ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОСЛЕАБОРТНОМ ПЕРИОДЕ У ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

ММУ «Городская больница № 10», Самара; Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ»

Введение

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что незаплани-рованное наступление беременности вызывает чрезмерные эмоциональные переживания как у самой женщины, так и у людей из близкого окружения. В случае принятия решения о прерывании беременности женщину начина-ет одолевать страх перед предстоящей операцией, возникают опасения по поводу адекватности обезболивания, возникновения осложнений во время выполнения операции, возможности наступления беременности в даль-нейшем и т. п. [2, 3, 5, 6], что обусловливает необходимость проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Личностный и ситуативный уровень тревожности напрямую зависит от нейромедиаторного обмена в диэнцефальных структурах головного моз-га. Наиболее существенное значение в регуляции эмоций имеют эндоген-ные опиоидные пептиды – эндорфины и энкефалины. Можно полагать, что прогрессивный набор массы тела нередко вызван стимуляцией центров пищевого поведения вследствие депрессивного состояния, сопровождаю-щимся дефицитом «медиаторов радости» и снижением гормона насыще-ния – лептина [1].

Психические состояния у женщин, поступивших на искусственное прерывание беременности, в настоящее время очень хорошо изучены. На наш взгляд, представляет интерес сравнение показателей тревожности у женщин, склонных к метаболическим нарушениям, проявляющимся избы-точной массой тела, и у здоровых женщин.

Цель исследования – оценить и проанализировать уровень ситуатив-ной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) у женщин с избыточной массой тела в динамике до и через 18 мес. после искусственного прерывания бе-ременности.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели провели проспективное исследование, в ходе которого участвовали 115 женщин в возрасте 18-35 лет, поступивших на искусственное прерывание беременности. Обследуемых пациенток распределили на 2 группы: 1-я - 75 человек, у которых отмечалась избыточная масса тела; 2-я - 40 человек с нормальными росто-весовыми показателями. Определение излишков подкожной жировой клетчатки осуществляли путем подсчета индекса массы тела (ИМТ), предложенного G. Brey в 1987 г. по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / длина тела2 (м). В 1-ю группу вошли пациентки с ИМТ 28-30 кг/м2, во 2-ю - с ИМТ от 20 до 28 кг/м2.

Специальных реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию эмоциональных нарушений, пациентам не проводили. Обе группы были тождественны по возрасту, образованию, материальному обеспечению.

Диагностику уровня тревожности у обследованных женщин проводили путем тестового контроля по «Шкале реактивной и личностной тревожности», предложенной Ч. Д. Спилбергом в модификации Ю. Л. Ханина. Оценку показателей осуществляли накануне аборта и через 18 мес. после искусственного прерывания беременности. При интерпретации показателей использовали следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31–45 баллов - умеренная; 46 и более - высокая [4].

Результаты и их обсуждение

Анализ данных анкетного исследования, проведенного накануне прерывания беременности, показал высокий уровень как СТ, так и ЛТ в обеих группах женщин (см. таблицу). Разумеется, в этих цифрах нашли отражение переживания, сопровождающие принятие решение о прерывании беременности, и опасения за саму манипуляцию.

Показатели тревожности у женщин, балл, М ± m

P < 0,01 по сравнению с этой же группой после аборта; p < 0,05 по сравнению со 2-й группой до аборта; p < 0,05 по сравнению со 2-й группой после аборта.

Несмотря на то что уровень ЛТ является устойчивым и отражает степень предрасположенности субъекта к тревоге, в такой стрессовой си-туации, которой является аборт, ее балльные значения возрастают, как и значения СТ. Особенно высокий уровень ЛТ был диагностирован у жен-щин 1-й группы (p < 0,05).

Вероятно, у пациентов, склонных к обменно-эндокринным дисфунк-циям, изначально имеется лабильность нейро-трансмиттерной системы, хуже развиты механизмы адаптации к стрессорным раздражителям. Мож-но предположить, что высокие показатели ЛТ на момент первоначального обследования связаны со следовым влиянием высокой СТ, создающей своеобразный пессимистический прогноз на перспективу.

В отдаленном периоде (после прерывания беременности и устране-ния стрессорного фактора) показатели ЛТ и СТ снижаются. В частности, уровень СТ снизился в обеих наблюдаемых группах до значений в 30-36 баллов, то есть различий в СТ у женщин как с нормальной, так и с избы-точной массой тела не имелось.

Динамика показателей ЛТ была иной. На фоне общего значительного снижения уровня ЛТ по сравнению с исходными данными абсолютные значения у пациенток 2-й группы на 18-м месяце были статистически зна-чимо (p < 0,05) ниже, чем в 1-й группе (см. таблицу). Если у женщин 2-й группы в этот период уровень ЛТ интерпретировался как низкий (умень-шился на 35,4 % от исходного), то у женщин 1-й группы он твердо соот-ветствовал средним значениям и снизился только на 26,6 %.

Анализ показателей тревожности у женщин изучаемых групп свиде-тельствует о том, что у пациенток, склонных к метаболическим нарушени-ям, имеется повышенный уровень ЛТ, они с большим негативом воспри-нимают окружающую действительность, предрасположены к раздражи-тельности и переживаниям. У этих пациенток легко меняется настроение, отмечаются немотивированные волнения и ожидание неудачи. Таким женщинам менее свойственно чувство уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и уравновешенности нервных процессов.

Перечисленные клинические характеристики отражают баланс взаи-модействия нейротрансмиттеров в диэнцефальных структурах. Эмоцио-нальные переживания, сопровождающиеся высоким уровнем СТ и ЛТ во время артифициального аборта, являются тем раздражителем, который приводит к сбою в регуляции нейрофизиологических механизмов в гипо-таламусе и провоцирует прогрессирование набора веса и развитие метабо-лических нарушений.

Выводы

Оценка показателей СТ и ЛТ позволила установить рост их значений перед искусственным прерыванием беременности у пациенток как с нор-мальным, так и с избыточным весом. Для женщин с увеличенным ИМТ до 28–30 кг/м2 характерно сохранение повышенного уровня ЛТ (на 10,9 балла больше, чем в контрольной группе) в отдаленном периоде после прерыва-ния беременности.

Следует также отметить, что одним из путей предупреждения про-грессирующего увеличения массы тела и развития нейро-эндокринных на-рушений после артифициального аборта является использование психоте-рапевтического и медикаментозного воздействия на пациентку, направ-ленное на стабилизацию ее психической сферы.

Литература

1. Беляков Н. А. Метаболический синдром у женщин (патофизиоло-гия и клиника) / – СПб. : Изд. дом СПбМАПО, 2005. – 440 с.

2. Брехман Г. И. Психологические особенности женщин, прерываю-щих беременность / Г. И. Брехман, Н. П. Ланочкина // Психотерапия и кли-ническая психология в общемедицинской практике : материалы рос. конф., 26–28 мая 1999. – Иваново : СПб. – 2000. – С. 17–20.

3. Галин А. П. Медицинские, социальные и психологические пробле-мы аборта у юных женщин (возможности реабилитации) : автореф. дис. … канд. мед. наук / Галин А. П. ; [Ижев. гос. мед. акад.], 2001. – 32 с.

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 508 с.

5. Юсупова А. Н. Аборты в России / А. Н. Юсупова : под ред. В. Ю. Альбицкого. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 208 с.

6. Wang J. X. Polycystic ovarian syndrome and the risk of spontaneous abortion following assisted reproductive technology treatment / J. X. Wang, M. J. Davies, R. J. Norman // Hum. Reprod. 2001. – Vol. 16, N 12. – P. 2606–2609.