ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОПЕРАТОРА ГИПОТЕТИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Е. С. Загаров

1-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны РФ, Санкт-Петербург

Введение

В процессе профессиональной деятельности человек подвергается воздействию различных неблагоприятных факторов, физических и психо-логических, в ответ на которое организм реагирует неспецифическим фи-зиологическим возбуждением. Г. Селье назвал этот феномен «общим адап-тационным синдромом» (ОАС) [5].

Р. Лазарус [3] высказал предположение о том, что адаптация к среде определяется эмоциями. Качество и интенсивность эмоции и результи-рующее поведение зависят от оценки значимости реального или предпола-гаемого взаимодействия со средой, определяемой исходя из благополучия личности.

Исследователи, изучавшие психологические аспекты в рАдиологии, объясняют изменения функционального состояния организма у ликвидато-ров последствий аварии воздействием комплекса неблагоприятных факто-ров аварии, ведущая роль сРЕди которых принадлежит стрессу, связанному с радиофобией [0]. Установлено, что чем выше субъективная оценка опас-ности радиации, тем резче выражено ухудшение самочувствия, снижение работоспособности и уРовня здоровья [0]. Неопределенность информации об аварии является меньшим злом, по сравнению с так называемой ложной информацией [1]. На выраженность вегетативного обеспечения эмоций у человека существенное влияние оказывает субъективная оценка меры опасности [3].

Этот феномен может рассматриваться с позиции теории установки, основы которой были заложены Г. Мюллером и Т. Шуманом и глубоко разработаны Д. Н. Узнадзе и его школой.

В общей психологии установка применяется при исследовании пси-хофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхи-щаемым ситуациям, избирательности и направленности психических про-цессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера.

Теория установки представляется адекватной системой моделей для интерпретации психологических аспектов воздействия физических факто-ров, которому предшествует предварительная информация об их опасности.

Цель исследования – оценить влияние психологической установки на опасность воздействия сложно модулированных акустических сигналов на психофизиологические реакции операторов компьютеров при выполнении стандартного тестового задания.

Материалы и методы

Для достижения цели провели две серии исследований, в ходе кото-рых в лабораторных условиях оценивали психофизиологические реакции операторов на воздействие сложно модулированных акустических сигна-лов при работе за компьютером. В 1-й серии имитировали мнимую цирку-ляцию источников звука. Во 2-й серии мнимое вращение источников звука отсутствовало – сигнал имел характер «белого шума».

Акустические сигналы создавали на стенде, оснащенном многопози-ционной системой из четырех источников звука (рис. 1). Эффект движения источников по окружности достигали программными методами путем вве-дения специально подобранных задержек и весовых функций (рис. 2). Продолжительность воздействия акустических сигналов на операторов со-ставляла 28 мин. По энергетическому воздействию уровень звука соответ-ствовал 65 дБ, то есть не превышал гигиенических регламентов для боль-шинства рабочих помещений.

Выбор приведенного варианта акустического воздействия был обу-словлен особыми свойствами «вращающегося» акустического поля:

– новизной и неопределенностью звукового фона, которые могут служить источниками дополнительного напряжения;

– способностью оказывать воздействие на физиологические реакции, связанные с механизмами бинаурального звуковосприятия [2];

– опосредованностью активации вестибулярного анализатора, что также является дополнительным стрессорным фактором для испытуемых.





Для участия в исследованиях привлекали 32 испытуемых в возрасте от 17 до 19 лет. Перед началом исследований они были проинформирова-ны о возможном временном ухудшении самочувствия. Для участия в ис-следованиях сформировали 2 группы по 16 человек:

– 1-я – не пользовалась средствами защиты;

– 2-я – пользовалась средствами защиты органов слуха (наушники и «беруши»). Средства защиты слуха применяли с цеЛЬю исключения дейст-вия фактора по специфическому информационному каналу (через слухо-вой анализатор) и таким образом затруднения оценки опасности акустиче-ского сигнала.

Непосредственно по окончании предварительной беседы выполнили обследование испытуемых стандартизованным многофакторным методом исследования личности (СМИЛ), адаптированным коллективом авторов под руководством Л. Н. Собчик [5].

