ЭНЕРДЖАЙЗИНГ

С. П. Семенов, В. А. Чернявский

Институт психической культуры, Санкт-Петербург

Введение

Энерджайзинг (от англ. energize – возбуждать, побуждать к действи-ям; придавать энергию) – одна из частных методик рекультурации [7]. Специфика этой сугубо психологической технологии обусловлена, с одной стороны, тем, что для нее основными являются редко используемые роли: «Ignis», «Arbor» [5], «Doctor аlbus» [3]1; с другой – ее предназначением, которое сводится к дискретному повышению уровня жизнедеятельности за счет переключения в иное психофизиологическое состояние. Методика была разработана в связи с определением категории психогенных проблем, существование которых вызвано главным образом социальными и куль-турными факторами [8]. Согласно нашим многолетним исследованиям, среди такого рода проблем наиболее распространенной является игнавия (лат. ignavia) – состояние своеобразного психологически обусловленного гипобиоза. Энерджайзинг – вид односеансной культурно-психологической помощи при подобных состояниях. Он сочетает в себе возможности ауто-генного перепрограммирования [7], логотерапии [10], поэзиотерапии [6] и свитчинга [8].

Решаемые задачи. Сеансы энерджайзинга всегда нацелены на опти-мизацию основных функций организма за счет повышения функциональ-ных резервов. При этом первая и основная задача сеанса состоит в воз-можном повышении энергетического потенциала организма и закреплении его на этом более высоком уровне. Вторая задача, тесно сопряженная с первой, – посильно улучшить осуществление жизненно важных функций путем коррекции образа жизни.

СТруктура сеанса. Сеанс состоит из трех частей: две первые имеют вид лекции или специальной информационной композиции и являются программными, а третья сводится к специальной медитации. Первая часть предназначена для ознакомления с основными понятиями положенной в основу сеанса концепции и определения образа жизни после него. Вторая часть посвящена экзистенциальным вопросам, прояснению смыслов. По форме это аутогенное перепрограммирование [7], то есть психологическое действие, а по своей глубинной философской сути – логотерапевтическое. Его осуществляют из роли «Doctor аlbus» [3], перемежая музыкально-поэтическими интермедиями, выражающими состояния «Arbor» и «Ignis» [5] с использованием одноименных психотерапевтических ролей. При этом слушателям предлагается войти в эмоциональный резонанс (эджастмент) с психологом и таким образом «подтянуться» на соответствующий энерге-тический уровень. Заключает сеанс специальная медитация, в ходе которой из роли «Doctor аlbus» осуществляются внушения, направленные на закре-пление нового состояния.

Терминология и определение понятий

Название технологии. Что касается названия, то оно – дань междуна-родной лексической тенденции: английское энерджайзинг – то же, что энергизация или энергетизация, но лаконичнее и точнее обозначает суть дела. А она, как уже указывалось, сводится к дискретному повышению энергетического потенциала организма, величина которого фактически предопределяет интенсивность и силу жизненных процессов на основных направлениях жизнедеятельности.

Психотерапевтические роли. Концепция психотерапевтических ро-лей является составной частью теории свитчинга. Согласно этой концеп-ции, эффективность любого психологического воздействия в значительной мере определена тем психоэмоциональным состоянием, в котором пациент оказывается, подстраиваясь к психологу, и в психоэмоциональном состоя-ниии самого психолога. Повседневная психологическая практика обнару-живает существование ряда таких состояний, выражающих структурно-дискретную организацию психики [1]. Коммуникативно они являются своеобразными ролями. Решение различных психологических задач пред-полагает использование наиболее подходящих ролей. Задачи, решаемые сеансом энерджайзинга, требуют обращения к ролям, которые в теории свитчинга имеют латинские названия «Ignis» (огонь) [5], «Arbor» (дерево) [5] и «Doctor albus» (светлый учитель/доктор) [3]. Что касается двух пер-вых, то они выражают психофизиологические состояния комфортного со-ответствия природным сезонам: «Arbor» – весне, «Ignis» – лету. В отличие от них, роль «Doctor albus» выражает психологическое состояние, детерми-нированное рядом культурных факторов. О них чуть далее более подробно.

Предъявляя человеку роли «Arbor» и «Ignis», психолог как бы при-глашает его на равных в свое состояние и таким образом способствует пе-реключению в соответствующий эмоционально-энергетический режим.

