ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

О. Н. Логинов, А. А. Алябьев, Е. В. Князева

Российский университет кооперации, Химкинский филиал;

Санкт-Петербургский государственный университет

Физической культуры им. П. Ф. Лесгафта

Психологическая подготовка военнослужащих предусматривает формирование готовности к успешному выполнению функциональных обязанностей в экстремальных условиях. Её результатом является повышение психологической и физической устойчивости к воздействию различных негативных (в том числе экстремальных) факторов современной войны и учебно-боевой деятельности. У военнослужащего воспитываются высокие морально-боевые качества, позволяющие более эффективно реализовать свои военно-профессиональные знания, навыки и умения.

В аспектах психологической подготовки может быть рассмотрен феномен неспецифической устойчивости, как способности противостоять самым различным психотравмирующим и другим неблагоприятным воздействиям труда, среды и обитания. Это укладывается в понятие «общего адаптационного синдрома» или стресса в его стадии «повышенной резистентности» [ 13 ]. Но далее, как отмечается в ряде наших публикаций [ 7-9, 11 ], в процессе развития этого состояния, устойчивость к факторам, непосредственно связанным со стрессором, временно сохраняется, но лишь компенсаторно. Одни показатели удерживаются на относительно высоком уровне и даже могут повышаться за счёт других показателей по механизму перераспределения функциональных резервов. Так, тестирование показателей абстрактного мышления у летного состава свидетельствует о его значимом ухудшении, а переключение внимания, выполнение профессиональных действий по пилотированию самолетом поддерживаются на высоком уровне [ 7-9 ].

Рассматриваемое состояние эмоциональной напряженности оказалось идентичным стрессу, поскольку у летчиков выявлялось повышение экскреции стероидных гормонов, падение иммунной реактивности [ 7, 9, 10]. В то же время, проведение специальной физической тренировки в кроссах, спортивных играх, прикладных гимнастических упражнениях, способствовало предупреждению или существенному ослаблению развития стресса в его негативной стадии (ди-стресса). Таким образом, с помощью физических упражнений решались задачи психологической подготовки [ 8 ]. Подобные сведения с привлечением других контингентов были получены Е. Н. Курьянович (2003), А. Н. Лункиным (2003), Н. В. Строгановым (1974) [ 3, 5, 14].

В исследованиях с привлечением курсантов общевойскового учебного заведения [ 4 ] проводилась «обкатка» танками, после чего выполнялось метание гранат в цель, контрольные упражнения на координацию движений и тестирование заданиями на оперативную память и восприятие пространственных признаков. В итоге первой «обкатки», результаты в метании гранат снизились от (3,81 ± 0,06) до (2,65 ± 0,10) балла (р < 0,01). Оценки по упражнениям на координацию движений ухудшились на 52 %, по оперативной памяти - на 33 %; на восприятие пространственных признаков - на 29 %. После семестрового периода специальной физической тренировки, вновь на фоне «обкатки» танками все тестируемые показатели возросли на 12,5-35,2 %.

В другом эксперименте стрессором явился прыжок с 5-метровой вышки ночью в воду в низ ногами. Учитывались внешние проявления эмоций, поведенческие реакции, а так же результаты тестирования в обычной обстановке и непосредственно перед прыжком. Негативные изменения в результатах тестирования оказались близкими к тем, что были при «обкатке» танками.

Затем была проведена специальная физическая тренировка с привлечением двух экспериментальных и контрольных групп (в каждой два классных отделения по 23-27 человек). Как и принято, контрольная группа (КГ) занималась по обычной программе. В экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2) на занятиях по физической подготовке, помимо обычных упражнений осуществлялись: кросс в лесу на 3 км в темное время суток; тренировка по рукопашному бою и выполнение вольных и парных упражнений в зале с затемненными окнами (в полутьме); преодоление препятствий на фоне утомления (после кросса на 1 км); транспортировка в воде раненого. Кроме того, в ЭГ-2 применялось освоение упражнений на мышечную релаксацию. После тренировки в конце семестра результаты ЭГ-1, особенно ЭГ-2, превосходили то, что было получено в КГ, в том числе по рукопашному бою, преодолению полосы препятствий и при психологическом тестировании.

