ПРАВОСЛАВИЕ И ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Г. И. Григорьев

Международный институт резервных возможностей человека, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

С целью медицинского лечения и духовно-нравственного исцеления больных с патологическими зависимостями и другими психосоматически-ми заболеваниями, пропаганды трезвости и здорового образа жизни по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по благословению Его Высокопреосвященства Вы-сокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожско-го Иоанна 15 декабря 1988 г. в г. Ленинграде был создан Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ), а 18 июня 1991 г. на его базе было воссоздано дореволюционное Общество трезвости и милосер-дия Святого благоверного великого князя Александра Невского.

Создавали МИРВЧ, его филиалы и представительства; клинику ассо-циации наркологов и реабилитационный психотерапевтический нарколо-гический центр; ученый совет и всероссийский научно-практический ре-цензируемый журнал «Вестник психотерапии», включенный в Перечень научных журналов и изданий ВАК Минобразования России (с 2003 по 2006 гг.), в которых должны быть опубликованы результаты диссертаций на со-искание ученых степеней кандидата и доктора наук; информационно-аналитический, финансово-экономический, организационно-хозяйствен-ный, издательский отделы и другие структурные подразделения института; а также Свято-Александро-Невское братство трезвости и эксперименталь-ную среднюю общеобразовательную школу «Пушкинский лицей» – не только многие известные ученые, врачи, психологи, биологи, богословы, педагоги, писатели и журналисты, но и специалисты в области информати-ки, медицинской статистики, организации здравоохранения, юриспруден-ции, экономики и финансов. Общая численность сотрудников МИРВЧ и Общества трезвости в разные годы колебалась от 250 до 300 человек.

Много лет плодотворно работали в подразделениях МИРВЧ и со-трудничали с ним выдающиеся ученые – академики, члены-корреспон-денты, заслуженные деятели науки, профессора и доктора наук. В их числе – доктор медицинских наук профессор А. А. Александров; член-кор-респондент АМН СССР, доктор медицинских наук профессор Г. И. Алек-сеев; доктор психологических наук профессор В. А. Ананьев; доктор меди-цинских наук профессор Ю. С. Бородкин; доктор медицинских наук про-фессор П. И. Буль; доктор медицинских наук профессор С. Г. Григорьев; действительный член АН СССР, доктор биологических наук профессор А. В. Жирмунский; заслуженный деятель науки России, доктор медицинских на-ук профессор Б. Д. Карвасарский; доктор медицинских наук доцент О. Н. Кузнецов; заслуженный врач России, доктор медицинских наук про-фессор С. В. Литвинцев; доктор медицинских наук профессор Н. И. Мои-сеева; член-корреспондент РАМН, заслуженный врач России, доктор ме-дицинских наук профессор А. М. Никифоров; заслуженный деятель науки России, доктор медицинских наук профессор Е. А. Никитин; доктор фило-софских наук профессор В. П. Петленко; доктор медицинских наук про-фессор К. И. Разнатовский; доктор медицинских наук и доктор психологи-ческих наук профессор В. Ю. Рыбников; действительный член АМН СССР, доктор медицинских наук профессор Ф. Г. Углов; руководители школ и Обществ трезвости: В. Н. Глинский, C. Ю. Паламодов, Ю. А. Соколов, В. А. Цыганков и мн. др.

Духовное окормление сотрудников МИРВЧ и Свято-Александро-Невского братства трезвости в различные годы осуществляли: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн; Архиепископ Пермский и Соликам-ский Афанасий; протоиерей Александр Швец; иерей Анатолий Трохин; протоиерей Андрей Волощук; кандидат богословия, протоиерей Василий Бутыло; приснопамятный кандидат богословия, протоиерей Василий Лес-няк; иерей Владимир Даниловский; протоиерей Владимир Макаревич; профессор, протоиерей Владимир Сорокин; протоиерей Владимир Цвет-ков; протоиерей Геннадий Коршун; иерей Димитрий Киселев; кандидат богословия, протоиерей Димитрий Смирнов; кандидат богословия, про-тоиерей Игорь Есипов; протоиерей Иоанн Волощук; протоиерей Кирилл Борисов; иерей Константин Слепинин; диакон Михаил Преображенский; кандидат богословия, протоиерей Михаил Сечейко; кандидат богословия, протоиерей Михаил Уляхин; протоиерей Николай Вабищевич; протоиерей Николай Уляхин; протоиерей Олег Тэор; иеромонах Роман (Матюшин); архимандрит Сергий (Булатников); иерей Сергий Попов; иерей Сергий Починок; протоиерей Сергий Ульзутуев; приснопамятный иеромонах Ста-нислав (Добровольский); протоиерей Феодор Иванов; иерей Ярослав Ро-дионов и мн. др.