Для этого исполнение роли должно быть обязательно заразительным, увле-кающим за собой. А содержательно данные роли сводятся к следующему.

«Arbor» – состояние и роль, соответствующие поре весеннего подъе-ма жизненных сил, преодоления зимней скованности. Психологическая структура этого состояния определена главным образом потребностью в самореализации, в раскрытии своих жизненных потенций. Соответствую-щие эмоции – жажда обновления, предчувствие и ожидание праздника как состояния, противоположного удручающе однообразному ходу вещей; прорыв сквозь это уныние скованной им человеческой индивидуально-сти… «Arbor» убедительно красиво звучит в стихотворении Некрасова:

Идет-гудет Зеленый Шум, / Зеленый Шум, весенний шум!

Игpаючи, pасходится / Вдpуг ветеp веpховой: / Качнет кусты ольховые, / Поды-мет пыль цветочную, / Как облако, – все зелено, / И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум, / Зеленый Шум, весенний шум!

<…>

Как молоком облитые / Стоят сады вишневые, / Тихохонько шумят; / Пригреты теплым солнышком, / Шумят повеселелые / Сосновые леса; / А рядом новой зеленью / Лепечут песню новую / И липа бледнолистая, / И белая березонька / С зеленою косой! / Шумит тростинка малая, / Шумит высокий клен... / Шумят они по-новому, / По-новому, весеннему...

Идет-гудет Зеленый Шум, / Зеленый Шум, весенний шум!

Это о нем, об этом состоянии, сказано: «И даже пень в весенний день березкой снова стать мечтает». Именно в такое состояние приглашает уча-стников сеанса культурайзер/психолог из роли «Arbor». Стихотворений, подходящих в качестве поэтических инструментов, немало; одно из них – «Аромат солнца» К. Бальмонта:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.

Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам: Будет вам!

Не узреть вам райских врат. Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам!

С сеанса клиент должен уйти с приподнятым настроением, уверен-ный, что впереди все хорошо: предстоит жить и целеустремленно действо-вать, проявляя свою истинную натуру…

Что касается роли «Ignis», То она зиждется на основе потребностного состояния самоутверждения. Если «Arbor» – это самовыражение, раскры-тие себя, то «Ignis» – радостное, победное самоутверждение. Это состоя-ние предполагает наивысший допустимый динамизм и экспрессивность во всех внешних проявлениях. Вот как оно выглядит в поэтическом изобра-жении Бальмонта:

Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному – К новому, сильному, к доброму, к злому – Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Будем, как солнце всегда – молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как солнце, оно – молодое. В этом завет красоты!

Если для ролей «Arbor» и «Ignis» главным определением является психофизиологическое, то для роли «Doctor albus» – культурное. Здесь слово doctor означает, в основном, учитель, наставник; albus – светлый. По своей природе эта роль выражает состояние, детерминированное той свет-лой областью бессознательного, к которой относятся идеалы человека доб-ропорядочного и человека высоконравственного в части их практической неосуществимости для конкретного человека. Культурайзер/психолог, соз-нательно опирающийся на данную интрапсихическую детерминанту (архе-тип), оказывается в роли «Doctor albus». Она идеально подходит для про-яснения смыслов всех тех понятий, которые так или иначе соотносятся с категориями добропорядочности и нравственности.

О дискретности жизни и возможности застревания в одном из со-Стояний. В основу свитчинга вообще и энерджайзинга в частности поло-жен тот факт, что жизнь – не ровный процесс, а чреда различных психофи-зиологических состояний, которые различаются между собой по разным параметрам и, в частности, энергетически. Организм всегда находится в одном из таких состояний. Переходы между ними совершаются дискретно: человек либо спит, либо бодрствует; либо неподвижен, либо движется. Этот принцип «либо–либо» иначе можно назвать принципом переключе-ния. Обычно переключение осуществляется спонтанно, то есть само собой, и человек даже не замечает этого. Однако в ряде случаев переход из одно-го состояния в другое либо затруднен, либо вообще невозможен без посто-ронней помощи. Так дело обстоит, например, при нарушении засыпания, когда человек вынужден обращаться за медицинской помощью, или при нежелательной беременности, когда необходим аборт. Подобная ситуация складывается и тогда, когда по тем или иным причинам имеет место за-стревание в состоянии с низким энергетическим потенциалом. Вообще го-воря, таких состояний в природе человека немало, но из числа формирую-щихся по культурно-психологическим причинам чаще всего наблюдается и потому представляет значительный интерес состояние, для обозначения которого более всего подходит латинский термин Ignavia.

