Как думает голова?, Шапарь В.Б.

XX в. с его безумным ритмом жизни поселил человека в постоянно меняющемся мире, что породило массу психологических проблем, и попытки разрешить их предпринимались неоднократно начиная с психоанализа Зигмунда Фрейда. Один из последних оригинальных видов психотехники — крайне популярное на Западе нейролингвистическое программирование (НЛП).

Метод НЛП был создан свыше 20 лет назад группой выдающихся американских психотерапевтов. Они обобщили и поставили на современную научную основу опыт работы с пациентами наиболее удачливых психотерапевтов, а также... гипнотизеров, шаманов и других представителей «нетрадиционной медицины». Пищу для размышлений дал создателям НЛП американец Милтон Эриксон, доктор медицины, которого на родине многие считали настоящим колдуном. Случалось, после одного только разговора с Эриксоном у людей решались сложнейшие психологические проблемы, излечивались тяжелые заболевания, в лучшую сторону менялся характер.

Мозг человека связан с внешним миром через три основных канала: визуальный (зрение), аудиальный (слух) и кинестетический (тактильные и моторные ощущения, а также вкус и запах). Из информации, поступающей по этим каналам, складывается некое подобие фильма, снятого про нас самих. Причем «кассета» с этим фильмом никуда не исчезает даже по прошествии многих лет. Вся эта информация — вовсе не бесполезный груз, если, конечно, знать, как им воспользоваться. Именно этому и учит НЛП. Один из основных его принципов тот, что для решения любой жизненной задачи можно найти в памяти подходящий образ или эпизод, вызывающий нужные состояния и реакции.

Как считают мастера НЛП, человек рождается с избыточно полноценной психикой и сам может излечить себя от большинства хворей, маний и фобий. В этом, помимо всего прочего, заключается принципиальное отличие НЛП от так называемых «кодирования» и «зомбирования». НЛП в принципе не может вложить в голову человека того, чего там раньше не было.

Одному из «отцов» НЛП Ричарду Бэндлеру удавалось при помощи этого метода излечивать близорукость — он вызывал из подсознания пациентов образы далекого детства, когда со зрением у них все было в порядке. В результате менялось давление в глазном яблоке и зрение само собой восстанавливалось.

Метод НЛП нашел применение и в совсем уж экзотических областях человеческой деятельности — в подготовке американских войск специального назначения. Поймали, скажем, враги «зеленого берета» и стали его допрашивать. Тут он, здоровенный детина, падает в обморок, как чувствительная барышня. Откачали его враги и только было опять стали иголки под ногти загонять, а он снова отключился и боли не чувствует. А все дело в том, что в ходе подготовки к опасной миссии герою вводили легкий наркотик, вызывающий потерю сознания, и заставляли запоминать испытываемые при этом ощущения.

В результате при случае достаточно вызвать их в памяти — и обморок. Точно так же наркомана можно научить «балдеть» без всякого героина: дешево и для здоровья не вредно.

Любой эпизод из жизни, в том числе и тот, что некогда дверь лифта прищемила вам пару пальцев, записывается в памяти. Задача состоит в том, чтобы так изменить характер этой записи, чтобы эпизод, травмирующий психику, перестал быть чем-то значительным.

Когда в США после вьетнамской войны обследовали группу ветеранов, подвергшихся боевым психическим травмам, выяснилось, что некоторые из них избавились от последствий самостоятельно. Они многократно прокручивали в памяти психотравмирующий эпизод и добились того, что стали воспринимать ситуацию как бы со стороны и в черно-белом изображении.

Мозг таким образом запомнил этот «вид со стороны», и именно такое изображение заменило в воспоминаниях бывших солдат травматический эпизод.