Почему удовлетворенность рассматривается как показатель успешности реализации субъекта?

Эмоциональные переживания степени удовлетворенности потребностей субъекта предстают как интегрированная оценка, целостный обобщенный параметр развертывания его активности.

Как отмечает К. А. Абульханова-Славская, понятие субъ - ектности, раскрываясь через ответственность, инициативность, самовыражение, творчество и проектирование будущего, находит свое отражение и в удовлетворенности [7]. Касаясь проблемы удовлетворенности, она подчеркивает, что в современных сложных условиях деятельности результат труда подчас отделен от непосредственного производителя. «В формуле же — цель, условия, средство — прежде всего учитывается результат. В связи с этим возникает важнейшая проблема — какой результат нужен субъекту для переживания завершенности, успешности его деятельности, в какой форме он должен существовать, чтобы привести к удовлетворенности субъекта (без которой... невозможно ее дальнейшее активное осуществление). Мы выдвигаем в этой связи следующие гипотезы. Во-первых, субъект должен уметь ставить... задачи, критерием успешности которых является не только прямой результат, но и качество решения; возможность преодоления трудностей; профессиональный, личностный уровень, на котором субъект чувствует себя удовлетворенным; степень оригинальности решения. Результатом данной задачи может оказаться постановка новой цели, что поддерживает постоянный интерес субъекта. Во-вторых, “результативность” деятельности “сдвигается” на качество ее осуществления субъектом. Отсюда открывается перспектива на весь комплекс проблем совершенствования деятельности, профессионализма, компетентности и развития профессионала. Отсюда... удовлетворенность субъекта связана с возможностью организации всего контура деятельности» [7. С. 48-49].

Удовлетворенность как показатель успешности осуществления субъектности человека переживается им, т. е. презен - тируется ему в форме переживания личности. Собственно удовлетворенность — это обобщенное переживание человеком своих отношений с предметным и социальным миром, в которых раскрываются его социальные качества. Само переживание личности в целом ряде работ по философии и психологии осмысливается как особая бытийная форма, в которой развертывается процесс перевода в субъективный мир человека явлений внешнего мира, а также деяний самого человека. С этой точки зрения переживания выступают как универсальный психологический механизм, объединяющий в единое субъективно переживаемые стороны многоплановых и многоуровневых смысложизненных проявлений личности. Переживая свои индивидуальные отношения с миром, личность обретает смысл своего существования, находит только ей присущие способы поведения, которые способны наилучшим образом отвечать психологическому содержанию ее потребностей, интересов и т. п. Воссоздавая в процессе переживания свое индивидуальное человеческое миропонимание, человек актуализирует личностный потенциал, определяет конкретные способы его реализации, создает принципиально новые паттерны жизнедеятельности, обогащает их духовно-практическими вкладами, стремится сделать полнее свой социальный мир [80]. Таким образом, переживание удовлетворенности выступает как интегральная оценка причастности человека к Миру как к пространству и среде реализации своего потенциала, и человек, переживающий и воссоздающий эту причастность, ощущает себя как творец пространства своего «Я», творец своей экзистенции и самости.

Интегральный характер переживания удовлетворенности определяется тем, что оно в обобщенной форме отражает отношения личности. Так, В. Н. Мясищев, раскрывая специфику отношений личности, указывал, что они «в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [128. С. 111]. Переживание удовлетворенности интегрирует переживания качества реализации отношений субъекта к различным сторонам его деятельности и жизнедеятельности, и в этом смысле оно выступает как необходимое условие развития самоотношения и самопонимания. Из этого следует, что переживание удовлетворенности выступает для субъекта одним из определяющих критериев эффективной регуляции его духовных и практических отношений, взятых во всем многообразии их жизненных форм и содержаний.

В феноменологическом плане удовлетворенность субъекта деятельности выступает как удовлетворенность трудом, а субъекта жизнедеятельности — как удовлетворенность жизнью.

В настоящее время не существует единства мнений относительно содержания понятия удовлетворенности трудом. Можно выделить несколько наиболее распространенных в психологии подходов к определению и изучению данной проблемы, а именно — удовлетворенность трудом как отношение личности, как мотив, как состояние и, наконец, удовлетворенность трудом как оценка.

Определение удовлетворенности трудом как отношения чаще всего встречается в отечественной социально-психологической литературе. Под отношением в социально-психо- логическом аспекте понимается прежде всего концепция

В. Н. Мясищева, согласно которой отношения человека понимаются как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности [128]. Так, например, эстонский исследователь Т. А. Китвель, интерпретируя данные опроса об удовлетворенности трудом, полагал, что в своих высказываниях опрошенные в большей мере опирались на (более стойкое) свое отношение к труду,


Чем на (менее стабильное) эмоциональное состояние [85]. Известный немецкий социолог Р. Штольберг также исходил из определения удовлетворенности как отношения.

