БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО – ИСТОЧНИК КРИЗИСА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Л. К. Салиева

Московский государственный университет

Им М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

IRRESPONSIBLE WORD IS THE SOURCE OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY CRISIS

L. K. Salieva Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Summary. Irresponsible word creating a false myth makes society reproduction impossible. The main myth generator of modern times is the mass media. The prevailing discourse mode in the media is narration, it being a narrative for those who create it (the story is used as an argument), and a myth for those who recieve it (the perceived story is treated as a reality). Mass narrative for children lays the foundation for mass consciousness of the near future.

Keywords: Irresponsible word, mass consciousness, narrative, reference personality, moral censorship, rhetoric, analytical reading.

1. Суть кризиса современного общества, как было предсказано и показано М. М. Бахтиным, состоит в безответственности слова, в его профанации, ведущей к невоз-можности обеспеченья общественного воспроизводства. Этот факт обусловлен тем, что доминирующим типом человеческой цивилизации в XX веке (постиндустриальный пе-риод) становится информационная цивилизация, в которой власть осуществляется пу-тем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Для эф-фективного осуществления властных функций на больших территориях и по отноше-нию к большой аудитории необходимы современные информационные средства и тех-нологии, способные путем постоянного присутствия и направленной обработки заста-вить людей принять определенный стиль, идеи и потреблять определенные вещи. По-добные информационные средства и технологии находятся в силу финансовых причин в руках ограниченного числа государственных, общественных и частных организаций. В условиях безответственного слова, неэтического использования средств массовой коммуникации тезис о плюрализме мнений оборачивается выражением интересов вла-дельцев указанных организаций и подчинением посредством создания ложных мифов этим интересам аудитории. Конкуренция между авторами на информационном рынке ведет к примитивизации ценностей, отраженных в информационном продукте, вульга-ризации содержания и языка последнего. Ориентация на потребление и удовольствие, прагматизм порождают культурный нигилизм. В таких условиях репродукция общества невозможна, оно нацелено на самоуничтожение. Отсюда – именно экология информа-ционного пространства – ключ к разрешению проблем современности. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

2. В обществе, существующем в условиях определяющего влияния средств массо-вой коммуникации, последние являются творцом идеологии, формируют массовое соз-нание: образ мира и образ человека. Массовая информация, совместно с порожденной ею массовой культурой, и сопровождающей ее современной рекламой и массовыми иг-рами, формируют стиль.

16


Массовое сознание оказывается насквозь структурировано немногими, но настой-чиво внедряемыми в него положениями, которые определяют реакции, оценки и пове-дение человека. Совокупность этих положений (общих мест массового сознания: «символический зонтик») есть результат реализации стратегии информирования. В плане содержания последняя определена источниками финансирования, которыми яв-ляются государство, частные корпорации и реклама. Исследование стратегии инфор-мирования и, соответственно, массового сознания, возможно посредством контент-анализа СМИ. Последний используется, в частности, для мониторинга общественного мнения в управлении им.

Благодаря свойству мультимедийности (совмещению словесного, визуального и аудиального воздействия) современные средства массовой коммуникации образуют по-стоянный контекст человеческого бытия, параллельную реальность. Жизнь современ-ного человека погружена в мультимедийный рассказ о событиях. Повествование здесь является преобладающей композиционной формой, причем для создателей оно – нар-ратив (рассказывание истории, имеющее цель помимо рассказа, то есть использование повествования как аргумента), для обывателя – миф (воспринимаемая история и есть реальность).

Нарратив является самым эффективным способом распространения идей, создания образов. В рассказе идеи приобретают свойства осмысленности, запоминаемости и со-гласованности, они образны.

Нарративные жанры многочисленны. Нарративом является любой текст (литера-турно-художественный текст, очерк, публичная речь, комикс, песня, фильм, видеоигра, театр, танец и т. д.), который описывает реальные или вымышленные события в той или иной последовательности.

Функции нарратива определены тем, что он является имманентным свойством че-ловеческого мышления и отсюда – формой социального взаимодействия, формой по-нимания и культурного опыта, формой организации научных исследований и образова-тельных технологий.

Центром медийного нарратива могут быть «звезда», супергерой, кукла (игрушка), представляющие собой типы современной эталонной личности (образцовая внешность, поведение, жизнь и т. д.).

