В чем смысл активного отношения человека как субъекта к собственной сущности?

Разработка вопроса об отношении индивида как субъекта к собственной сущности содержится в трудах А. В. Брушлин- ского, последовательно развивающего субъектно-деятель - ностный подход. Этот автор указывает, что субъект представляет собой общее единичное основание для развития всех психических процессов, сознательного и бессознательного; тем самым целостность субъекта есть объективное основание для целостности, системности всех его психических процессов, состояния и свойств [35]. А. В. Брушлинский подчеркивает, что субъектом является сам человек, который может выступить как объект самопознания; таким образом, он не склонен определять субъектность в виде особой душевной или духовно-психологической инстанции. Субъект является

Единым основанием для развития всех психических процессов — сознательных и бессознательных, однако для человека как субъекта особенно существен сознательный уровень, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели деятельности и общения [35].

Активность субъекта А. В. Брушлинский рассматривает в контексте саморазвития и самоопределения. «Саморазвитие... разрешается благодаря непрерывному воздействию общественного и индивидуального в ходе формирования психики человека. Например, помощь со стороны... открывает возможность индивиду ответить на вопрос, который он уже сам себе поставил. При объяснении себе любых психических явлений личность выступает как целостная система таких внутренних условий, необходимо и существенно опосредующих все внешние причины (педагогические и т. д.). Иначе говоря, не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий... а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы — личности и вообще субъекта. Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия определяют тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще активности всех людей в процессе обучения и воспитания. Иначе говоря, любая личность может быть объектом подлинного воспитания постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося само - * воспитанием» [35. С. 22]. Это положение, выдвинутое

А. В. Брушлинским, внесло вклад в развитие субъектнодеятельностного подхода, обозначенного в науке в 90-х гг. В рамках этого подхода субъектом называют человека, рассматриваемого на высшем (индивидуализированном для каждого) уровне активности, целостности, системности, автономности [35].