Книги по психологии

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ХРИСТИАНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Периодика - Вестник психотерапии

Амбулаторный антинаркотический центр «Воскресение» при Санкт-Петербургской епархии

Христианская антропология рассматривает человека как высшее творение Бога, своего рода микрокосмос, в котором сосредоточены все ос-новные черты и свойства сотворенного мира. Человек соединяет в себе три начала: дух, душу и тело. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизнедеятельности: он всегда, даже в своем неве-рии, связан с Богом, Космосом и Землей. Основными чертами образа Бо-жия в человеке являются разумность (мышление), словесность (речь), сво-бода воли (свобода), бессмертие, владычество (господство), творчество и любовь. Именно понимание человека как образа Божьего со строго после-довательной иерархией духа, души и тела, понимание результатов и по-следствий грехопадения дает адекватное представление о человеке, причи-нах его психических и телесных заболеваний, путях их возможного пре-одоления, а также задает правильные ориентиры воспитания.

На основе представления о человеке как образе Божием, высшей це-лью жизни которого является достижение подобия Божьего (богоуподоб-ление), православная психология и выстраивает свою антропологическую систему. В ней мотивационная структура человеческой личности основана на дальних перспективах человеческого бытия, онтологически заданных человеческому роду. В процессе различных психологических и педагоги-ческих воздействий необходимо учитывать основные онтологические чер-ты образа Божия в человеке, опираться на них и культивировать их разви-тие. Это главный принцип гармонизации систем знаний христианской и психологической антропологий.

Понятие «личность» в контексте христианской антропологии

В современной отечественной и зарубежной психологии существует множество трактовок и определений термина «личность». Из всего множе-ства определений, которые даются в психологии личности, изложим не-сколько основных: по мнению К. К. Платонова, личность – это «человек как носитель сознания»; согласно Б. Г. Ананьеву, «личность – субъект об-щественного поведения и коммуникаций»; по К. Ясперсу, «индивид назы-вают личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеюще-го существования, чувством собственного, неделимого Я». В целом поня-тие личности используется для обозначения особенностей, качеств, со-стояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и обще-нием с другими людьми. А. К. Колеченко связывает понятие личности со всей гаммой жизненных проявлений человека вовне (деятельность, обще-ние). С. Л. Рубинштейн ближе всего подошел к духовному пониманию лич-ности, по его словам, «свойства личности никак не сводятся к ее индиви-дуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единич-ное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломле-нии представлено всеобщее» [1].

В повседневной жизни, в быту личностью часто называют яркое со-четание природных дарований с силой характера, самобытностью мышле-ния, яркостью темперамента, психологическим своеобразием.

Опираясь на православный подход к определению термина «лич-ность», необходимо отметить, что православие всегда говорит о личном Боге, Боге Авраама, Исаака и Иакова. Мы открываем Бога, ощутив непо-средственную, личную его близость: зов приходит от личного Бога, потому и воспринять Его может только личность или, пусть скромнее, лицо; как молиться, как взывать к Нему, как стоять перед Ним лицом к лицу, если лица нет? [2].

Сам же термин «личность», по свидетельству ряда авторов, введен в IV в. св. Григорием Нисским: to prosоpon (греч.) – слово сложное, состоит из Pros – предлога К И существительного Ops, в родительном падеже Opos Глаз, взгляд; получается: находиться перед чем-то или кем-то, кто вдохнул в сотворенного из персти человека душу, умную, великую и чудную [7, с. 9], наделенную неповторимостью свойств, из которых выстраивается лич-ность – образ и слава, то есть проявление личного Бога [13, с. 134–135].

Чтобы разграничить мирское и православное понимание термина «личность», мы предлагаем ввести два понятия: «личность» и «духовная личность». Личность – это образ Божий в человеке, проявляющийся в со-вокупности его врожденных и приобретенных свойств. Духовная личность Это подобие Божие в человеке, проявляющееся в совокупности добродете-лей и свойств, характерных для Иисуса Христа.

Иерархичность систем знаний христианской И психологической антропологий

Основой православной и психологической антропологий является христианская антропология. Именно понимание человека как образа Божь-его со строго последовательной иерархией духа, души и тела, результатов и последствий грехопадения, дает правильное представление о человеке, причинах его психических и телесных заболеваний, путях их возможного преодоления. В настоящее время большинство специалистов в области психологии и медицины занимается лечением именно симптомов болезни. А поскольку ее синдромы ускользают от внимания специалистов, болезнь не проходит, а только временно приглушается. Христианская антрополо-гия дает именно тот духовный базис и понимание человека, основываясь на котором и возможно построение позитивной и эффективной психологи-ческой науки. Исходя из этого, мы считаем правомочным введение нового терминологического понятия: «православная психология». Под Православ-Ной психологией Мы понимаем психологию, основанную на христианской антропологии и руководствующуюся при оказании помощи человеку пра-вославными духовно-нравственными ценностями. При этом критерием от-бора различного рода теоретических и практических наработок для их ис-пользования в области православной психологии является их полезность для духовно-нравственного, психического и физического развития личности.