Удовлетворенность в качестве мотива рассматривают многие отечественные психологи. В частности, В. А. Ядов выделяет особую группу мотивов, которые представляют собой «...побуждения, стимулируемые самим содержанием трудового процесса: чувство удовлетворенности от творческого напряжения сил, эстетическое удовлетворение... и т. п.» [193. С. 40]. Эту группу он предлагает называть содержательными мотивами труда. В то же время В. А. Ядов также рассматривает удовлетворенность работой как один из субъективных аспектов отношения к труду. А. К. Маркова [117], определяя удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний и достигаемых результатов требованиям профессии, характеризует ее как одну из составляющих мотивационной сферы профессионализма.

Одним из аспектов изучения удовлетворения от работы является его мотивационно-эмоциональное содержание. Именно со стороны этого аспекта удовлетворенность трудом входит в содержание функциональных состояний, определенных В. И. Медведевым «...как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» [120. С. 94]. В таком контексте удовлетворение от работы рассматривается как одно из эмоциональных состояний, возникающих в трудовой деятельности. С этой точки зрения удовлетворение стоит в ряду с другими эмоциональными состояниями. Это дало основание выдвинуть идею континуума эмоциональных состояний, на котором удовлетворение от работы занимает центральное положение между состоянием скуки, вызываемой недостатком стимуляции, и тревожности, вызываемой ее избытком.

Удовлетворенность как оценка принадлежит к непосредственно измеряемым показателям и может быть включена в комплекс характеристик для изучения удовлетворенности как отношения, мотива, состояния и т. п. Содержание этих понятий во многом совпадает, например, отделить отношение от состояния можно только на уровне абстракции. Для практических целей удовлетворенность работой определяется именно через способ ее оценки.

Таким образом, оценки, данные в анкетах, могут служить операционным коррелятом всех рассмотренных ранее понятий и могут быть обобщены по различным алгоритмам. Тем не менее, как отметил В. В. Столин, использование того или иного категориального аппарата само по себе не приводит к решению содержательных проблем [131].

Л. Джуэлл [60] относит большинство способов оценки удовлетворенности трудом к трем большим категориям: так, во-первых, удовлетворенность работой описывали как положительную оценку конкретной рабочей ситуации, подразумевая под этим нечто вроде психологического обобщения всех нравящихся и ненравящихся аспектов работы. Альтернативой такого одномерного понятия является многогранное или многокомпонентное понятие, основанное на предположении, что удовлетворенность различными аспектами рабочей ситуации может изменяться независимо и должна оцениваться отдельно для каждого аспекта. Особый интерес представляет третий подход основанный на предположении о том, что все люди неодинаково относятся к различным аспектам работы. При таком подходе оценивается не только каково фактическое значение той или иной переменной в аспекте удовлетворенности трудом, но и каким оно должно быть, а также насколько важна для оценивающего эта переменная.

В реальной жизни трудно разделить отношение человека к своей трудовой деятельности на отдельные составляющие — это сложное, достаточно стойкое, но в то же время лабильное явление, определяющее эффективность деятельности в конкретной ситуации. В целом можно согласиться с Л. В. Фаустовой, которая определяет психическое состояние удовлетворенности — неудовлетворенности как «...комплекс противоречивых отношений и эмоциональных состояний, которые, преломляясь через призму опыта, ценностных ориентаций, направленности личности и ее жизненной позиции, создают целостное отношение к труду и его эмоциональную окраску» [185. С. 67].

Удовлетворенность трудом традиционно изучается в рамках социальной психологии как одна из важнейших характеристик социально-психологического климата в группе, как обобщенный показатель, относительно устойчивый и типичный для группы, эмоционально-динамический настрой [144; 145 и др.]. Наряду с таким пониманием природы удовлетворенности трудом как целостного состояния группы или коллектива правомерно ее рассмотрение и как индивидуально-личностного феномена. При таком подходе удовлетворенность трудом выступает как «...социально-индивидуальная характеристика взаимоотношений субъекта трудовой деятельности с объектом (социально-экономическими, материальными условиями, с конкретными личностями, с группой, коллективом в целом) и состояния субъекта при взаимодействии с объектом» [72. С. 48].

