Книги по психологии

СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Периодика - Социосфера

А. С. Энфи Арт-Гуманитарный Центр, г. Москва, Россия

SYMPHONIC ELECTRONIC MUSIC: SOCIAL ASPECTS

A. Enfi Art Humanities Center, Moscow, Russia

Summary. In the article «Sympho-electronic music as deep-essential psychotherapy's tool of art-humanitarian practice» we provide definitions and characteristics of the new musicological concepts: «sympho-electronic music» (SEM), And show many benefits of using this music in depth-essential psychotherapy of art-humanitarian creativity, based on the implementation of major principles and basic medical-psychological aspects of the Essence Coding Theory (ECT). Demonstrated a specific example example of the use of SEM In psychotherapeutic practice.

Key words: Sympho-electronic music, art-humanitarian practices, deep-essential psycho­therapy, essence coding theory.

"Со вступлением Солнца в знак Водолея Русский народ и Славянская Раса в целом до­стигнут степени духовного развития, которая продвинет их много выше их нынешнего состо­яния. Музыка будет основным фактором в осу­ществлении этого, ибо на крыльях музыки гар­моничная душа может лететь к самому трону Божьему, чего обыкновенный интеллект до­стичь не может."

Макс Гендель, "Космогоническая Концепция Ро­зенкрейцеров". - Т. 2. - С. 62. (Перевод с ориги­нального английского издания 1911 г.)

В последние годы на дискурсивных просторах отечественного искусствознания стало активно утверждаться новое музыковедческое понятие: «симфо-электронная музыка» (sympho-electronic music), сокращенно - «СЭМ»

[6, 7].

СЭМ - это вид электронной по своей стилистической, инструментальной и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной атрибу­тивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьёзной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы, которая:

В полной мере отвечает критериям понятия «симфонизм», определённо­го для этого фундаментального музыковедческого термина его автором, академиком Б. В. Асафьевым, сформулировавшим несколько ключевых определений симфонизма, сводящихся к следующему: «...симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремлённого музыкального развития, включающего противо­борство и качественное преобразование тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность музыкального сознания, ко­гда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бы-

18


Тие... симфонизм - это великий переворот в сознании и технике компо­зитора... эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум человечества...» [1] Имеет своими основными, наиболее важными и значимыми (то есть клю­чевыми) средствами достижения всех необходимых (идеологических, эс­тетических и т. д.) атрибутов симфонизма именно специфические элек­тронные и компьютерные технологии.

Особый же интерес СЭМ Представляет в связи с тем, что данная музыка ис­пользуется сегодня в качестве базисного трансформационного инструмента глу­бинно-сущностной психотерапии в Арт-гуманитарных методиках и практиках (АГП), Нацеленных на устранение тех многочисленных и очень серьёзных патоло­гий, которые обусловлены выраженной «этико-духовной недостаточностью» [2].

«Арт-гуманитарной» мы называем такую гуманистически ориентирован­ную междисциплинарную творческую деятельность, которая проводится «на стыке» различных видов искусства, естествознания, медицины, философии, психологии, социологии, теологии, эзотерики.., осуществляется по преимуще­ству с помощью высоких технологий и оказывает на людей благотворное этико-духовное воздействие.

Основанные на реализации важнейших принципов и фундаментальных медико-психологических аспектов Теории Сущностного Кодирования (ТСК) [5], АГП Имеют самое прямое отношение к искусству, как интуитивно-провидческой форме познания Бытия и мистического постижения Сущего, и в первую очередь - к музыке как универсальному трансформационному инстру­менту, способному наиболее прямым, адекватным и эффективным образом гармонизировать процессы взращивания духовного тела человека.

Можно сказать, что искусство в АГП Используется именно в том его ипо-стасном проявлении, в котором оно, по определению П. А. Флоренского, «есть особая форма переорганизации телесной реальности с целью придания ей ста­туса Духовного Бытия». Связана же эта основополагающая методологическая установка АГП С тем важным обстоятельством, что законы истинного художе­ственного творчества по самой своей природе являются одновременно и зако­нами духовного созидания, ибо, создавая произведение искусства, художник выполняет внутреннюю работу возрождения, идентичную духовной работе, а в своих усилиях к самосовершенствованию духовный человек выполняет работу созидания, идентичную работе художника.