Основные направления развития православной психологии

Православная психология, основанная на христианской антрополо-гии, воспринимает человека как образ Божий, призванный к богоуподоб-лению. Отсюда духовная иерархия является высшей и определяющей по отношению к ее психической составляющей. Поражения в области духа непременно сказываются на психическом состоянии человека, что со вре-менем проявляется и на его телесном уровне. Современное состояние дис-гармонии духовных и душевных сил человеческой личности, образовав-шееся в результате грехопадения и усиленное родовым и личными греха-ми, приводит к различным психическим отклонениям и заболеваниям. Де-прессии, стрессы, многообразные фобии, психозы, психосоматические за-болевания – результат потери гармонии внутри человеческой личности. Ум, чувства и воля, не слитые в едином порыве к добру и Богу, часто про-тиворечат друг другу и внешним установкам человека. Кроме этого, при-сутствует и воздействие инфернальных сил, стремящихся поработить че-ловека, превратить его в инструмент и проводник злой воли. Православная психология обязана учитывать эти моменты. И ее деятельность должна способствовать гармонизации отношений ума, чувства и воли в человече-ской душе, выстраиванию человеческих отношений на базисе христианской морали. На этом базисе могут и должны работать психологическое кон-сультирование, семейная психотерапия, психосоматическая коррекция, по-мощь зависимым людям и другие направления православной психологии.

Необходимость разработки и основные положения Православной теории личности (ПТЛ)

Необходимость разработки ПТЛ определяется тем, что в сущест-вующем объеме научных знаний психологу нужна теоретическая база для понимания сущности человеческой личности, о духовных и психологиче-ских процессах, внутри нее происходящих, а также о внешних силах, на нее воздействующих. Ниже предлагаются основные положения ПТЛ.

Православная теория личности основана на божественных открове-ниях Ветхого и Нового Заветов, святоотеческой аскетической литературе, христианской антропологии и тех наработках психологической науки, ко-торые не противоречат христианскому мировоззрению и нашли свое под-тверждение в практической жизни.

Основой для понимания психики человека является знание: причин создания человека; его духовно-душевно-телесного состава; его предназна-чения; изменений, происшедших в человеческом естестве в результате гре-хопадения; характера воздействий на человека со стороны Бога и ангель-ских сил; характера воздействий со стороны мира падших духов; влияние внешней среды, социальной и природной; генетическая заданность.

Нами разработана модель личности, основанная на христианской ан-тропологии (рис. 1). Раскроем, как происходит функционирование челове-ческой личности и воздействие на нее духовного мира.

Бог воздействует на личность через ее дух. Дух, просвещаясь благо-датью Божьей, просвещает душу. Божественная энергия, входя в «созна-тельное» души, ниспускается в глубины подсознательного, просвещая и очищая его. Реже возможны воздействия ангельского мира через непо-средственное явление, зрительные и слуховые образы, сны.

Демонический мир воздействует на человека в большей степени че-рез его бессознательное, влияя на чувства, эмоции, волевые составляющие. Воздействие на сознательное происходит через помыслы, реже слуховые и зрительные образы, обоняние, осязание и сны. В силу грехопадения чело-век стал открытым для демонического воздействия. Но, по промыслу Божью, это влияние не является непреодолимым, человек должен изъявить свое согласие на контакт с падшими духами, открыться его влиянию, чему способствуют его греховные поступки и духовное невежество.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ХРИСТИАНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Рис. 1. Модель личности на основе ПТЛ.

К коллективному бессознательному можно отнести общую располо-женность ко греху человеческого рода во всех его представителях, а также набор основных рефлексов, свойственных человеческой природе.

К индивидуальному бессознательному мы относим: этнические осо-бенности народа, генетические и духовные особенности данного рода (страсти и добродетели – расположенность к ним), а также индивидуальный психический опыт, ушедший из сферы сознательного в область инди-видуального бессознательного.

Воздействие демонического мира на человека осуществляется через его греховные наклонности, страсти, недостойные помыслы, чувства и же-лания. Все, что имеет в себе элемент греха, является своеобразным кана-лом, через который падшие духи имеют доступ в человека. Чем меньше в человеке того, что принадлежит миру инфернальному, тем меньше воз-можностей влияния на него демонических сущностей.

Просвещая свою душу Божьей благодатью, очищая сознательное от греховного, человек вытесняет из подсознания демоническую тьму, ликви-дирует последствия родового греха. Если в людях некрещеных греховное начало и, следовательно, бесовское воздействие настолько сильно, что падшие духи властвуют им безраздельно, то в человеке крещеном коллек-тивное бессознательное, очищенное крещением, уже не является местом безраздельного пребывания сил зла и не определяет греховную направлен-ность поступков личности. Он получает возможность свободно, самовла-стно определять духовную направленность своих мыслей и поступков. Бо-лее того, если человек после крещения проводит активную деятельность по пути очищения себя от греховных наклонностей и страстей, то благо-дать Божья, просвещая сознательное, входит в индивидуальное бессозна-тельное, попаляет демоническое воздействие и расположенность ко греху. Возможность воздействия на такого человека со стороны мира падших ду-хов значительно уменьшается. У святых она приближается к нулю.