Структура МИРВЧ в г. Санкт-Петербурге и учрежденных им в раз-ное время филиалов и организаций, функционирующих в период с 1988 г. по настоящее время, представлены на рис. 1, 2.

В МИРВЧ разрабатывается духовно ориентированное на православ-ной основе психотерапевтическое направление медицинской науки. Разви-ваются и постоянно совершенствуются концепция эмоционально-эстетической и духовно ориентированной на православной основе психо-терапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) при лечении патологических зависимостей, а также концепция психологического «ключа» психофизи-ческой саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского) при неврозах и других психосоматических заболева-ниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого орга-низма в условиях психоэмоционального стресса.

ПРАВОСЛАВИЕ И ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Рис. 1. Организационная структура Международного института резервных Возможностей человека в Санкт-Петербурге в 2008 г.

Данное научное психотерапевтическое направление базируется на взаимном уважении и соработничестве врачей и священнослужителей в деле лечения и душепопечения страждущих и болящих в рамках профес-сиональной компетенции каждого на своем месте. При этом обязательно учитываются не только достижения современной научной медицины, но и традиции дореволюционных обществ трезвости. Указанные методы под-робно описаны в изданиях «Психотерапевтической энциклопедии», подготовленных под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005).

16 ноября 1994 г. методология ДОП ЦЗ получила письменное благо-словение приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), а 22 июня 2006 г. в переработанном и дополненном варианте духовно ориентированная на православной основе психотерапия в форме целебного зарока была благо-словлена ныне здравствующим Владыкой Владимиром (Котляровым), Ми-трополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

ПРАВОСЛАВИЕ И ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Рис. 2. Структурная схема учреждений МИРВЧ, представительств, Филиалов и организаций (1988–2008 гг.)

На сегодняшний день методология ДОП ЦЗ полностью соответству-ет «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», при-нятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. Но еще до принятия этого основополагающего церковного документа Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и министр здравоохранения России А. Д. Царегород-цев в 1996 г. подписали Соглашение о сотрудничестве. Сотрудничество предполагалось вести, в том числе, и по организации и обеспечению дея-тельности церковных обществ и братств трезвости. Соглашение о сотруд-ничестве явилось первой законодательной основой для взаимодействия врачей и священников.

В МИРВЧ приобретен колоссальный научно-практический опыт по оказанию психотерапевтической и медико-психологической (психокор-рекционной) помощи больным с патологическими зависимостями от алко-голя, никотина, наркотиков, азартных игр и других пагубных пристрастий, добровольно обратившихся за анонимной специализированной медицин-ской помощью. В базе данных института накоплен без преувеличения ог-ромный объем информации обо всех пациентах, прошедших лечение (см. табл.).

Таблица

Количество пациентов, пролеченных в МИРВЧ в Санкт-Петербурге

За время работы МИРВЧ, его представительств, филиалов, клиники и Общества трезвости прошли психотерапевтическое лечение более 125 тыс. больных. Около 50 тыс. человек после медицинского лечения пришли в православные храмы, многие в первый раз. Около тысячи из них оказа-лись некрещеными и прошли Таинства Крещения и Миропомазания.

Из таблицы следует, что доминирующую группу пациентов МИРВЧ представляют больные с алкогольной зависимостью (91,2 %). При этом повторно в институт обращались за помощью 23,1 % больных алкоголиз-мом, 38,0 % больных с зависимостью от азартных игр, 25,5 % больных наркоманиями и 8,8 % больных никотинизмом.

Изменение числа больных алкоголизмом по годам наглядно показы-вает эволюцию организации и развития МИРВЧ. До 1994 г. лечение про-водилось преимущественно на основной базе МИРВЧ в Санкт-Петербурге и в отдаленных филиалах и представительствах в регионах России, а также в Белоруссии и Литве. Начиная с 1994 г. институт создал представительст-ва в Ленинградской области, что позволило приблизить специализирован-ную психотерапевтическую наркологическую помощь непосредственно к месту жительства больных и снять нагрузку с Санкт-Петербургского цен-тра. Его сотрудники оказывают методическую помощь и регулярно выез-жают на психотерапевтические сеансы в региональные центры.

Постоянно возрастающие объемы административной и научной ин-формации о пациентах МИРВЧ существенно затрудняли анализ и опера-тивное использование полученных данных научно-исследовательской ра-боты. В интересах наиболее эффективного управления МИРВЧ (его фи-лиалами и представительствами), а также для повышения качества органи-зации лечебного процесса и реабилитации больных на ученом совете ин-ститута было принято решение о разработке и создании собственной авто-матизированной базы данных. Реализация этой наисложнейшей научно-методологической и финансово затратной задачи осуществлена на базе со-временных средств информатики, новейших компьютерных технологий с привлечением специалистов кафедры автоматизации управления медицин-ской службой (с военно-медицинской статистикой) Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, Военно-космической академии им. А. Ф. Можай-ского и Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. С 1996 г. в институте разработана и функционирует автоматизированная система уче-та больных патологическими влечениями (АСУ БПВ).