3. Нарратив массовой коммуникации для детей закладывает фундамент массового сознания ближайшего будущего. Здесь полезно вспомнить систему воспитания Плато-на, изложенную им в трактатах «Государство» и «Законы» и ставшую основанием для многих последующих систем. По Платону, главное условие идеального государства – правильное воспитание, социальная функция которого состоит в том, чтобы сделать ребенка совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или началь-ствовать. Воспитание начинается с воспитания мусическими искусствами, к которым относятся словесность, то есть мифы, и игры. Этот тип воспитания формирует внут-ренний мир человека, т. е. его душу. Состав мифов и игр, доступных детям, должен, считает Платон, соответствовать законам и учить детей жить по правилам.

Частичное представление о нарративе массовой коммуникации для детей можно получить, подвергнув контент-анализу продукцию одного из самых успешных проек-тов на рынке детской мультимедийной продукции «Человек-паук» (издательство Marvel). «Человек-паук» существует на разных материальных носителях (в качестве комик-сов, карточной игры, на телевидении, в кинофильмах и видеоиграх).

Ниже представлены результаты качественного контент-анализа журналов за 2009 год и 400 карточек.

Категория Персонажи. Мир, в котором действует Человек-паук, состоит из бесчис-ленного разнообразия злодеев. В результате знакомства с последними ребенок выучи-вает следующие слова: Криминальный джентльмен, криминальный босс и основатель преступного сообщества, безжалостный убийца, маньяк-убийца, убийцы пауков, се-

17


Рийный убийца, чрезвычайно опасный убийца, загадочный преступник, порочный тор-говец наркотиками, взломщик сейфов, ловкий ворюга, безжалостный делец, наемный преступник, кошмар, падаль, гоблины, демоны, вампиры, мефисто, мутанты, му-тантши, клоны, симбиоты, зомби И т. д.

Категория Поведение/поступки персонажей. Ребенок узнает, что можно «Провора-чивать аферы, иметь карьеру взломщика, использовать свою силу в преступных целях, стать преступником ради острых ощущений, отбывать пожизненный срок, созда-вать галлюцинации, подсесть на наркотики, вступить в романтические отношения, использовать достижения науки исключительно в целях разрушения», а также, что Можно стать супергером, приняв сыворотку.

Категория Языковой стиль. Для комиксов характерен грубый язык, частотны слова, подобные Сойти с ума, бешеный, псих, повелительное наклонение, восклицательные знаки, рубленные фразы.

Возникает также вопрос о цели введения в текст для детей таких вещей, как подза-головок «Для истинно верующих» одной из рубрик комикса (рубрика «Сетевые фай-лы»), задания, типа «Учись рисовать зеленого Кумира!»1 (имеется в виду гоблин), бо-нусные карточки с командой «Укради!» и пояснением, что данная карточка дает право украсть (не Взять, а именно Украсть) некоторое число карточек у любого игрока. По-добные приемы делают нормативными элементы зла в той части образа мира, которая представляет добро.

Вместо заключения Хочется поставить, по крайней мере, три вопроса:

· Какими будут ценности поколения, выросшего на продукции «Человек-паук»?

· Какими могут и должны быть действия государства и общества по отношению к
такой продукции?

· Как обыватель может защититься от подобного потока информации при отсут-
ствии какого-либо контроля со стороны государства и общественности?

· Представляется, что насущными требованиями настоящего момента являются

· введение нравственной цензуры, если не превентивной, то хотя бы карательной;

· разработка здоровых массовых мультимедийных продуктов для детей;

· повышение риторической грамотности общества: Только умение анализировать
и оценивать информацию, адекватно выражать свою мысль может защитить
обывателя в эпоху либерализма, эпоху создания мифов в своих частных интере-
сах. Это потребует введения качественных курсов аналитического чтения и ри-
торики в программы всех уровней среднего образования.

1

Человек-паук. Герои и злодеи. Marvel. An Eaglemoss Publication. 2009, №2. с. 19 (Следует отметить, что продукция «Человек-паук» в качестве средства массовой информации не зарегистрирована и, соответст-венно, как таковое регулироваться не может).

18


Библиографический список

1. Карпенко Л. А. Психология. Словарь. – М., 1990.

2. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М., 2003. – 582 с.

3. Мельников В. П., Маренков Н. Л., Схиртладзе. Управление организацией. – М., 2004. – 239 с.

УДК 37.04+372.8