К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

Шенай Эльдар кызы Кулиева Анкарский университет, г. Анкара, Турция

TO THE PROBLEM OF RESEARCH OF THE GENDER IN THE HISTORY OF SOCIAL THOUGHT

Shenay Eldar qizi KulievА Ankara University, Ankara, Turkey

Summary. There is a huge layer of the literature on a problem of foors which however, is not absolutely in regular intervals distributed in historical chronology. Interest to the social status as men, and women was formed depending on конъюктурных fuctuations of values of this or that foor in public consciousness. In the lead position of this or that foor was defned in the subsequent as patriarchy or matriarchy, as infuenced formation of corresponding ideology and socially-psychological stereotypes about this or that feld. Researchers during different historical times, estimating a role and a place in a society of this or that foor, proceeded just from similar stereotypes. Besides it, development of ideas, various doctrines and theories about mutual relations of foors was infuenced by development of those or other sections of social studies.

Key words: Gender, periodization of researches of mutual relations of foors, the social status of the woman, religion about position of the woman.

Имеется огромный пласт литературы по проблеме полов, которая, однако, не совсем равномерно распределена в исторической хронологии. Интерес к социальному статусу как мужчин, так и женщин формировался в зависимости от конъюктурных колебаний ценностей того или иного пола в общественном сознании. Лидирующее положение того или иного пола определялось в последующем как патриархат или матриархат, что и влияло на формирование соответствующей идеологии и социально-психологических стереотипов о том или ином поле. Исследователи в разные исторические времена, оценивая роль и место в обществе того или иного пола, исходили как раз из подобных стереотипов. Помимо этого, на развитие идей, различных учений и теорий о взаимоотношениях полов влияло развитие тех или иных разделов общественных наук. Все этапы общественного развития последовательно отражают в себе развитие взаимоотношений полов в различных пластах общественного сознания – в научных взглядах, в обычаях и стереотипах, выражавшихся в социальном поведении людей, в идеологемах, в том числе и религиозных, в художественном творчестве.

Нас интересуют научные взгляды на проблему взаимоотношения полов, поскольку здесь – более или менее объективный подход к оценке указанной проблемы. В истории мысли любого региона или любого народа можно встретить противоречивые подходы и мнения о поле. Если иметь в виду более ранние периоды общественного развития, к примеру, до формирования монотеистической религии, то здесь имеется множество примеров равноправного положения полов, положительной, с точки зрения нравственных и социальных качеств оценки, как женщин, так и мужчин. Множество примеров тому можно встретить в мифологии, народных эпосах, сказаниях, сказках, пословицах и поговорках. Вместе с тем, с формированием централизованной власти, развитием института частной собственности, растет и стремление к созданию единого идеологического пространства, что достигается путем становления религиозного института и через образно-художественное восприятие мира, в том числе через художественное слово, музыку, живопись, прикладные виды искусства. «Проблемы женщин упоминаются вкупе

38


С понятиями «зависимость», «неравенство», «эксплуатация», ее место определяется как нижняя социальная прослойка и т. д.» [5. C. 1].

Таким образом, положение женщины прежде всего оценивалось в рамках традиционной идеологии, с выпячиванием на первый план ее биологических функций, ее роли матери, воспитательницы детей и хозяйки, ведущей домашнее хозяйство. Биологическая функция женщины ставила ее на ступень ниже, чем мужчину [3. C. 60]. Однако в древНем мире так не считали; к примеру, Платон отмечал, что от рождения как мужчина, так и женщина обладают равными способностями; женщины, так же, как и мужчины, могут выполнять любую работу. Вместе с тем он подчеркивал, что каковы бы ни были велики способности женщины, ни в одном деле она не может быть так велика как мужчина [7. C. 143]. Аристотель же прямо подчеркивал, что женщина находится на ступень ниже, чем мужчина. В своей «Политике» он отмечал, что у женщины природное превышает социальное, т. е. гражданское [4. C. 13].

В средние века в Западной Европе, как известно, влияние идей христианства на развитие научной мысли и политических отношений было довольно сильным. Фома Ак-винский, являясь представителем ортодоксального христианского учения, считал, что причина, по которой женщина была создана богом – это то, что она должна помогать мужчинам, а помощь эта выражается в продолжении рода и ведении домашнего хозяйства [5. C. 4].

В религии ислама положение женщины также оценивалось с точки зрения ее биологического предназначения и социально-экономического положения. Уровень образования, место в системе общественного производства, обычаи и традиции исламского мира в совокупности влияли на отношение к женщине с религиозных позиций. Известно, что в Коране имеются ряд положений, непосредственно оценивающих роль и функции женщины в различных сферах общественной и частной жизни. Исследователи отмечают, что при оценке коранических изречений о женщине необходимо учитывать те источники, которые непосредственно воздействовали на процесс формирования Корана, как священной религиозной книги мусульман. Это прежде всего обычаи и традиции арабских племен и народов, условия общественного развития и т. д. [1. C. 13]. Необходимо здесь учитывать такие источники, как Сунна, аяты, хадисы, а также основанный на Коране и сунне шариат, как свод правил и законов поведения мусульманина в обществе. Отмечается, что «безусловная покорность и повиновение мужу во всех отношениях являются высшим идеалом, главным принципом исламской нравственности» [там же. C. 19]. СоВременные толкователи ислама не во всем согласны с представителями, к примеру, советской школы исламских исследований, где, как известно, отношение к женщине как прежде всего к работнице предопределяло ее социально-политическую активность и позиции в семье, быту, в культурной жизни и т. д. Да и в странах арабского Востока, претерпевших реформацию, когда в стране, в регионе стали происходить крупные изменения социально-политического и экономического характера, новые религиозные веяния и течения стали потрясать основы старых подходов к положению женщины в обществе. Однако восприятие идей западного просветительства проходило на фоне и в рамках системы исламских ценностей, среди которых были и устаревшие представления о положении женщины в обществе [2. C. 23].