С 1990 г. МИРВЧ стал учебно-педагогической базой Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей (ЛенГИДУВ) Минздрава СССР (ныне – Санкт-Петербургская медицинская академия по-следипломного образования Минздравосоцразвития РФ, СПбМАПО). Се-годня в институте ведется активная преподавательская работа в рамках курсов усовершенствования и циклов повышения квалификации врачей психотерапевтов, психиатров-наркологов и медицинских психологов СПбМАПО по циклу «Психотерапия патологических зависимостей».

С 1991 г. по настоящее время сотрудники МИРВЧ систематически преподают на факультативной основе «Уроки трезвости» в Государствен-ном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 563 Выборгского района Санкт-Петербурга «Пушкинский ли-цей». Отдельные показательные «Уроки трезвости» проводятся и в других средних и высших образовательных учреждениях города.

Сотрудники МИРВЧ проводят регулярные встречи и беседы во мно-гих организациях Санкт-Петербурга от научно-исследовательских инсти-тутов системы Ленинградского научного центра РАН до изолятора вре-менного содержания заключенных «Кресты», от фабрик и заводов до эли-тарных клубов.

Наиболее широкую аудиторию собирают регулярные выступления специалистов института в прямых эфирах «Радио России», в передачах «Диалоги о здоровье нации», «Пулковский меридиан», «Спасательный круг», «Точка опоры» и многих других радио - и телевизионных проектах.

Опыт института широко обобщается и пропагандируется в периоди-ческой печати и в издаваемых монографиях и учебно-методических посо-биях (некоторые опубликованные научно-методические издания МИРВЧ представлены в списке литературы).

В институте организован постоянно действующий международный семинар «Актуальные проблемы профилактики и лечения алкоголизма и наркоманий», который в течение 20 лет ежегодно проводится совместно со специалистами Литвы и Беларуси.

МИРВЧ является учредителем и издателем всероссийского научно-практического журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1991 г.), заре-гистрированного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в котором публи-куются статьи по медицинским, биологическим, психологическим, социо-логическим, религиоведческим и другим смежным наукам в области пси-хотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Журнал является научным рецензируемым журналом, имеет свидетельство о перерегистра-ции средства массовой информации ПИ № ФС77-34066 от 7 ноября 2008 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

По благословению архипастырей Русской Православной Церкви, приснопамятных Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Ио-анна, Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия и ныне здравст-вующего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в институте издается и уже выдержал пять изданий сборник научно-практических материалов «Исцеление словом», в котором освещается дея-тельность Александро-Невского братства трезвости, других религиозных и общественных организаций, участвующих в международном, на террито-рии бывшего СССР, трезвенническом движении, а также подвижническая работа врачей и психологов МИРВЧ по пропаганде трезвого и здорового образа жизни. В сборнике неоднократно были представлены статьи, отра-жающие историю борьбы с пьянством в дореволюционной России и био-графические очерки о выдающихся борцах за народную трезвость.

Сегодня в институте ведется обширная научно-практическая дея-тельность по дальнейшему совершенствованию оказания квалифициро-ванной и специализированной наркологической и психотерапевтической медицинской помощи больным людям. Осуществляется постоянная работа по анализу лечебной деятельности и повышению ее эффективности. Ре-зультаты данной научной работы опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, как в нашей стране, так и за рубежом. На базе МИРВЧ много-кратно проводились международные и всероссийские конференции и съез-ды, материалы которых опубликованы в соответствующих сборниках.

За 20 лет существования МИРВЧ его врачами и психологами подго-товлены и успешно защищены три диссертации на соискание ученой степе-ни доктора медицинских наук и восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В настоящее время готовятся к защите две докторские и пять кандидатских диссертаций.

Многолетняя деятельность Международного института резервных возможностей человека получила общественное признание и высокую оценку. О МИРВЧ многократно писали в периодической прессе. О его со-трудниках выпущено много телевизионных передач и созданы фильмы: «Возрадуйся», «Доктор Григорьев», «Перекресток» и др.

Метод духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока сформировался в процессе интеграции разработанной нами прежде методики массовой эмоциональ-но-эстетической стрессовой психотерапии с православной психотерапией.

Метод положительно зарекомендовал себя в период с марта 1994 г. по настоящее время достаточно высокой эффективностью при лечении наркомании, алкоголизма, никотинизма, игромании, чревоугодия и иных болезненных влечений, приводящих человека к развитию патологических зависимостей.

