ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ

А. И. Анисимов

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Введение

Профессиональная деятельность современного педагога сопряжена с воздействием большого количества социальных стрессоров. К окончанию учебного года значительно нарастает риск возникновения у учителей про-фессионального выгорания, а значит, снижения уровня их социального и профессионального здоровья, психологического благополучия. Актуаль-ность нашего исследования определяется общественной значимостью со-циального здоровья учителя, необходимостью его изучения и привлечения внимания к данной проблеме. Решение этой проблемы предполагает реа-лизацию комплекса задач: более точную оценку состояния здоровья с це-лью обеспечения эффективной педагогической деятельности, раннее выяв-ление групп риска с целью дальнейшей организации профилактических мер по предупреждению нарушений здоровья, в частности профессио-нального выгорания.

В последние 25–30 лет интенсивно разрабатываются методологиче-ские аспекты проблемы здоровья человека в рамках научного направления – укрепления здоровья, для чего предпринимаются попытки выявления адаптивных резервов здоровья, сохранения и увеличения потенциала здоровья в различных ракурсах – физическом, психическом и социаль-ном [7, c. 3].

Для данного методологического подхода важными задачами являют-ся оценка и прогноз состояния здоровья, выработка критериев его оценки для разных уровней здоровья. Традиционно в фокусе внимания исследова-телей проблемы здоровья находились диагностика расстройств и выявле-ние отклонений от нормы. Вопросам определения и восстановления ресур-сов здоровья не уделялось должного внимания. Недооценка роли адаптивных резервов организма является одной из главных причин недостаточной эффективности современной профилактической медицины [7, c. 4].

Современные условия жизнедеятельности предъявляют иные требо-вания к оценке состояния здоровья. Появилась необходимость оценки адаптационных ресурсов в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболевания и существуют возможности эффективного восстановления ре-зервов здоровья. Своевременная диагностика снижения резервных воз-можностей человека, по мнению В. А. Пономаренко, позволит действенно регулировать и эффективно влиять на состояние здоровья специалиста с целью обеспечения его сохранности [9, c. 260].

Использование позитивных критериев для оценки здоровья личности профессионала будет более продуктивным, так как позволит более тонко дифференцировать состояние здоровья и его ресурсов, а также прогнози-ровать возможности его восстановления [10, c. 3].

Ведущие ученые, работающие в рамках реализации концепции «Здо-ровье здорового человека», определяют понятие «здоровье» как «способ-ность человека обеспечивать свое физическое и психическое благополу-чие, возможность дожития до необходимого возраста с адекватной соци-альной дееспособностью» [7, c. 4].

Социальную дееспособность можно трактовать как индикатор соци-ального здоровья человека в контексте профессиональной деятельности. Особую значимость этот компонент здоровья имеет для специалистов сфе-ры «человек – человек».

В рамках нового научного направления «психология здоровья» раз-рабатывается системный подход к проблеме здоровья, где одним из основ-ных вопросов являются определение и систематизация критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. Социаль-ный компонент общего здоровья человека остается наименее изученным.

Г. С. Никифоров подчеркивает основной акцент специфики рассмот-рения социального здоровья – полноценное выполнение человеком своих социальных функций. Само социальное здоровье определяется «как коли-чество и качество межличностных связей индивидуума и степень его уча-стия в жизни общества» [8, с. 54].

Учет всех предложенных в различных областях знания (медицине, социологии, психологии, педагогике и т. д.) критериев делает задачу опре-деления состояния здоровья крайне громоздкой и трудоемкой. Анализ и обобщение различных критериальных подходов к оценке здоровья позво-лили нам предложить социально-психологические интегральные критерии: «гармоничность отношений личности с социальным окружением» и «со-циальная зрелость личности» [1], которые мы считаем адекватными для оценки социального здоровья личности учителя в контексте профессио-нальной деятельности.

Цель данного исследования – проверка адекватности интегральных социально-психологических критериев для оценки индивидуального соци-ального здоровья и выявления у учителей группы риска формирования профессионального выгорания (ПВ).

