Книги по психологии

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ВКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Периодика - Социосфера

Д. Б. Казанцева, О. В. Брызгунова Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

ON THE NEED FOR SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

AND INCLUSION IN SCHOOL COURSE «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS

CULTURES AND SECULAR ETHICS»

D. B. Kazantseva, O. V. Bryzgunova Penza State University, Penza, Russia

Summary. Spirituality and ethics are the important factor of development, both man and society. System of moral guidelines determine the ambitious national goals and priorities for national projects, forms the law. Introduction of a new spiritual and moral course in a num­ber of educational institutions, is a kind of backbone factor perspective of social development.

Keywords: Spiritual and moral development, religion, culture, traditions, secular eth­ics, development, moral values.

В настоящее время духовно-нравственное развитие становятся объ­ектом пристального изучения юристов, психологов, педагогов. Для Рос­сийской Федерации данная проблема долгое время была обострена тем, что наша страна в прямом смысле слова находилась на грани вымирания в духовно-нравственной сфере. В Послании Президента Российской Феде­рации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас­штабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравст­венных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»1.

На сегодняшний день в России провозглашены приоритетные на­циональные проекты, формируется законодательство в направлении раз­вития духовно-нравственного потенциала, сформированы управленческие структуры, основная задача которых состоит в возрождении и дальнейшем развитии духовно-нравственного воспитания молодежи. Работа по духов­но-нравственному развитию постоянно совершенствуется и имеет даль­нейшее продолжение. Так, в ряд образовательных учреждений введен но­вый духовно-нравственный курс, являющийся своего рода системообра­зующим фактором. Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко отметил: «Мы можем помочь стать образованными, успеш­ными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за на-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газе­та. – № 90. – 2007. – 27 апреля.

41


Стоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и дос­тойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительно­му отношению ко всем гражданам страны»2.

«Основы религиозных культур и светской этики» представляют со­бой учебный курс, одобренный и включённый Министерством образова­ния и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве фе­дерального компонента. Основой разработки и введения в учебный про­цесс общеобразовательных школ данного комплексного учебного курса является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. «Основы религиозных культур и светской этики» – это культурологический курс, направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопри­частности к ним. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в «формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценно­сти представителей всех культур». Данный курс введен в учебную про­грамму экспериментально. С 1 апреля 2010 года он преподается в экспе­риментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса в 19 ре­гионах России. Таковыми являются: Центральный федеральный округ (Тамбовская область, Тверская область, Костромская область), Северо­Западный федеральный округ (Вологодская область, Калининградская об­ласть), Сибирский федеральный округ (Красноярский край, Новосибир­ская область, Томская область), Дальневосточный федеральный округ (Ев­рейская автономная область, Камчатский край), Уральский федеральный округ (Курганская область, Свердловская область), Приволжский феде­ральный округ (Пензенская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика), Южный федеральный округ (Чечня, Карачаево-Черкесия, Республика Калмыкия, Ставропольский край). Успешная реализация это­го эксперимента позволит включить данный учебный курс в школьную программу во всех субъектах Российской Федерации, начиная с 2012 года.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы ислам­ской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Представляется необходимым отметить, что каждое образователь­ное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных пред­ставителей), а также собственных возможностей организации образова­тельного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения. Каждый модуль включает в себя четыре блока: 1. Введение. Ду­ховные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1

2 Новинки выставочного зала «Просвещение» для курса «Основы религиозных культур и светской этики» июнь 2010 // Http://uchitel. edu54.ru/node/76915

42


Час); 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов); 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов); 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Анализ структурных элементов учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» свидетельствует о том, что освоению патриотических цен­ностей и нравственного смысла посвящены блоки 1 и 4.

