Каково значение субъектного подхода для психологии развития?

По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева [174], для психологии развития субъектный подход имеет принципиальное значение. До сих пор большая часть теорий психического развития человека и в отечественной, и в зарубежной психологии тяготеет к объяснительным принципам либо биологической реальности, либо социальной. В лучшем случае отрабатывалась идеология двойной детерминации психического.

С позиций субъектного подхода биологические (физиологические, соматические) факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Но и социальная действительность, социокультурные факторы не переходят прямо в содержание субъектности, в способности субъекта. Человек как субъект не есть простая калька или слепок с общественных условий своего существования. Реально он всегда предстает как уникальность и непо


Вторимость, и притом не только как природная, но и как психологическая и духовная уникальность.

Именно в зрелости на этапе саморазвития человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Чтобы стать субъектом человек должен постоянно превращать саму свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру, превращать предпосылки и условия своей жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры и составляет предметное содержание субъектности человека [174].

Таким образом, введение субъектного подхода в психологию развития позволило утвердиться в представлении о том, что для реализации своей сущности человек должен выступать субъектом своего развития.

Л. И. Анцыферова [14] отмечает некоторые наиболее важные проявления субъектного начала в человеке в ходе его развития. Прежде всего оно проявляется не во внутренней мотивации, а в творческом характере порождаемой субъектом активности.

«Креативное начало субъекта может быть выражено в разной степени, обстоятельства жизни накладывают на него существенные ограничения: иногда творческие моменты проявляются лишь в виртуальных мирах индивида (воображаемые миры, фантазии). Но все же по самой своей природе человек креативен. Именно он, появившись в безличном бытии, создал человеческий мир. И нельзя не согласиться с К. Юнгом, подчеркнувшим, что миссия человека — доопределять, достраивать, совершенствовать мир. Особое направление творчества человека — это созидание им себя, своего внутреннего мира, собственной душевной жизни. Выделяя одну из сторон процесса самосозидания, Рубинштейн говорит о присвоении субъектом себе собственного тела и внешнего облика, способностей, характера, темперамента, а

П

Также Мысли, которой человек отдал все свои силы, и Чувства, с которым срослась вся его жизнь. Но и характер, и способности не только присваиваются, они активно конструируются самим человеком в процессе построения им своей жизни и постепенного овладевания “искусством жить”. Вводя это понятие, Э. Фромм подчеркивает, что человек — и творец, и предмет своего искусства, он — и скульптор, и врач, и пациент. Признавая, что человек ваяет себя, свой характер и способности из материала наследственности и среды, психологи разъясняют, что важны не сами по себе эти факторы, а отношение субъекта к ним. Неблагоприятные жизненные условия, физические изъяны могут переживаться человеком как вызов, требующий мобилизации его конструктивных сил» [14. С. 34—35].

Субъектный подход позволяет наметить путь исследования взрослого человека, связывая это развитие с напряженным процессом душевной жизни человека, с его способностью использовать для самосозидания значимые события его собственной жизни, вызывающие во внутреннем мире человека поступательные изменения. Большой вклад в выявление многогранности и напряженности внутренней работы человека над своим внутренним миром внес К. Юнг. Исследуя процесс индивидуации, он показал, как субъект проникает в область нежелательных, отчужденных им от себя личностных свойств (в сферу Тени), распознает отличие Маски, связанной с выполняемой социальной ролью, от истинной своей личности, постигает метафоры и символы коллективного бессознательного, обнаруживает свое истинное «Я», свою Самость. Юнг подчеркивает, прежде всего, важность самоосознавания историческо-жизненного опыта индивида в обретении им своей психологической интеграции. Юнг указывает на важную роль самосознания и построения человеком своего внутреннего мира. При этом на опрделен - ном этапе развития человек активно участвует не только в отыскании, но и в создании своей Самости, истинного Себя. Ссылаясь на слова А. Маслоу, Л. И. Анцыферова указывает, что Сердцевина, или Самость, проявляется во взрослом человеке не только в раскрытии, но, прежде всего, в творении себя [14].

Рассматривая значение субъектного подхода в психологии развития А. В. Брушлинский показал, что раскрытие категории «субъект» помогло уточнить и конкретизировать некоторые широко распространенные формулы, такие как «общий принцип развития людей “от социального к индивидуальному”».

«Эта формула развития “от социального к индивидуальному” (от несамостоятельного к самостоятельному, от интер - к интра-) представляется на первый взгляд вполне адекватной, поскольку любой человеческий индивид, бесспорно, появляется на свет, когда уже давно существует социум как нечто первичное и исходное. Однако данное бесспорное обстоятельство, на мой взгляд, несколько односторонне и потому неточно выражается формулой, которая признает лишь одно направление развития: от только совместного (межиндивидуального) к (внутри) индивидуальному. Одновременное, предшествующее или последующее движение от индивидуального к общественному игнорируется.