Игнавия. Главные этимологические значения слова ignavia: вялость, расслабленность, недостаток энергии, бесплодность, бесполезность... Со-гласно теории свитчинга, все эти явления могут быть признаками особого психофизиологического состояния, при котором основные жизненные процессы обеспечивают лишь самосохранение организма, так что осуще-ствление любых видов деятельности, не имеющих прямого отношения к данной задаче, создает риск для здоровья. Чаще всего такое состояние об-наруживается в связи с наступлением климакса и выходом на пенсию. Од-нако это отнюдь не единственный механизм, и игнавию можно наблюдать у совсем молодых людей. По своей физиологической сути игнавия подоб-на таким известным явлениям гипобиоза, как оцепенение у пойкилотерм-ных животных [2] и спячка у гомойотермных [9]. Однако есть и фундамен-тальное отличие: те состояния являются приспособительными реакциями, когда сокращение жизнедеятельности обеспечивает выживание в неблаго-приятных условиях. При этом повышение выживаемости обусловлено, с одной стороны, уменьшением риска повреждений вследствие прекращения какой-либо деятельности во внешней среде, с другой – минимизацией энерготрат, когда в отсутствие поступлений энергии все энергетические ресурсы используются только на осуществление очень и очень замедлен-ных основных жизненных процессов, и их хватает на долгий срок.

При игнавии же ни полного прекращения деятельности, ни много-кратного замедления основных жизненных процессов, разумеется, не про-исходит, так что, хотя риск повреждений и становится несколько меньше, в целом жизнеспособность скорее снижается, нежели возрастает. Ведь осуществление любых видов работы в обстоятельствах дефицита энергии и пластических материалов возможно только за счет обкрадывания основ-ных жизненных процессов, в частности восстановительного, вследствие чего необратимые поломки начинают быстро накапливаться. При игнавии жизнь продолжается дольше всего тогда, когда человек не совершает ни-каких видов деятельности, кроме направленных на самосохранение, и не озабочен ничем, кроме здоровья.

О природе игнавии. Со времен Уолтера Кеннона (1929) [13] едва ли не основным признаком живых существ считается их способность поддер-живать постоянство своего состава и строения, то есть гомеостаз. Понятие о гомеостазе является, безусловно, базисным для современной физиоло-гии. Однако не менее важным должно быть пока еще плохо осознаваемое понятие о том, что организм на протяжении всего своего существования является не просто системой, а системой целеустремленной; иными слова-ми – имеет определенное предназначение. Поскольку осуществление целе-вой функции предполагает наличие некоторого избытка энергии, соответ-ствующий энергетический режим должен обеспечивать и основные жиз-ненные процессы, и этот избыток. Именно такой режим и надо считать нормальным, а состояние в целом нормэргическим и потому наиболее устойчивым.

Игнавия – вид гипобиоза, гипэргическое состояние, в которое орга-низм переходит с утратой целевой функции. Это может быть как следстви-ем действительной потери способности осуществлять данную функцию в силу тех или иных объективных причин, так и следствием осознаваемого или бессознательного отказа от нее по психологическим причинам. Далее показано, что чаще имеет место именно этот социо-культурно-психоло-гически детерминированный отказ.

О родовой функции. Из чего следует, что организм – система целе-устремленная, и в чем заключается цель? Согласно эволюционной теории, организм любого живого существа во всех деталях своего строения и осо-бенностях своих функций – плод миллионов лет «естественного отбора». Придерживаясь этой точки зрения, важно обратить внимание на то, что сам механизм естественного отбора работает только при условии, что жи-вое существо способно произвести потомков. Следовательно, прежде, не-жели начал работать естественный отбор, уже имела место способность к продлению рода. Именно она является первейшим свойством организма, а все другие его свойства и механизмы – всего лишь средства, обеспечи-вающие решение данной задачи. Продление рода и есть та цель, к которой биологически устремлено существование любого живого существа. При этом сама функция продления рода является цементирующей весь орга-низм. Ее осуществление и подчинение ей – обязательное условие нормаль-ного течения жизни и максимального долголетия. В свое время S. Freud предложил для обозначения совокупности соответствующих влечений термин «Эрос» (греч. ερος ― любовь), а в своей последней теории влече-ний он свел все основные влечения к двум категориям: влечения к жизни (эрос) и влечения к смерти. При этом основное содержание первой катего-рии в значительной мере соответствует представленному нами пониманию родовой функции.