Сотрудниками института было убедительно доказано, что социаль-но сохранившиеся больные, добровольно обратившиеся за анонимной ме-дицинской помощью, могут довольно успешно справляться со своим не-дугом. Об этом говорят результаты. До 72 % больных алкоголизмом, про-леченных методом духовно ориентированной психотерапии в форме це-лебного зарока на православной основе, сохранили состояние ремиссии в течение первого года, до 51 % больных общей группы сохранили трехлетнюю ремиссию, до 47 % – пятилетнюю, а до 30 % – десять лет и более. Продолжительность ремиссии у 33 % пролеченных героиновых нарко-манов – год и более. До 42 % больных никотинизмом и до 43 % больных игроманией сохраняют ремиссию год и более.

Необходимо отметить, что частота пятилетних ремиссий в группе больных, давших двойной зарок (медицинский и церковный) достоверно (р < 0,05) выше, чем в группе больных, давших только медицинский (лечеб-ный) зарок. Таким образом, совместная работа врачей и священников су-щественно повышает эффективность лечения пациентов с патологически-ми зависимостями.

Методология духовно ориентированной психотерапии и психокор-рекции на православной основе в форме целебного зарока включает дан-ные естественнонаучного и вненаучного познания: клинические симптомы зависимостей и обыденный здравый смысл, богословскую экзегезу и фи-лософскую рефлексию, духовный опыт и этические нормы христианства. Рациональность и медицинский прагматизм в данном методе гармонично сочетаются с мистическим учением Церкви. При этом естественно и орга-нически успешно устраняется искусственно создававшееся до сих пор не-приятие психотерапии одновременно как медицинской науки и как искус-ства врачевания. Доступное для восприятия пациентов вербальное изложе-ние научно-медицинской и духовно-религиозной информации, а также фа-булы строго продуманного многоэтапного лечения обеспечивают высокое качество психотерапевтических результатов.

В научной литературе этот метод первоначально назывался методом лечебного зарока, отражая лишь финальный этап комплексного психоте-рапевтического процесса, не раскрывая его важной отличительной особен-ности – обращенности к духовному началу в человеке.

После медицинских и богословских научных исследований, прове-денных коллективом МИРВЧ, был сформулирован ряд концептуальных положений, определивших основу теории и практики метода духовно ори-ентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока:

1) между естественно-научными и церковно-антропологическими кате-гориями и понятиями устанавливаются прямые и опосредованные аналогии;

2) интерпретация психотерапевтического процесса, его стратегий и анализ результатов проводится как на современной научно-методоло-гической платформе, так и на основе древнейшего аскетического и патри-стического опытного знания;

3) природа и состав человека соотносятся как с медицинскими пред-ставлениями, так и с эмпирическими данными христианской антропологии;

4) этиология и патогенез болезненных влечений рассматриваются не только с позиций научно-медицинских знаний, но и с учетом аскетическо-го опыта борьбы со страстями;

5) межличностная коммуникация и процесс оказания помощи боль-ным строится не только по медицинским правилам, но и в соответствии с правилами духовно полезной беседы.

Метод является духовно ориентированной психотерапией и психо-коррекцией не только потому, что имеет прочный фундамент в религиоз-но-культурной традиции, но и потому, что обращен к духовному началу в человеке, т. е. к тому, что выше психики, изучаемой и врачуемой естест-венно-научной медициной. Подобная психотерапия является не просто безмедикаментозным вербальным лечением, ориентированным только на психофизического человека, его ум, волю и совесть, но прежде всего она направлена на невидимые и анатомически не локализованные в человеке «органы» – дух и душу.

В данной концепции все болезненные влечения рассматриваются прежде всего как имеющие духовную обусловленность, а органические психосоматические поражения и функциональные расстройства зачастую являются следствиями духовного поражения. Этиология и патогенез пато-логических зависимостей, рассматриваемых как страсти, гораздо проник-новеннее и ближе к их первопричине, чем в медицинской модели. Неизле-чимость болезненных влечений современными медицинскими методами (зачастую позволяющими достичь лишь кратковременной ремиссии) обу-словлена, главным образом, тем, что основная цель современной нарколо-гии – преодоление физической и психической зависимостей от психоак-тивных веществ. Духовная же зависимость до настоящего времени в меди-цинскую модель не включается, врачами психиатрами-наркологами в рас-чет не принимается и потому остается неисцеленной.

Обращение к внутреннему человеку в психотерапевтическом попе-чении при методе духовно ориентированной психотерапии и психокоррек-ции на православной основе в форме целебного зарока – это попытка осоз-нания (путем смирения и покаяния) и исцеления (Божией благодатью) не только видимых врачу отдельных симптомов болезни (психической и фи-зической зависимости), но и скрытых от современной медицины коренных причин грехопадения в болезнь (духовной зависимости от психоактивных веществ), что принципиально отличает метод от всевозможных направле-ний и методов материалистической психотерапии, отрицающих главенст-вующее положение духовно-душевного над психосоматическим.