Мы предположили, что показатели социального здоровья учителей будут иметь существенные различия в связи со степенью переживаемых ими состояний ПВ, отраженных в симптомах «эмоционального истоще-ния», «деперсонализации», «редукции личных достижений».

Материал и методы

Для реализации поставленной цели обследовали учителей общеобра-зовательных школ Санкт-Петербурга. Общая выборка составила 144 чело-века. В нее вошли женщины с высшим образованием, в возрасте от 22 до 57 лет. Исследование проводили в конце учебного года (май–июнь 2009 г.), когда особенно высок риск проявления симптомов ПВ.

Для определения уровня социального здоровья учителей использова-ли пакет психодиагностических методик.

Оценку гармоничности отношений личности с социальным окруже-нием проводили с помощью опросников:

• «Субъективная оценка межличностных отношений», СОМО (Дух-новский С. В.) по 4 шкалам: «напряженность», «отчужденность», «кон-фликтность», «агрессия» и итоговому баллу (суммарный показатель всех шкал) [4];

• «Опросник самоотношения», ОСО (Столин В. В., Пантилеев С. Р.), шкала «Аутосимпатия» [12].

Оценку социальной зрелости личности осуществляли с помощью оп-росников:

• «Локус контроля» (Ксенофонтова Е. Г.), шкалы «общая интерналь-ность», «межличностная интернальность» [5];

• «Диагностика коммуникативной установки» (Бойко В. В.) по 5 шкалам: «завуалированная жестокость», «открытая жестокость», «обосно-ванный негативизм», «брюзжание», «негативный личный опыт общения» и суммарному баллу («толерантность») [2];

• «Шкала социального интереса» (Кренделл Дж., адаптирована Си-доренко Е. В.) [11];

• «Тест смысложизненных ориентаций», СЖО (Леонтьев Д. А.) [6].
Для определения степени ПВ учителей применили методику «Про-

Фессиональное выгорание», разработанную Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой на основе модели К. Маслач и С. Джексон [3]. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждой отдельной шка-лы, так и по интегральному показателю. Для этого складываются балль-ные оценки трех показателей. В табл. 1 представлены данные российской выборки в 360 человек, рассчитанные Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченко-вой.

Таблица 1 Оценка ПВ, балл (данные Водопьяновой Н. Е. и Старченковой Е. С.)

Обработка данных проводилась с помощью пакета статистических программ «Statistica 6.0» с использованием непараметрического критерия Колмогорова – Смирнова (Kolmogorov – Smirnov Test) и коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Spearman Rank Order Correlations).

Результаты и их анализ

С целью проверки гипотезы исследования о взаимосвязи состояния социального здоровья со степенью выраженности ПВ выделены 3 группы учителей с разным уровнем социального здоровья:

– в 1-ю группу вошли 62 учителя с высоким уровнем социального здоровья, у которых диагностированы гармоничные отношения с социаль-ным окружением и высокая степень социальной зрелости;

– во 2-ю группу включены 38 учителей с низким уровнем социально-го здоровья, показатели которых по нескольким методикам выходили за пределы нормативных значений (у них отмечается дисгармоничность отно-шений с социальным окружением и низкая степень социальной зрелости);

– в 3-ю группу – «практически здоровые» – отнесены 44 учителя, у которых выявлены либо наличие дисгармоничности отношений в сочета-нии с высокой степенью социальной зрелости, либо комбинация гармо-ничности отношений с невысокой степенью социальной зрелости. Результа-ты этой группы в дальнейшем сравнительном анализе не рассматриваются.

Для проверки значимости различий по психологическим показателям между 1-й и 2-й полярными группами по уровню индивидуального социального здоровья использовали статистический критерий Колмогорова - Смирнова. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2 Сравнение групп с разным уровнем социального здоровья, балл (М ± σ)

По результатам статического сравнения установлены значимые различия между группами практически по всем показателям социального здоровья (за исключением показателей «социальный интерес» и «аутосимпа-тия»). Причем по основным показателям социального здоровья (осмысленность жизни, интернальность, коммуникативная толерантность, гармоничность отношений) превосходство 1-й группы учителей над своими коллегами с низким уровнем социального здоровья достигает высокого уровня значимости (р < 0,01).