Используя его, той же формуле можно придать следующий вид: ор-ганизмы живых существ скрепляет их эротическое начало. Ясным свиде-тельством справедливости данной формулы служит тот факт, что у боль-шинства видов живых существ продолжительность жизни лишь незначи-тельно превышает репродуктивный возраст. Как только особь утрачивает способность к продолжению рода, ее общая жизнеспособность резко пада-ет. На первый взгляд, у высших животных и у человека дело обстоит ина-че. Однако надо принять в расчет, что, в отличие от других живых су-ществ, воспроизводство человека отнюдь не завершается деторождением, ведь человек – существо не только биологическое, но культурное и соци-альное. Вне человеческой культуры, вне человеческого общества (иными словами – как животное) человек мало жизнеспособен. Так что для челове-ка продление рода (осуществление родовой функции) предполагает еще, во-первых, воспитание до такого возраста, когда потомок сможет сущест-вовать самостоятельно; во-вторых, передачу ему культуры, то есть инфор-мации, без которой наш вид нежизнеспособен; в-третьих, поддержание и развитие общественного строения. Отсюда явствует, что человек потенци-ально – долгожитель, ибо его организм эволюционно рассчитан на реше-ние всех этих задач. А они простираются далеко за пределы детородного возраста. Существует достаточно свидетельств, что для человека, занятого решением этих задач, естественная смерть вообще не является жестко за-программированным событием: она наступает лишь в результате накопле-ния организмом неисправимых поломок. И наоборот, если человек пере-стает соответствовать своему предназначению вовсе, то есть утрачивает и детородную, и культурную, и социальную функции, вероятность его преж-девременной гибели гораздо выше.

Согласно теории свитчинга, это обусловлено, с одной стороны, ан-тропоптозом [4], с другой – переходом в состояние игнавии. Если антро-поптоз – это реакция самоликвидации человека либо путем самоубийст-венного поведения, либо путем внутреннего саморазрушения, которое не-вольно запускает он сам, то игнавия – просто состояние пониженной жиз-нестойкости. К сожалению, при нынешнем устройстве общества и соответ-ствующей ему культуре как антропоптоз, так и игнавия чрезвычайно рас-пространены. Все дело в том, что оба эти явления в большинстве случаев запускаются психосоциальной депривацией [4], при которой человек фак-тически лишен силой социальных, культурных или психологических об-стоятельств возможности осуществлять родовую функцию – лишен цели.

Психосоциальная депривация. Сейчас слово «депривация» широко используется как в повседневной речи, так и в качестве научного термина, который означает главным образом состояние лишения. Если человека лишить чего-то необходимого для его нормальной жизнедеятельности, по-следняя окажется, конечно, расстроенной. Так что по своей сути любая де-привация болезнетворна. Вопрос лишь в мере значимости того, чего чело-век лишен: лишение воздуха, воды, пищи ведет к быстрой гибели; лише-ние сна почти столь же губительно. Если принять в расчет сказанное ранее о фундаментальной системообразующей роли функции продления рода, легко понять, сколь велико значение и полноценной связи с другими людьми, с обществом. Ведь осуществление этой функции предполагает не только сексуальные отношения, но постоянное зиждительное взаимодей-ствие с другими людьми и с обществом, в ходе которого человек, реализуя свою индивидуальность, действует на общее благо и испытывает удовле-творение от своих усилий. Лишение этой возможности быть полезным и получать знаки признания своей полезности ведет либо к антропоптозу, либо к игнавии. Оба явления суть естественные реакции на психосоциальную депривацию. Только антропоптоз – это реакция самоликвидации (ре-акция прекращения всех жизненных функций), а игнавия – реакция спон-танного перехода к своеобразному гипобиозу, к консервации организма в качестве системы, способной лишь к самосохранению. Игнавия имеет ме-сто либо тогда, когда естественная потребность в социальном служении не очень велика, так что невозможность ее удовлетворения не вызывает тяже-лой фрустрации, либо тогда, когда достаточно велика психологическая ус-тойчивость к фрустрации. Если же фрустрация непомерно сильна, развива-ется антропоптоз. По сравнению с ним игнавия, то есть своеобразная кон-сервация, – это, конечно, не так уж и плохо. Но, во-первых, такая спонтан-но наступающая консервация почти всегда неполноценна и потому все же располагает к преждевременной гибели. Во-вторых, и это главное, в отли-чие от запущенного антропоптоза, игнавию можно преодолеть.