Авторы книги «Человек и его работа» — В. П. Рожин,

В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов определяют отношение к труду как следствие всей совокупности общественных отношений. По их мнению, отношение к труду в объективном плане выражается в результатах трудовой деятельности, которые могут быть зафиксированы как реальные производственные показатели. В субъективном плане отношение к труду есть некоторая совокупность установок личности относительно понимания общественной значимости труда, степени удовлетворенности своей работой, характеризующаяся также определенной структурой мотивов трудовой деятельности и уровнем субъективных требований к работе. Удовлетворенность работой рассматривается авторами как «...простейший итоговый показатель субъективного отношения к труду» [193. С. 123].

По

По мнению подавляющего большинства авторов, истоки удовлетворенности трудом лежат в системе социальных установок, диспозиций личности по отношению к труду, формирующихся у человека в процессе социализации, кроме того, удовлетворенность возникает у человека как реакция на воздействие трудовой среды (в том числе и социальной).

Л. Джуэлл [60] указывает на то, что, несмотря на большой объем проведенных за рубежом исследований, теории удовлетворенности работой, которые указывали бы на ее источники и раскрывали бы механизмы каузальных процессов, до сих пор разработаны недостаточно. Автор также констатирует, что большинство теоретических утверждений в данной области являются следствиями тех или иных теорий мотивации.

Следует заметить, что и в отечественной науке связь удовлетворенности трудом и мотивации не осталась незамеченной; в качестве примера можно привести исследование И. Г. Кокуриной [89]. Ею была предложена теоретическая модель мотивации, одна из функций которой заключалась в том, чтобы вычленить смыслообразующую функцию мотивации. Для описания структуры трудовой мотивации было предложено учитывать шесть смыслообразующих мотивов, каждый из которых имеет два различных вида смысловой ориентации: на процесс деятельности и на результат. По мнению И. Г. Кокуриной, данные о зависимости удовлетворенности работой и трудовой мотивации дают основание интерпретировать их в целом как показатели уровня социально-психологической адаптации личности к трудовой деятельности [89].

К. А. Абульханова указывает, что с психологической точки зрения удовлетворенность есть субъективная оценка и переживание личностью результата ее деятельности, соответствие этого результата исходной цели, без которого продолжение деятельности просто невозможно. Кроме того, удовлетворенность понимается автором как чрезвычайно гибкий, динамичный и одновременно надежный психологи


Ческий механизм и источник формирования активности людей, т. к. без удовлетворенности не могут развиваться потребности личности и сама личность не получает побуждения к дальнейшему развитию [2].

Проблема удовлетворенности субъекта жизнедеятельности изучалась в психологии развития как проблема удовлетворенности жизнью в старости.

Глубже всего понятие «счастливой старости» раскрыто в работах Н. Ф. Шахматова. Он считал, что счастливая старость — это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует этим этическим категориям. Отличие счастливых переживаний в старости от подобных состояний в молодые и зрелые годы состоит в том, что они не проецируются на будущее и полностью исчерпываются переживаниями настоящего.

Н. Ф. Шахматов отмечал, что счастливое старение ассоциировано с ориентацией пожилых людей на настоящее. Люди не обнаруживают какой-либо проекции на прошедшее, но также нет и устойчивых планов деятельности жизни на будущее. Сегодняшнее старческое существование принимается без каких-либо оговорок и планов к изменению в лучшую сторону. Для этих пожилых людей типична впервые появившаяся в позднем возрасте тенденция к пересмотру прошлых активных целевых установок, правил и убеждений. Подобная мыслительная работа приводит к выработке новой, созерцаемой, спокойной и самодостаточной жизненной позиции. Спокойный и созерцательный образ настоящей жизни сам по себе исключает какой-либо вид борьбы или какие-либо устойчивые стремления. Окружающая жизнь, сегодняшнее состояние здоровья, физические недуги, быт воспринимаются терпимо, такими, какие они есть. Подобное отношение к самому себе и к окружающим представляет для пожилого человека новую ценностную жизненную установку. К этому времени обычно определяются и новые интересы, раннее не свойственные данному человеку.

Среди них особенно выделяются обращение к природе, укрепление различного рода морально-нравственных установок. Пожилые люди отмечают появившееся желание бескорыстно быть полезными окружающим, в первую очередь больным и слабым, иногда впервые появляется любовь к животным. Часть из этих пожилых людей открывают для себя, что старость благотворно повлияла на их возможности творчески обработать накопленный опыт, и сознание этого способствует укреплению чувства удовлетворенности собой. Нам нередко приходилось встречать пожилых людей, впервые обнаруживших у себя наклонности к стихосложению. Понятно, что качество стихов отвечало уровню каждого из них, но тот факт, что стремление писать стихи появилось впервые в старости, говорит сам за себя.

