Книги по психологии

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Периодика - Вестник психотерапии

В. А. Цыганков, Г. И. Григорьев, Р. Мизерене

Православная школа психологии и медицины, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования; Психотерапевтический кабинет г. Паланги (Литва)

Православная антропология говорит о трехсоставности человека – духа, души (психики) и тела. Рассматривая трехсоставность человеческой природы, В. В. Зеньковский писал, что дух есть начало целостности и орга-нической иерархичности в человеке: дух исцеляет – делает целым, и если это недостаточно выражено в реальном бытии человека, то это означает некую связанность духа в человеке грехом, страстями [15]. Духовность от-носится к высшей способности души человека, это то, что возвышает его над физиологическими потребностями, делает «человека человеком»; ду-ховность – это то высшее, к чему может стремиться личность, то, что вы-ражается в идеалах добра и зла, имеет метафизические корни [20]. Следует также отметить, что биопсихосоциальная парадигма здоровья человека по-лучила широкое распространение в научной литературе.

Совершенно не отличавшийся религиозностью З. Фрейд однажды заметил в беседе: «Человечество всегда знало, что оно обладает духом», а В. Франкл, комментируя это высказывание, констатировал: «Человек часто намного более религиозен, чем он полагает. Если мы дадим человеку не-верное понятие о его собственной природе, мы можем его испортить» [26]. Понятно, что духовно ориентированная психотерапия должна базировать-ся на верных религиозных основах.

Термин «религия» имеет древнеримские корни: Ligare (лат.) – «свя-зывать», Re – приставка, означающая «обратно», «назад», «вновь», «снова». Таким образом Ре-лигия, согласно этимологии, является налаживанием или восстановлением связи (с Богом). К сожалению, религиозная постановка вопроса была чужда советской психотерапии, так же как и судьбоаналити-ческий подход Л. Зонди, считавшего высшей и самой важной функцией «Я» – веру в Бога, утрата которой угрожает судьбе человека и может пе-рейти в душевные заболевания [цит. по: 2].

В духовно ориентированной концепции психотерапии патологиче-ских зависимостей (в православной терминологии – Страстей) многие болезненные влечения рассматриваются прежде всего как имеющие духов-ную обусловленность, а органические психосоматические поражения и функциональные расстройства зачастую оказываются следствиями духов-ного поражения личности, порабощения ее воли. Этиология и патогенез патологических зависимостей, рассматриваемых как страсти, гораздо про-никновеннее и ближе к их первопричине, чем в медицинской модели. Не-излечимость болезненных влечений современными медицинскими мето-дами (зачастую добивающимися лишь кратковременной ремиссии) обу-словлена главным образом тем, что основная цель современной нарколо-гии – преодоление физической и психической зависимостей от психоак-тивных веществ. Духовная же зависимость до настоящего времени в меди-цинскую модель не включается, врачами психиатрами-наркологами в рас-чет не принимается, и потому зависимость остается неисцеленной. Отсюда же и мифы о неизлечимости патологических зависимостей, на которых вырастают и воспитываются практически все без исключения современные наркологи.

На какие именно религиозные основы следует опираться духовно-ориентированной психотерапии? На этот вопрос митрополит Иерофей (Влахос) отвечает так: «…Православие, сохранившее сущность христиан-ства, располагает большим “психотерапевтическим потенциалом”…» [3].

Именно Православие является традиционной религиозной и куль-турной основой России. Как пишет известный отечественный философ Г. П. Федотов, культура и душа русского народа всегда были существенно христианскими, православными. Искажение, а потом разложение христи-анской души начались, считает он, в период революции. В дальнейшем этот процесс закончился, и удалось воспитать поколения, для которых уже нет ценности человеческой души – ни своей, ни чужой [25].

От 55 % [23] до 80–85 % [2] населения современной России считают себя православными. Факт свободного массового избрания россиянами православной веры впечатляет. В нашей стране пришло время не только обратиться к серьезному изучению, но и широкому использованию опыта духовно ориентированой (православной) психотерапии в традициях Рус-ской Православной Церкви.