Психологические механизмы возникновения игнавии. Чтобы это было понятно, надо рассмотреть, как именно психосоциальная депривация при-водит к игнавии, каков ее психологический механизм. Согласно теории свитчинга [3], он, этот механизм, производен от двух фундаментальных особенностей человеческой природы.

Понятие о программах и возможности контрпрограммирования. Первая особенность заключается в том, что в любом виде своей деятельно-сти человек опирается не на инстинкты, а главным образом на опыт других людей. Его каждый из нас перенимает от окружающих в составе культуры, которая есть не что иное, как совокупный опыт, передаваемый из поколе-ния в поколение. Как таковая, культура включает в себя и все множество сведений обо всем на свете, и всевозможные установки, шаблоны поведе-ния. При этом опыт, определяющий тот или иной вид деятельности чело-века или поведения, фактически является программой [7]. Хотим мы того или не хотим, но, будучи культурными существами, мы действуем на ос-нове воспринятых программ. Переключение в гомеостатический режим и существование в этом состоянии является тоже запрограммированным событием.

Понятие программы в известной мере аналогично предложенному в свое время Э. Толменом понятию когнитивной карты [14]. Принимая эту аналогию, и переключение в состояние игнавии, и запуск антропоптоза можно считать эффектами специфического сужения когнитивной карты в обстоятельствах психосоциальной депривации.

Соответствующие программы определяют жизнь человека, который либо не может начать, либо приостановил, либо прекратил функциониро-вание в качестве родового существа. В зависимости от обстоятельств ав-томатически запускается одна из таких программ. Что касается самих об-стоятельств, то, как уже указывалось, чаще всего это наступление климакса и выход на пенсию. Другие виды психосоциальной депривации, при ко-торых социальное понуждение к прекращению общественного служения не столь очевидно, менее масштабны, хотя само понуждение нередко сильнее. А вообще, в современном обществе огромное множество людей находится в положении лишних, когда вся социальная роль сводится лишь к тому, чтобы выступать в качестве средства циркуляции денег. Нередко причиной преходящей игнавии – когда она имеет вид сплина, хандры – яв-ляется разочарование во всех видах служения. При этом человек как бы сам отказывается от родовой функции и от какого бы то ни было предна-значения. Красивые литературные примеры таких состояний находим у ге-роев Пушкина, Льва Толстого, Достоевского: Онегин2, Болконский (после Аустерлица), Иван Карамазов – каждый из них на время погружался в игнавию.

Однако в действительности подобное разочарование обычно выгля-дит куда менее живописно и порой куда более трагично. Иногда гомеоста-тический режим выражает простую неспособность найти приемлемую форму служения. Такова история Обломова. И очень часто игнавия обна-руживает естественную социальную трусость, когда человек, не находя в себе сил бороться, противодействовать угрозам, просто бежит от активной жизни в этот своеобразный гипобиоз.

ИТак, переключение в игнавию и существование в ней определены той или иной из соответствующих программ. Вопрос: как именно это про-исходит и что можно сделать для оптимизации жизнедеятельности?

О природе внушения, самовнушения и возможности контрпрограм-Мирования. Ответ на него заключается в том, что человек – существо не просто родовое, а в высшей мере социальное. Эта вторая особенность че-ловеческой природы делает каждого из нас очень зависимым от окружаю-щих людей и от общества. Как показывает практика гипноза, степень такой зависимости чрезвычайно велика. С помощью внушения один человек мо-жет не только предопределить те или иные действия другого, но даже из-менить у него течение физиологических процессов. Поскольку же образ другого человека – это всего лишь субъективная реалия, легко понять, что и сила человеческого самовнушения с позиции alter ego не менее велика. Так вот, если по каким-либо причинам это наше другое «Я» становится Врагом, от которого исходит неосознаваемый приказ «умри!», человек ли-бо кончает жизнь самоубийством, либо умирает от одного из развиваю-щихся тут же смертельных недугов. По всей видимости, в большинстве случаев именно подобный «приказ», безотчетно отданный себе в той или иной форме или полученный в завуалированном виде со стороны социума, является основным психологическим механизмом антропоптоза [4]. Если же «приказ» сводится к более мягкой формуле «выхода в отставку» в соот-ветствии с одной из действующих программ, наступает игнавия. При этом конкретные психологические причины возникновения такого гипобиоза могут быть весьма разными. А массовым явлением игнавию делают общие социальные факторы.