Следующим шагом анализа полученных результатов являлось сравнение полярных групп учителей по показателям ПВ. Для сравнения использовался статистический критерий Колмогорова - Смирнова. Результаты представлены в табл. 3.

Установлены значимые различия между группами учителей с разным уровнем социального здоровья по всем показателям ПВ. Это означает, что учителя с более высоким уровнем социального здоровья гораздо в меньшей степени ощущают симптомы психического неблагополучия: эмоциональное истощение, деперсонализацию, меньше проявляют склонность к принижению собственных профессиональных достижений.

Таблица 3 Сравнение групп с разным уровнем социального здоровья по ПВ

Таким образом, у нас имеются достаточные основания сделать за-ключение о том, что учителя с высоким уровнем социального здоровья де-монстрируют более низкую степень ПВ.

Для уточнения взаимосвязи показателей социального здоровья и сте-пени выраженности ПВ учителей был проведен корреляционный анализ эмпирических данных всей выборки учителей (n = 144). Результаты корре-ляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) пред-ставлены в табл. 4 и 5.

Таблица 4 Корреляции показателей гармоничности отношений и ПВ

Здесь и в табл. 5: p < 0,05 – выделены курсивом.

Установлены значимые взаимосвязи между показателями гармонич-ности отношений учителей с компонентами ПВ:

1) «эмоциональное истощение» коррелирует с показателями методи-ки СОМО, что указывает на то, что чем острее переживается учителями дисгармоничность межличностных отношений, тем выше они испытывают эмоциональное неблагополучие в условиях напряженной педагогической деятельности;

2) «деперсонализация» значимым образом связана со всеми показа-телями дисгармоничности межличностных отношений. Это может свиде-тельствовать о том, что нарушение гармоничности отношений учителей в отношениях с социальным окружением сопровождается заметным нарас-танием негативных переживаний и ужесточением установок по отноше-нию к тем людям, с которыми приходится взаимодействовать;

3) «редукция личных достижений» отрицательно коррелирует с по-казателями «напряженность отношений» и итоговым баллом методики СОМО (заметим, что конструкт методики построен таким образом, что чем выше значения редукции личных достижений, тем менее выражено иско-мое качество), что также подтверждает выявленную тенденцию: ощущае-мая учителями дисгармоничность межличностных отношений сопровож-дается заметным неблагополучием, в частности наличием у них склонно-сти обесценивать свои возможности и профессиональную эффективность;

4) интегральный показатель ПВ заметно повышается у тех учителей, у которых отмечаются напряженность, отчужденность, агрессивность, конфликтность, либо общая дисгармоничность во взаимоотношениях с со-циальным окружением.

Таким образом, дисгармоничность отношений учителя с социальным окружением в условиях напряженной педагогической деятельности в вы-сокой степени сопряжена с ощущаемым им психологическим неблагопо-лучием.

Результаты корреляционного анализа показателей ПВ и социальной зрелости учителей представлены в табл. 5.

Показатели методики СЖО («цели в жизни», «процесс жизни», «ре-зультативность», «ЛК – Я», «ЛК – жизнь», «осмысленность жизни») и оп-росника «Локус контроля» («общая интернальность», «межличностная ин-тернальность») отрицательным образом коррелируют с основным компо-нентом ПВ «эмоциональное истощение», что говорит о том, что чем мень-ше учителя чувствуют в себе способности управлять значимыми события-ми своей жизни и чем меньше удовлетворены ее ходом, тем в большей степени они ощущают психическое неблагополучие, проявляющееся в равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Положительные корреляции показателей методики СЖО с компо-нентом ПВ «редукция профессиональных достижений» указывают на то, что учителя, ощущающие свою жизнь как наполненную смыслом, удовле-творенные ее ходом и собственной самореализацией, в меньшей степени склонны обесценивать собственные профессиональные успехи в напря-женных условиях педагогической деятельности.