Алкогольная, наркотическая, никотиновая, игровая и другие патоло-гические зависимости давно приобрели в нашем обществе характер самой массовой эпидемии – пандемии. Сегодня их следует рассматривать не только как чрезвычайную социальную ситуацию и проблему национальной безопасности в обществе, но и как самый массовый терроризм, ведущий к генетическому вырождению и истреблению нации, к деградации и гибели множества людей. По своей сути, сегодня идет необъявленная, но самая массовая и кровопролитная в истории России война, уносящая миллионы жизней, являющаяся тягчайшим испытанием для нашего народа. Сегодня у нас просто нет выбора эффективных средств в борьбе с наркоманиями, кроме одного: необходимо апеллировать к основополагающим духовно-нравственным качествам всего нашего народа, его генетической памяти, к его святым предкам, мученикам и новомученикам Российским, макси-мально мобилизовав все резервы духовности в противостоянии общему врагу [10].

Метод духовно ориентированной (православной) психотерапии опи-рается на многовековой положительный опыт Русской Православной Церкви в душепопечении людей, страдающих от патологических зависи-мостей. Выздоровление пациентов происходит при изменении их сознания и образа жизни. Под изменением сознания, за которым следует и измене-ние образа жизни, понимается в первую очередь активная, но спокойная, уверенная и весьма продуманная работа зависимого человека над самим собой. Конечным итогом ее становится сохранение добродетели трезвости, живой и твердой веры в Бога, покаяние, воцерковление, преодоление иных страстей, духовное трезвение, то есть – формирование нового, зрелого соз-нания, здорового самоощущения и поведения выздоравливающего [27]. Обязательным компонентом духовно ориентированных программ является привлечение в лечебный и реабилитационный и постреабилитационный процессы ближайших родственников зависимых людей (созависимых).

Преодоление патологических зависимостей (как и иных страстей) в православном понимании – это преодоление противоестественности через развитие в человеке добродетельных качеств, противоположных имею-щимся порокам, страстям. Преподобный Исаак Сирин советует: «Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятения помыш-ления. А если поступить по первому, сказанному нами правилу, то не ока-зывается в уме и следа страстей по отшествии их» [22].

В настоящее время наиболее результативным методом духовно ори-ентированной терапии патологических зависимостей является метод ду-ховно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (метод ДОП ЦЗ). Этот терапевтический метод сформировался на православной основе в процессе развития массовой эмоционально-эстетической стрессо-вой психотерапии (ЭЭСПТ) [4–8] и интеграции с его православной психо-терапией [1, 9, 11–14, 16, 19]. Метод ДОП ЦЗ положительно зарекомендо-вал себя на практике Международного института резервных возможностей человека МИРВЧ (Санкт-Петербург) в период с марта 1994 г. по настоящее время достаточно высокой эффективностью при лечении наркоманий, ал-коголизма, никотинизма, игроманий, чревоугодия и иных болезненных влечений, приводящих человека к развитию патологических зависимостей.

18.11.2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России метод ДОП ЦЗ был защищен док-торской диссертацией на тему: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии» (под сокращенным на-званием ДО СПТ – духовно ориентированная стрессовая психотерапия). 14.01.2005 г. Президиум ВАК Минобразования РФ своим решением утвер-дил данную диссертацию и присвоил Г. И. Григорьеву ученую степень док-тора медицинских наук, в 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ему было присвоено ученое звание профессора. Ука-зом Президента РФ в 2008 г. Г. И. Григорьев был удостоен почетного зва-ния «Заслуженный врач Российской Федерации».

Методология ДОП ЦЗ на православной основе включает опытные и теоретические знания христианской антропологии, психологии, аскетики и медицины. Общий принцип лечения патологических зависимостей вытека-ет из православного понятия их патогенеза. Любая патологическая зависи-мость – заболевание, затрагивающее и тело, и душу, и дух.

Рациональность и медицинский прагматизм в данном методе гармо-нично сочетаются с мистическим учением Церкви. При этом естественно и органически успешно устраняется искусственно создававшееся неприятие психотерапии одновременно как медицинской науки и как искусства вра-чевания. Доступное для восприятия пациентов вербальное изложение на-учно-медицинской и духовно-религиозной информации, а также фабулы строго продуманного многоэтапного лечения обеспечивает высокое каче-ство психотерапевтических результатов.