Социальные истоки игнавии. Есть достаточно оснований полагать, что, подобно антропоптозу, широкое распространение игнавии выражает ряд коренных свойств современной цивилизации. Поскольку она основана на принципе обмена (купли-продажи), главным мотивом хозяйственной деятельности является обогащение, нажива. И коренные свойства цивили-зации прямо связаны с ним. Далее кратко представлено несколько таких атрибутов современной культуры, образующих основу ряда болезнетвор-ных программ и, в частности, игнавии: потребительская установка, образ врага, индивидуализм.

Потребительская установка. Уже сама базисная мотивация совре-менной деловой активности чревата антропоптозом и игнавией. Дело в том, что по своей естественно-биологической природе целеподчиненная деятельность человека, обусловленная инстинктом продления рода, весьма альтруистична, ибо предполагает расходование избытка жизненных сил на осуществление родовой функции, на служение общественному благу, а культ наживы, приверженность принципу «иметь» («накапливать») обу-словлены инстинктом самосохранения и как таковые явно противоречат этому. Состояние в целом весьма противоречиво: с одной стороны, прин-цип «иметь» понуждает всех к потреблению сверх гомеостатических нужд; с другой, у множества «лишних людей» – а это практически все обыватели – он же блокирует расходование избытка жизненных сил на социальное служение. Но, как уже указывалось, блокировка родовой функции при на-личии избытка жизненных сил и обусловленная этим фрустрация ведут не к игнавии, а к антропоптозу. Риск этой реакции самоликвидации особенно велик в пожилом возрасте. Нынешнее социальное устройство, разумеется, только усугубляет этот риск, ибо социальная незащищенность стареющего человека сильно предрасполагает его к накоплению, которое не имеет ни-какого отношения к осуществлению родовой функции. А оно в пожилом возрасте и без того проблематично.

Образ врага. Апологеты существующего общественного порядка, от-стаивая его принципы, указывают на особую социальную ценность конку-ренции, которая якобы сводится к соревнованию. Да, конкуренция сильно ускоряет прогресс. Но ведь, в сущности, это никакое не соревнование, а столкновение (лат. сoncurro – конкуренция, сталкиваться, соперничать) и борьба, которые по мере ожесточения становятся «битвой не на жизнь, а нб смерть», превращаясь во всеобщую войну, когда и каждый человек, и со-циальные классы, и народы видят в другом врага. Ныне, как никогда ранее, справедливо латинское выражение «Homo homini lupus est» – человек че-ловеку волк. Фактически каждый наш современник вынужден вести не-прекращающуюся войну со всеми, используя христианские слова о любви и милосердии лишь для прикрытия.

«…Если обладание стало моей целью, то чем больше я имею, тем больше я существую. Я чувствую неприязнь и враждебность ко всем ос-тальным людям – к моим заказчикам, которых я обманываю, к моим кон-курентам, которых я выживаю, к моим рабочим, которых я эксплуатирую. Я никогда не бываю и не могу быть довольным, ибо моим желаниям нет конца; я вынужден завидовать тем, кто богаче меня, и бояться тех, кто беднее меня. Но все эти чувства я должен вытеснять, чтобы казаться (дру-гим и самому себе) веселым, рациональным, честным и дружелюбным че-ловеком, каким пытается выглядеть любой из нас» [11].

Но человек, испытывающий пусть даже подспудную ненависть к другому человеку, неизбежно аутоагрессивен и, следовательно, опасен для самого себя. Образ врага, будучи субъективной реалией, является неотъ-емлемой частью самого агрессора. При этом чем больше ненависть к про-тивнику, тем больнее она бьет по человеку, безрассудно предающемуся этому чувству. А ненависть к неявному противнику бьет еще сильнее, ибо ближайшим другим для каждого человека является его собственное тело. Что безусловно так, ведь как субъект человек фактически ограничен свои-ми рецепторами, и, следовательно, для него большая часть тела суть не что иное, как внешний объект.