ДЛя пояснения вышесказанного приведем следующий пример. При употреблении психоактивных веществ человек не просто дает свободу действия своему «бессознательному» (минуя критический анализ созна-ния), он предоставляет свободу действия в своем сознании инфернальным силам. При этом происходит смешение его собственной психической дея-тельности с воздействием демонических сил. Как указывает преподобный Исихий Иерусалимский: «Как дитя малое, и стало быть незлобивое, видя, как иной выделывает какие-нибудь фантазии и находя то приятным, по не-злобию своему, последует за этим дивотворцем, так и душа наша, будучи проста и блага – ибо такою создана от благого Владыки своего – находя приятными представившиеся в воображении прилоги1 диавола, и, оболь-щаясь ими, подбегает, будто к доброму, к тому, что худо, и смешивает свои помыслы с тем, что принес в воображение демонический прилог» [4, с. 167]. Как мы видим, святой здесь образно описывает механизм воздей-ствия падших духов на разум человека. Привнесение помыслов может происходить в любом состоянии человека, но особенно оно сильно при его наркотическом опьянении, когда критический анализ сознательного резко притупляется.

Виды демонического воздействия на человеческую личность

Давайте разберем механизмы воздействия демонического мира на личность человека, на его дух, душу и тело. Поскольку, как мы уже пока-зали, главенствующим в человеке является духовное начало, а затем уже (во многом зависящие от первого) душевное и телесное, то именно в такой последовательности и будем рассматривать все процессы, протекающие внутри человеческой личности.

Вначале рассмотрим воздействие на его разум. Как мы уже говорили выше, человеческая природа поврежденная последствиями первородного греха, открыта для воздействия падших духов: «…нам свойственно <…> общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душею», – подчеркивает свт. Игнатий Брянчанинов [3, с. 332].

Как указывают святые отцы [4], исходя из своего многолетнего опы-та самонаблюдений (интроспекции) [5, с. 213] и наблюдений за другими людьми, это вторжение происходит следующим образом. Митрополит Ие-рофей Влахос поясняет это так: «Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за кото-рыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочета-нии с мыслями называются помыслами… Помыслы суть художники, ри-сующие в разумной части души различные образы» [5, с. 217]. Вот как из-лагает преподобный Силуан Афонский процесс развития страстного по-мысла, который фактически является процессом формирования порочного поведения: «Первый момент – приближающееся к человеку извне некое духовное влияние, которое сначала может быть совсем неясным, неоформ-ленным. Первичная стадия оформления – появление в поле внутреннего зрения человека некоего образа <...>. Образы в иных случаях носят харак-тер по преимуществу видоподобный, в иных же – по преимуществу мыс-ленный, но более часто – смешанный. Так как и видоподобные образы вле-кут за собою ту или иную мысль, то всякие образы у подвижников имену-ются помыслами.

У бесстрастного человека “владычественный” ум может остановить-ся на пришедшем помысле как познающая бытие сила, оставаясь при этом вполне свободным от власти его. Но если в человеке есть “место”, есть со-ответствующая почва как расположение к тому духу, который заключен в помысле, тогда энергия этого последнего стремится захватить психический мир, то есть сердце, душу человека; достигают же (падшие духи. – А. М.) этого тем, что в предрасположенной к пороку душе вызывают некоторое чувство услаждения, свойственное той или иной страсти. В этом услажде-нии и заключено искушение. Но и этот момент услаждения хотя и свиде-тельствует о несовершенстве человека, однако не вменяется еще в грех: это только “предложение” греха» [10, с. 177].

Апостол Иаков раскрывая механизм подобного греховного воздейст-вия, пишет: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каж-дый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13–15). Под смертью апостол понимает отпадение от Бога, Который есть источник жизни, и предание себя на духовную смерть через согласие на грех, кото-рый является полем деятельности дьявола.

Бесстрастная личность (человек, достигший святости) ощущает при-ближение греховного помысла еще в самом начале его подхода. И дейст-вием своего духа, употребив волевое усилие или начав молиться (силою благодати Божией), отгоняет его (рис. 2).


ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ХРИСТИАНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ


Пресечение

При

Приближении

Действие


Рис. 2. Реакция бесстрастной Личности на прилог.


Прилог

Если же в человеке живет греховное начало, то «дальнейшее разви-тие греховного помысла грубо схематически может быть изображено так: предлагаемое страстью услаждение привлекает к себе внимание ума, что является чрезвычайно важным и ответственным моментом, потому что со-единение ума с помыслом составляет благоприятное условие для развития этого последнего. Если внутренним волевым актом ум не отвлечется от предложенного услаждения, но продлит свое пребывание в нем внимани-ем, тогда появляется расположение к нему, приятная беседа с ним, затем “сложение”, которое может перейти в полное и активное “согласие”; далее – продолжающее возрастать страстное услаждение может уже овладеть умом и волею человека, что называется пленением. После этого все силы плененного страстью направляются к более или менее решительному осу-ществлению греха делом, если к тому нет внешних препятствий, или же, при наличии препятствий, к исканию возможности такого осуществления.

