке трезвенной работы, а также иных формах, которые каж-дому нашему слушателю предлагается избрать самостоятельно, соразмер-но своим талантам и возможностям.

Девятая ступень «Лествицы трезвения» – пост как добровольная и сознательная форма самоограничения. Это самоограничение для зависи-мых людей в первую очередь предполагает полный отказ от всех видов одурманивающих веществ. Важнейшее средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковная форма отказа от алкоголя и табака.

Пост – не только ограничение для желудка. Пост вводит человека в духовное очищение ума. «Пост, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержа-вия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Толь-ко тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может власт-вовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенно-сти он может изучать заповеди евангельские и следовать им. Основание добродетелей – пост <...> Очищенный постом <...> способен к приятию Божественной благодати» [1].

Десятая ступень «Лествицы трезвения» – молитва, основанная на посте. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Глава добродетелей – молитва; их основание – пост <...> Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва <...> Пост отре-шает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными стра-стями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очи-щенный словесный храм она вводит Бога» [1].

На этой ступени человек, избавляющийся от зависимости, проходит курс научения домашней и церковной молитве, для чего в проводятся специальные пастырские беседы. Кроме того, уже много лет среди наших по-допечных существует добрая традиция собираться на акафист иконе Божи-ей Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже много лет ведет трезвый образ жизни, так и же-лающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть.

Одиннадцатая ступень «Лествицы трезвения» – воцерковление. Как уже неоднократно отмечалось, духовные истоки страстей исцеляются в духовной лечебнице – Православной Церкви. Именно в храме, посредст-вом священника, имеющего благодатный дар священства, во время совер-шения Таинств Исповеди и Причастия может произойти восстановление нарушенных отношений человека с Всеблагим Богом. В этом случае Лю-бящий Отец непременно исцелит блудного сына от оков тяжелейших стра-стей. Это происходит путем таинственного воздействия непостижимой благодати Божией на дух, душу и тело человека.

Внимание выздоравливающих мы обращаем на благоговение, кото-рое необходимо в себе воспитывать, особенно в храме при совершении Церковных Таинств. Как говорил старец Паисий Святогорец, «… благого-вение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе благодать Божию, он становится приемником благодати, и она естественно пребывает с ним» [6]. Также важно понимать, что благо-дать Божия пребывает в том человеке, который всегда помнит, Кому он обязан исцелением от страсти и не забывает о благодарности Богу, искрен-не стремясь исполнить Его святые евангельские заповеди.

Исполнение заповедей Божиих должно строиться на внутреннем к тому расположении сердца, на ревности о Богоугождении. Святитель Фео-фан Затворник поясняет: «Как, удерживаясь внешне от дел греховных, можно питать к ним привязанность или соуслаждение в сердце, так равно, делая правые дела внешне, можно не иметь к ним расположения сердечно-го. Только истинная ревность как добро хочет совершать во всей полноте и чистоте, так и грех преследует до малейших его оттенков. Первого ищет она как насущного хлеба, с последним поступает как с врагом смертель-ным». Чем же поддержать такую истинную ревность? Святитель Феофан отвечает: «Купец, воин, судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем поддерживают они себя в трудах своих? – Вооду-шевлением и любовью к своему делу. Ни чем иным можно поддержать се-бя и на пути благочестия» [9].

Воспитывать любовь к своему делу, поддерживать воодушевление жить трезво, благочестиво наперекор своей лености, при желании, вполне возможно для каждого. Помощью в том нам служат православные общест-ва и братства трезвости, которые в наше время возрождаются во многих городах России. Православная трезвенническая работа дает нам возможность явить себя ревностным исполнителем добрых дел во славу Божию. Без таковой ревности, какие мы христиане? Разве естественно для право-славного христианина жить вяло, теплохладно, расслабленно? Подчерк-нем, что мы ведем речь не об отдельных добрых поступках, совершаемых время от времени каждым человеком, а о перерождении всей человеческой жизни, о жизни новой, которая приводит человека ко спасению. Будем помнить, что все земные дела, как говорил преподобный Серафим Саров-ский, должны в первую очередь стать средством для основной христиан-ской цели – стяжание Духа Святаго Божьего и приготовление к Отечеству Небесному.

Двенадцатая ступень Нашей «Лествицы» – трезвение, сущностью которого является отсечение поводов к возобновлению пагубной привыч-ки. Трезвение основывается на истинной ревности о Богоугождении. «Ис-тинная ревность о Богоугождении преследует грех в малейшем о нем на-поминаниях или намеках, ибо ревнует о решительной чистоте. Не будь этого, сколько нечистоты может залечь в сердце» [9].

