РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Г. И. ГРИГОРЬЕВА «СТАНОВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

В. Ф. Зверев

Прочитав эту книгу и решив написать о ней, невольно чувствуешь, какая это нелегкая задача, насколько трудно подобрать ключ к адекватному изложению и оценке ее материала. Книга по своему содержанию – первая и единственная в своем роде и освещает вопросы этиопатогенеза, клиники, динамики алкогольной болезни, а в широком плане – заболеваний наркологического профиля в целом. Подходы к лечению больных, методы и организация лечения рассмотрены здесь не только с медицинских, но и с православных духовно-нравственных позиций. В книге нашли отражение итоги многолетнего труда коллектива врачей и ученых Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ, г. Санкт-Петербург) под руководством доктора медицинских наук профессора Григория Игоревича Григорьева и при духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви (РПЦ), а также учтен опыт родственных и дружественных институтов и учреждений. (Важно отметить, что под резервными возможностями здесь понимаются не только возможности психофизиологического плана, но и духовный потенциал личности.)

Результаты научных исследований и клинических наблюдений, представленные в учебном пособии «Становление и организация духовно ориентированной психотерапии» (далее – Пособие), были получены на стыке смежных наук: психиатрии, неврологии, наркологии, медицинской и общей психологии, а также христианской (православной) аскетики и антропологии. Кроме того, в структуре психотерапевтических методик использовались и получили отражение некоторые аспекты театральной эстетики (школы К. С. Станиславского и М. А. Чехова). Таким образом, книга демонстрирует тесные генетические взаимосвязи духовного и физического, церковного и врачебного, отражая, с одной стороны, их «родовую» обособленность, а с другой, – позиции их соприкосновения и сопряженности, простые и естественные по своей сути, но в то же время сокрытые для существующего современного врачебного воззрения на природу алкоголизма и других наркологических заболеваний (героиновая и прочие наркомании, токсикомании и т. д.), а отсюда – на принципы лечения больных.

Нельзя не отметить, что книга изобилует россыпью новых идей и можно сказать откровений, обогащающих клиническое мышление и кругозор практического врача.

Однако попытаемся хотя бы отчасти отразить содержание этой необычной книги, заранее рассчитывая на заинтересованность и доброжелательный настрой читателя.

В Пособии рассматриваются основные аспекты заболеваний наркологического профиля: алкоголизма, нарко-токсикоманий, игроманий, чре-вообъядения, их клинико-этиопатогенетической структуры, лечения и реабилитации больных. Дана оценка сложившейся в настоящее время ситуации, связанной с наркологическими зависимостями, как чрезвычайной, приобретшей едва ли не пандемический характер. Подчеркнута актуальность разработок и внедрения в практику методов лечения с охватом большого числа пациентов, но экономичных как с точки зрения затрат времени, так и потребности в материальных средствах. Показана деятельность в этом направлении коллектива МИРВЧ, основанного в 1988 г. по инициативе доктора Г. И. Григорьева, а также сотрудников воссозданного на базе института трудами первого его духовника протоиерея Василия Лесняка дореволюционного Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. При этом особо обозначена плодотворная роль наставничества РПЦ. Наконец, освещена работа других родственных медицинских структур.

Следует отметить, что в работу МИРВЧ вовлечен широкий круг специалистов, в том числе ведущих в разных отраслях медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности института в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов РАМН, профессоров, докторов и кандидатов наук. На основании опыта лечения наркозависимых пациентов сотрудниками института и его филиалов защищено 6 кандидатских и 3 докторские диссертации.

В качестве основного метода лечения в первые годы работы МИРВЧ был избран метод Народного врача СССР А. Р. Довженко, непосредственным учеником которого является доктор Г. И. Григорьев.