Подобное пленение может остаться единичным и никогда больше не возобновиться, если оно было следствием лишь неопытности человека, пребывающего в подвиге и борьбе. Но если пленения повторяются, то они приводят к “навыку” страсти и тогда все естественные силы человека на-чинают служить ей.

От первичного появления услаждающего действия страсти, что на-звано выше “предложением” греха, должна начинаться борьба, которая может происходить на всех ступенях развития греховного помысла; и на каждой из них он может быть преодолен и, таким образом, не завершиться делом, но все же с момента колебания воли элемент греха уже есть, и должно принести покаяние, чтобы не потерять благодать.

Неопытный духовно человек обычно встречается с греховным по-мыслом уже после того, как он пройдет незамеченным первые стадии сво-его развития, то есть когда он приобретет уже некоторую силу и даже больше: когда приблизится опасность совершения греха делом» [10, с. 177–179].

Святой Иоанн Лествичник также указывает: «По определению рас-судительных отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложе-ние, иное – пленение, иное – борьба и иное – так называемая страсть в ду-ше» [6, с. 247]. Происходит невидимое воздействие на душу (психику) че-ловека, которая состоит из трех сфер (или трех сил): разума, чувств и воли.

Для лучшего понимания последующего материала давайте опреде-лим необходимые для нашего дальнейшего исследования понятия.

Разум – свойство души, психики человека познавать окружающий его мир. Посредством разума осмысливаются чувственные и умопостигае-мые вещи, воспринимаются и выражаются слова. Отличительная черта ра-зумности – здравомыслие и подчинение ему себя. В противном случае че-ловек мало чем отличается от бессловесных животных.

Напомним еще раз, святые отцы различают разум и ум. Разум (рас-судок) – свойство души (психики) человека, ум – «око» его духа. Со вре-мени грехопадения духовный ум человека помрачился и практически пе-рестал функционировать. Ум – свойство духа – стал отождествляться с рассудком, который практически и заместил ум в человеческой личности. Если ум первого человека, Адама, приобретал до грехопадения опыт бого-познания посредством созерцания, то теперь на это современные люди претендуют посредством рассудка. Посредством его человек пытается по-знать существование Бога, но терпит неудачу, поскольку настоящим дока-зательством бытия Бога может быть опыт чистого ума, духовного созерца-ния, боговидения. Вот почему многие люди либо вовсе «не находят Бога», либо принимают за него искаженный образ, созданный ими самими.

Чувства – субъективное глубинное переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружа-ет. Чувства можно подразделить на три группы:

1) интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной ра-боты, а также творческой деятельности;

2) нравственные чувства – чувства, в которых отражается психоло-гические отношения человека к велению совести и требованиям общест-венной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями;

3) эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потреб-ностей (музыкальных, поэтических, художественно-изобразительных и т. п.).

Воля – это способность человека сознательно управлять своим пове-дением, мобилизовать все свои внутренние силы на достижение постав-ленных целей.

Теперь давайте рассмотрим все этапы образования и развития греха, начиная от принятия помысла до осуществления его на деле (рис. 3).

Итак, прилог (или иначе: идея, помысел, мечта, мотив) возникает в рассудке человека. Святые Иоанн Лествичник, Филофей Синаит, Нил Сорский и другие святые отцы прилогом называли всякий простой помысел, воображение какого-либо предмета в разуме человека, или проще – это ка-кая-либо мысль, пришедшая человеку на разум. Некоторые помыслы име-ют источником Бога, другие – самого человека, третьи внушены людьми, а четвертые навеваются демонами.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ХРИСТИАНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Рис. 3. Реакция личности на прилог.

Особенно опасен помысел, привносимый в мысленную сферу пад-шими духами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими по-мыслы и мечтания душе представляются как бы рождающиеся в ней са-мой, а не от чуждого ей злого духа, старающегося укрыться». В этом смысле помыслы, по выражению Григория Синаита, суть «слова бесов и предтечи страстей» [9, с. 14]. «Хотя прилог сам по себе не делает человека ответственным за него, однако он является поводом к обнаружению той или другой настроенности нашей воли. В добровольном склонении нашем в пользу того или другого мотива или повода, появившегося в нашем соз-нании, и проявляется собственно свобода человеческого выбора. Человек волен выразить свое сочувствие или ненависть тому или другому вторг-шемуся в его душу прилогу» [9, с. 27].

Если разум не отвергает греховный помысел, а удостаивает его вни-мания, беседует с ним, то он входит в состав мыслей человека и начинает воздействовать на волю (см. рис. 3). Если человек волевым усилием не станет противиться помыслу разума, то произойдет сочетание помысла с волевой сферой души и его проникновение в сферу чувств. «Итак, этот второй момент является преступным в той мере, в какой <…> свободное принятие помысла обнаруживает склонение воли в сторону последнего. В этот момент воля вступает в свое действие, хотя последнее не носит еще определенного содержания и характера. Она спускается как бы в тайники человеческой души на внутренний совет с помыслом» [9, с. 29]. Как пишет Антоний Великий: «Воля, которая действует в сердце человеческом, быва-ет трояка: первая – от дьявола; вторая – от человека; третья – от Бога».

