Книги по психологии

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Периодика - Вестник психотерапии

Тольяттинский государственный университет

Введение

Согласно современным научным позициям, воспитание детей долж-но строиться в опоре на культурный опыт человечества, который позволя-ет усваивать эталоны культуры на ранних этапах становления личности, когда у ребенка только начинают формироваться потребности, интересы, ценности, вкусы, оценки и нормы поведения [1].

Исследователи М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, В. Т. Кудрявцев, О. П. Радынова, С. А. Фадеева отмечают, что именно в дошкольный период детства особое развитие получает процесс «присвоения» ценностей худо-жественной и музыкальной культуры общества. Развитие у дошкольников ценностного отношения к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкальной культуры, насыще-ние и обогащение опыта восприятия музыкальных произведений как эта-лонов красоты в искусстве.

Опираясь на общетеоретическое положение о том, что процесс вхо-ждения в культуру начинается с распредмечивания культурных знаков в соответствующей деятельности и при развитии необходимых для этого личностных качеств, необходимо рассмотреть слагаемые, отражающие со-держание музыкально-эстетической культуры личности.

Методические аспекты исследования

Сущность музыкально-эстетического воспитания состоит в превра-щении культуры общества в культуру конкретной личности. Раскрыть со-держание формирования музыкально-эстетической культуры личности ре-бенка дошкольного возраста возможно, выделив ее структурные компо-ненты. В своем исследовании мы остановимся на тех компонентах музы-кально-эстетической культуры, которые, с нашей точки зрения, являются базовыми, системообразующими и характеризуют личность дошкольника как субъекта культуротворческой деятельности.

Музыкально-эстетическая культура личности – многомерное, ком-плексное понятие, совокупность качеств внутренней музыкально-эстети-ческой культуры человека и музыкально-эстетической деятельности.

Л. А. Тарасова [4] рассматривает музыкально-эстетическую культуру субъекта как многомерное комплексное понятие, включающее многообра-зие компонентов внутренней музыкально-эстетической культуры человека и музыкальную деятельность. Она указывает на то, что формирование внутренней музыкально-эстетической культуры личности происходит в ре-зультате целенаправленного «перехода» музыкально-эстетической культу-ры общества в музыкально-эстетическую культуру отдельной личности в процессе восприятия музыкальных произведений. Внутренняя музыкаль-но-эстетическая культура по мнению ученого представляет собой сплав художественно-эстетического сознания, художественно-образного и абст-рактного мышления.

В исследовании М. А. Фадеевой [8] в структуру музыкально-эстети-ческой культуры личности включены музыкально-эстетическое воспри-ятие, музыкально-творческая активность, музыкальный опыт и музыкаль-ность. Позиция автора сводится к тому, что культура неотрывна от челове-ческой деятельности, творчества и созидания.

Р. А. Тельчарова [6] считает, что слагаемыми музыкально-эстетиче-ской культуры должны выступать ее ценностно-аксиологические и творче-ские ориентации человека, проявляющиеся в единстве способностей, му-зыкально-эстетических знаний и навыков, чувств, оценок и убеждений. Структуру музыкально-эстетической культуры автор представляет в виде двукомпонетной системы, включающей:

– музыкально-эстетическую деятельность как проявление человече-ской активности в сфере духовно-практического овладения ценностями музыкальной культуры;

– музыкально-эстетическое сознание как способ отношения к музыке «со знанием и пониманием», это внутренний идеальный план музыкальной деятельности, совокупность социально-психологических процессов, про-исходящих в человеческом мозге, с помощью которых происходит освое-ние музыкальных ценностей и музыкальное творчество.

Обозначенные компоненты отражают процессуальный характер му-зыкально-эстетической культуры личности, которая динамично функцио-нирует как система «распредмечивания» и «опредмечивания» музыкаль-ных ценностей. Овладеть культурой – это значит «распредметить» ее код, то есть «овладеть музыкальным языком», при этом, овладевая языком му-зыкального искусства, человек творит («опредмечивает») собственную музыкально-эстетическую культуру в виде творческих сил, способностей, отношений.

