ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Д. Ю. Толошинова

Психиатрическая больница им. П. П. Кащенко, Санкт-Петербург

В настоящее время танцевальная терапия с успехом применяется в лечении и психологической коррекции больных с различными заболеваниями, от опорно-двигательного аппарата до психических и психосоматических расстройств. Активной научной и практической деятельностью в данной области занимаются и отечественные ученые [ 3, 7, 8 ].

Сегодня в современной российской психотерапевтической и психо-коррекционной работе все чаще можно встретиться с влиянием восточных традиций и многочисленных направлений духовного развития человека. В развитии танцевально-двигательных методов также наблюдается синтез западных и восточных практик [ 3 ].

В данной статье автор рассматривает актуальность применения техник индийского классического танца в психотерапевтической и психо-коррекционной работе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, в танцевальной терапии.

1. Направленность техники языка жестов в психотерапевтическом процессе. В 1915 г. в Лос-Анжелесе Рут Сен-Дени основала школу «Денишон». Используя в своей работе религиозные танцы Индии, целью ее преподавания было физическое, умственное и духовное совершенствование человека. Применение индийского классического танца в российской психотерапевтической работе отмечается лишь в последнее время [ 7 ].

Индийский классический танец знаменит языком жестов «хаста» и «мудра» (санскр. – хаста – кисть руки, мудра – символ, знак, жест). Этот язык жестов напоминает сурдоперевод (язык глухонемых). При помощи различных комбинаций пальцев в индийском танце передается смысл песни, разыгрываемого действия, эмоциональные и физические состояния. При этом выполнение жестов имеет целительное воздействие на организм человека в связи с тем, что на ладонях находится большое количество точек акупунктуры, массируя которые можно рефлекторно воздействовать на внутренние органы, связанные с ними. При соприкосновении пальцев происходит не только точечный массаж, но и развивается мелкая моторика, координация движений пальцев, активизирующая работу мозга. Выполнения жестов оказывает влияние на равномерное развитие мозговых полушарий, так как они оба включены в единый процесс. «Логическое» левое полушарие отвечает за безошибочность выполнения технических элементов, а «творческое» правое – за артистизм и творческое воображение.

В. М. Бехтерев в своих работах убедительно доказал влияние движений рук и пальцев на ЦНС. Оказалось, что простая манипуляция руками помогает снять напряжение и умственную усталость [ 4 ]. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. М. М. Кольцова в своих исследованиях также установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [5].

Согласно учению Л. С. Выгодского, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко управляемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта, тем самым, указывая на важность совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении.

На практике применяются разнообразные формы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работа с карандашом, орехами, пуговицами, пинцетом и т. д., игра с пластилином, игра с бумагой, с песком или семенами, рисование пальчиками, а также изображение пальцами предметов, образов окружающего мира, конструирование фигур, действий и явлений из пальчиков и рук. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением, задает ритм, способствует быстрому запоминанию и осознанному выполнению движений.

2. Целесообразность применения техники языка жестов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существуют десятки употреблений различных жестов, обозначающих объекты, предметы и явления окружающей действительности, языковые знаки, характер отношений между людьми. Арсенал этих выразительных средств насчитывает несколько сотен понятий. Помимо самого языка жестов, танцовщицы индийского танца используют мимическое выражение эмоций и чувств, которые придают жестам особую яркость и отображают отдельные нюансы их значений.

Использование танцевальных техник и языка жестов в психокор-рекционной работе с детьми, страдающими двигательными нарушениями и испытывающими сложности в моторно-двигательной сфере, в мимическом выражении, связанным с конкретной патологией, в проявлении эмоций весьма обоснованно и необходимо. Танцевальные техники вызывают у детей большой интерес и мотивированность на участие в занятии, привносит момент игры и развлечения.

Разнообразные двигательные нарушения этих детей, затрудняющие выполнение пальчиковых упражнений, обусловлены действием ряда факторов. В. А. Лапшин (1990) выделяет следующие нарушения:

- ограничение или невозможность произвольных движений, что сочетается со сниженной мышечной силой;

- изменение мышечного тонуса, например при ДЦП отмечается повышение мышечного тонуса (кисти рук сжаты в кулаки и т. д.);

- появление насильственных движений (гиперкинезов), затрудняющих выполнение любых произвольных движений;

- снижение координации движений и равновесия;

- потеря ощущения движений тела и его частей (кинестезии);

- затруднение речи, вследствие паралича мимико-артикуляционной мускулатуры.