Согласно святоотеческому преданию, изложенному в «Добротолю-бии», существуют несколько стадий формирования страсти как духовной зависимости, различающихся по глубине воздействия на душу «духов злобы поднебесной». 1-я стадия – стадия прилогов, т. е. посылаемых человеку внешних навязчивых мыслей, возгревающих болезненное влечение (что житейски определяется как «мысли лезут в голову»). На примере опыта святых подвижников духовно ориентированная психотерапия и психокор-рекция на православной основе в форме целебного зарока учит человека распознавать эти мысли и бороться с ними, ни в коем случае не принимая их за свои, что достигается воссозданием в сознании добрых помыслов, а также духовным бодрствованием и сердечной молитвой.

Если человек проявляет легкомыслие и не придает значения подоб-ным навязчивым мыслям, то он, сам того не желая, внутренне с ними «со-четается» – и это 2-я стадия формирования страсти, стадия сочетания.

Если сочетавшемуся с болезненным влечением человеку не оказать своевременной духовной, психотерапевтической и врачебной помощи, то навязчивые мысли станут сначала доминирующими, а потом сверхценны-ми (человек впадает в состояние «прелести»), и вскоре все его интересы и помыслы сосредотачиваются на путях и способах удовлетворения своей страсти. Тогда возникает 3-я стадия – стадия пленения, которая при про-должающемся личном несопротивлении «духам злобы поднебесной» не-избежно перейдет в заключительную, 4-ю стадию – стадию рабства (бе-соодержимости).

Метод имеет опытно сформировавшуюся и строго продуманную по-следовательную структуру: он сочетает этапы групповой и индивидуаль-ной духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на право-славной основе. В рамках этих организационных форм выделяются этапы доврачебной (непосредственно при обращении), врачебной и церковной помощи.

Важнейшие отличия духовно ориентированной психотерапии и пси-хокоррекции на православной основе в форме целебного зарока от массо-вой эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии – это дальней-шее углубленное осознание понятия духовной зависимости, выработка правил и практических приемов духовной безопасности (в первую очередь, борьба с мыслями), интуитивно соборно развиваемых верующими врача-ми-специалистами под духовным окормлением Церкви. Кроме того, мы хотели подчеркнуть в новом названии метода его более глубокую, посто-янно возрастающую духовную ориентацию по мере дальнейшего духовно-го роста и личного воцерковления врачей и психологов МИРВЧ, а также обязательное разделение медицинской и церковной частей лечения (по благословению Церкви) при полноправном сотрудничестве медицины и Церкви, основанном на взаимном профессиональном уважении.

Если при проведении эмоционально-эстетической стрессовой психо-терапии (в период с 1991 по 1994 г.) понятие духовной зависимости лишь интуитивно нащупывалось, а священник принимал непосредственное уча-стие в структуре психотерапевтического сеанса с проповедью и молебном, то с начала введения в 1994 г. нового метода и по настоящее время меди-цинское лечение проводится отдельно от церковного. Духовная зависи-мость рассматривается при этом как снижение личной способности самого человека бороться с внешними навязчивыми мыслями, а также различать добро и зло в их евангельском понимании.

Сегодня часть больных, проходящих лечение в МИРВЧ, дает только медицинский (лечебный) зарок. Другие же после медицинского лечения решают пойти в храм. Там они участвуют в Божественной Литургии, где во время Таинства Покаяния, при свидетельстве и разрешительной молит-ве священника перед Крестом и Евангелием, осознав недостаточность только психотерапевтического лечения, дополнительно приносят и цер-ковный (целебный) зарок Богу. По своему желанию люди могут давать ме-дицинский и церковный зароки как вместе, так и порознь.

К сожалению, в современной России утрачены многие социальные и общественные ценности, нет общей, понятной всем, идеи общественного развития государства в целом и отдельной личности в частности, поэтому возникают гедонистские настроения: стремление без труда получить «все, сразу и сейчас». Душа человека опустошена, и, по нашему мнению, имен-но вера в высшее духовное начало – в Бога – призвана исцелить и спасти душу, оказать ей поддержку, раскрыть истинный смысл жизни и заполнить образовавшийся ныне духовный вакуум, погружающий душу в адскую бездну отрицательных духовных состояний (в том числе и депрессий).

Несомненно, метод духовно ориентированной психотерапии и пси-хокоррекции на православной основе в форме целебного зарока, построен-ный на фундаменте массовой эмоционально-эстетической стрессовой пси-хотерапии, сохраняет ее важнейшие принципы краткосрочности и эконо-мичности. Сегодня эти концепции достаточно популярны и активно разви-ваются современным психотерапевтическим сообществом.

По данным центра информации МИРВЧ, эффективность лечения па-тологических зависимостей нашим методом не только не снижается, но наоборот, повышается приблизительно на 10–15 % по сравнению с эффек-тивностью стрессопсихотерапии по А. Р. Довженко. Метод является поис-тине народным методом лечения, доступным для самых широких и бед-нейших слоев общества, при том что массы, по мнению выдающегося не-мецкого философа и политика середины XX в. К. Ясперса, становятся на-родом лишь тогда, когда обретают единую веру. Без веры люди остаются лишь неорганизованной человеческой толпой или же превращаются в ор-ганизованных зрителей.