Подводя итог своим рассуждениям, Н. Ф. Шахматов подчеркивал, что созерцательный и спокойный взгляд на самого себя, на окружающее, появившийся впервые в старости, отражает, по существу, не пассивную, а активную позицию, т. к. именно она определяет характер и форму деятельности и поведения человека. Сформированная в старости новая жизненная философская позиция, находящая свое краткое выражение в житейском изречении «живи, пока живется», имеет все признаки личной творческой работы. Она появляется у пожилого человека как результат продолжения и завершения собственного жизненного опыта. Общечеловеческие значения и ценность этой позиции не могут быть преуменьшены [67].

Наши исследования и наблюдения показали, что люди в позднем возрасте редко характеризуют свою жизнь как счастливую, даже при всех признаках ее объективного благополучия. Поглощенность самим процессом жизни, способность радоваться каждому мгновению — это важный аспект эмоциональной жизни пожилых людей, но устойчивость этих переживаний обеспечивается ощущением «присутствия в жизни», ощущением подконтрольности своей жизни самому себе, а это, в свою очередь, связано с сохранением

8. Закз№ 3615. 1 1 о

Связи интересов пожилых людей с интересами общества. В противном случае, если сфера интересов стариков замкнута на них самих, очарованность процессом жизни будет длиться лишь краткое мгновение, вслед за которым последует оценка этой прекрасной жизни как внешней по отношению к ним самим, безразличной к ним, оттолкнувшей их.

Глобальная оценка качества и смысла жизни в старости, отражающаяся в эмоциональном переживании удовлетворенности жизнью, является сложным и недостаточно изученным фактором. Анализ литературы и собственные исследования позволяют выдвинуть предположение о том, что факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в старости, отличны от факторов, обусловливающих неудовлетворение ею. Факторы первого рода связаны с оценкой пожилыми людьми смысла своей жизни для других, с наличием жизненной цели и временной перспективы, связывающей их настоящее, прошлое и будущее. К этой группе факторов можно отнести большие и малые успехи в реализации жизненной цели, систему интересов и рефлексию значимости своей жизни в глазах окружающих. Факторы второго рода связаны с оценкой внешних и внутренних условий жизни. Они обусловливают неудовлетворенность жизнью как суммарное переживание, складывающееся из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, актуальным отсутствием физической и моральной поддержки, фактической изоляции. Эта группа факторов в меньшей степени воздействует на положительную оценку качества: сам факт совместного проживания с детьми (со всеми вытекающими из этого последствиями), наличие собеседника в лице врача, сиделки или внука, временное улучшение здоровья не делают стариков счастливыми и удовлетворенными в целом своей жизнью. Ориентация на те или иные стороны жизни определяется выбором стратегии адаптации к старости. В связи с этим оценка значимости своей жизни для других, ориентация жизненных планов на будущее обусловливают гамму положительных переживаний качества жизни и отвлекают от болезненных ощущений немощности, слабости, от страха беспомощности и близости смерти. Важно отметить, что самые положительные переживания меняются, по сути, они становятся менее интенсивными, но более глубокими. Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, которую человек сможет или не сможет реализовать [67].

В зарубежной литературе редко встречается понятие «счастливая старость», чаще используется термин «успешное старение». Успешное старение предполагает каждодневное приложение усилий (физических и ментальных) и обретение навыков совладения с внешними и внутренними условиями старения [67]. Успешное старение включает также сохранность идентичности несмотря на все изменения, что обусловливает сопротивление желанию обвинять других людей за происходящие изменения. Успешное старение включает также психологическую потребность в воспоминаниях, размышлениях о прошлом, в «подведении итогов» (осознание того, что удалось оставить после себя близким людям, людям вообще, жизни в целом). Однако успешное старение — это, прежде всего, каждодневные усилия. Даже Э. Эриксон, определяя эгоинтеграцию как основную задачу поздней зрелости, считал, что для ее достижения пожилые люди должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом. В своей книге «Жизненная вовлеченность в старости», основанной на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет, Эриксон пришел к выводу, что для сохранения целостности своего «Я» мотивационная система человека должна продолжать динамично развиваться. Если пожилой человек хочет сохранить жизнеспособность в старости, он должен активно участвовать в различных видах деятельности: в воспитании внуков, в политике, в работе общественных организаций, оздоровительных физкультурных программ и т. д. [203].