В психологии особенно важно учитывать все многообразие взаимосвязей между каждым отдельным человеком и обществом в целом, не сводя социальность лишь к влиянию последнего на индивида как на пассивного объекта общественных воздействий. Не только общество влияет на индивида, но и индивид как член общества влияет на последнее.

Если же принять во внимание, что любой человеческий индивид уже изначально является социальным, тогда рассматриваемая формула “от социального к индивидуальному” по существу означает “от социального к... социальному”» [35. С. 35-26].

Вполне очевидно, однако, что о влиянии индивида на социальные процессы в обществе можно в полной мере говорить лишь в том случае, если он достиг определенного уровня социальной и личностной зрелости, обладает развитым мировоззрением, отчетливой гражданской позицией. Именно в этой ипостаси проявляется важнейшая роль субъекта психологического развития в процессе саморазвития и самообучения, роль внутренних условий этого процесса, опосредующих все внешние воздействия.

Таким образом, субъектный подход позволяет рассматривать развитие взрослого человека как творческую трансформацию себя и условий своей жизни, существующую не как данность и необходимость, а как возможность. Этот подход направляет исследование на механизмы и закономерности саморазвития, создание человеком пространства и времени своей жизни, своего жизненного мира, который способен активно противостоять давлению неблагоприятных социальных и культурных факторов. Следуя этому пути, психология должна исследовать фундаментальные основания, которые отличают развитие ребенка и развитие взрослого человека как субъекта и творца своего жизненного пути, а также психологические условия перехода индивида на более высокий, качественно иной уровень развития — уровень сознательного созидания своей человеческой сущности как особой реальности. Принимая известное положение С. Л. Рубинштейна о том, что, определяя поведение человека, внешние причины всегда опосредуются внутренними условиями, психология развития должна признать, что по мере взросления человека удельный вес его внутреннего в оппозиции «внешнее — внутреннее» постоянно возрастает, т. к. субъект становится все более избирательным по отношению к внешнему, будет все более настойчиво структурировать внешнее в соответствии со своей сущностью, мировоззрением, системой своих ценностей. В развитие взрослого человека вторгается новая сила — духовная составляющая этого процесса, что делает человека более независимым в своей деятельности, избирательным в выборах, свободным в видении своего настоящего, прошлого и будущего, способным к действию по необходимости своей собственной природы, а не по принуждению.

2. Известно, что взрослый человек является объектом исследования не только психологии развития, но и акмеологии, комплексной науки, изучающей закономерности достижения человеком вершин его зрелости. Чем отличается подход к развитию взрослого человека в акмеологии?

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, вместе с тем это состояние никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью [25].

Акмеология в нашей стране уже насчитывает несколько десятков лет существования. Родоначальником данного научного направления следует по праву считать выдающегося отечественного ученого — Бориса Герасимовича Ананьева. За годы, прошедшие со времени публикации его монографии «Человек как предмет познания», в нашей стране и за рубежом появилось большое число научных, научно-популярных и даже прак- тически-прикладных публикаций по акмеологии [29].

Развивая новые подходы к познанию человека, Б. Г. Ананьев многое воспринял из научного наследия В. М. Бехтерева. Именно изучение работ этого крупного русского ученого и привело его к осознанию необходимости изучать специально возраст взрослого индивида прежде всего с точки зре


Ния наивысших возможных достижений человека. Б. Г. Ананьев исходил из того, что при изучении человека необходимо учитывать весь комплекс воздействующих на него факторов и условий его существования. Поскольку поведение человека определяется условиями прошлой жизни, значимыми для него обстоятельствами прошлого и настоящего, а также его наследственными и врожденными особенностями, то все эти условия, обстоятельства и особенности — все органические основания — надо изучать в психологии, привлекая по необходимости методы и данные всех смежных с ней наук (при исследовании связи особенностей поведения с мозгом и работой организма в целом психология смыкается с естественными науками, а при анализе условий жизни — с социальными, гуманитарными и техническими науками).

Идеи Б. Г. Ананьева, разрабатываемые и в сфере акмеоло- гии, включают в себя четыре блока проблем:

1) установление сущности развития индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия социальных и биологических факторов;

2) прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развития человека;

3) выявление связей как индивидуальных, так и личностных феноменов человека с его субъектно-деятель - ностной характеристикой;

4) исследование становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по многим своим параметрам неповторимым своеобразием.

Изучение процесса становления целостности личности как многоуровневой системы, процесса превращения человека из объекта социальных воздействий в субъекта индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути дало возможность Б. Г. Ананьеву (вслед за В. М. Бехтеревым) занять в акмеологии четкую исследовательскую позицию — восприятия стадии зрелости индивида не как завершения развития (на чем настаивали некоторые теоретики), а как многомерной констелляции различных характеристик человека, не являющейся статичным образованием (наоборот, отличающейся той или иной вариативностью и изменчивостью) [26].

Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, — процесс, потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воЛи, но главным образом все-таки проявляется в отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся, преж - ^де всего, в способностях, связаны друг с другом самым тесным ^ образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально-одновременного достижения ступени зре - улости всеми блоками образований, в которых человек выступа - [р ет как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованиях [25].

Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное на этой ступени у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека. Очевидно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с его особенностями на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.

Поэтому акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости [25].

В становлении и развитии акмеологии можно выделить 5 этапов:

1) «латентный период», когда складывались предпосылки для выделения новой сферы человековедения;

2) «номинационный период», когда Н. А. Рыбников в 1928 г. применил новый термин «акмеология» для обозначения уже выделяющегося знания особого рода;

3) «концептообразующий период», когда Н. В. Кузьмина вслед за программными положениями Б. Г. Ананьева, развивая его идеи, провозгласила принципы развития акмеологических наук;

4) «институциональный период», который связан с формированием ряда институциональных образований — кафедры акмеологии, лабораторий в ряде вузов, Международной академии акмеологических наук;

5) «дифференциальный период» подхода к уровню зрелости, когда акмеологические исследования резко дифференцируются, возникают внутридисциплинар - ные противоречия, а самое главное — предпринимаются попытки формулирования и обоснования общих акмических закономерностей, когда проходит первоначальная фаза конституирования новой науки, связанная с переоценкой значимости ее проблематики и недооценкой тех проблем, которые порождают внутренние противоречия нового межотраслевого знания.

Ныне разработка акмеологических проблем находится именно на пятом этапе, когда накопление знаний в этой сфере требует их систематизации, выявления главных линий, общих оснований акмеологии, закономерностей ее становления и развития. Последнее особенно важно, поскольку существуют разные традиции широкого и неустойчивого толкования акмеологии, разрушающие ее единство и перспективы целостного развития, толкуя ее в духе возрастной психологии (психологии зрелости), тогда как она призвана стать интегральным образованием для всех возрастов [29].

Центральным для акмеологии является понятие «акме». Акме — это базовая категория данной науки, вбирающая в себя наряду с физическими также социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные достижения в развитии человека. В соответствии с этим определением объект исследования в акмеологии значительно шире достижений в развитии взрослого человека. По утверждению А. А. Бодалева, эта область знаний должна изучать «все виды высших возможностей человека — не будучи ограничена ничем иным, кроме объективных проявлений человеческой природы и инструментарием (категориальным и экспериментальным), который эта наука в состоянии применять. Это значит, что и нынешняя “привязка” акмеологии к возрасту зрелости тоже может оказаться в будущем существенным ограничением в развитии акмеологического знания (гипотетически выражаясь, можно представить себе тот момент, когда станет ясно, что пик духовного просветления человека возможен лишь в преддверии смертного часа, а пик интегрального освоения внешней информации о мире — в пору младенчества, и тогда акмеология, выйдя за свои нынешние границы теории зрелого возраста, поставит по-новому вопрос о способах интеграции всех возрастов человека при перспективе наиболее оптимальной и полной самореализации личности, развитии индивидуальных возможностей и способностей).

Изучая свой объект и опираясь на данные жизни и культуры, истории, акмеология не только ищет, подобно любой другой науке, закономерности проявления максимальных возможностей человека, но и ставит насущные (для политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий жизни людей, которое давало бы дорогу талантам, не оставляло бы их нереализованными. Социально-экологи - ческий и практически-критический аспекты в акмеологии должны быть мощно звучащими, поскольку они обнаруживают, насколько верен общетеоретический поиск в рамках фундаментальной акмеологии» [29. С. 15].

Таким образом, акмеология характеризуется принципиально иным, по сравнению с психологией развития, взглядом на становление личности взрослого человека. Во-пер - вых, акмеология на современном этапе рассматривает условия достижения высших возможностей на всех этапах развития, не ограничиваясь периодом зрелости. Во-вторых, она является комплексной, интегральной наукой, и ее проблематика определяется спецификой межотраслевого значения. Ее интересуют не закономерности развития на этапах зрелости, а типология путей достижения акме как вершины развития. Она исследует:

• в каком ключе должно идти изучение взрослого (зрелого) человека, чтобы понять, какого уровня в своем развитии ему удалось достичь;

• в каких количественно-качественных характеристиках могут быть представлены пик или вершина этого развития, если иметь в виду индивидный, личностный и субъектно-деятельностный его аспекты;

• как последние сопрягаются между собой и с временными микропоступлениями жизни взрослого человека;

• как достижение или недостижение этих пиков и характеризующие их параметры зависят от более общих или более частных особенностей социальной среды, в которой происходило развитие человека [26].