Структура музыкально-эстетической культуры в современных науч-ных и методических работах представлена весьма разнообразно, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития, таких как уровень певческого развития, навыки восприятия класси-ческой и современной музыки, уровень творческой активности и т. д. Од-нако, как считает Л. В. Школяр «продвинутость» детей в разных сторонах постижения музыки все же в сумме не составляет музыкальной культуры. Компоненты ее должны быть обобщенными, содержательно выражать са-мое существенное в ней, быть общими по отношению к частному.

Поиски в области осмысления структуры музыкально-эстетической культуры ребенка идут по пути выделения в ней стержневых компонентов, соответствующих возрасту и отражающих наиболее существенные содер-жательные аспекты данного качества в динамике их развития.

Л. В. Школяр [2] подчеркивает, что становление младшего школьни-ка как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Раз-витие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «ин-дивидуального космоса» – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Исследуя музыкальную культуру личности, Л. В. Школяр высказыва-ет мысль о том, что основанием для ее оценки могут и должны выступать такие новообразования в духовном мире ребенка, которые развиваются благодаря преломлению нравственно-эстетического содержания музыки в его мыслях и чувствах. В структуре музыкальной культуры личности автор выделяет следующие компоненты музыкальной культуры школьников: му-зыкальный опыт, музыкальную грамотность, которую Д. Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, явля-ется ее стержнем, ее содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л. В. Школяр, – наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о му-зыкальных интересах ребенка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свиде-тельствует об ориентировке (или об отсутствии ее) в ценностях музыкаль-ного наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в совре-менной окружающей музыкальной жизни.

Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осве-домленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребенка к той или иной музыке (что ре-бенок ищет в ней и что ждет от нее).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами воспри-ятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способ-ность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутрен-нюю связь между содержанием музыки и характером ее исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора. В полной мере это отражается в эмо-циональной отзывчивости на музыку, проявляющейся как личностное ка-чество ребенка.

Музыкально-творческое развитие ребенка (третий компонент) рас-сматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развито-сти человека, а в музыке – это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как само-познание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребенок выражает свое отно-шение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребенок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение – когда через музыкальное искусст-во он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

Исследование структуры музыкальной культуры детей дошкольного возраста впервые было осуществлено в работах О. П. Радыновой [3]. Му-зыкальную культуру ребенка дошкольного возраста, автор рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе сис-тематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмо-циональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музы-кального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, на-копления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потреб-ностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, ак-туализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности. Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка выступает му-зыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музы-кального восприятия, исполнительства и творчества на основе знаний, умений и навыков. Музыкально-эстетическое сознание – базовый компо-нент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную дея-тельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Термин «музыкально-эстетическое сознание» относится к области эстетики. Содержание и структура эстетического сознания личности опре-делены в работах Г. С. Апресяна, И. А. Джидарьян, А. Я. Зись, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Ф. Д. Кондратенко, Н. Л. Лейзерова, Л. П. Печко, Р. А. Тель-чаровой, А. И. Катинене, О. П. Радыновой. В структуру эстетического соз-нания включаются такие элементы, как эмоции, переживания и чувства, вкус, оценки и отношения, эстетический идеал. О. П. Радынова [3] пишет о том, что формирование каждого из них требует включения и активизации эмоциональных и интеллектуальных процессов в их единстве и соотнесен-ности. Автором подчеркивается, что осознаваемые структурные элементы эстетического сознания формируются при опоре на опыт и данность чув-ственно-эстетических контактов с объектами и другими субъектами.

Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при общении с музыкой преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними пе-реживаниями. Многие исследователи отмечают, что при использовании разнообразной по эмоциональному содержанию музыки, которая обладает художественными достоинствами, происходит знакомство с произведе-ниями разных эпох и стилей и ребенок накапливает тезаурус впечатлений о музыке и приучается к ее интонационному языку. О. П. Радынова [3] ука-зывает на то, что только в этом случае могут быть заложены основы музы-кальной культуры.

Музыкально-эстетическое сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, по определению Р. А. Тельчаровой [6], образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически-операционного), компонент музыкальной культуры личности. Данный вид сознания представляет со-бой форму отражения музыкальной действительности как совокупность социально-психических процессов, с помощью которых личность постига-ет музыкальные произведения и свои собственные впечатления от них.

