ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ МУЖЧИН, ПРОЛЕЧЕННЫХ В МИРВЧ МЕТОДОМ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Т. Н. Цветкова

Международный институт резервных возможностей человека, Санкт-Петербург

Проведенное ранее эпидемиологическое обследование больных алкоголизмом в Международном институте резервных возможностей человека [ 3 ] и научные работы, посвященные проблеме эффективности их лечения, показали, что длительность ремиссии в наибольшей степени зависит от условий внешней среды, в которых росли и воспитывались пациенты, формировалась их зависимость и которые побудили их обратиться за медицинской помощью. В рамках таких исследований практический интерес представляет изучение своеобразия социально-психологического статуса и клинического течения алкогольной зависимости, формирования ремиссии в выделенных группах больных.

Важное значение в становлении ремиссии играет осознанная настроенность больного на необходимость лечения, основной характеристикой которого является длительность зарока, определенного больным.

В связи со сказанным целью исследования стало изучение социально-демографического, клинического и социально-психологического статуса 1423 больных алкоголизмом мужчин, определивших для себя срок зарока не принимать алкогольных напитков на 5 лет и более.

Распределение больных по возрастным группам представлено на рис. 1, из которого следует, что около половины больных были в наиболее активном возрасте от 30 до 39 лет.

Социально-демографические характеристики изучаемой группы приведены в табл. 1. Их характерными особенностями являются высокие уровни образования (88,5 % имели среднее или высшее образование) и занятости (94,1 % из них работали или учились). 69,4 % работающих пациентов отмечают хорошие профессиональные отношения. 17,6 % пациентов признают наличие на работе конфликтных ситуаций, напряженности и даже вопросов об увольнении по причине злоупотребления алкоголем.

Таблица 1 Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом мужчин

Основная часть обратившихся за медицинской помощью пациентов состояла в браке, 18,6 % были неженатыми, дополнительно 12,3 % находились в разводе. 86,3 % опрошенных лиц имели детей. 74,4 % респондентов отметили, что из-за пристрастия к алкоголю в их семьях были постоянные конфликты и их семьи находились на стадии распада. Лишь 21,0 % считают их семейные отношения как хорошие.

91,1 % пациентов ответили, что проживают в отдельной (72,3 %) или в коммунальной (18,8 %) квартире, только у 6,4 % обследованных лиц не было своего жилья.

Для характеристики клиники алкоголизма нами использовались традиционные в наркологии признаки: стадия болезни, давность алкоголизации, суточная доза употребления алкоголя, предпочитаемый алкогольный напиток, случаи употребления суррогатов, течение алкогольной зависимости (наличие и продолжительность запоев и люцидных промежутков), алкогольная анозогнозия и клинические проявления алкогольного абстинентного синдрома. Стадия болезни (врачебный диагноз) определялась с учетом рекомендаций Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Результаты изучения названных характеристик представлены в табл. 2.

Таблица 2 Клиническая характеристика больных алкоголизмом мужчин

Длительность злоупотребления алкоголем у 68,1 % пациентов составил 5 лет и более. На вопрос о наличии запоев значительная часть опрошенных (47,9 %) от ответа воздержалась. Тем не менее, 31,0 % лиц признали наличие запойного характера употребления алкоголя. При этом у 19,6 % лиц запои продолжались более 3 дней, у 9,1 % – более 7 дней, а у 2,4 % даже более 1 мес (см. табл. 2).

В ответ на вопрос о возможности контроля за величиной принимаемой дозы алкоголя во время выпивки 8,4 % опрошенных пациентов или от ответа воздержались, или утверждали, что эту ситуацию всегда держат под контролем, 35,6 % – часто теряют такой контроль, а 20,6 % пациентов контроль за количеством выпиваемого алкоголя теряют всегда (рис. 2).

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ МУЖЧИН, ПРОЛЕЧЕННЫХ В МИРВЧ МЕТОДОМ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Рис. 2. Оценка контроля величины принимаемой дозы алкоголя.