От колебания воли один шаг до отклика сферы чувств человека на греховный прилог. Чувства могут не воспротивиться греховному искуше-нию. Этот момент у святых отцов называется сосложением (см. рис. 3) и определяется преподобным Иоанном Лествичником как «согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением» [6, c. 248].

Следующий этап – пленение (см. рис. 3). Преподобный Иоанн Лест-вичник указывает: «пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца» [6, с. 248]. При переходе от этого этапа к решению греха в намере-нии отцы-аскеты подметили особое состояние души, называемое борьбой. Оно характеризуется как взаимное сопротивление помысла и воли, скло-няющейся или к истреблению страсти в помысле, или к соизволению на страстный помысел. При этапе борьбы могут включиться духовная воля и волевой душевный аспект (см. рис. 3). Это происходит благодаря благо-датному воздействию или непосредственно со стороны Бога, или через ан-гела-хранителя, святых или молитвы ближних. Если происходит соизволе-ние на страстный помысел, то есть проявление согласия человека своей воли на греховное дело, остается придумать конкретные средства для дос-тижения цели. Это происходит на следующем этапе, который называется решением. В этом случае, по словам преподобного Силуана Афонского, «все силы плененного страстью направляются к более или менее реши-тельному осуществлению греха делом, если к тому нет внешних препятст-вий, или же, при наличии препятствий, к исканию возможности такого осуществления».

Беспрепятственное проникновение мира космического зла в душу человека через помыслы может привести к очень печальным последстви-ям. Прежде всего образуется неадекватное восприятие внешнего и внут-реннего мира. Расстроенная благодаря демоническому внедрению психика дает искаженную картину мира и, соответственно, неверные реакции на поступающие раздражители, что еще более усиливает неустойчивость ду-шевного состояния и служит базой для формирования различного рода стрессорных ситуаций, психической дезадаптации личности, снижения ка-чества жизни и развития психогенно обусловленных расстройств.

Одной из самых распространенных трагедий у людей нашего време-ни стала проблема утраты смысла жизни, то есть, выражаясь языком пси-хологии, ее дальних перспектив. Имея достаточно высокий уровень благо-состояния, люди не знают, зачем и для чего живут. Это сопровождается выраженными эмоциональными переживаниями, Толкающими к пьянству, наркомании или даже самоубийству. Нередко самосознание людей на-столько замыкается в своих внутренних негативных переживаниях, что их ум начинает принимать желаемое за действительное, жить в некой вирту-альной реальности, бесконечно оторванной от действительности. Более то-го, в уме одного и того же человека возможно существование нескольких таких надуманных мирков, которые нередко противоречат друг другу и конфликтуют между собой. Безусловно, такие длительно текущие негатив-ные состояния не могут проходить для души и тела бесследно.

Непосредственное воздействие демонического мира На волю и чувства человека

Кроме указанного воздействия на человека через помыслы, возмож-но еще непосредственное влияние демонических сил на его волю и чувст-ва. Причем сила этого воздействия во многом определяется степенью гре-ховности человека, его родовой духовной заданности, духовным настроем, участием или неучастием в церковных таинствах, присутствием или отсут-ствием позитивных или негативных мистических воздействий от других людей. Ниже мы подробно рассмотрим все вышеуказанные пункты.

Грех, греховность и ее степени. Православие определяет грехов-ность как смертельное заболевание падшего человеческого естества, где человек – это тяжело больной пациент, а Бог – любящий врач. Шестой Вселенский собор (VII в.) прямо определяет грех как болезнь души. А в богослужебной практике Православной Церкви такое понимание греха вы-ражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

Сам по себе грех не имеет онтологической сущности. Зло, согласно православному вероучению, не обладает самостоятельным существовани-ем, а является искажением добра, своеобразным грибком на здоровом теле. Так, например, образование ржавчины возможно лишь при наличии желе-за, а болезнь возможна только при наличии здоровья. Грех паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Многие наши влечения (включая сексуальные и прочие физиологические потребности), с точки зрения православной аскетики, нужны, добры и заложены в нас Господом. Грех же рождается при искажении, неадекватном усилении или несвое-временной реализации различного рода инстинктов, заложенных в челове-ческую природу Богом.

Греческое слово «амартиа», обозначающее грех, буквально перево-дится как «промах», непопадание в цель. Это происходит от того, что че-ловек «стреляет не в ту цель или не в том направлении». Совершая любой грех, человек нарушает волю Божию и заставляет свою природу работать не так, как это было задумано Творцом. А поскольку Бог есть любовь и все, что создано и устроено Им, служит только во благо, любое инако дей-ствие приведет к повреждению объекта, а это и есть грех. Иными словами, грех – это все то, что приносит духовный, психический или физический вред человеку или другому Божьему созданию.