Начало музыкально-эстетическому отношению дает музыкальная потребность. Развивать эстетические потребности – это значит утверждать формы самореализации личности, раскрывать ее творческий потенциал. Именно с потребности воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и искусстве берут свое начало все другие формы музыкально-эстетического сознания, такие как эстетические переживания, суждения, оценки, вкусы. Следовательно, музыкально-эстетические потребности глубоко характери-зуют сознание личности и выступают психологическим основанием раз-личных форм эстетической активности человека.

Специфика эстетической потребности в структуре эстетического сознания личности четко выражена в предметном содержании и побуди-тельной мотивирующей силе потребности и в ее динамичности.

Предметная направленность потребности, ее ориентированность на объекты и явления внешнего мира предполагают постижение, овладение, включение в определенных отношениях этого внешнего во внутреннюю систему жизнедеятельности личности. Безусловно, доступность общения с музыкальным искусством оказывается существенным фактором для разви-тия музыкальной потребности и, в конечном итоге, важным для формиро-вания музыкально-эстетического сознания личности. Сама музыкальная потребность формируется и развивается в процессе восприятия музыки. Р. А. Тельчарова [6] отмечает, что прежде, чем осознается нужда в том или ином музыкальном произведении, оно должно быть предварительно вос-принято человеком и выделено из музыкально-звукового потока в процес-се восприятия. Более того, сама потребность воспринимать музыку может сформироваться исключительно как потребность, основанная на богатом опыте восприятия музыкальных произведений.

О. П. Радынова [3] пишет о том, что музыкальный опыт ребенка до-школьного возраста, складываясь на основе предшествующего и настоя-щего эмоционального опыта общения с миром музыкальной культуры, иг-рает роль регулятора его эмоционально-оценочных отношений. Получая с детства впечатления в определенной социально-культурной среде, ребенок неосознанно впитывает в себя отдельные мелодические обороты, интона-ции произведений, характерные тембры звучащих инструментов, т. е. ус-ваивает круг интонаций, присущих музыке определенных стилей и жанров. Круг знакомых интонаций с расширением опыта восприятия музыки рас-тет, закрепляется, осознается. Как следствие этого процесса, у ребенка по-являются первые предпочтения, интересы, увлеченность, оценочные от-ношения, начинают формироваться начала музыкального вкуса и культуры в целом.

Специалисты по детской психологии и музыкальной педагогике (П. П. Блонский, М. И. Лисина, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, В. Н. Щацкая и др.) отмечают, что потребность в музыке возникает рано, наряду с потребностью общения со взрослым, и в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Уже грудной младенец, как замечал П. П. Блонский, тянется к красочным предметам и среди разнообразных звуков, как отмечает Е. В. Назайкинский, эмоцио-нально выделяет интонационно-оформленное музыкальное звучание.

Потребность в общении определяет избирательное отношение ре-бенка ко всем категориям раздражителей, источником которых является взрослый – и слуховым, и звуковым, и зрительным, и делает их объектами особой активности, поэтому определяющим фактором психического раз-вития человека в онтогенезе является система взаимоотношений ребенка со взрослым и лежащая в ее основе потребность детей в общении. Именно с этой потребностью связано возникновение эстетических потребностей и форм музыкально-эстетического сознания. Музыкальное искусство одно из единственных в своем роде явлений духовной жизни человека, благода-ря которому безгранично расширяются возможности человеческого обще-ния на индивидуальном, личностном уровне, которое удовлетворяет по-требность личности в эмоциональном общении.

Б. М. Теплов [7] отмечал, что в основе восприятия всех искусств ле-жит эстетическое переживание содержания произведения: чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. Б. М. Теплов писал, что с чувства должно начинаться восприятие музыки, через него оно должно идти и без него оно невозможно. Под влиянием эстетических чувств происходят су-щественные изменения в музыкально-эстетическом сознании человека.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии музыки, является признаком формирования музыкального вкуса. Вкус – это форма музыкально-эстетического сознания, которая объединяет в себе эстетиче-ское чувство и идеал. Эстетический вкус несет в себе элементы рацио-нального и эмоционального освоения действительности. Его суть – в гар-моничном единстве суждения и переживания, чувственного сознания и надстраивающегося над ним интеллектуально-логически обоснованной системы предпочтений и оценок.