АГП Призваны помогать людям осознавать своё Высшее «Я» и достигать состояния Теофании (Парусии) - пребывания в лоне Божественного Присут­ствия, дающего человеку понимание глубинного смысла своего существования в единстве всего во Вселенной. Ведь только при условии, что Высшее «Я» чело­века (Аспект Творца) осознает себя причастным к Сущности Высшей Реально­сти - трансцендентального, неуничтожимого и бессмертного Абсолюта - со­знание человека сможет расшириться и окрепнуть настолько, что силой своего воздействия будет уже способно лишать ментальной почвы практически любую патологию, индуцируя и катализируя в больном организме процессы целостно­го выздоровления.

Таким образом, с помощью АГП Человек превращается в своего соб­ственного духовного целителя: не будем забывать, что слово «целить» означает «придавать цельность, целостность», и что нарушение этой целостности отры­вом от своего глубинного «Я» в различных религиях и духовных учениях счита­ется крайним невежеством, которое, в свою очередь, признаётся тягчайшим (а иногда, как, например, в буддизме - единственным) грехом, за который чело­веку рано или поздно приходится отвечать по всей строгости Закона Совести (Торы, Дхармы, Дао, Фарда...).

19


Следует ясно понимать, что реализуя могучий психотерапевтический по­тенциал Арт-гуманитарных методик, мы имеем дело не просто с одним из ви­дов эстетотерапии, не с обычными «релаксационными» или «медитативными» (в общепринятой трактовке этого термина) процедурами и практиками, а с го­раздо более серьёзным, сложным и глубоким использованием (в том числе и в самых тяжёлых клинических ситуациях) наиболее сакральных свойств музыки и других видов искусства.

Ведь подвергая сознание пациента самым различным уровням воздей­ствия (премедикационным, катартическим, трансперсональным, интеграцион­ным и т. д.), арт-гуманитарные методики призваны обеспечивать комплексное решение всех тех задач, которые одновременно должны были бы решаться с помощью гештальттерапии, имаготерапии, когнитивной и рациональной тера­пии (при определённой вербальной поддержке), а также косвенного внушения и психосинтеза…

Ясно, что для осуществления столь масштабных психотерапевтических задач абсолютной профанацией явилось бы использование, например, любой «лёгкой» и «популярной», пусть даже и в художественном отношении ценной, музыки, тяготеющей к замыканию на своей «эстетичности», к пассивному увлечению слушателей своим эмотивным потоком и предлагающей себя к без­заботному и приятному «потреблению».

Напротив, АГП должны стимулировать пациентов к значительным воле­вым усилиям, к синергии (соработничеству), без которых достижение необхо­димого духовного прорыва, способного вывести тяжело больного человека из страшного экзистенциального тупика и кризиса, просто невозможно; оно при­звано также, сталкивая слушателей с пугающе-мрачными явлениями бытия, открывать им затем двери в светлые духовные миры…

В определённой степени АГП Ассоциированы с понятием «Теургическое Искусство», о котором писал основатель русской символической эстетики Вла­димир Соловьёв, наделявший Искусство сущностными началами бытия, явлен­ными через художника. Соловьёв указывал на глубинные метафизические ос­нования Искусства, воспринимаемые художником из «надсознательной обла­сти», рассматривая таким образом Искусство как одну из важнейших форм во­площения «Всемирной Идеи», призванной преображать саму нашу действи­тельность. А уже поэтому подлинным Искусством, по Вл. Соловьёву, является лишь только Искусство Теургическое (Боготворческое), осмысленное филосо­фом как «субстанциональное единство творчества, поглощённого мистикой», суть которого состоит в сакральном единении земного и небесного начал, име­ющим целью достижение Мировой Гармонии и восстановление Космического Равновесия...