А. Р. Довженко – высококвалифицированный и столь же авторитетный врач, с большим жизненным опытом и высоким чувством ответственности, создал свой метод лечения больных алкоголизмом, табакокурением, наркоманиями и токсикоманиями на базе классической рациональной психотерапии, разработок петербургской и харьковской терапевтических школ (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, К. И. Платонов, К. М. Дубровский и другие). Акцент в его лечении был поставлен на яркую эмоциональную насыщенность, стрессовость, театральность, императивный характер психотерапевтического воздействия, на внушение пациенту в бодрствующем состоянии неприятия психоактивных веществ. Целью и результатом психотерапии метода А. Р. Довженко являлось формирование в «головном мозгу» пациента стойкого очага возбуждения («кода»), или «бодрствующего очага» по И. П. Павлову, генерирующего и поддерживающего трезвенническую установку и блокирующего патологическое влечение на срок, добровольно выбранный самим пациентом: от одного года до всей жизни. В формуле внушения, объем которой составлял свыше 50 машинописных стр., делался упор на угрозу тяжелого физического повреждения организма, вплоть до смертельного исхода, в случае нарушения «кода». Структура и содержание этой психотерапевтической формулы, а также искусство ее подачи обеспечивали глубокое стрессорное воздействие на психоэмоциональное состояние человека, давали положительный лечебный эффект. Подчеркивалась решающая роль врача, его способностей и авторитета в достижении успеха, однако, отмечалась также и необходимость твердого решения лечиться и вести трезвую жизнь самого пациента. Определенное место в методе Довженко отводилось морально-нравственной стороне проблемы, психотерапия адресовалась не только к волевым, но и к нравственно-этическим качествам страждущего больного. Наряду с ведущим пониманием сущности человека с психобиологических позиций, использовались понятия христианской антропологии: дух, душа, тело, что весьма легко воспринималось пациентами ввиду близости этих понятий обыденному сознанию и доступности языка врача-психотерапевта.

Небезынтересно отметить, что лечебный сеанс доктора А. Р. Довженко формально был построен по структуре, в значительной степени внешне аналогичной церковной литургической службе, только оформление его было переведено на обыденный и врачебный язык, адаптировано к медицинскому уровню понимания. Сам А. Р. Довженко по воспоминаниям Г. И. Григорьева был человеком глубоко верующим, но атеистическое время, в которое он жил, для раскрытия его духовного дара было неблагоприятным.

В совершенстве владея методом своего учителя, Григорий Игоревич видел и опирался на его сильные стороны, но не мог не замечать и недостатки. Накапливаемый опыт лечения по методу А. Р. Довженко, опыт положительный, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, показывал, однако, необходимость его дальнейшего совершенствования. В итоге метод стрессопсихотерапии был не только усовершенствован, но и принципиально преобразован – изменен в той степени, когда следует говорить уже о новом методе, хотя и выросшем из метода А. Р. Довженко. Так, образовался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ). В этом новом методе внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической базе, обстоятельным, но легко воспринимаемым, образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Причем эти причины увязывались с духовным состоянием человека, а сама зависимость трактовалась с позиций ее понимания как греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. Актуализировалась и роль самого пациента в преодолении болезненного влечения; а вместо страха вводилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего функцию разрушения; использовался святоотеческий опыт противостояния грехам (зависимостям). Непосредственно перед психотерапевтическим сеансом православный священник (в данном случае речь идет об уже упомянутом протоиерее Василии Лесняке, имевшем 44-летний опыт пастырского служения и почитаемом прихожанами как старец) произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александ-ро-Невского братства трезвости и милосердия. Здесь следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом священники-наставники, имел благословение на совместную работу с врачами Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопамятного владыки Иоанна – в прошлом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского В огласительной беседе врача утверждалось восприятие отказа от алкоголя как гражданского подвига перед родными и обществом и духовного – перед Богом. В самой стрессовой психотерапевтической беседе повышалась роль эмоционально-эстетической и моральной составляющих психотерапии.

Проводящий групповое лечение врач должен был обладать высокими актерскими способностями, владеть даром перевоплощения, эстетикой паузы, мимики, жеста, стрессовым компонентом семантико-интонацион-ного звучания речи. При этом акцент делался на позитивные стороны личности лечащихся, на формирование положительного фона настроения и его фиксации в сознании и эмоциональной памяти пациента. Личность больного максимально вовлекалась в лечебный процесс. Внушение врача-диктатора (в методе Довженко), отныне, заменялось словом человеколюбивого и сострадающего доктора.