Музыкальный вкус формируется в процессе восприятия музыки, ее исполнения, оценки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. Эстетически воспринимая му-зыку, ребенок способен делать первые обобщения на основе сравнений и ассоциаций. Сравнивая и обобщая произведения по определенным призна-кам, он высказывает свое мнение и дает оценку.

Основным фактором оценочно-вкусовых процессов является осоз-нанная система ценностей: система эстетических идеалов, эталонов, норм. Ценностные ориентиры у ребенка, как считает О. П. Радынова [3], появля-ются лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусст-ва. Музыкальные шедевры формируют у дошкольников эталоны красоты, закладывая основы эстетического вкуса и представления об идеале.

Рассматривая структурно-содержательное наполнение музыкально-эстетического сознания детей дошкольного возраста, мы акцентируем внимание на эмоционально-чувственных процессах как функционально доминирующи в структурах сознания на этапе дошкольного детства. Эмо-циональная отзывчивость на музыку, преломляясь в эстетических эмоциях, чувствах, интересах, оценках, потребностях, выступает системообразую-щим элементом в целостной структуре личностных качеств музыкально-эстетической культуры дошкольников.

На основании рассмотренных теоретических положений необходимо сделать вывод о том, что в процессе формирования музыкально-эстетической культуры эмоциональная отзывчивость на музыку, возникающая в результате ее познания и актуализирующаяся как проявление ценностного отношения к ней, может выступать базисным компонентом в становлении структур музыкально-эстетического сознания. Более того, на ранних эта-пах его развития и в силу специфики возраста эмоциональной отзывчиво-сти принадлежит ведущая роль в этом процессе.

Заключение

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем утвер-ждать, что в музыкально-эстетической культуре личности ребенка дошко-льного возраста эмоциональная отзывчивость на музыку высокохудожест-венного содержания является, по сути, системообразующим эмоциональ-но-эстетическим компонентом, объединяющим в единое смысловое про-странство такие содержательные структуры, как:

– опыт музыкально-эстетической деятельности в совокупности уме-ний, навыков, знаний о музыкальном искусстве и эстетических сферах жизни, доступных возрастному уровню развития ребенка (деятельностный компонент);

– музыкально-эстетическое сознание, включающее эстетические по-требности, интересы, эмоции, чувства, оценки и вкусы, представления об эталонах красоты (ценностно-ориентационный компонент);

– музыкальность в совокупности общих (универсальных) и специ-альных музыкальных способностей, позволяющих ребенку активно при-сваивать ценности культуры и выступать субъектом культуротворческой эстетически ориентированной деятельности (познавательно-преобразова-тельный компонент).

Литература

1. Адмакина Т. А. Психологические референты эмоциональной от-зывчивости на музыку / Т. А. Адмакина // Вестн. психотерапии. – 2009. – № 31 (36). – С. 84–90.

2. Музыкальное Образование в школе : учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская [и др.] / под ред. Л. В. Школяр. – М. : Акаде-мия, 2001. – 232 с.

3. Радынова О. П. Формирование основ музыкальной культуры у до-школьников : автореф. дис. в виде науч. докл. … д-ра пед. наук / О. П. Ра-дынова. – М., 1999. – 52 с.

4. Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в сис-теме современного музыкального образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л. А. Тарасова. – М., 1997. – 52 с.

5. Тельчарова Р. А. Музыка и культура (личностный подход) // Эсте-тика / Р. А. Тельчарова. – М. : Знание, 1986. – 62 с.

6. Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры : книга для учителя. Из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М., 1991. – 158 с.

7. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспита-ния / Б. М. Теплов. – М. – Л. : Известия АПН РСФСР, 1947. – Вып. 11. – С. 7–26.

8. Фадеева М. А. Развитие музыкально-эстетической культуры подро-стков в условиях дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. А. Фадеева. – Саратов, 2000. – 20 с.