В общем, сейчас, в ситуации всеобщей ненависти, вроде бы, самое время вспоминать заповедь Христа – «любите врагов ваших…» [Мф. 5: 44]. Однако она, к сожалению, во-первых, практически бессильна; во-вторых, ставит следующего ей человека в уязвимое положение. Дело в том, что принципиальная установка современности на борьбу, на агрессию естественно заостряет образ абсолютного Врага, каковым в христианском мире представляется дьявол. Сейчас этот «персонаж» и его присные – едва ли не самые популярные «герои» фильмов, книг. В такой ситуации запо-ведь «любите врагов ваших» создает риск либо антропоптоза, либо игна-вии. В наше время куда более ценной и здравой представляется другая христианская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22: 39]. Она куда больше соответствует жизнеутверждающей родо-вой/эротической функции. А для лиц, оказавшихся в игнавии, эта заповедь – основной путь возвращения в более энергичное состояние.

Индивидуализм. Болезнетворную крайность взаимоотношений с об-ществом и другими людьми обнаруживает человек, приверженный инди-видуализму. Эта психологическая установка ставит своих приверженцев в положение одиночек, которые не могут удовлетворить естественную чело-веческую потребность в сопереживании и любви, выражающую целеуст-ремленную организацию жизни. Итогом является депрессия, сопровож-даемая мыслями об абсурдности существования и допустимости тешить себя любыми способами. При этом жизнь зачастую заканчивается прежде-временно – либо от злоупотребления чем-либо, например пищей, лакомст-вами; либо от использования противоестественных средств. Нередко конец абсурдному существованию кладет суицид, то есть самоубийство.

Все это вполне очевидно. Гораздо менее очевидна связь между чрез-вычайной распространенностью индивидуализма и принципом наживы, тогда как в действительности она (эта связь) является прямой. По мере развития цивилизации и насыщения рынка товарами, предназначенными для удовлетворения натуральных потребностей, товаропроизводителям приходится, конкурируя друг с другом, все больше преступать естествен-ную ограниченность человеческой природы. При этом проповедь индиви-дуализма (под маской свободы!) суть главным образом общепринятый способ защиты от угрызений совести. Если человек признает в другом че-ловеке своего брата и любит его, он не может действовать во вред: произ-водить опасные для здоровья, сильно денатурированные продукты, раз-вращать, травить алкоголем, табаком, наркотиками. Индивидуализм же как идеология позволяет все это – «каждый отвечает лишь сам за себя!». Од-ним он позволяет ради корысти вредить, другим – быть жертвами. А то, что индивидуализм в корне противоречит целеустремленности человече-ской природы, вполне очевидно. В эпоху массовой гибели людей путем антропоптоза (алкоголизм, наркомания, суицид, опухоли) и сокращения жизни в игнавии очень важно осознавать, что в действительности человек – не одиночка, а существо в высшей мере социальное, и что поэтому жизнь следует строить на принципах коллективизма и любви.

Возможности оптимизации состояния

Как явствует из всего изложенного, находясь в игнавии, человек ли-шает себя возможности обнаружить природу долгожителя. Одного этого достаточно, чтобы постараться изменить свое состояние.

Консервация. Если выход из гипобиоза по тем или иным причинам практически невозможен, надо хотя бы оптимизировать состояние: при-дать ему форму разумного консерватизма. При этом достаточно избавить свою жизнь, с одной стороны, от избыточного потребления, с другой – от тех видов деятельности, которые отнимают жизненные силы, а никакой личной ценности не представляют. Поскольку каждый человек опирается не столько на разум, сколько на бессознательно воспринятые программы поведения, задача сводится в основном к ревизии этих программ и ауто-генному перепрограммированию. Консервативный образ жизни включает в себя только то, что либо необходимо для сохранения здоровья и относи-тельного благополучия, либо имеет безусловную личную ценность, ли-шаться которой человек не желает даже ради здоровья и долголетия.

Практика показывает, что консервативный образ жизни3, избавлен-ный от излишнего потребления, неадекватных видов деятельности и свя-занных с ними болезнетворных переживаний, сам по себе позволяет жить довольно долго. Это касается прежде всего женщин, ибо женский орга-низм, будучи предназначенным для деторождения, наделен весьма совер-шенными механизмами обеспечения гомеостаза. Итак, одна возможность оптимизации состояния – простая коррекция образа жизни в направлении полноценной консервации.

Элевация (лат. elevatio – поднятие, повышение). Другая возможность состоит в выходе из гипобиоза, в переключении на более высокий энерге-тический уровень. Это, собственно говоря, и есть энерджайзинг. Однако данная возможность реальна только для тех людей, кто психологически способен придать своему существованию больше смысла, подчинив свой образ жизни одному из видов, соответствующему возрасту, природным за-даткам и опыту социального служения. Чтобы воспользоваться ею, чело-век должен не просто принять к сведению представление об игнавии, но должен достаточно точно все понять, так, чтобы в ходе второй и заключи-тельной частей сеанса занять более энергичную позицию, а после начать «новую жизнь», сознательно выстраивая ее как целеустремленную.