Невольно возникает вопрос, так все же почему человека так влечет ко греху. Очень хорошо, на наш взгляд, на этот вопрос ответил на своем электронном сайте [11] архимандрит Рафаил Карелин: «Если бы какой-нибудь психолог взял на себя труд изучить характер и поведение демона, то он бы пришел к выводу, что имеет дело с душевнобольным, который вмещает в себя все известные психопатологии заболевания. Он бы нашел в нем и манию величия, и параноидальные состояния, фобии, галлюцинации и т. д. Кажется, что демон больное существо, которое источает из себя ви-русы душевных заболеваний. Это источник, из которого льется в мир бе-зумие и метафизическая тьма. Что влечет человека к демону? Что он ищет в грехе? В своей жизни каждый из нас неоднократно убеждался в том, что в грехе нет ни радости, ни счастья как состояния души, а только пережива-ния душевной смерти прежде телесной смерти. Почему грех манит челове-ка? Грех – это безумие, добровольное погашение сознания, уродство, поте-ря себя, погружение в состояние внутренней тьмы, потеря благодати, от-падение от Бога, душевный хаос, ощущение скверны, которая, как вода губку, пропитывает душу и тело. Это одна из загадок нашего бытия, что влечет нас к греху, что находят люди в сатанинских сектах, где жестокость и извращение принимают ритуальный характер. Нам кажется, что объяс-нение греха мы можем найти только в одном, что грех – это не изолиро-ванное действие человека, а условие демонообщения. Демон – падший Ан-гел, который сохранил ангельскую силу, только направленную к злу; со-хранил мощь своей природы; сохранил огромный, превышающий челове-ческое представление потенциал сил и возможностей, и поэтому демоно-общение дает человеку иллюзию познать через грех новые глубины бытия, воспринять демоническую энергию, стать подобным падшему духу в его мнимой свободе. По-нашему мнению, существует мистика греха, и чело-век стремится почерпнуть черную энергию из океана космического зла и войти в контакт, в союз, в завет с тем существом, который стал творцом греха и антиподом Бога. Для богообщения нужно непрестанное усилие, борьба со страстями и с первородным грехом. А для демонообщения не нужно ничего, кроме прыжка вниз. Поэтому, по-нашему мнению, присут-ствие в грехе демона как живого существа, с которым мы входим в кон-такт, делает грех притягательным. Это демонообщение осуществляется в подсознании человека. Даже люди неверующие чувствуют, что во время таких грехов, как убийство, на них давит какая-то посторонняя сила. Но не только давит, она манит их совершить преступление. Шизофрения – это раздвоение личности, а в грехе происходит соединение двух: демона и че-ловеческой души. Только, в отличие от шизофрении, сохраняется сознание своего поступка и добровольное согласие на грех. Даже при тирании демо-на это сознание не исчезает. В грехе заложено тайное желание осущест-вить единство с демоном, тайная любовь к демону, поэтому вечные муки – это вечное состояние демонообщения – единства, которое превратилось в вечную константу. Не сам по себе грех, а приближение через грех к сатане наполняет душу человека каким-то мутным восторгом и ожиданием каких-то новых емкостей бытия. Господь назвал демона лжецом и человекоубий-цей. Демон лжет, как иллюзионист, обещая блаженство в грехе, а затем со-вершает дело человекоубийцы, погружая душу во мрак как подобие смер-ти, лишая ее Бога – источника жизни. И опять демон со своей черной энер-гией подходит к человеку, заманивает его в поле своих иллюзий, и опять делает человека подобием трупа. И странное дело, человек вместо того, чтобы отшатнуться от греха, как от огня, уже опалившего его, ищет снова счастья в новых глубинах греха, в новых степенях демонообщения и опять становится живым трупом. Поэтому грех это не только ошибка, излишество, невоздержание или болезнь; грех это не вид особой лжемистики, ан-типод богообщения. Грех необъясним как антропологический феномен. Он уходит, как дерево корнями в землю, в мир метафизического зла. В реальном демоноуподоблении через грех скрыта тайна вечных мук, кото-рые так яростно отвергаются современными гуманистами, реформатора-ми христианства».

Если грех входит в привычку и становится для человека источником удовольствия, то в естестве грешника постепенно происходит перерожде-ние благодатных природных свойств, употребляемых отныне лишь для по-лучения греховных услаждений. Эти свойства выходят из-под контроля человеческой воли, становятся неуправляемыми и превращаются в стра-сти, которые требуют от падшего человека все новых и новых греховных услаждений. Преподобный Исаак Сирин говоря о страстях, указывал, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

У ряда святых отцов мы находим разделение греха на три категории:

Первородный – это греховное поражение человеческой природы, наступившее в результате грехопадения первых людей, иными словами, та самая наследственная болезнь, передающая расположенность человеческо-го рода ко греху. Как указывал преподобный Макарий Египетский, «пре-ступивший заповедь, Адам принял в себя закваску страстей, так и родив-шиеся от него, и весь род Адамов по преемству стали причастниками этой закваски; а при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже ум-ножились в людях греховные страсти, что простерлись они до прелюбо-деяний, непотребств, идолослужений, убийств и других непотребных дел, пока все человечество не вскисло пороками»;

Родовой грех – это специфическая расположенность к определен-ным видам греха, проявившаяся и закрепившаяся в определенном челове-ческом роде;

Личный грех – грех, содеянный конкретной личностью, в конкрет-ное время.