Таблица 5 Корреляции показателей социальной зрелости и ПВ учителей

Отрицательные корреляции показателей «процесс жизни», «ЛК–Я», «ЛК – жизнь», ОЖ, с интегральным показателем ПВ могут означать, что удовлетворенность процессом жизнедеятельности и готовность к реализа-ции важных жизненных целей сочетаются с низкой степенью выраженно-стью симптомов ПВ учителей.

Установленные корреляции показателей методики «Диагностика коммуникативной установки» с компонентами ПВ могут свидетельство-вать о том, что в напряженных условиях профессиональной деятельности происходит снижение толерантности учителей, которое сопряжено с на-растанием у них эмоционального неблагополучия, негативных пережива-ний и установок по отношению к партнерам по общению, склонностью обесценивать свои профессиональные успехи и приуменьшать собствен-ные возможности.

Таким образом, можно констатировать, что качества социально зре-лой личности, диагностируемые в выборке учителей, отрицательным обра-зом коррелируют с показателями их профессионального выгорания.

Выводы

1. Данное исследование позволило выявить 3 группы учителей с раз-ным уровнем индивидуального социального здоровья: с высоким (43 %), средним (30 %) и низким (26 %). Учителей с низким уровнем социального здоровья следует отнести к группе риска. В условиях напряженной про-фессиональной деятельности или при неблагоприятных жизненных об-стоятельствах они в большей степени подвержены ПВ и личностным де-формациям, а следовательно, будут нуждаться либо в профилактических мероприятиях, либо в психотерапевтической помощи.

2. Учителя с высоким уровнем социального здоровья демонстрируют более низкую степень ПВ. Значимые различия по всем показателям ПВ, установленные в результате сравнения групп учителей с разным уровнем социального здоровья, свидетельствуют о том, что учителя с высоким уровнем социального здоровья гораздо в меньшей степени ощущают сим-птомы психического неблагополучия: эмоциональное истощение, деперсо-нализацию, меньше проявляют склонность к редукции собственных про-фессиональных достижений.

3. Дисгармоничность отношений личности с социальным окружени-ем в условиях напряженной педагогической деятельности в высокой сте-пени сопряжена с ощущаемым ею психологическим неблагополучием. На это указывают выявленные отрицательные корреляции показателей гармо-ничности отношений учителей с компонентами ПВ.

4. В условиях возрастания профессиональной нагрузки низкий уро-вень социальной зрелости личности (недостаточно развитые ответствен-ность, толерантность, просоциальная направленность, а также низкая сте-пень осмысленности жизни) заметно коррелирует с ощущением эмоцио-нального неблагополучия, снижением оценки собственных возможностей и достижений, негативными переживаниями в адрес тех людей, с которы-ми приходится взаимодействовать.

5. Апробация интегральных социально-психологических критериев показала их адекватность для оценки социального здоровья личности учителей.

Литература

1. Анисимов А. И. Социальное здоровье студентов / А. И. Анисимов, Н. Н. Киреева // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. – 2009. – Вып. 1. – С. 165–183.

2. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1996. – 416 с.

3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилак-тика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – [2-е изд.] – СПб. [и др.] : Пи-тер, 2008. – 336 с.

4. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отноше-ний: руководство по применению / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2005. – 51 с.

5. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля лично-сти – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психол. журн. – 1999. – Т. 20, № 2. – С. 103–114.

6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – [2-е изд.] — М. : Смысл, 2000. – 16 с.

7. Методологические Проблемы оценки индивидуального здоровья / А. И. Вялков [и др.] // Обществ. здоровье и проф. заболеваний. – 2006. – № 2. – С. 3–8.

8. Психология Здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифо-рова. – СПб. [и др.] : Питер, 2003. – 607 с.

9. Разумов А. Н. Здоровье здорового человека: (основы восстанови-тельной медицины) / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. – М. : Медицина, 1996. – 413 с.

10.Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Рыбников В. Ю. ; [С.-Петерб. гос. ун-т.]. – СПб., 2000. – 44 с.

11.Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру / Е. В. Сидорен-ко. – СПб. : Речь, 2000. – 352 с.

12.Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика разви-тия личности и малых групп : учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. – 488 с.