Например, ЧСС перед прыжком в КГ было (118,0 ± 1,2) уд./мин, в ЭГ-1 и ЭГ-2 - (96,0 ± 0,8) уд./мин и (94,0 ± 0,8) уд./мин соответственно; различия между ЭГ и КГ - р < 0,01. Средние показатели психологического тестирования были следующими: в КГ (2,25 ± 0,15) баллов, в ЭГ-1 и ЭГ-2 соответственно (3,40 ± 0,10) и (3,59 ± 0,12) баллов. Преимущество ЭГ перед КГ статистически значима (р < 0,01). Оценки за выполнение приёмов рукопашного боя в затемнённом зале: в КГ (3,12 ± 0,17) баллов; в ЭГ-1 и ЭГ-2 соответственно (3,65 ± 0,10) и (3,70 ± 0,10) балла. Преимущество экспериментальных групп перед контрольной группой также статистически значимо. Позитивный перенос определился от тренировок ЭГ по рукопашному бою в затемненном зале и ночных кроссов, способствующих общей адаптации курсантов к действиям в темноте.

Высокий эффект позитивного влияния физической тренировки на психические познавательные процессы определился также в экспериментах, проводимых с привлечением курсантов первокурсников ВИФКа [ 1 ]. Стимулировалось состояние эмоционального стресса путем выполнения прыжков в воду с 7-метровой вышки. Одним из условий испытания являлось отсутствие опыта в таких упражнениях. Перед прыжками оценивались внешние проявления эмоций, проба Ромберга, поведенческие реакции. Кроме того, непосредственно перед прыжком и сразу после выхода из воды оценивалось запоминание десяти слов, а через 8–10 мин группами по 3 – 4 человека курсанты тестировались заданиями на кратковременную память, оперативную память и переключение внимания по красно-черным таблицам [ 12 ].

При наличии выраженных внешних проявлений эмоций, резком понижении стато-кинетической устойчивости и ярких вегетативных реакциях (ЧСС, АД), при ухудшении координации движений (по пробе Ромбер-га) диагностировалось развитие эмоциональной напряженности. Отмечено, что из 82 обследованных курсантов, достаточно выраженные показатели эмоционального стресса были определены у каждого третьего участника эксперимента. В ряде случаев отмечались особо негативные проявления: в 3,2 % было выявлено оживление рефлексов орального автоматизма; в 17,4 % проявление заметной скованности; в 19,2 % сильный тремор; в 21,0 % резкое нарушение пробы Ромберга; 11,0 % сумели после прыжка в воду воспроизвести из 10 только 0–3 слова. Через 8–10 мин тестирование показало ухудшение оперативной памяти на 12 %, переключение внимание на 16,5 %. В ряде случаев ЧСС повышалась до 130–140 уд./мин. и были выявлены изменения диаметра зрачка около 1 мм, чаще в сторону расширения (симпатический эффект).

Корреляционный анализ всех зарегистрированных показателей позволил выявить значимые взаимосвязи между внешними проявлениями эмоций, вегетативными и поведенческими реакциями и устойчивостью психических познавательных процессов. На следующем этапе исследований А. А. Алябьева (2008), курсанты были ознакомлены с упражнениями на мышечную релаксацию, специальными дыхательными упражнениями, методикой самоконтроля за внешними проявлениями эмоций и приёмами их устранения в плане преодоления эмоциональной напряжённости [ 1 ]. При повторном контрольном воздействии упомянутым стрессором установлено значимое понижение, как внешних проявлений эмоций, вегетативных реакций, так и улучшение показателей психологического тестирования.

Оценки за мимику перед прыжком, по сравнению с предшествующим обследованием в прыжке с вышки, повысились на 7,5 %. Оценки за преодоление скованности – на 8,7 %; проба Ромберга улучшилась на 5,8 %; улучшились оценки за двигательную координацию на 3,8 %. Данные тестирования оперативной памяти повысились на 13 %, а переключения внимания – на 4,5 %.