ЛОготерапевтическая коррекция мировоззрения. Чтобы сохранять высокий жизненный потенциал после сеанса, человек должен строить жизнь на принципе целеустремленности, наполняя ее личным смыслом. Прояснение смыслов и рассказ о том, как выглядит такое целеподчинение в разных возрастах, составляют рациональное содержание второй части сеанса. Так же как и первая часть, она может иметь вид либо специальной информационной композиции, либо лекции. Однако, в отличие от нее, здесь обсуждение понятий осуществляется гораздо более эмоционально, в духе РЭТ [12], и перемежается ролевым чтением или мелодекламацией подходящих стихотворений.

Согласование ролей, настройка. Это то, что можно называть слово-сочетаниями «поэтическая настройка, поэтический эджастмент». Общаясь, люди всегда невольно входят в своеобразный психологический резонанс, подстраиваются друг к другу. Проводя сеанс энерджайзинга, культурай-зер/психолог предъявляет аудитории стихи, выражающие очень энергич-ные состояния («Ignis», «Arbor»). При этом используется прием Увлечения за собой [6], который требует убедительного вхождения исполнителя в адекватную роль. Воспринимая стихи, предъявленные таким образом, слушатель невольно подтягивается на соответствующий эмоционально-энергетический уровень. С его стороны нужна только искренность, и тогда к концу сеанса он уже обнаружит в себе «огонек» (Ignis).

Регуляторно-Ориентированное внушение. Завершает сеанс специаль-ная медитация, в ходе которой появившийся «огонек» должен быть рас-пространен на состояние в целом. Это достигается с помощью соответст-вующего внушения из роли «Doctor albus». Поскольку на протяжении се-анса культурайзер/психолог выступает в качестве символа программы, его внушение может быть не только общим, но и регуляторно-ориентиро-ванным, направленным на оптимизацию основных жизненных функций.

Литература

1. Кулаков С. А. Основы психосоматики / С. А. Кулаков. – СПб. :
Речь, 2003. – С. 164–166.

2. Оцепенение // Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – С. 438.

3. Свитчинг В наркологии / С. П. Семенов, К. Н. Кондратьев, В. А. Касаткин, В. А. Чернявский. – СПб. : ТАТ, 2008. – 244 с.

4. Семенов С. П. Антропоптоз: психотерапевтические аспекты пси-хосоциальной депривации / С. П. Семенов, В. А. Касаткин // Вестн. психо-терапии. – 2007 – № 21(26) – С. 9–21.

5. Семенов С. П. Аутогенное переключение (Autogenic Switching) / С. П. Семенов. – СПб. : ТАТ, 2008. – 112 с.

6. Семенов С. П. Поэзиотерапия. Теоретическая основа и некоторые частные методики // Интегративные исследования в клинической психоло-гии: наука и практика : юбил. сб. науч. и мет. работ сотр. каф. клинич. психологии РГПУ им. А. И. Герцена / под ред. В. А. Ананьева, С. А. Кулакова. – СПб. : Стратегия будущего, 2006. – С. 296–314.

7. Семенов С. П. Рекультурация (аутогенное перепрограммирование) / С. П. Семенов // Вестн. психотерапии. – 2010. – № 34 (39) – С. 25–29.

8. Семенов С. П. Role Switching (теория и практика подхода) / С. П. Семенов. – СПб. : ТАТ, 2005. – 96 с.

9. Спячка // Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – С. 603.

10.Франкл В. Психотерапия на практике : [пер. с нем.] / В. Франкл – СПб. : Речь, 2001. – 256 с.

11.Фромм Э. «Иметь» или «быть»? : [пер. с нем.] / Э. Фромм. – М. : АСТ : АСТ-М, 2007. – С. 16.

12.Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса / А. Эллис. – СПб. [и др.] : Питер, 1999. – 288 с.

13.Cannon W. B. Organization for physiological homeostasis / W. B. Cannon // Physiol. Rev. – 1929. – Vol. 9. – P. 399.

14.Tolman E. Cognitive maps in rats and men / E. Tolman // Physiol. Rev. – 1948. – Vol. 55, N 4. – P. 189–208.