Помимо перечисленных нарушений можно выделить еще несколько причин, вызывающих сложности в выполнении жестов у этих детей: слабая переключаемость движений, связанная с нарушением ЦНС; сложности в длительном сосредоточении и удержании внимания; низкая мотивация. Использование техники языка жестов для работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, направлено на развитие:

1) мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

2) укрепление мышц рук, умение ощущать движения мышц;

3) навыка самообслуживания и письма;

4) мимической активности;

5) моторно-образного воображения;

6) зрительно-моторного контроля;

7) осознанного и произвольного выполнения движений;

8) переключаемости движений, согласованной координации;

9) навыка удержания позы.

Помимо перечисленного с помощью совершенствования движений рук развиваются психические процессы, такие как произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, умение действовать по инструкции, творческий потенциал ребенка.

Полагаем, что систематические занятия по изучению техники индийского танца и языка жестов способствуют коррекции не только двигательных нарушений мелкой моторики у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, но и коррекции эмоционально-волевой сферы.

3. Классификация жестов, направленность применения в практической работе. Классический индийский танец имеет обширно разработанную теоретическую базу. В трактате «Натьяшастра» [ 6 ] подробно описываются выразительные средства, доступные человеку. В «Натьяша-стре» представлены четыре вида способа выражений: а) через различные части тела, в том числе жесты и лицо; б) через голос, речь, песню; в) через чувства, эмоции; г) через внешний вид, грим, костюм.

Жесты бывают смысловыми (имеющими определенное значение) и декоративными (жесты технического аспекта танца). Существует три вида жестов: 1) смысловые жесты одной руки (насчитывается около 24 типов движений); 2) смысловые жесты двумя руками (13 типов движений); 3) технические жесты, не имеющие определенного значения (27 типов).

По значению жесты подразделяют на три группы: 1) натуральные естественные жесты, выражающие простые действия; 2) интерпретируемые жесты, имитирующие характерные признаки и черты объекта; 3) символические жесты, использующиеся для изображения понятий, объектов.

Употребление жестов обязательно сопровождается движениями тела, которые подкрепляются выражениями лица и глаз. Мимические выражения эмоций и чувств придают жестам особую яркость и отражают отдельные нюансы их значений. Танец может включать в себя 9 позиций или настроений: любовь – отвращение, героизм – страх, радость – печаль, покой – гнев, удивление. При помощи движений, мимики и жестов можно с тонкостью передать любое настроение.

В процессе изучения жестов работа терапевта с ребенком происходит индивидуально «рука в руку». Большой плюс данной методики перед привычными развивающими гимнастиками состоит в том, что язык жестов носит смысловую нагрузку, которую можно варьировать в зависимости от интересов и желания ребенка.

Нами была адаптирована техника языка жестов для работы с детьми, страдающими двигательными нарушениями, учитывая специфические особенности нозологической группы для реализации коррекционных целей. Для практической работы выделяются жесты следующего уровня: 1) выше уровня головы; 2) выполняющиеся на уровне лицо – корпус; 3) ниже уровня талии. Данная классификация необходима для развития пространственной ориентации ребенка, осознания частей и границ тела, освоения разных уровней пространства. Представляем описание некоторых тестов.

1. Простые жесты одной рукой – разнообразные жесты одной руки имеют свои конкретные функции и задачи, они могут быть направлены на развитие моторики отдельных пальцев, укрепление мышц, развитие эластичности, удержание формы, расслабление, тренировку переключаемо-сти и т. д.

2. Сложные жесты двумя руками – симметричные жесты рук, сложение простых жестов в сложные. Эти жесты направлены на согласованную и совместную работу рук.

3. Комбинации жестов двух рук – ассиметричное движение кистями рук. Эти жесты направлены на тренировку координации, внимания, памяти.

4. Разнообразные вариации жестов, сопровождающиеся различными лексическими темами. Эти жесты имеют очень широкую направленность, происходит речевое присоединение смысла к жестовому образу, повышается осознанность выполняемого действия, тренируется зрительно-моторное соотнесение.