В научной литературе метод ДОП ЦЗ первоначально назывался ме-тодом лечебного зарока, отражая лишь финальный этап комплексного пси-хотерапевтического процесса, не раскрывая его важной отличительной особенности – обращенности к духовному началу в человеке. После меди-цинских и богословских научных исследований в МИРВЧ был сформулирован ряд концептуальных положений, определивших основу теории и практики метода ДОП ЦЗ на православной основе:

– между естественнонаучными и церковно-антропологическими ка-тегориями и понятиями устанавливаются прямые и косвенные аналогии;

– интерпретация психотерапевтического процесса, его стратегий и анализ результатов проводятся как на современной научно-методологи-ческой платформе, так и на основе православного святоотеческого опыт-ного знания;

– природа и состав человека соотносятся как с медицинскими пред-ставлениями, так и с эмпирическими данными христианской антропологии;

– этиология и патогенез болезненных влечений рассматриваются не только с позиций научно-медицинских знаний, но и с учетом аскетическо-го опыта борьбы со страстями;

– межличностная коммуникация в процессе оказания помощи боль-ным строится не только по медицинским правилам, но и в соответствии с правилами духовно полезной беседы.

Метод ДОП ЦЗ является духовно ориентированной психотерапией на православной основе не только потому, что имеет прочный фундамент в религиозно-культурной традиции, но и потому, что обращен к духовному началу в человеке, то есть к тому, что выше психики, изучаемой и врачуе-мой естественнонаучной медициной. Подобная психотерапия является не просто безмедикаментозным вербальным лечением, ориентированным только на психофизическую сферу человека, его ум, волю и чувства, но прежде всего она направлена на невидимые и анатомически не локализо-ванные в человеке «органы» – дух, совесть и душу.

Таким образом, можно сказать, что главной задачей метода ДОП ЦЗ, его основной отличительной особенностью от современных методов науч-ной психотерапии является устранение не только психической (психологи-ческой) и физической (физиологической) зависимостей, но в первую оче-редь преодоление зависимости духовной (доныне отрицаемой современ-ной наркологической наукой).

Говоря о сущности психической (психологической) зависимости, можно сказать, что она заключается в:

1) фиксации эмоциональной памяти на чувстве услаждения от алко-голя, табака, других наркотиков и азартных игр;

2) возникновении в сознании ложного ощущения силы, несущест-вующих способностей и талантов, сверхзначимости собственного «Я», все-доступности и вседозволенности;

3) направленности воли к простоте и легкости получения услади-тельного самовозвеличивающего состояния.

Наиболее яркое проявление психической (психологической) зависи-мости – болезненное влечение к алкоголю и другим наркотикам: от ситуа-ционного к навязчивому, а далее – к доминирующему и сверхценному, вплоть до бредоподобного. И поверх всего этого – снижение, вплоть до полной утраты, смысла и радости жизни вне употребления психоактивного вещества.

Суть физической (физиологической) зависимости – в повреждении биологической природы человека, в разрушении нейро-гормонального фундамента, обеспечивающего естественное функционирование всех систем организма, и в первую очередь центральной нервной системы, отвечающей за выживание человека, его психоэмоциональное состоя-ние, настроение и жизненный тонус. Основное внешнее проявление фи-зической зависимости – увеличение дозы и тяга к опохмелению, после чего включаются и первично сформировавшиеся психологические меха-низмы зависимости.

Соматические нарушения и патологические изменения в психике приводят к тяжелому духовному состоянию человека, которое может ха-рактеризоваться развитием грехов лжи, тщеславия, неблагодарности, са-момнения, гнева, раздражения, блуда, сексуальных отклонений, осужде-ния, печали, уныния, отчаяния, принятием помыслов о самоубийстве. Чем тяжелее протекает та или иная патологическая зависимость, тем сильнее становится духовная порабощенность страстью зависимого человека.