Что необходимо учесть, чтобы избежать возобновления пагубного пристрастия? Необходимо постоянное внимание к себе, своим помыслам, своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя замечать и молитвенно преодолевать различные искушения. Такая невидимая борьба за спасение души на святоотеческом языке называется трезвением. Эта борьба начина-ется с отсечения вредных помыслов и принятия помыслов добрых, посколь-ку действие страсти на душу человека происходит именно через помыслы.

Духовное трезвение – не только борьба с помыслами. По слову свя-тителя Игнатия (Брянчанинова), в сущность трезвения входят: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего (молитвенного) правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчи-вость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благо-говение. Постоянное бодрствование над собой. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов <...> Воспомина-ние о вечных благах, желание и ожидание их» [1]. Надо ли пояснять, что двенадцатая ступень не оканчивается во времени. Она продолжается вплоть до завершения самой земной человеческой жизни. Итак, в процессе духовно-нравственной реабилитации зависимому человеку нами предлага-ется сделать двенадцать шагов по «Лествице трезвения»:

1-й – очищение сознания от пагубных мнений;

2-й – усвоение необходимости трезвомыслия, формирование трез-веннических мыслей, установок и мотивов поведения;

3-й – познание себя, понимание, что от зависимости (страсти) невоз-можно полностью избавиться только лишь собственными силами или из-лечиться медицинскими методами;

4-й – обретение основ смирения;

5-й – познание спасительных истин православной веры;

6-й – принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекращение саморазрушения личности одурманивающими веществами;

7-й – соединение личной воли с волей Божией;

8-й – покаяние и исповедь;

9-й – пост как форма сознательного самоограничения;

10-й – молитва;

11-й – воцерковление;

12-й – духовное трезвение,

Завершая описание «Лествицы трезвения» и духовного освобожде-ния от зависимостей, как итог вышесказанного мы приводим укрепляющие нашу веру и надежду на спасение слова первоверховного апостола Петра: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели раcсудительность, в раcсудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении бла-гочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Гос-пода нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1: 5-8).

Заключение

В заключение описания «Лествицы трезвения» на основании личного опыта формирования трезвости приводим критерии успешного преодоле-ния патологических зависимостей (страстей). Именно по тем изменениям личности человека, которые указывают на духовное выздоровление, мож-но судить о прогнозе и результатах предполагаемого исцеления:

1) отсутствует влечение к одурманивающим веществам – страсть не терзает душу человека;

2) имеется четкое понимание необходимости сохранения трезвости во всех жизненных ситуациях;

3) исчезают демонстративные черты характера – необходимость быть в центре внимания, участвовать во всех модных мероприятиях и «ту-совках», бахвальство, игра на публику, стремление к показухе;

4) лживость уступает место правдивости;

5) высокомерие, тщеславие, самомнение, жажда признания несуще-ствующих заслуг – заменяются на смирение;

6) неуживчивость и конфликтность перестают проявляться и слу-жить пусковым механизмом невротических нарушений;

7) исчезает безудержное осуждение;

8) желание как можно меньше трудиться, жить легкой и «красивой» жизнью сменяется ответственным отношением к своим социальным обя-занностям;

9) исчезает толерантное отношение к происходящим в стране собы-тиям – появляется патриотизм, стремление помогать высокому делу ут-верждения трезвости;

10) идет процесс воцерковления, приобщения к исконным нацио-
нальным культурным и духовным ценностям.

Литература

1. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения : в 5 т / Игнатий (Брянчани-нов), епископ. – СПб., 1905.

2. Иерофей (Влахос). Православная психотерапия / Иерофей (Вла-хос), митрополит. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.

3. Избранные Труды святителя Иннокентия, Митрополита Москов-ского и Коломенского. – Новосибирск : Православ. гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 1997. – С. 31.

4. Иоанн Златоуст. Творения / Иоанн Златоуст, святитель. – СПб. : Изд.-во С.-Петерб. духов. акад., 1896. – Т. 2, кн. 2. – С. 642–650 ; 1905. – Т. 11, кн. 2. – С. 607.

5. Никита Стифат. Деятельные главы. Сотница первая // Доброто-любие. Т. III. – М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. – С. 85.

6. Паисий Святогорец. Слова : в 4 т / Паисий Святогорец. – М. : Св. гора, 2002.

7. Преподобного Отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поуче-ния и послания. – М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. – 153 с.

8. Творения Преподобного Максима Исповедника. – М. : Мартис, 1993. – Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. – 360 с.

9. Феофан Затворник, святитель. Творения иже во святых отца наше-го Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения / Свято-Успенский Псково-Печерский муж. монастырь. – Паломник, 1994. – 260 с.