Разработанные комплексы упражнений для развития мелкой моторики на основе языка жестов индийского танца, предназначены для детей всех возрастов, сложность упражнений варьируется в зависимости от конкретной патологии и возможности ребенка.

Для создания благоприятной мотивации на занятии обыкновенная гимнастика для пальцев становится увлекательной игрой, где пальцы и кисти рук превращаются в многочисленные предметы, образы и явления окружающей среды. Вниманию детей предлагаются занимательные рассказы, сопровождающиеся наглядной жестикуляцией.

Представляем план проведения занятия и примеры жестов.

1. Разучивание языка жестов необходимо начинать с простой разминки и разогрева мышц кистей, что способствует повышению подвижности суставов, оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей. Следует потереть друг о друга ладошки, расслабить и потрясти кистями рук, проделать сгибательные движения фалангами и пальцами рук и т. д.

2. Основная часть комплекса:

А) разучивание жестов вместе с их смысловыми значениями в последовательности: простые жесты одной рукой, сложные симметричные и ассиметричные жесты двух рук, постепенное усложнение заданий;

Б) постепенное ускорение темпа, для тренировки внимания, памяти
и переключаемости, развития ловкости и координации;

В) выполнение жестов под словесную инструкцию направлено на
осознанное выполнение жестов, благодаря присоединению смысла к жес-
товому образу. Каждому жесту присваивается название, которое необхо
димо запомнить и соотнести с определенной комбинацией пальцев. Это
служит средством более легкого запоминания жеста – происходит выпол
нение жеста не по образцу, а по памяти.

«Река» – руки располагаются горизонтально полу, кисти направлены ладонями друг к другу. Осуществляется параллельное движение рук, словно течение реки.

«Солнце» – руки поднимаются выше уровня головы, кисти соприкасаются ладонями крест на крест и проворачиваются.

«Рыба» – одна кисть накладывается на другую сверху, ладони направлены в пол, далее большие пальцы отставляются в стороны, и вращаются словно плавники, движение от себя.

«Птица» – руки горизонтально полу, кисти ладонями развернуты к себе, большие пальцы отставляются и зацепляются друг за друга, кисти перекрещиваются, делая сгибательные движения пальцами, словно птица машет крыльями.

«Цветок» – кисти соприкасаются ладонями, далее пальцы округляются и разводятся в стороны, мизинцы, большие пальцы и запястья остаются соединены;

Г) творческая работа, сочинение собственных жестов может слу
жить для развития моторо-образного воображения и для отреагирования
эмоций, например изображение животных может послужить выражением
страха у некоторых животных и т. д.

3. Расслабление кистей и пальцев рук выполняется для снятия излишнего напряжения, усталости.

Использование данной техники в работе с детьми, страдающими двигательными нарушениями, можно проводить как самостоятельное коррекционное мероприятие или включать ее в различные методы психологической коррекции: танцевальную терапию, игровую терапию, арт-терапию. Специфика использования «языка жестов» требует умения правильно выполнять жесты, трактовать их разнообразные смысловые значения как по отдельности, так и в сочетании, а также подкреплять жестовые образы соответствующими мимическими выражениями.

Предложенная техника индийского танца – языка жестов, направленная на развитие мелкой моторики, координации движений пальцев, развитие и укрепление мышц руки, тренировка навыка самообслуживания и письма, развитие мимической активности и т. д., имела успешное применение на практике. Она не имеет противопоказаний, является перспективной альтернативой существующим техникам и формам работы по развитию «тонких» движений пальцев рук.

Литература

1. Бачина О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет : практ. пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Корабова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2007. – 88 с.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2001.

3. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста / А. Гиршон // Танцевально-двигательная терапия. – М., 1997.

4. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. – СПб. : Речь, 2004. – 128 с.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова – М.: Педагогика, 1973. – 144 с.

6. Драматургия И театр Индии : сб. статей. – М., 1961. – С. 9–82.

7. Лапшин В. А. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М. : Просвещение, 1990.

8. Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2007. – 752 с.

9. Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика / Н. Ю. Оганесян. – СПб. : Речь, 2004. – 288 с.

10. Цвинтарный В. В. Играем пальчиками, развиваем речь / В. В.
Цвинтарный. – СПб., 1999. – 40 с.