Учение об Искусстве, концептуально схожее с «соловьёвским», хотя и от­личное от него по ценностным критериям «медиумического элемента» и скон­центрированное на практическом воплощении сугубо трансформационной идеи «пробуждения духовно спящего человека», выдвигал и основоположник «Школы Четвёртого Пути» («Пути Совести») Г. И. Гурджиев. Искусство, по Гурджиеву, есть инструмент духовного познания, и поэтому художественное творчество, не содержащее Тайны, не ведущее в сферы Неведомого и не явля­ющееся эффективным средством преображения мира и человека, Гурджиев называл «субъективным искусством», «пародией на искусство». Таким обра­зом, Гурджиев выдвигал концепцию «Объективного Искусства» – искусства, где нет ничего случайного, где все глубинные смыслы и символы вполне опре­делённым образом «закодированы»…

А поскольку проблему «кодировочных форматов» арт-гуманитарных концептов мы пока ещё здесь не затрагиваем, то нетрудно понять, что все рас-

20


Смотренные до сих пор номинации и референции СЭМ В принципиальном плане могут быть обеспечены одной уже только её «астафьевской симфонично-стью», и поэтому к сугубо электронной специфике этой музыки прямого и непосредственного отношения как бы не имеют.

Но важнейшие свойства и качества Арт-гуманитарных концептов, придаю­щие им особую ценность для использования именно в сфере глубинно-сущностной психотерапии, определяются ещё и тем принципиальным фактором, что в процессе творческого создания Арт-гуманитарных продуктов их автор, являясь сенситивным проводником духовной энергии (что, вкупе с индивидуальным опытом мистиче­ских переживаний, лишь только и даёт ему право заниматься подобным духовным целительством), преодолевал специально для этого «смоделированную» раздроб­ленность своего собственного сознания и выводил себя из болезненных психосома­тических состояний.

А вот здесь уже на передний план выступают именно те уникальные свойства, особенности и достоинства СЭМ, Которые обеспечивают ей в рассматриваемом нами контексте несомненные преимущества перед всеми остальными видами музыки.

Дело в том, что от начала и до конца студийный характер создания про­изведений СЭМ Даёт возможность их автору, работая без каких-либо посредни­ков-интерпретаторов, выполнять одновременно роль композитора, мультиис-полнителя, дирижёра и звукорежиссёра своей музыки, что обеспечивает ему полную свободу интуитивного творчества и способствует достижению небыва­лого доселе в музыкальной культуре уровня идейной искренности, духовной интимности и психологической глубины...

Таким образом, обладая духовным зарядом зафиксированного акта спон­танно-интуитивного творчества, направленного на самоисцеление и духовное освобождение, Арт-гуманитарные концепты приобретают статус действенных «Эволюционных Молитв», призванных оказывать помощь всему нуждающему­ся в духовном исцелении человечеству, а нацеленность этих методик на инду­цирование у тех пациентов, которые способны адекватно воспринимать их «энергетическую эстетику», катартическо-покаянных состояний сознания, де­лает АГП Эффективными в том числе и применительно ко многим клиниче­ским случаям, поскольку почти каждый из них в значительной степени обу­словлен также и факторами этико-духовной этиологии [2].

Как об этом говорилось в опубликованной статье «Этика, Духовность... Онкология, Вич», на уровне сугубо физиологическом, действие АГП Выражает­ся, в первую очередь, в мобилизации иммунной системы организма, которая благодаря этому усиливается настолько, что самостоятельно уже начинает по­давлять и ликвидировать первичную причину патологии - результат, который, с точки зрения ТСК, Объясняется очень интенсивным воздействием на генети­ческий аппарат клеток больных органов обильно структурируемых «хороших» сущностных кодов, гуморально передаваемых в эти клетки соответствующими гормонами [2].

Возможность подобной мобилизации иммунной системы обусловлена теми эволюционно-этическими положениями и аспектами ТСК, Которые методологически близки и созвучны концепции «поисковой активности», выдвинутой в области пси­хофизиологии и психонейроиммунологии В. С. Ротенбергом [4].