В рамках региональной модели апробации комплексного учебного курса важное значение приобретает управленческий аспект. Следует отме­тить, что управление имеет две стороны: 1) управленческое содействие (соз­дание условий для преобразований) и 2) управленческое взаимодействие (организация внутри - и межведомственного взаимодействия). Так, кадро­вую подготовку прошли представители 7 регионов РФ (Еврейская автоном­ная область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Новоси­бирская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика), которые будут осуществлять переподготовку учителей, участ­вующих в апробации проекта в регионах-участниках эксперимента3.

Особый научный, теоретический и практический интерес вызывает практика внедрения учебного курса в отдельных субъектах Российской Феде­рации. Так, в Курганской области осуществлены следующие мероприятия:

1. Активизировался рост числа образовательных учреждений, в ко­торых преподаются предметы или ведутся кружки, содержание которых связано с изучением основ религиозной культуры и светской этики. Со­гласно статистическим данным, в 2007–2008 учебном году такие предме­ты и кружки велись примерно в 11,1 % общеобразовательных учреждений, то в 2009–2010 учебном году они введены уже в 123 общеобразовательных учреждениях, что составляет 28 % основных и средних школ области4;

2. Расширилась типология учреждений образования, в которых реа­лизуется духовно-нравственный компонент. Многие профессиональные училища ввели в качестве факультативного курса «Основы нравственного воспитания», в Курганском педагогическом колледже апробирован спец­курс «Методика преподавания основ православной культуры», а в Шад-ринском государственном педагогическом институте открылся Центр ду­ховно-нравственного воспитания и др.;

3. Произошла активизация работы по духовно-нравственному вос­питанию учащихся во внеурочное время. Результатом стало принятие ко­дексов чести участников образовательного процесса, организация соци­ально значимых дел духовно-нравственного содержания по месту житель­ства, создание семейных клубов «Тепло домашнего очага»;

4. Образовалась сеть инновационных образовательных учреждений, внедряющих образовательные программы духовно-нравственной направ­ленности;

5. Предприняты меры организационно-методического сопровожде­ния духовно-нравственного воспитания. Сложилась система эффективного взаимодействия с Курганской и Шадринской епархией РПЦ, создан коор­динационный совет по духовно-нравственному воспитанию, в штаты Ин­ститута повышения квалификации и переподготовки работников образо-

3 Основы религиозных культур и светской этики. //
Http://www. apkpro. ru/content/view/2384/626/

4 Региональная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» //

Http://www. hde. kurganobl. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=274:dokladku Gana

43


Вания Курганской области (ИПКиПРО) введена должность методиста по духовно-нравственному воспитанию5.

Итоги регионального мониторинга образовательных запросов пока­зывают степень реализации экспериментального проекта в субъектах РФ: в Курганской области 5159 детей (60 % от общего количества) будут изучать основы светской этики, 1764 ребёнка (20 %) – основы православной куль­туры, 1566 учащихся (18 %) – основы мировых религиозных культур, 62 человека (1 %) – основы исламской культуры, по 1–2 человека выбрали ос­новы иудейской и буддийской культуры6; в Пензенской области выбор учащихся и их родителей осуществился следующим образом: модуль «Ос­новы мировых религиозных культур» выбрали 3782 ребенка; модуль «Ос­новы светской этики» – 6273 ребенка (участие в апробации примут 630 школ Пензенской области (100 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона), из них 68 – начальные7; в Тверской области 62,3 % четвероклассников начали изучать «Основы православной культуры», вторым по популярности стал модуль «Основы светской этики» – 31,6 %. Оставшиеся позиции поделили «Основы мировых религиозных культур» – 5,9 % и 0,2 % «Основы исламской культуры»8 и др.

Все вышеобозначенное характеризует положительность экспери­ментального проекта «Основы религиозных культур и светской этики». При этом важность приобретают вопросы организации управления про­цессом апробации. Обеспечение управленческого содействия апробации комплексного учебного курса требует соблюдение следующие групп усло­вий: нормативно-правовых, информационных, организационных, кадро­вых, методических, финансовых и материально-технических. Симбиоз данных положений позволит обеспечить полноценное духовно-нравственное воспитание молодежи в образовательных учреждениях.