Практика применения метода ЭЭСПТ показала повышение лечебного эффекта у наркозависимых больных, в том числе в прогностическом плане. Устранялась не только тяга и патологическое влечение, но и укреплялась установка на трезвый образ жизни.

Таким образом, метод А. Р. Довженко послужил базовым фундаментом для создания метода ЭЭСПТ, представляющего собой не модификацию своего предшественника, а новый самостоятельный метод, как это видно из соответствующего раздела Пособия.

Наука, а вслед за ней и практика, не могут стоять на месте. В институте продолжалось дальнейшее осмысление этиопатогенеза наркозависимостей, анализ принципов и результатов лечения больных с целью придания лечебному процессу все большей патогенетической направленности. Для этого требовалось ответить на ставящиеся самой жизнью и, казалось бы, простые, но по своей значимости узловые вопросы практической наркологии, ответов на которые в медицинской литературе не имеется.

И следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе. Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ вырос из него и перерос его, так что стал самостоятельным, со своими принципиально новыми признаками и отличиями, и основным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсиманического плана в течение последних 12 лет в Международном институте резервных возможностей человека.

Попробуем сформулировать основные вопросы, которые предстоит решить врачу. Почему один больной осознанно, по собственной воле, идет на лечение, другой же и слышать ни о каком лечении не желает, хотя объективных оснований лечиться у него не меньше и даже больше? Почему кто-то обращается за помощью еще на ранней стадии развития зависимости, а кто-то – лишь после больших потерь в здоровье и в социальном статусе?

Рассмотрим показательный и знаковый в плане этих вопросов пример. Однажды на предварительный прием к врачу МИРВЧ, чтобы пройти лечение в связи с алкоголизмом, пришли два молодых человека, братья – однояйцевые близнецы. Жизненный путь их был одинаков: ходили в один детский сад, учились в одной школе, потом в одном ПТУ, служили вместе в военно-строительной части. Пить начали еще до службы, выпивали и в пору армейской службы, вернувшись домой продолжили пьянствовать. Оба холостые, жили с родителями, работали в строительной бригаде. Внешне похожи друг на друга как две капли воды. Одинаковые тембр голоса, мимика, жесты – совпадение просто фантастическое. И при этом один из них изъявил твердое намерение лечиться, а другой, когда речь зашла о конкретном дне лечения, отказался наотрез со стандартными аргументами: «Я не алкоголик, сам брошу пить, когда надо будет» и т. п. Желающий лечиться стал уговаривать, убеждать нежелающего брата, чтобы и он прошел лечение. Но тот сопротивлялся так, что дело едва не дошло до драки. Редкостный пример «чистого» эксперимента, каковой могла поставить только сама жизнь. Так, почему же случается, что при полном совпадении физических данных, условий среды, жизненного опыта оценки ситуации разнятся до противоположных?

Далее, почему один пациент после лечения ценит трезвую жизнь и даже радуется ей, другой же, пройдя лечение, тяготится трезвостью? Скучно ему и настроение у него тоскливое. Завидует пьющим приятелям и втайне с вожделением ожидает конца срока воздержания, который сам выбрал.

Наконец, почему сами врачи-наркологи нередко не верят в свое лечение, исходя из псевдонаучной предубежденности, что алкоголизм будто бы неизлечим?

Может быть, ответ на эти вопросы кроется в том, что исключительно медицинский подход к лечению зависимостей является недостаточным? А кроме психической и физической, существует еще некая зависимость? И действительно, такая зависимость существует – это духовная зависимость. В ней все и дело, здесь ответ на все поставленные вопросы.

Что же такое духовная зависимость? Чем она характеризуется? Почему для освобождения от нее необходима не просто психотерапия, пусть даже самая совершенная и утонченная, а психотерапия духовно ориентированная, в нашем случае – на основах православия, то есть православная психотерапия?

Понимание всех этих аспектов происходило по мере вхождения врачей МИРВЧ в духовную жизнь Церкви, изучения Священного Писания и святоотеческих творений, а также трудов верующих ученых. Что-то прояснялось по ходу размышлений о болезнях, их причинах, проявлениях, о принципах лечения в соотношении с представлениями о грехе, покаянии, о Божией благодати и помощи. Особую роль в духовном становлении сотрудников института сыграло наставничество духовных руководителей, общение с ними, домашняя молитва, участие в церковных службах, приобщение к Таинствам Исповеди и Святого Причастия. В результате такого личного воцерковления появлялось ощущение присутствия Бо-жия, существования невидимого мира.