Для оценки функционального состояния организма испытуемых в ходе исследований с целью выявления специфических симптомов, обу-словленных воздействием акустического поля, проводили формализован-ный опрос при помощи специально разработанного опросника, основу ко-торого составили методики оценки субъективных признаков (Сапов И. А., Алфимов Н. Н.), ориентированного на выявление субъективных признаков вегетативной дистонии, таких как ухудшение самочувствия, подавлен-ность настроения, снижение работоспособности, утомление зрения, общая слабость, головокружение, тяжесть в голове, головная боль, ощущение давления на уши, побледнение лица, покраснение лица, потливость, «мурашки по коже», нарушение аппетита, искажение вкусовых ощущений, слюнотечение, отрыжка, тошнота. При анализе результатов опроса опре-деляли рейтинг признаков, то есть степень значимости каждого из них для характеристики состояния функций организма. Для этого учитывали как частоту проявления признака в группе испытуемых, так и степень его вы-раженности. С этой целью рассчитывали специальный коэффициент по формуле:

K = Zi · ni / N,

Где N – общее число испытуемых в группе;

Ni – число испытуемых, у которых после воздействия проявился i-й признак; Zi – средняя по группе степень выраженности этого признака.

Кроме того, по показателям вариабельности сердечного ритма (ва-риационного размаха длительности кардиинтервалов (VAR) (мс), средне-квадратического отклонения (SDNN) (мс2) и отношения мощности спектра в частотном диапазоне HF к мощности в частотном диапазоне LF – HF/LF (величина безразмерная) рассчитывали напряжение систем регуляции функций организма как величину, обратную SDNN.

Для оценки работоспособности операторов использовали методику сопровождения движущегося объекта (тест «Цель»). В качестве критериев оценки работоспособности применяли меру К. Шеннона, в данном случае для оценки сходства двух факторов – траектории движения цели и траек-тории движения курсора. Увеличение меры Шеннона свидетельствует об уменьшении энтропии системы.

Результаты и их обсуждение

Профиль личности по СМИЛ в группах представлен на рис. 3. Об-ращает на себя внимание идентичность усредненных профилей групп ис-пытуемых, что свидетельствует, с одной стороны, об однородности групп, а с другой – о ситуационной обусловленности результатов.

Высокие значения по шкалам F и K в сочетании с повышением нор-мальных пределов по шкале «0» (интроверсия) отражают естественную защитную реакцию здорового человека на попытку вторжения в мир его интимных переживаний. Относительно низкие баллы по шкалам 1-й (сверхконтроль) и 7-й (тревожность) свидетельствуют о стремлении про-демонстрировать пренебрежение опасностью. Сочетание повышения (в нормальных пределах) по шкалам 4-й (импульсивность) и 9-й (оптимизм и активность) отражают свойственные юношескому возрасту склонность к приключениям, храбрость, выраженное чувство риска, высокую самооцен-ку, тенденцию быть в центре внимания любой ценой.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОПЕРАТОРА ГИПОТЕТИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Рис. 3. Профиль личности по СМИЛ.

Умеренно высокий балл по 2-й шкале (депрессия) может расцени-ваться как легкий скептицизм, возможно, в отношении предстоящих ис-следований. На этом фоне пик на 5-й шкале (женственность–мужествен-ность) может трактоваться как сентиментальность, ориентированная в мир внутренних переживаний.

Таким образом, общность личностных профилей свидетельствует об отчетливой реакции на информацию о характере предстоящих исследова-ний и возможном временном ухудшении состояния здоровья после аку-стического воздействия. При этом истинные свойства личности маскиру-ются ситуационно обусловленными доминантами. Испытуемые косвенно выражают лояльность к исследователям, в то же время сомневаясь в ре-зультатах. Свое участие в исследованиях они расценивают как приключе-ние, в котором им хотелось бы участвовать. Они готовы проявить личную храбрость и даже самоотверженность, но в то же время испытывают лег-кую жалость к себе.

Число и степень выраженности субъективных признаков функцио-нальных аномалий, полученных путем формализованного опроса, диффе-ренцированы по группам испытуемых и сериям исследований. Эти показа-тели сопоставлены на рис. 4.



Рис. 4. Субъективные признаки Функциональных аномалий В двух сериях исследований.


В 1-й группе операторов число и степень выраженности признаков «нездоровья» достоверно (p < 0,05) снижаются от серии к серии исследо-ваний. Во 2-й группе, при той же тенденции, различия недостоверны (p < 0,08) вследствие меньшего уровня этого показателя в 1-й серии. Во 2-й группе во 2-й серии («белый шум») рассматриваемый показатель несколь-ко ниже, чем в 1-й серии («мнимое вращение»).

Если же оценивать субъективные признаки по сериям исследований, то проявляется закономерное снижение их числа и степени выраженности от серии к серии. В свою очередь, субъективная оценка сформировалась под влиянием внешних психологических установок.