При таком понимании греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что множество серьезных заболеваний бывают наследственными. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь врожденную предрасположен-ность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете сопутствующих забо-леваний. И если грех – это болезнь, значит, он вполне может передаваться по наследству.

Исходя из всего выше сказанного, сделаем следующие необходимые определения. Итак, под степенью греховности человека, мы понимаем сте-пень его погруженности в греховную жизнь, укорененности в нем навыков греховного поведения (то есть наличие греховных привычек, страстей, де-структивных стереотипов поведения).

Родовая духовная заданность – это весь объем позитивных и нега-тивных духовных и душевных предрасположенностей, зачатков доброде-телей, пороков, талантов, которые человек получает при рождении как ге-нетическую духовно-душевную наследственность от своего рода.

Духовный настрой Твердо принятое и практически исполняемое решение о ведение правильной духовной жизни.

Участие в церковных таинствах – это прежде всего регулярная испо-ведь и причастие святых Христовых Таин, а также по мере необходимости соборование (елеоосвящение). При этом очень важно регулярно молиться за церковными богослужениями, выполнять домашнее молитвенное пра-вило, поститься во все посты и постные дни.

Молитва ближних и Церкви за человека играет огромную роль в его жизни. Бог есть любовь, и когда люди по любви просят Творца за кого-то, то Он охотно выполняет молитвы просящих. Изливаемая Богом благодать укрепляет человека в делании добра и попаляет бесовские козни на него направленные. По закону сродства человеческих душ всякое доброе дело, выполняемое бескорыстно и посвящаемое за кого-то, присваивается тому человеку, за которого оно сделано. Это духовно укрепляет последнего, по-могает его духовному преуспеянию.

Колдовство, чародеяние со стороны одержимых инфернальным ми-ром людей тоже может оказывать негативное воздействие на человека. Из-вестно, что человек, будучи существом социальным, постоянно в той или иной степени контактирует с окружающими его людьми. При этом проис-ходит своеобразное духовно-психическое взаимопроникновение и взаимо-действие. Священное Писание об этом предупреждает: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (благ, праведен тот человек, который не ходит на совещание людей неправедных) (Пс. 1: 1) и «худое сообщество развра-щает добрые нравы». Народная же мудрость свидетельствует по этому по-воду: «с кем поведешься, того и наберешься». Сила колдовского воздейст-вия зависит прежде всего от степени греховности объекта чародеяния, а также от силы колдуна (в том числе уровня иерархии его беса-помощника). Чем больше в человеке того, что принадлежит миру тьмы, тем легче входит в него негативное воздействие. Оно использует имеющееся в личности зло как своеобразные каналы для проникновения в его душу и тело.

Воздействие на чувства может проявляться в виде сильнейшего, поч-ти непреодолимого чувства стремления к чему либо. Например, чувства ярости, гнева, безудержной похоти или ничем необъяснимого страха. При этом объективная мотивация для появления данного чувства может быть незначительной или вообще отсутствовать. Если человек при этом все-таки сможет претерпеть и сразу не отдаться деструктивному чувству, а тем бо-лее способен встать на молитву или чтение Священного Писания, то яро-стная вспышка вскоре проходит.

С другой стороны, воздействие падших духов на чувственную сферу может выражаться и не в столь бурном проявлении чувственного желания, а в постоянном давлении его присутствия. Например, постоянным желани-ем наркомана является наркотик или пьяницы – алкоголь.

Воздействие демонических сил на волевую сферу может проявляться или в полной ее парализации, или в крайнем ослаблении. Так, например, человек понимает, что этого делать нельзя, но не в состоянии противиться надвигающемуся на него влечению. Это происходит от того, что духовная воля у него не развита, а волевой душевный аспект парализован образо-вавшимся греховным навыком. Например, игроман понимает, что нельзя погружаться в азартную игру, но не в силах отказаться от соблазна. Его воля как бы парализована, сила ее полностью утрачена. Отсутствие силы воли, руководства ее со сторона ума – самая распространенная духовная и психическая болезнь нашего времени. Начинается она с раннего детства, а становится явной особенно в школьный период. Многие дети просто не-способны контролировать свое поведение, принуждать себя к учебе и тру-ду. В психологии такая болезнь, характеризующая парализацией воли, на-зывается абулией.

Человек по замыслу Творца – существо целостное. Сознание и тело, душа и дух являются неделимыми частями единой целостной системы. По-этому, чтобы добиться полного исцеления, нельзя лечить только симптомы болезни, нужно лечить всего человека. Необходимо выявить, какие нару-шения на духовном, душевном и телесном уровнях привели к возникнове-нию заболевания. По сути дела, источником болезней является грех, кото-рый искажает человеческую природу. Именно поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление правиль-ной духовной жизни. Это первый этап выздоровления. Вторым этапом вы-здоровления является обретение душевной цельности, душевного равновесия, мира с самим собой, осознания ответственности за свою болезнь. В Священном Писании имеется ряд указаний на связь страстей и болезней: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит ста-рость» (Сир. 30: 26); «Утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо пе-чаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30: 25). Современная психо-терапия отследила и проанализировала связь между соматическими забо-леваниями и определенными душевными состояниями человека. Работа над последними, как правило, приводит к частичному или полному выздо-ровлению болящего. В исследовании в сфере психосоматических взаимо-отношений, которое мы проводили, опираясь на христианскую антрополо-гию и ПТЛ, была выявлена прямая связь между болезнями, их психиче-скими причинами (чаще всего страстями и устойчивыми аффективными реакциями) и духовными повреждениями, послужившими синдромами данных болезней. Нами на основе христианской антропологии и ПТЛ была также разработана и соответствующая методика исцеления. В основе ее лежит снятие духовных синдромов, затем нормализация психического со-стояния, далее, если это необходимо, лечебное воздействие на телесную составляющую человека.