На вопрос о появлении желания добавить дозу после первого приема алкоголя положительно ответили подавляющее число опрошенных – 92,3 %. Остальные от ответа воздержались (5,2 %) или ответили отрицательно (2,5 %). Только 15,9 % легко справлялись с таким желанием, 81,1 % – с трудом или напивались до сильного опьянения.

Положительные ответы на вопрос о наличии люцидных промежутков давались достоверно реже, чем отрицательные (соответственно 42,4 и 46,8 %; р < 0,01). Основными причинами перерывов в приеме алкоголя 50,5 % пациентом называли необходимость выходить на работу, 48,9 % – отсутствие денег, 26,5 % – «организм не принимает спиртного» (рис. 3).

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ МУЖЧИН, ПРОЛЕЧЕННЫХ В МИРВЧ МЕТОДОМ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Рис. 3. Основные причины перерывов в приеме алкоголя.

Причины возобновления приема алкоголя были более разнообразными: 60,9 % принимали алкоголь для снятия напряжения, 60,1 % – в ре-



ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ МУЖЧИН, ПРОЛЕЧЕННЫХ В МИРВЧ МЕТОДОМ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Рис. 4. Причины возобновления приема алкоголя.

Средняя доза, употребляемая за сутки в пересчете на водку, для 64,5% пациентов составила от 300 до 700 мл, для 28,2 % такая доза превышала 700 мл. Самым предпочтительным напитком оказалась водка, на который указало 56,2 % пациентов. Случаи периодического употребления суррогатов отметили 40,4 % обследованных лиц.

При исследовании абстинентного синдрома у одного и того же больного выявлялись одновременно несколько симптомов. Наиболее часто у больных отмечались чувство вины перед близкими людьми (84,6 %), проявление астении (84,1 %), потливость (81,4 %), плохой сон (80,2 %), потеря аппетита (77,3 %), плохое настроение, тревога, страх (67,6 %), тремор (63,1 %), головная боль (62,1 %), сердцебиение, боль в области сердца (54,5 %). В 29,2 % случаев у опрошенных лиц возникали суицидные мысли.

Важным моментом при выработке индивидуальной психотерапевтической программы оказания помощи больному алкоголизмом является формирование психологической установки больного к лечению и к трезвости [ 1–4 ]. Названная установка нами оценивалась по следующим показателям (табл. 3): самооценке зависимости от алкоголя; степени понимания болезненного характера пристрастия; оценке пути, по которому больной пришел к решению необходимости лечения зависимости; оценке возможности избавления от зависимости; по наличию попыток самостоятельно прекратить пьянство; оценке отношения и распространенности употребления алкоголя в обществе; по источнику оплаты за лечение; серьезной подготовке к реализации плана по избавлению от зависимости (срок трезвости до лечения и выбранный срок зарока).

Таблица 3 Социально-психологическая характеристика больных алкоголизмом мужчин

Подавляющее число опрошенных пациентов (82,2%) довольно реалистично оценивают свои взаимоотношения с алкоголем: 58,9 % считают себя злоупотребляющими алкоголем, а 23,2 % даже алкоголиками. При этом 49,8 % осознают, что их зависимость от алкоголя является заболеванием. Необходимо отметить, что 48,7 % пациентов от ответа на этот вопрос воздержались.

Для оценки психологической мотивации к лечению от алкоголизма, важные сведения были получены при исследовании вариантов причин обращения за медико-психологической помощью. В 62,6 % случаев такое решение принималось больным самостоятельно, в 51,6 % – под воздействием родственников, в 30,4 % – по настоятельному требованию жены. Совет знакомых был важен для пятой части пациентов (19,5 %). Малое количество опрошенных лиц указали, что обратились за помощью по настоянию администрации предприятия (2,8 %) и участкового милиционера (0,8 %) (см. табл. 3).