Духовная зависимость не понимается, не признается, не изучается медициной. Да и медико-психологическими методами, по-видимому, мо-жет быть изучена лишь косвенно, отчасти. Но ведь именно духовная зави-симость является главенствующей в развитии наркологических заболева-ний на всех их стадиях. Она многолика, но конкретна и проявляется, в ча-стности, в следующем:

1) в неприятии человеком самого факта болезни, самого факта зави-симости при всей очевидности этого факта;

2) в неосознании пьянства, употребления наркотиков, табака и алч-ной игорной страсти как зла, тем более как греха: зла и греха против себя, своего здоровья и жизни, а вкупе здоровья и жизни близких людей, как греха против Бога;

3) вначале в периодических, а впоследствии в постоянных наплывах навязчивых мыслей, связанных с имеющимися патологическими зависи-мостями, внутренних диалогах на данную тему, помрачении ума.

Последнее случается под воздействием злой, невидимой и лукавой силы, посылающей внешние навязчивые мысли, затмевающей разум и при-тупляющей совесть человека, противостоять которой без Бога, Божией по-мощи личность не может. В этот зловещий капкан душа заманивается вкрадчиво, постепенно, коварным и обманным образом. При этом больной, не сознавая того, неуклонно меняется в своих личностных качествах, ста-новится другим человеком – антиподом самому себе. Происходит как бы замена одной личности на другую: спокойный и сдержанный человек ста-новится раздражительным и гневливым; добрый и отзывчивый – завистли-вым и злобным; рачительный – расточительным и так далее. В начале раз-вития патологической зависимости дается «пряник»: удовольствия много, а серьезных последствий нет; затем «пряник» отнимается, а взамен в дей-ствие приводится бич: удовольствий никаких, а тяжких последствий – множество. «И царство диавола, в которое человек перешел через грех, есть <…> явление внутренней жизни человека, особое состояние его души и всей его духовно-телесной природы» [21].

Архимандрит Киприан (Керн) указывал: «Тонкие психологи, отцы-аскеты, на основании своего опыта знают, что опасность страсти не только в том, что она проникла в душу человека, но и в том, что она потом власт-вует над человеком через привычку, через воспоминание, через бессозна-тельное влечение к тому или иному греху» [18].

Метод целебного зарока на православной основе дает мощный им-пульс к физиологическому, душевному и духовному восстановлению человека:

1) снимает тягу и патологическое влечение к алкоголю, нормализует настроение и укрепляет жизненный тонус. Настраивает человека на вос-приятие трезвости не как на ущемление или ограничение своей личности, а как на событие спасительное и жизненно необходимое, сверхзначимое и радостное;

2) способствует появлению (или хотя бы намечает) понимания ис-тинного положения вещей, того, что представляют собой психоактивные вещества, при чем происходит осознание пьянства и других пагубных при-страстий как зла, как греха, губящего тело и душу;

3) вызывает пересмотр прежней, привитой атеистической жизнью
системы ценностей: от алкоголя и других наркотизирующих веществ к не-
преходящим истинам, к Богу;

4) создает биологическую и духовно-нравственную психологическую основу для выхода на новое качество жизни, для которой трезвость лишь одно, но базовое, фундаментальное и абсолютно необходимое условие;

5) открывает (обосновывает и конкретизирует) перед человеком путь к воцерковлению через пост, покаяние и молитву, предлагая конкретные шаги для восстановления отношений с любящим Отцом – Богом [17].

Таким образом, с позиций духовно ориентированной психотерапии психическая зависимость – это возникающее после приема психоактивных веществ состояние наркотического «кайфа» или прельщающей душу эй-фории. В православном определении – состояние Одержимости. Физиоло-гическим фундаментом такого состояния является временное и периодиче-ское (в момент приема алкоголя и наркотиков) нарушение в организме че-ловека выработки нейрогормонов психической адаптации – «гормонов ра-дости жизни». Это происходит вследствие внешнего введения химических аналогов данных гормонов вовнутрь, что постепенно снижает их внутрен-нюю выработку. Такими синтетическими аналогами «гормонов радости жизни» и являются психоактивные вещества.

При достаточно регулярном достижении состояния прельщающей эйфории со временем развивается стойкая хроническая недостаточность «гормонов радости жизни» – физическая зависимость. В самом начале она проявляется в увеличении дозы потребляемого психоактивного вещества (повышении толерантности), а впоследствии – в полной потере контроля над дозой, проявляющейся в запоях. При этом состояние наркотического «кайфа» все более уменьшается и на смену прельщающей эйфории прихо-дит тяжелое абстинентное состояние – «ломка».