Перед началом исследований испытуемые были предупреждены о возможных негативных последствиях акустического воздействия и инфор-мированы о его характере. Перед началом 2-й серии исследований подоб-ная беседа не проводилась, то есть испытуемым была предоставлена воз-можность оценивать свои ощущения самостоятельно. Убедившись после 1-го воздействия в том, что выраженных негативных симптомов акустический сигнал не вызывает, испытуемые во 2-й серии выделили меньшее число значимых субъективных признаков функциональных аномалий. Этот предварительный вывод подтверждается результатами тестирования по методике СМИЛ. Зафиксирована отчетливая реакция на информацию о ги-потетической опасности акустического сигнала и возможном временном ухудшении состояния здоровья.

Таким образом, степень выраженности субъективных признаков функциональных аномалий не связана с характером акустического воздей-ствия, а различия между сериями исследований обусловлены психологиче-скими факторами.

На рис. 5 представлены данные напряжения систем регуляции функ-ций организма при воздействии акустического сигнала относительно со-стояния покоя. Наибольшее напряжение систем регуляции функций орга-низма отмечалось у испытуемых в 1-й группе (p < 0,01), причем в обеих сериях исследований.

Рис. 5. Относительное напряжение систем регуляции функций организма: А) 1-я серия, б) 2-я серия, – 1-я группа, – 2-я группа.

В 1-й серии (вращение источников звука), начиная с первых минут выполнения тестового задания, напряжение систем регуляции функций снижается в обеих группах, а спустя 15 мин достигает уровня состояния покоя. Перед началом этой серии испытуемым была предоставлена ин-формация о характере предстоящего воздействия. Высокий уровень на-пряжения в начале выполнения теста «Цель» связан с психологической ус-тановкой на опасность воздействия. В течение первых минут испытуемые убедились, что акустический сигнал не вызывает негативных последствий, после чего напряжение стало снижаться.

При воздействии «белого шума» (2-я серия) напряжение систем ре-гуляции функций начинает снижаться только после 15 мин выполнения теста «Цель» и достигает уровня состояния покоя только к концу работы. Напомним, что перед этой серией предварительная беседа о характере воз-действия не проводилась. В начале выполнения тестового задания уровень напряжения в группах был ниже, чем в 1-й серии, однако отсутствие ожи-даемого вращения источников звука вызвало повышение напряжения сис-тем регуляции функций организма. В 1-й группе напряжение стало снижаться после 10 мин, а во 2-й – после 15 мин воздействия акустического сигнала. Таким образом, операторам, использовавшим средства защиты слуха, понадобилось больше времени на оценку опасности акустического фактора.

Выводы

РЕзультаты исследований свидетельствуют о ситуационной обуслов-ленности реакций операторов на воздействие сложно модулированного акустического сигнала. Комплексный психофизиологический анализ эм-пирических данных подтвердил, что предварительная информация способ-на модифицировать физиологические реакции на воздействие, а также по-казал, что неопределенность информации и неожиданный характер воздей-ствия (например, отсутствие ожидаемого вращения источников звука) вы-зывают дополнительное напряжение систем регуляции функций в связи с необходимостью субъективной оценки опасности воздействия.

ТАким образом, психологическая установка на опасность акустиче-ского фактора – сложно модулированного сигнала – оказывает существен-ное влияние на физиологические реакции оператора.

Литература

1. Бельская Е. Г. Психологическое исследование уровней напряжен-ности и тревоги у лиц проживающих в районах Калужской области, под-вергшихся радиоактивному загрязнению / Е. Г. Бельская, О. А. Колосова, О. В. Парфентьева // Ликвидация последствий загрязненности радионукли-дами территории Калужской области в результате аварии на ЧАЭС : мате-риалы науч.-практ. конф. – Калуга ; Обнинск, 1992. – С. 114–117.

2. Блауэрт И. Пространственный слух / И. Блауэрт. – М. : Энергия, 1979. – 224 с.

3. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследова-ния / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. – Л. : Ме-дицина, 1970. – С. 178–208.

4. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надёжности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля : монография / В. Ю. Рыбников. – СПб., 2000. – 205 с.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селъе. – М. : Ме-дицина, 1960. – 254 с.

6. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод иссле-дования личности СМИЛ / Л. Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002. – 217 с. – (Практикум по психодиагностике).

7. Торубаров Ф. С. Изменения нервной системы при воздействии иони-зирующей радиации / Ф. С. Торубаров, Д. В. Дахно. – М., 1989. – С. 98–106.

8. Fabrikant J. I. The effects of the assident at Three Mile Island on the mental health and behavioral of the general population and nuclear workers / J. I. Fabrikant // Health Physics. – 1983. – Vol. 45, N 3. – P. 579–586.