Таким образом, с помощью применения физических упражнений решились задачи психологической подготовки по улучшению эмоциональной устойчивости. Повышение уровня развития ряда психических познавательных процессов путём специальной физической тренировки обосновывалось и апробировалось неоднократно в авиации, космонавтики, на флоте и в других видах Вооружённых сил. Были определены возможности целенаправленной тренировки в распределении и переключении внимания, в восприятии пространственных признаков, координации движений, коррекции быстроты действий, оптимизации оперативной памяти [ 2, 5, 6, 14 ].

Важную роль психологическая подготовка играет и в спорте, и в физическом совершенствовании представителей различных силовых структур, студентов, учащихся. Психологическая подготовка должна проводиться в единстве с морально-патриотическим воспитанием, формированием любви к Родине, стремлении защищать её интересы, ответственности за порученное дело, уверенности в своих силах, способности противостоять панике. В аспектах решения морально-патриотических задач, специально направленные физические упражнения компенсируются с вербальными воздействиями патриотического содержания, акцентированием внимания на спортивной этике. В таком аспекте можно говорить о единой морально-патриотической и спортивной подготовке.

Литература

1. Алябьев А. А. Некоторые вопросы совершенствования эмоциональной устойчивости в ходе учебного процесса по физической культуре / А. А. Алябьев, Е. В. Князева, В. Л. Марищук ; Ун-т сервиса и экономики // Инновационные технологии в системе образования : материалы науч.-практ. конф. – СПб., 2008. – С. 7–10.

2. Горелов А. А. Основы специальной физической подготовки лётного состава / А. А. Горелов. – СПб. : ВИФК, 1993. – 144 с.

3. Курьянович Е. Н. Психолого-педагогическая коррекция психофизиологических показателей и личностных качеств курсантов в учебном процессе ВИФКа / Е. Н. Курьянович, В. Л. Марищук, О. А. Чурганов // Военная и экстремальная психиатрия. – СПб. : ВМедА, 2003. – С. 106–108.

4. Логинов О. Н. Формирование у курсантов общевойскового ВУЗа методических умений в проведении психологической подготовки с будущими подчинёнными с применением физических упражнений: автореф. дис. … канд. пед. наук / Логинов О. Н. – СПб. : ВИФК, 2000. – 19 с.

5. Лункин А. Н. Повышение эффективности профессионального образования слушателей ВУЗов МВД России, путем применения средств физической подготовки / А. Н. Лункин ; С-Петерб. ун-т МВД России. – СПб., 2003. –178 с.

6. Макаров Р. Н. Методические рекомендации по физической и физиологической подготовке лётного и курсантского состава гражданской авиации / Р. Н. Макаров. – М. : Воздуш. транспорт, 1988. – 344 с.

7. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб. : Сентябрь. – СПб., 2001. – 259 с.

8. Марищук В. Л. Напряжённость в полёте / В. Л. Марищук, К. К. Платонов, Е. А. Плетницкий. – М. : Воениздат. – М, 1969. – 120 с.

9. Марищук В. Л. Некоторые данные о стресс-реакциях у членов лётных экипажей при длительных полётах / В. Л. Марищук, З. Н. Лебедева, М. С. Серёгин // Особенности труда и быта лётного состава, осуществляющего длительные полёты : материалы воен.-науч. конф. – Л. : ВМедА, 1965.

10. Марищук В. Л. Об эмоциональных реакциях членов лётных экипажей вертолётов в полётах / В. Л. Марищук, Т. Е. Львова, В. И. Савищев ; в/ч 64688 // Изучение особенностей деятельности лётных экипажей вертолётов. – М., 1971. – С. 55–57.

11. Марищук В. Л. Вопросы морально-психологической подготовки личного состава Советской Армии и ВМФ / В. Л. Марищук. – Л. : ВИФК, 1988. – 40 с.

12. Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте/ В. Л. Марищук, Л. К. Серова, Б. М. Блудов//. Просвещение. – М, 2005.учебное пособие.

13. Селье Г. Стресс без ди-стресса / перевод с англ./ Г. Селье.-М. Прогресс.1982. – С. 128.

14. Строганов Н. В. Физическая тренировка, как средство повышения профессиональной эффективности штурмана / В. Л. Марищук, Н. В. Строганов. – Челябинск : ЧВВАУШ, 1974. – 186 с.