Приведем примеры. Болезни сердца зачастую возникают как следст-вие недостатка любви и безопасности, а также от эмоциональной замкну-тости. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собствен-ным чувствам. Человек, запрещающий себе проявлять свою любовь к дру-гим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Православие всегда говорит о необходимости искренности, открытости, непосредственности в выражении своих чувств. «Будьте как дети», – говорит Иисус Христос. А дети, пока они еще не испорчены не-правильным воспитанием, всегда искренни и цельны. Когда им плохо, они плачут, весело – смеются, любят и открыто говорят об этом. Это оказыва-ется необходимым для сохранения психического и физического здоровья. Нельзя загонять свои чувства и эмоции внутрь. Они не исчезают и по зако-ну сохранения энергии направляются внутрь организма, отчасти в подсоз-нание. Оттуда разрушительным образом воздействуют на человека в це-лом. Можно спросить: а что же делать с негативными эмоциями? Разве их не надо преодолевать? Безусловно, надо с ними работать. Вместе с тем мы должны помнить, что затаенная, к примеру, злоба, зависть или похоть раз-рушительно действует на организм грешника. Их надо вывести из себя. Как? Например, сердечной молитвой и покаянием пред Богом. Хорошо при этом употребить земные поклоны, громко вслух прочитать покаянные молитвы.

Для тела можно заняться тяжелой домашней работой или спортом. Быстрая ходьба или пробежка до пота, для мужчин бой с тенью или спор-тивные игры также способствуют выводу негативной энергии. Занятие любым видом творчества, игра на музыкальных инструментах или пение будут полезны в данной ситуации. Это все для тела и души. Но начинать надо с духовной работы. Если не каяться в совершенных грехах и имею-щихся страстях, не противодействовать и не преодолевать их – все осталь-ное становится бесполезным, так как корень болезни, скорби и несчастья останется нетронутым. И искушение будет постоянно повторять, овладе-вать и разрушать человека.

ПТЛ и другие методы православной психологии применялись в ам-булаторном антинаркотическом центре «Воскресение» при Санкт-Петербургской епархии в 2007–2010 гг. За это время реабилитацию в цен-тре прошли более тысячи человек. Это наркозависимые и их родственни-ки. Часть из них была направлена в стационарные центры «Саперное», «Торфяное» и другие православные центры, а также в монастыри и подво-рья, принимающие наркозависимых. Эффективность реабилитации среди тех, кто от начала и до конца прошел программу центра, составила около 70 %. За счет чего же достигается такой высокий результат? Главным и ос-новополагающим в работе центра «Воскресение» является принцип: по-мочь наркозависимому, а также и их ближайшему окружению стать дру-гими людьми, приобрести четкую духовную ориентацию, совершенно иную мотивационную структуру личности. Достижение этой цели и позво-ляет достичь такого высокого реабилитационного эффекта. На основе ПТЛ и других методов православной психологии и педагогики осуществляется помощь страдающим алкоголизмом, табакокурением, игровой, компью-терной, интернетной, оккультной зависимостями. По многолетним данным наблюдений школы Православной психологии и медицины, подобная ме-тодика лечения и дает очень высокие результаты и стабильность ремиссии.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : МГУ, 1990. – 367 с.

2. Аверинцев С. С. «Боже! Ты Бог мой» [Электронный ресурс] // Лит. газ. – 16.01.1991. – URL: Http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Literat/aver/ Bgm. php.

3. Игнатий, епископ Ставропольский. Творения – М. : Сретенский монастырь, 1997. – Т. 3. – 570 с.

4. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Главы о трезвении // Добро-толюбие / пер. свт. Феофана Затворника. – М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – Т. 2, гл. 43. – С. 155–202.

5. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. – М. : СвятО-Троицкая Сергиева лавра, 2004. – 368 с.

6. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. – М. : Лествица, 1997. – 672 с.

7. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. – М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – 535 с.

8. Никодим Святогорец. Невидимая брань. – М., 1892. – 240 с.

9. Николай (Могилевский), митрополит. Тайна души человеческой – М. : Отчий дом, 1999. – 172 с.

10.Софроний, Архимандрит. Старец Силуан. – М. : Сретенский мо-настырь, 2000. – 463 с.

11.Официальный сайт архимандрита Рафаила Карелина [Электрон-ный ресурс]. – URL: Http://karelin. ru/.

12.Яннарас Х. Избранное : личность и эрос / Х. Яннарас. – М., 2005. – 94 с.