И ответы на вопросы, поставленные врачебной практикой и сформулированные выше, появились, становясь яснее и конкретнее. Открылось то, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет в ослеплении своей болезненной страсти, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение! Так же, как этот человек, считали, пьянствуя, тысячи и миллионы людей, поплатившиеся вследствие такого неразумения здоровьем и жизнью.

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа не дает да и в принципе дать не может. Ибо действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Это и есть, сверх зависимостей физической и психической, зависимость духовная. Патологические заболевания – это в первую очередь духовно-нравственные заболевания согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19).

Духовная зависимость многолика, как многолика ложь. Вряд ли возможно перечислить все ее вариации. Истина – одна, ложь – изощренна и многообразна. А кто отец лжи? – Лукавый. Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила еще и притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь пьяной или другой порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, своей жизни. И не только против себя, но и против здоровья и жизни близких, родных людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию, отчаяние.

Тот же лукавый дух возгревает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? – Да. А кому какое дело, все пьют», – дерзко заявляет больной. А уж виноваты в его жизненных провалах – кто и что угодно, только не он сам. «Когда пить бросите?» – спрашивают молодую мамашу, в отношении которой решается вопрос о лишении ее права материнства. «Когда будет жизнь хорошая, тогда и брошу», – отвечает она… Да, лукавый дух – он и есть лукавый дух.

Однако лукавый-то – лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце. Как говорил апостол Павел согрешившему: «…для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому..?» (Деян. 5: 3).

И еще. Что это такое, когда на человека, с удовлетворением и радостью ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке? Сам человек удивляется сему, а затем, как бы не желая того, все же запивает. Будучи психиатром более чем с 40-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского–Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? Так и есть, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», – ссылается редактор Пособия в таких случаях на святого Иоанна Лествичника.

По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен и нуждается в помощи, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти.

Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, отрицательные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо…

Формированию духовной и других вариантов зависимостей способствует ряд предрасполагающих факторов: личностно-психологических, морально-этических, социальных, национально-культурных и т. д., которые подробно рассмотрены в «Пособии».

Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо освобождаться. Это – непременно, но каким образом? Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь – единственный и абсолютно надежный – это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения, каковой и является зависимость, возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати.

«Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч. 21: 31). Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни – покаяться. Покаяние и обращенность к Богу с верою – это и есть то, что в практике МИРВЧ названо православной психотерапией. Она включает в себя многое из основ православия, однако, сокровенная ее основа именно в этом. Лечебное воздействие психотерапии как метода медицинского, но базирующегося на учении и опытном служении Православной Церкви, распространяется не только на конкретные заболевания, но и на укрепление нравственного здоровья личности, на цельное и гармоничное единение в человеке его физических, психических и духовных свойств, что означает переход к новому качеству жизни.

Путь становления метода ДОП ЦЗ, несмотря на его высокую терапевтическую эффективность, был длительным, тернистым, потребовавшим терпения, смирения, разумного дерзновения. Случалось, что некоторые критики, не вникнув в существо дела, вносили путаницу, огульно считая, что молитва, церковные Таинства в православной психотерапии будто бы приравниваются к обычным медицинским психотерапевтическим процедурам, и посему негативно относились к самому термину «православная психотерапия». Но это заблуждение. Конечно, молитва, церковная служба могут влиять на чувства, на эмоциональное состояние человека. Однако не в этом их суть и сила, а в Божией благодати, как это понимается в православной психотерапии и принимается в качестве концептуальной основы. Именно на этой основе, на изложенном ранее понимании природы патологических зависимостей, и сформирован метод духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе. Метод ЭЭСПТ послужил лишь исходной позицией для нового метода ДОП ЦЗ, который имеет своим фундаментом как данные естественных наук, так и открытия церковного христианского антропологического познания. Не смешивая естественное и духовное, метод тем не менее отражает косвенные аналогии между этими категориями. К примеру, святоотеческое описание ступеней греха (прилоги, помыслы, сочетания, сосложения, деяние – сам грех) созвучно (но не идентично!) понятиям степеней, динамики формирования зависимостей: навязчивые – доминирующие – сверхценные – и, наконец, бредоподобные идеи. Так, наглядно прослеживается траектория духовного заблуждения человека.