Корректировка отдельных этапов и элементов лечебного сеанса по-стоянно проводилась под пристальным духовным руководством настояте-ля Спасо-Парголовской церкви Санкт-Петербургской епархии кандидата богословия, митрофорного протоиерея Василия Лесняка, при архипастыр-ском окормлении приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева). После кончины отца Василия 6 мая 1995 г. настоятелем храма был назначен его друг и однокурсник по Духовной академии кандидат богословия, митро-форный протоиерей Михаил Сечейко. Отец Михаил продолжил духовное окормление сотрудников МИРВЧ и Александро-Невского общества трез-вости вплоть до 2003 г.

По благословению ныне здравствующего Владыки Владимира (Кот-лярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, работа со-трудников МИРВЧ была перенесена в Собор Феодоровской иконы Божией Матери, под руководство настоятеля собора кандидата богословия, про-тоиерея Александра Сорокина и благочинного Центрального округа, сек-ретаря Епархиального совета, профессора, митрофорного протоиерея Вла-димира Сорокина.

Все это время по благословению Высокопреосвященнейшего Димит-рия, Архиепископа Витебского и Оршанского духовное окормление МИРВЧ в Белоруссии осуществлял кандидат богословия, митрофорный протоиерей Михаил Уляхин. Указанные выше духовные отцы явились полноправными и активными соработниками в создании метода, ведь именно под их духовным окормлением проходило становление нового психотерапевтического направления.

В настоящее время организационная структура метода духовно ори-ентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока при лечении патологических зависимостей от ал-коголя, курения, наркотиков, азартных игр и чревоугодия выглядит сле-дующим образом:

1) предварительный индивидуальный врачебный прием и медицин-ская подготовка больных к лечению, в том числе и в специализированной наркологической клинике (по показаниям);

2) огласительная беседа врача-психотерапевта как научно-медицински обоснованная, так и духовно полезная, с предложением пре-одолеть болезненные влечения путем смирения, покаяния и обращения к Богу за помощью;

3) совместная молитва врачей и больных и добровольное принятие общего медицинского (лечебного) зарока;

4) индивидуальный прием пациентов – прием врачами индивидуаль-ного медицинского (лечебного) зарока;

5) участие в Божественной Литургии в часовне Святых Новомучени-ков и Исповедников Российских при соборе Феодоровской иконы Божией Матери всех пациентов, пожелавших принять церковный (целебный) зарок;

6) чин исповеди и проповедь перед Божественной Литургией;

7) индивидуальная исповедь и принятие индивидуального церковно-го (целебного) зарока перед Крестом и Евангелием;

8) врачебная проповедь после чтения Евангелия на Литургии в храме с произнесением текста общего церковного (целебного) зарока с амвона лечащим врачом, повторяемого с больными;

9) причащение на Божественной Литургии пациентов, готовившихся к этому Таинству;

10) молебен Александро-Невского братства трезвости;

11) последующее врачебное психотерапевтическое реабилитацион-ное сопровождение, включающее при необходимости и направление в реа-билитационные центры;

12) дальнейшее воцерковление и регулярные (не реже одного раза в месяц) посещения пациентами храма для участия в Божественной Литургии.

Индивидуальный прием психотерапевтом проводится по мере необ-ходимости: при первичном обращении, после беседы-сеанса и в дальней-шем при появлении любых жалоб пациента на здоровье.

Таким образом, выросший из практики массовой эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии метод духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебно-го зарока – интуитивно соборно развиваемый (верующими врачами-специалистами под духовным окормлением Церкви), комплексный много-этапный (разделенный на медицинскую и церковную части), как разъяс-няющий (катехизаторский), так и убеждающий (собственно лечебный), эмоционально-стрессовый психотерапевтический метод лечения патологи-ческих зависимостей (по святоотеческому определению, разновидностей страсти чревоугодия), ориентированный не только на психосоматическое лечение (тела и души), но и на духовное исцеление (духа, души и тела).

Стрессорность духовного воздействия являет собой понуждение ду-ши на избавление от греховных немощей, направляет ее путь в Царство Небесное, «ибо Царство Небесное силою берется и употребляющие Уси-Лия восхищают его» (Мф. 14: 12).