В последующие этапы исторического развития, когда религиозное стало отделяться от светского, и формирование итальянского гуманизма и Ренессанса в целом отразилось на развитии всей западноевропейской мысли, отношение к женщине, содержание идей о роли ее в общественном устройстве стали несколько видоизменяться. Можно сказать,

39


Что в Новое время, в эпоху становления и развития либерализма, как нового идеологического течения, произошло изменение роли женщины в общественном производстве, когда она стала значительной производительной силой, поднялись голоса в защиту женских прав, в особенности тех, которые являлись составной частью униженных и угнетаемых беднейших слове населения эпохи первоначального накопления капитала. Джон Локк, один из видных представителей английского либерализма, считал, что женщины могут строить равноправные взаимоотношения с мужчинами, иметь высокий авторитет в глазах детей, и при всем при этом обладать различными интересами и потребностями. Отвечать в целом за общественный порядок должен мужчина как более сильный и обладающий лидерскими качествами [6. C. 21].

В век Просвещения, когда идеи Великой Французской буржуазной революции послужили сильнейшим толчком в дальнейшем развитии демократических идей, видный идеолог ее, Жан Жак Руссо, защитник идеи равенства и свободы в социально-политических отношениях, подчеркивал, что женщины лишь игрушки в руках мужчин, играющие второстепенную роль на исторической авансцене. В своем произведении «Эмиль или о воспитании» он писал, что женщина вообще существует лишь благодаря мужчине. Женщина создана для того, чтобы нравиться мужчине и угождать ему. Роли, предназначенные для женщин и мужчин, не равнозначны. Таким образом, отношение к женщине, освященное веками, хоть и колебалось в пределах либерально-демократических идей, с одной стороны, и религиозно-идеологических – с другой, все равно негласно предполагало неравенство в статусе женщин и мужчин на всех уровнях общественного устройства. Иммануил Кант, видный представитель классической немецкой философии, считал, что «женщина должна царствовать, а мужчина – управлять, поскольку царствовать должно чувство, а управлять – разум» [3. С. 19]. Ученой женщине не хватает лишь бороды, скептически замечал Кант. Адам Смит писал о том, что у женщин отсутствует способность к управлению, Ф. Ницше же считал, что женщины имеют интересы лишь в сфере любви и ненависти, а Ф. Гегель делал акцент на мысли о том, что женщины настолько легкомысленны, что им нельзя доверить государственные дела [там же].

Проблема взаимоотношения полов в обществе, по мере развития капиталистических производственных отношений, выдвигалась в качестве актуальной социально-политической проблемы, однако влияние стереотипов на взгляды передовых ученых и общественных деятелей было очень сильно. Открытия в области естествознания, физики, биологии, химии, сделанные за последние полтораста-двести лет, не могли не отразиться на оценке общественных отношений, в том числе и в области взаимоотношений полов. Большой прорыв был сделан в исследованиях по психологии, психиатрии, социологии. Все это, вместе взятое, повлияло на характер научных разработок, в том числе и связанных с проблемой гендерного равенства в обществе. Именно с точки зрения влияния бессознательного на социальную жизнь человека, видный австрийский психиатр и психоаналитик З. Фрейд, рассматривая проблемы взаимоотношения плов, писал о значительной роли природного начала в осуществлении женщиной своих некоторых социальных предназначений. [3: C. 14].

Как видно из вышеизложенного, в современном интеллектуальном мире мужчины, взявшие в руки бразды власти, не сдают своих позиций женщинам. До сих пор, уже на протяжении длительного времени, среди исследователей нет единого мнения о путях развития взаимоотношений женщин и мужчин. Однако развитие современного общественного устройства в направлении открытого общества и демократии представляет большие возможности для проявления женщиной самых лучших способностей и умений.

40


Список использованной литературы:

1. Вагабов, М. В. Ислам и женщина / М. В. Вагабов. – М., 1968

2. Ишмурадова, З. Ислам и женщины Востока / З. Ишмурадова. – Ташкент, 1990

3. Axtartdır, N. Qadın Problemi, Say Nəşrləri / N. Axtartdır. – İstanbul, 1986

4. Aristoteles. Siyasət, Remzi Nəşriyyat / Aristoteles. – İstanbul, 2000

5. Зitзi, O. Qadın Problemi və Tьrkiyədə Cəmiyyət Vəzifəlisi Qadınlar, Tьrkiyə və Orta Şərq Amme İdarəsi İnstitutu Nəşri / O. Зitзi. – Ankara, 1982.

6. Donovan, J. Feminist Nəzəriyyə, Ьnsiyyət Nəşrləri / J. Donovan. – İstanbul, 2001.

7. Platon. Dцvlət, Remzi Nəşriyyat Nəşrləri / Platon. – İstanbul, 1992.