В поисках «потерянного рая» больной патологической зависимостью человек все более увеличивает дозу потребляемого наркотика. Последнее нередко приводит к передозировке и летальным исходам. На подобном психосоматическом фундаменте психической и физической зависимостей постепенно формируется необходимая почва для неизбежного подчинения воли человека духам злобы поднебесной.

Обращение к внутреннему человеку в психотерапевтических воздей-ствиях по методу ДОП ЦЗ на православной основе – это попытка осозна-ния (путем смирения и покаяния) и исцеления (Божией благодатью) не только видимых врачу отдельных симптомов болезни (психической и физической зависимости), но и скрытых от современной медицины коренных причин грехопадения в болезнь (духовной зависимости от психоактивных веществ), что принципиально отличает ДОП ЦЗ от всевозможных направ-лений и методов материалистической психотерапии, отрицающих главен-ствующее положение духовно-душевного над психосоматическим [9, 11].

Для неверующих (потерявших веру) людей духовно ориентирован-ная психотерапия, помимо психотерапевтической значимости, становится «предшествующей евангелизацией», когда человеку создаются предпо-сылки для обретения живой евангельской веры в Бога, познания Заповедей Божиих, удаляются препятствия к покаянию, воцерковлению, развитию добродетелей.

Развитие качеств, противоположных имеющейся у человека страсти, то есть развитие добродетелей (к коим в первую очередь можно отнести добродетели трезвости, здравомыслия, веры, видения своих грехов, покая-ния, смирения) со временем переходит в добродетельный Навык, который, по словам преподобного Никиты Стифата, «…есть восстановление сил в первоначальное их благородство и сочетание воедино главнейших доброде-телей для свойственного душе естеству действования …» [24].

Духовно-ориентированная психотерапия открывает людям, выздо-равливающим от патологических зависимостей, прекрасные возможности для самореализации. Это процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии способностей и возможностей человека, ак-туализации его собственного личностного потенциала. Потребность само-реализации выступает в гуманистической психологии как высшая челове-ческая потребность, главный мотивационный фактор. В православной пси-хотерапии этот термин употребляется с одним существенным дополнени-ем: должна происходить не просто СамоРеализация, а ХристоРеализация. Другими словами, цель бытия человека состоит в том, чтобы найти полно-ту во Христе, достичь предела своих духовных возможностей.

Врач и психолог, так или иначе, направляет подопечных на путь ду-ховного возрастания. Что очень важно, вместо Диалога Между подопечным и специалистом последний стремится к Трилогу, а это значит, что в центре эффективной помощи зависимым людям он ставит Бога.

Литература

1. Авдеев Д. А. Наука о душевном здоровье: основы православной психотерапии / Д. А. Авдеев, В. К. Невярович. – М. : Рус. хронограф, 2001. – 512 с.

2. Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции / Т. А. Берсеньева ; С.-Петер. мед. акад. последиплом. образования. – СПб., 2007. – 172 с.

3. Влахос И. Православная психотерапия / И. Влахос. – Сергиев По-сад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. – 368 с.

4. Григорьев Г. И. Лечение хронического алкоголизма методом мас-совой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности) : автореф. дис. … канд. мед. наук / Григорьев Г. И. – СПб., 1993. – 26 с.

5. Григорьев Г. И. Использование христианских православных тради-ций в методе целебного зарока при формировании мотивационно-волевых установок терапии болезненных влечений / Г. И. Григорьев, О. Н. Кузнецов, В. Г. Лесняк // Выживание человека: резервные возможности и нетрадици-онная медицина : материалы междунар. научн. конф. – М., 1993. – С. 175– 176.

6. Григорьев Г. И. Клинико-статистические исследования метода ле-чебного зарока в психотерапии алкоголизма / Г. И. Григорьев, И. Н. Гурвич // Вестн. психотерапии. – Сообщение 1 : Основные социальные и клиниче-ские характеристики изучаемого контингента. – 1995. – № 2 (7). – С. 151– 154 ; Сообщение 2 : Кросс-секционный анализ. – 1996. – № 3 (8). – С. 9–36 ; Сообщение 3 : Многомерный анализ и обсуждение. – 1997. – № 4 (9). – С. 9–40.