Этиопатогенез болезненных влечений и принципы лечения больных в методе ДОП ЦЗ рассматриваются как с позиций научно-медицинских знаний, так и аскетического опыта духовной борьбы со страстями. Рационализм и медицинский практицизм в этом методе гармонично (но не слитно) сочетается с мистическим учением Церкви, с ее религиозно-культурными традициями.

Информация – и научно-медицинская, и духовно-религиозная – в огласительной беседе врача дается в ясной, доступной для понимания форме. Особое значение придается разъяснению понятия о покаянии: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя приказать человеку, заставить его покаяться. Но объяснить ему, что означает покаяние, и призвать его к покаянию просто необходимо для его исцеления. Это и происходит в процессе эмоционально насыщенной стрессовой огласительной беседы-проповеди православного врача, проводящего лечение по методу ДОП ЦЗ. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

«Покайтесь…» – с этого призыва начал свои проповеди Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Покаяние в недобрых и злых мыслях, желаниях, поступках, иначе – в грехах, во всем, что идет вразрез с заповедями Божиими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и упованием на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем – или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние – пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Это знак того, что он понял и осознал душою и сердцем свой грех, и свидетельство того, что с Божией помощью более не намерен его совершать. Ибо покаяние, по сути, включает в себя прошение ко Господу о помощи.

Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать – преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается лицом своим к истинным жизненным ценностям: любви к ближнему, работе, здоровью, личному достоинству… А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен. По этим параметрам можно оценивать результат лечения в прогностическом плане.

Игнорирование истин и основ православия, пренебрежение факторов духовного повреждения, а следовательно, и непротивостояние делают лечение неполным и терапевтический эффект – временным (что, к сожалению, нередко приходится наблюдать в действительности, в современной наркологической практике), а также порождает мнение о фатальной обреченности наркозависимых больных.

Принципиально новой и отличительной стороной метода ДОП ЦЗ является устранение не только физической и психической (тяга, болезненной влечение и т. д.), но – через Таинства Исповеди (покаяния) и Святого Причастия – и духовной зависимости.

Медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены. Медицинскую часть проводит врач в помещении церковной школы храма Феодоровской иконы Божией Матери; духовная часть осуществляется в том же соборе с участием пациентов в Божественной Литургии, с приобщением к Таинствам Исповеди и Святого Причастия. Логическая последовательность и содержание медицинской части обстоятельно изложены в Пособии.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и не в меньшей мере духовную сторону проблемы. Стрессовое воздействие беседы-проповеди врача направлено на восстановление психосоматических резервных возможностей организма, а также на перестройку личности в духовно-нравственной сфере. Беседа врача настраивает пациента на углубленное понимание, осознание зависимостей, в том числе духовной, на их преодоление с врачебной и Божией помощью, на внимательный контроль за своим душевным состоянием. Во время нее происходит информационно и духовно полезная подготовка к участию в Божественной Литургии. Больные вместе с пришедшими родственниками внимательно слушают беседу, активно включаются в психотерапевтический процесс: могут задавать врачу вопросы, высказывать свои суждения, вступать в дискуссию по ходу беседы или в конце нее. (Родственники по желанию могут присутствовать и на медицинской и церковной частях зарока.)

На медицинской части лечения по методу ДОП ЦЗ пациенты каются в своих всеразрушительных страстях, обязуются отказаться от них и впредь их не допускать на срок не менее одного года, с тем чтобы накопив опыт трезвой жизни продлить зарок. Значительная часть пациентов принимает зарок на всю жизнь. Дается зарок одновременно и совместно всеми лечащимися на завершающей стадии беседы-проповеди врача.