Стрессорность же психотерапевтического воздействия достигается при этом максимальной мобилизацией воли пациентов и их активным уча-стием в собственном исцелении (вследствие нужды), что происходит путем:

• сосредоточения их внимания на словах врача (смирением);

• формирования у пациента искреннего желания лечиться и изменить свой ум свою судьбу (покаянием);

• снятия наркотической анозогнозии (смиренным восстановлением самокритики и чувства Божественной реальности);

• совместной молитвы врачей и больных;

• чтения Святого Евангелия;

• торжественного произнесения зарока перед Крестом и Евангелием;

• окропления пациентов святой водой, освященной в Церкви;

• хиротесии (возложения рук врача на голову больного с произнесе-нием молитвы о его исцелении);

• елеопомазания (крестообразного помазания елеем, освященного в Церкви, органов чувств больного как окон его души);

• воцерковления (пациентов, которые после лечения у врача добро-вольно пришли в храм для совершения Церковных Таинств).

Механизм нейро - и психофизиологического исцеляющего воздейст-вия данного психотерапевтического комплекса в сочетании с совершением Церковных Таинств в храме Божием (Крещения, Миропомазания, Прича-щения, Покаяния, Елеосвящения) избирательно направлен на преодоление духовной зависимости (главного патогенетического звена чревоугодия – фундамента всех патологических зависимостей) и, как следствие этого, на одновременное освобождение от психической и физической зависимостей.

Не отрицая важнейшей роли внушения (как положительного, так и отрицательного) в личной и общественной жизни человека, врач, прово-дящий духовно ориентированную психотерапию и психокоррекцию на православной основе, искренне стремится максимально (насколько это возможно) уменьшить свое личностное (авторитетное) влияние на больно-го. Ведь Господь сказал: «...сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). И там, где умаляется и смиряется человек, – возвеличивается Бог.

Человеческое внушение (даже самое сильное и эффективное) в луч-шем случае дает лишь временный результат, и это время освобождения от болезни следует максимально использовать для примирения человека с Бо-гом. Если же этого не произойдет, однажды «вылечившийся» у врача пья-ница встретит бывших собутыльников и те проведут ему свое разруши-тельно-эффективное «контрвнушение», направленное на неизбежное во-зобновление выпивки... А посему следует помнить: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь как должно, И не грешите: ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бо-Га» (1 Кор. 15: 33–34). Но лишь тогда битва со змием станет эффективной, когда отрезвеет и само войско: врачи, учителя и священники.

Святой Ефрем Сирин говорил, что пост и молитва – два крыла, по-могающие человеку воспарить к Богу. Перефразируя высказывание вели-кого подвижника православия, сегодня мы полагаем, что врач и священ-ник – два крыла, помогающие больному подняться из зловонной пучины зависимостей. Пожалуй, в этом подходе и состоит основное качественное (коренное) отличие духовно ориентированной психотерапии и психокор-рекции на православной основе в форме целебного зарока от существую-щих ныне современных методов лечения патологических зависимостей.

Таким образом, врач-психотерапевт, проводящий духовно-ориенти-рованную психотерапию и психокоррекцию патологических зависимостей на православной основе, для достижения исцеления больного человека должен иметь веру, надежду и любовь; верить в результаты своей работы, в эффективную помощь больному; явить собой личный пример абсолют-ной трезвости, тем самым дав страждущему надежду на возможную трез-вую и счастливую жизнь; но главное, несомненно, – любить человека, со-страдать и сопереживать болящему, всеми силами души ощутить людскую боль и даже иногда взять ее на себя. И такого врача, имеющего дар состра-дания и духовного сопереживания, по праву нарекут человеколюбцем и целителем. И люди скажут: «У него бесценный Божий дар, которому не-возможно научиться».

Метод духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока (включая все его модифи-кации) внедрен и применяется в течение уже почти 20 лет (с 15 декабря 1988 г.) на базе МИРВЧ и Александро-Невского братства трезвости в Санкт-Петербурге, а также в его представительствах в Ленинградской, Псковской, Калининградской и других областях и филиалах: в Литве и Белоруссии.

Литература

Монографии и учебно-методические издания

1. Бажин А. А. Клинические аспекты психопатологии, психофарма-кологии и эмоционально-эстетической психотерапии : монография / А. А. Бажин, Г. И. Григорьев, А. И. Еремеев. – СПб. : ВМедА., 1999. – 182 с.

2. Григорьев Г. И. Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и ин-формационно-аналитическое обеспечение : монография / Г. И. Григорьев, Р. В. Мизерене, Е. А. Мильчакова. – СПб. : МИРВЧ–ВМедА, 2004. – 150 с.

3. Григорьев Г. И. Духовно ориентированная психотерапия и психо-коррекция патологических зависимостей на православной основе : учебное пособие / Г. И. Григорьев ; Под ред. А. А. Александрова // Психодиагности-ка и психокоррекция. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.

4. Григорьев Г. И. Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздейст - вия : монография / Г. И. Григорьев, А. М. Никифоров, В. Ю. Рыбников. – СПб. : МИРВЧ–ВЦЭРМ–ВМедА, 2003. – 150 с.