7. Григорьев Г. И. Медицина и православие – путь к трезвости. Рос-сия: трезвый путь : материалы междунар. антиалкогольного съезда / Г. И. Григорьев // Вестн. психотерапии. – 1996. – № 3 (8). – С. 95–98.

8. Григорьев Г. И. Основы ораторского искусства психотерапевта при лечении болезненных влечений методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии / Г. И. Григорьев, Л. П. Кузнецов // Вестн. пси-хотерапии. – 1999. – № 6 (11). – С. 9–13.

9. Григорьев Г. И. Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока / Г. И. Григорьев С. А. Ершов, В. Ф. Зверев // Вестн. психотерапии. – 2003. – № 9 (14). – С. 55–70.

10. Григорьев Г. И. Концептуальные основы духовно-ориентирован-ной стрессовой психотерапии / Г. И. Григорьев // Вестн. психотерапии. – 2004. – № 12 (17). – С. 134–147.

11. Григорьев Г. И. Духовно-ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение / Г. И. Григорьев, Р. В. Мизе-рене, Е. А. Мильчакова. – СПб. : МИРВЧ ; ВМедА, 2004. – 150 с.

12. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависи-мостей / под ред. Г. И. Григорьева. – СПб. : ВМедА, 2008. – 504 с.

13. Ершов С. А. К вопросу о теории и практике православной психо-терапии/ С. А. Ершов, Г. И. Григорьев, В. Ф. Зверев // Вестн. психотерапии. – 1995. – № 2 (7). – С. 111–121.

14. Ершов С. А. Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока / С. А. Ершов, Г. И. Григорьев, В. Ф. Зверев // Исце-ление верой. – СПб., 2002 – Вып. V. – С. 338–353.

15. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ан-тропологии / В. В. Зеньковский. – М. : Изд-во Свято-Владимирского брат-ства, 1993. – 224 с.

16. Зверев В. Ф. Расширенная сессия ученого совета Международного института резервных возможностей человека / В. Ф. Зверев // Вестн. гипно-логии и психотерапии. – 1992. – № 3. – С. 105–114.

17. Зверев В. Ф. Вступительное слово перед лечением по методу це-лебного зарока / В. Ф. Зверев. – СПб. : МИРВЧ, 2005. – 10 с.

18. Керн К. Золотой век святоотеческой письменности / К. Керн. – М. : Паломник, 1995. – 228 с.

19. Невярович В. К. Терапия души / В. К. Невярович. – Воронеж : МОДЭК, 1997. – 128 с.

20. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова. – М. : Педагогика, 1997. – 96 с.

21. Подзеевский Ф. Смысл христианского подвига / Ф. Подзеевский. – М. : Изд. отдел Моск. патриархии, 1991. – 264 с.

22. Сирин И. Слова подвижнические / И. Сирин. – М. : Православ. изд-во, 1993. – 386 с.

23. Сорокин В. Комментарий к социальной концепции Русской Пра-вославной Церкви, принятой на Архиерейском соборе в августе 2000 года / В. Сорокин // Милосердие и профессионализм : сб. докл., бесед и стено-грамм образоват. курса по христианской диаконии / С.-Петерб. обществ. благотворительная организация «Покровская община». – СПб., 2003. – С. 9–16.

24. Стифат Н. Деятельных глав первая сотница / Н. Стифат // Доб-ротолюбие. – М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. – Т. 5. – С. 82– 111.

25. Федотов Г. П. О национальном покаянии / Г. П. Федотов // Судьба
и грехи России. – СПб. : София, 1992. – С. 41–49.

26. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия /
В. Франкл. – СПб. : Речь, 2000. – 286 с.

27. Цыганков В. А. Духовно ориентированная реабилитационная про-
грамма «Лествица трезвения» / В. А. Цыганков, Г. И. Григорьев, Р. В. Мизе-
рене // Вестн. психотерапии. – 2010. – № 36 (41). – С. 86–97.