Оценивая возможность избавления от алкоголя, 87,1 % опрошенных пациентов считают, что избавление от алкогольной зависимости не является простым и связано с трудностями, а 3,1 % полагают, что избавление от алкоголизма вообще невозможно. Есть и такие лица (6,8 %), которые не видят особых проблем и смогут легко справиться с алкоголизмом. Самостоятельно бросить пьянство пытались 79,5 % пациентов, а 14,7 % – таких попыток не предпринимали (см. табл. 3).

Несмотря на то, что многие пациенты осознают пагубность алкоголизма и трудность избавления от него, 63,5 % пациентов при оценке употребления алкоголя в обществе ратуют за культурное потребление спиртных напитков и только 30,3 % – за сухой закон.

Оплату за лечение своими средствами осуществили 57,3 % пациентов, 29,5 % – на этот вопрос предпочли не отвечать. 68,7 % пациентов сумели воздержаться от приема алкоголя перед лечением менее 2 нед, 25,9 % – от 2 нед до 1 мес. 60,2 % больных выбрали для себя срок зарока воздержания от алкоголя в 5 лет, 17,1 % – в 10 лет, а 16,4 % дали зарок не употреблять алкоголь на всю жизнь (см. табл. 3).

55,7 % пациентов, пролеченных в МИРВЧ, ранее за медицинской помощью по поводу алкоголизма не обращались, 32,9 % – имели опыт лечения в учреждениях государственной наркологической службы, 18,3 % – в частных медицинских учреждениях, а 3,4 % успели побывать в ЛТП (табл. 4).

Таблица 4 Распределение больных алкоголизмом по предыдущему лечебному опыту

Планируя будущее, связанное с прекращением пьянства, 88,7 % опрошенных лиц предполагали уход от неприятностей, 55,3 % – заняться хозяйством, 49,3 % – решить проблемы в трудовой деятельности, 46,4 % – повысить свой общеобразовательный уровень, 46,5 % – создать семью или восстановить семейные взаимоотношения и пр. (табл. 5).

Таблица 5 Планы больных алкоголизмом на будущее

Заключение

Таким образом, можно указать на следующие значимые проявления алкоголизма у мужчин, самостоятельно и добровольно обратившихся за анонимной помощью в МИРВЧ и давших зарок на 5 лет и более:

• высокий уровень образования, высокая социальная и профессиональная сохранность;

• срок употребления алкоголя более 5 лет, с выраженной сниженной толерантностью к алкоголю при наличии запоев от 3 дней до 1 мес и наличие люцидных промежутков;

• выраженная степень алкогольной анозогнозии при высоком уровне проявлений симптоматики алкогольного абстинентного синдрома;

• способность оценить катастрофичность своего положения и добровольно, самостоятельно, под воздействием родственников, друзей или в силу сложившихся семейных, а в некоторых случаях служебных обстоятельств обратиться за медицинской помощью;

• клинические проявления алкоголизма II ст.

Литература

1. Альтшулер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю / В. Б. Альтшулер. – М. : Медицина, 1994. – 216 с.

2. Григорьев Г. И. Клинико-статистическое исследование эффективности метода целебного зарока в комплексной психотерапии алкоголизма : 3-е сообщение : многомерный анализ и обсуждение / Г. И. Григорьев, И. Н. Гурвич // Вестн. психотерапии. – 1997. – № 4(9). – С. 9–39.

3. Духовно Ориентированная психотерапия / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, С. В. Мизерас [и др.] ; под ред. Г. И. Григорьева. – СПб. : ИИЦ ВМА, 2008. – 504 с.

4. Портнов А. А. Клиника алкоголизма / А. А. Портнов, И. Н. Пятницкая. – Л. : Медицина, 1973.

5. Фридман Л. С. Наркология / Л. С. Фридман, Н. Ф. Флеминг. – М. : Бином, 1998. – 317 с.