5. Григорьев Г. И. Кризисно-реабилитационная помощь при героино-вой наркомании: эмоционально-эстетическая стрессовая психотерапия : метод. пособие для врачей психотерапевтов / Г. И. Григорьев. – СПб. : МИРВЧ–ВМедА, 2002. – 50 с.

6. Григорьев Г. И. Организационно-методические и аналитические основы кризисной медико-психологической помощи лицам с наркотической зависимостью на основе метода эмоционально-эстетической психотерапии : учеб.-метод. пособие / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, А. И. Слатвицкий, Н. В. Советная, Л. П. Кузнецов, К. Алуза. – СПб.: МИРВЧ–ВМедА, 2003. – 65 с.

7. Григорьев Г. И. Организация и содержание духовно ориентиро-ванной психотерапии патологических зависимостей: учебное пособие / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, Кузнецов Л. П. [и др.] ; Под ред. Г. И. Гри-горьева. – СПб. : СПбМАПО–ВМедА–МИРВЧ, 2007. – 280 с.

8. Григорьев Г. И. Становление и организация духовно ориентиро-ванной психотерапии патологических зависимостей: учебное пособие. Вып. II. / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, В. Ф. Зверев [и др.] ; под. ред. проф. Г. И. Григорьева. – СПб. : СПбМАПО–ВМедА–МИРВЧ, 2007. – 297 с.

9. Григорьев С. Г. Многомерные математико-статистические модели классификации в медицине : учеб. пособие / В. В. Иванов, Р. В. Мизерене, М. В. Резванцев, В. В. Ващенков, Н. Н. Зубов, В. И. Юнкеров. – СПб. : ВМе-дА, 2005. – 142 с.

10.Духовно Ориентированная психотерапия патологических зависи-мостей / Под ред. проф. Г. И. Григорьева. – СПб. : НИЦ ВМА, 2008. – 504 с.

11.Рыбников В. Ю. Методы оценки психологического состояния лиц с наркотической (героиновой) зависимостью : учеб.-метод. пособие / В. Ю. Рыбников, Г. И. Григорьев, С. В. Мизерас, В. А. Мильчакова, Е. А. Мильча-кова, О. С. Карева. – СПб. : МИРВЧ : ВМедА, 2003. – 50 с.

Авторефераты диссертаций

1. Болт В. В. Оценка кризисно-реабилитационной помощи в форме стрессовой психотерапии и прогноз длительности ремиссии при патологи-ческих зависимостях : автореф. дис. … канд. мед. наук / В. В. Болт. – СПб., 2004. – 21 с.

2. Григорьев Г. И. Лечение хронического алкоголизма методом мас-совой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности) : автореф. дис. … канд. мед. наук / Г. И. Гри-горьев. – СПб., 1993. – 26 с.

3. Григорьев Г. И. Кризисно-реабилитационная помощь при нарко-маниях на основе стрессовой психотерапии: автореф. дис. … д-ра мед. на-ук / Г. И. Григорьев. – СПб., 2004. – 47 с.

4. Григорьев С. Г. Многомерное математико-статистическое моде-лирование сложных медицинских систем: автореф. дис. … д-ра мед. наук / С. Г. Григорьев. – СПб., 2003. – 42 с.

5. Кузнецов О. Н. Психология и психопатология адаптации к непри-вычным условиям существования (клинико-психопатологическая оценка, патогенез, профилактика, психотерапия) : дис. в виде науч. доклада … д-ра мед. наук / О. Н. Кузнецов. – СПб., 1995. – 56 с.

6. Мизерас С. В. Кризисно-реабилитационная психологическая по-мощь при героиновой наркомании на основе метода эмоционально-эстетической психотерапии : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. В. Мизерас. – СПб., 2002. – 23 с.

7. Мизерене Р. В. Оценка и прогноз длительности ремиссии при ле-чении алкоголизма методом эмоционально-эстетической психотерапии : автореф. дис. … канд. мед. наук / Р. В. Мизерене. – СПб., 2000. – 24 с.

8. Мильчакова В. А. Психологический статус героиновых наркоманов в динамике годовой ремиссии при оказании кризисно-реабилитационной помощи методом стрессовой психотерапии : автореф. дис. … канд. психол. наук / В. А. Мильчакова. – СПб., 2004. – 24 с.

9. Мильчакова Е. А. Психологические особенности наркоманов с различным стажем героиновой зависимости при оказании кризисно-реабилитационной помощи с использованием эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. А. Мильчакова. – СПб., 2003. – 23 с.

10.Советная Н. В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Советная. – СПб., 2008. – 21 с.

11.Цветкова Т. Н. Психологические механизмы духовно ориентиро-ванной психотерапии и ее эффективность в системе кризисно реабилита-ционной помощи при алкогольной зависимости : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. Н. Цветкова. – СПб., 2008. – 22 с.