Последний этап медицинской части лечения – это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально закрепляется психотерапевтически.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость снимается или, по крайней мере, смягчается.

Участвуя в Божественной Литургии, пациенты призваны каяться в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, в проистекающих из нее грехах на Таинстве Исповеди и дают зарок перед Богом, при свидетельстве и разрешающей молитве священника, отречься от греховной страсти. Приготовившиеся допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Алек-сандро-Невского общества трезвости. Таким образом происходит закрепление трезвеннической позиции, и, как показывает опыт, у невоцерков-ленных людей нередко возникает потребность приблизиться к Церкви. Духовная зависимость чаще всего полностью снимается.

Как мы видим, в Пособии обстоятельно отражены структура и содержание «цепочки» преемственных, но самостоятельных по методологии психотерапевтических методик, последней и наиболее совершенной из которых является метод духовно ориентированной психотерапии в форме зарока на православной основе. Метод опирается на положения православной психотерапии как медицинского подхода к пониманию патологии, в основе которого лежит учение Православной Церкви о грехе, покаянии, Божией благодати и помощи, о других сторонах духовного знания и духовной жизни, отраженных в Священном Писании и в трудах подвижников православного благочестия.

В методе ДОП ЦЗ медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезни (в нашем случае это болезни наркологического профиля) выделен и введен духовный фактор (духовная зависимость), дающий основания и обязывающий трактовать заболевания с главным синдромом патологической зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Отсюда вытекает необходимость обращения к Церкви, к ее исцеляющим Таинствам как к лечению патогенетического уровня (патогенетическому лечению), устраняющему духовную зависимость.

Этот подход определяет новое направление в медицине как в теоретическом, так и в практическом отношениях, приоткрывающее горизонты изучения проблем этиопатогенеза и лечения алкоголизма и других наркологических заболеваний.

Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркоманиях и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке – его физической, психической и духовной сущностей.

Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православной психотерапии метод ДОП ЦЗ открывает путь к во-церковлению, к духовному становлению весьма духовно непросвещенного современного человека.

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под динамическим наблюдением врачей института и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться в институт за помощью. При необходимости институт осуществляет реабилитацию пациентов – либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: быть глубоко воцерковленным, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

Значительное место в Пособии отведено освещению других лечебных методик, базирующихся на основах православия. Такова «Лествица трезвости», разработанная руководителем Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре В. А. Цыганковым для противодействия пьянству и наркотизации. «Лествица» состоит из 12-ти ступеней, ведущих к духовному трезвению.

Немалый интерес вызывают изложенные в книге воззрения на проблему алкоголизма и наркоманий православных психологов К. Л. и С. В. Литвиненко, а также многих других авторов (профессора К. И. Разнатов-ского и т. д.). Полезным представляется описание десяти признаков лженауки, сделанное А. Соркиным, поскольку ориентироваться в этих вопросах необходимо, особенно врачу, занимающемуся нервно-психическими патологиями.

Нельзя не отметить еще одну яркую особенность Пособия под редакцией профессора Г. И. Григорьева. Практически все основные взгляды на природу алкоголизма и других наркологических заболеваний, данные медицинских и психологических исследований, клинических наблюдений подкрепляются убедительными, всегда к месту приведенными ссылками и цитатами из Евангелия, святоотеческих писаний и многих других трудов духовной православной литературы. Обилие таких цитат не может считаться недостатком, ибо они чрезвычайно душеполезны, духовно наставляют и обогащают человека.

Делясь впечатлениями о книге, отметим содержащуюся в ней новизну понимания этиопатогенеза алкогольной болезни и других нарко-токсикоманий как заболеваний нравственно-духовного характера; введение и обоснование понятия духовной зависимости как главной причины формирования всех патологических зависимостей. Подчеркнем проверенную многолетней практикой эффективность лечения алкоголь- нарко-токсикозависимых больных с помощью нового, разработанного в МИРВЧ под руководством профессора Г. И. Григорьева психотерапевтического метода, построенного на духовно-нравственных основах православия.

Завершая свой обзор, мы видим, что в нем лишь частично удалось отразить отдельные положения книги (учебного пособия), а потому пожелаем читателям более подробно обратиться к первоисточнику.