Понятно, конечно, что очень важную роль в этом мобилизационном процессе играют и многие другие психонейроиммунологические факторы, выявленные в ходе длительных клинических наблюдений и биохимических исследований:

Влияние различных психоэмоциональных состояний на изменение рабо­ты всей иммунной системы организма и её центральных органов - тиму-

21


Са, представляющего собой комплексно функционирующую иммунно-эндокринную (вилочковую) железу, в которой созревают Т-клетки и сек-ретируются различные гормоны (включая нейропептидные), а также костного мозга, продуцирующего полноценные B-клетки, и предше­ственники Т-клеток макрофагов;

■ вклад нейрохимических механизмов психонейро-иммуномодуляции и регуляции иммунологической реактивности подкорковыми структурами мозга с включением в этот процесс нейромедиаторных систем мозга и её основных агентов - серотонина, дофамина, ГАМК;

■ секретирование активированными T-лимфоцитами и другими иммуно-компетентными клетками как факторов роста (нервных, эпидермальных и т. д.), так и различных полипептидных гормонов: АКТГ, ТТГ, ЛГ, ФСГ, СТГ, пролактина, хорионического гонадотропина, соматостатина, окси-тоцина, вазопрессина, метэнкефалина, соматолиберина, ВИП, вещества Р и др.;

■ участие различных нейропептидных гормонов в процессе двунаправленно­го взаимодействия нейроэндокринной и иммунной систем, проявляющееся в выраженной динамике иммунного ответа при изменении психогормо­нального статуса организма.

Ну а ещё одним чрезвычайно важным свойством арт-гуманитарных ме­тодик, превращающим их в уникальный инструмент психотерапевтического воздействия (в том числе и в тяжёлых клинических случаях) является стратеги­ческий фактор их экзистенциальной актуализированности: органичным обра­зом зарождаясь в семантическом экстриме конкретной социокультурной среды со всеми её насущными проблемами, методики эти оказываются «заточенны­ми» под непосредственное разрешение тех духовно-психологических конфлик­тов, которые порождаются социокультурными реалиями, схожими по своей проблематике с её собственными «материнскими».

Ясно, что первичные (сущностные) причины этих конфликтов, обуслов­ленные как правило «эволюционно-этической недостаточностью» пациентов, могут быть устранены лишь на таком «градусе» ментально-семиотического и художественного воздействия, который всецело соответствует мировоззренче­ским императивам и духовным вызовам Новой Эпохи также и по части исполь­зования наиболее адекватного «катартического инструментария», на роль ко­торого, как мы уже видели, претендует сегодня именно СЭМ.

Не удивительно поэтому, что надконфессиональные идеи штокхаузенов-ской «универсальной музыкальной религии» и кейджевского «музыкального психополя» возникли на идеологической почве, предшествовавшей концепции СЭМ, Но только если во времена активного творческого и мировоззренческого поиска Вареза, Кейджа, Штокхаузена, Ксенакиса и других композиторов-концептуалистов, работавших в сфере электронной музыки, все подобные идеи были ещё достаточно сырыми и расплывчатым, то сегодня уже они обрели ми­ровоззренческую зрелость и чёткую обоснованность в сфере философии, пси­хологии, а также различных областей естествознания.

Таким образом, именно СЭМ, Особенно в сочетании с инновационными световыми и мультимедийными технологиями, способствующими визуальной концентрации и преображению звукового образа, приобретает в наши дни ста­тус арт-гуманитарного творчества, призванного с максимальной полнотой и адекватностью проявлять Духовное Измерение Бытия, а значит, и приоритетно выполнять функции наиболее тонкого и точного трансформационного инстру­мента глубинно-психологического воздействия.

Ну а в качестве примера многолетнего успешного использования СЭМ В ду­ховно-развивающих и психотерапевтических практиках здесь можно привести

22


Первое из серии концептуальных произведений крупной инструментальной фор­мы, образующих масштабный Симфо-Электронный Цикл («Мега-Проект») «Лоно Духа»: Opus № 369 «Spirit Lap-1», созданный автором настоящей статьи [3].

Идейная концепция Проекта «Spirit Lap» укоренена в эзотерико-психологических глубинах Общемировой Духовной Традиции и созвучна той целостной мировоззренческой парадигме, согласно которой человеческое со­знание, активно противодействующее энтропической десакрализации прояв­ленных форм Бытия и «эктропически» (по ТСК) содействующее процессу их развития, допускается в Тео-Сферу Единой Духовной Субстанции и продолжает в ней своё дальнейшее эволюционное восхождение.

Адекватной вербализацией этих философских аспектов Проекта служит его обобщающее английское название: слово «Spirit», кроме обозначения Ду­ховной Первоосновы, используется также в смысловых оборотах: «воодушев­лять», «одобрять», а ёмкое понятие «Lap», наряду со значениями «лоно», «этап», «круг», «перекрытие», ассоциируется с глаголами «окружать», «окуты­вать», «шлифовать», «притирать».

Базисная («информационно-энергетическая») эстетика музыки «Spirit Lap» сугубо интуитивна (точнее – сенситивна), а её живая компонента призвана актуализировать Принцип Духовно-Творческой обратной связи: под воздей­ствием задающего тонко-вибрационного потока в реальном времени генериру­ются творческие флюиды, ментально концентрирующие ауру сакрального поля.

Иерархия Духа управляется Фундаментальными Законами Совести и Не­эгоистичности (восходящий помогает духовному развитию окружающих), и в таком контексте синергетический потенциал «Spirit Lap», направленный на оказание действенной помощи «Высшему Я» всех людей, придаёт этому Проек­ту значение Универсальной Творческо-Духовной Теургии.

В контексте различных аспектов ТСК И тонко-психологических моментов создания арт-гуманитарных концептов, можно было бы привести здесь ещё и весьма интересные сведения о многих других уникальных свойствах и достоин­ствах СЭМ, связанных с её богатейшей тембральностью, спецификой темпера­ции, интонирования, нюансировки, цифро-кодировочного форматирования и т. д., но правильнее будет, конечно, все эти важные аспекты СЭМ Рассмотреть отдельно.

Библиографический список

1. Асафьев Б. В. Симфонизм как проблема современного музыкознания. – Л., 1926.

2. Гаряев П., Энфи А. Этика, Духовность... Онкология, Вич (Новый взгляд на тяжёлые патологии в свете ЛВГ и ТСК) // Новые Медицинские Технологии / Новое Медицинское Оборудование. – Москва: Медиздат, 2010. – № 11. – С. 51–72.

3. Информация о Международном Фестивале «Альтермедиум-03» // Электронная версия на сайте Термен-Центра:

Http://theremin. ru/posters/altm03/comments03.htm; Прослушивание фрагмента музыки «Spirit Lap-1» в сети: Http://realmusic. ru/songs/883636 или Http://aramenfi. podfm. ru/my/2/

4. Ротенберг В. C. Психонейроиммунология – новый аспект старой проблемы. // Природа. – Москва, 1991. – № 2. – С. 29–34.

5. Энфи А. С. Теория Сущностного Кодирования как Этический Базис Мировоззренческой Парадигмы III - го тысячелетия // Сборник материалов Международной Конференции «Валеология и Эниология III-го тысячелетия». – Ялта / Симферополь, 2007. – С. 159–183.

6. Энфи А. С. Век Электронной Музыки // Звукорежиссёр. – Москва, 2003. – № 6. – С. 54–58.

7. Энфи А. Так что же это такое – «симфо-электронная музыка»? // Музыка и время. – 2011. – № 4. – С. 67–71.

Bibliography

1. Asafev B. V. Symphony as a problem of modern musicology. – L., 1926.

23


2. Garyaev P., Enfi A. Ethics, Spirituality... Oncology, HIV / AIDS (New look at serious pathology in the light of the LVG and TSC) / New Medical Technology / New Medical Equipment. – Moscow: Medizdat, 2010. – № 11. – P. 51–72.

3. Information about the International Festival «Altermedium-03» / / The electronic version of the site Theremin Center:

Http://theremin. ru/posters/altm03/comments03.htm; Listen to a fragment of music «Spirit Lap-1» in the network: http:/ / realmusic. ru/songs/883636 or Http://aramenfi. podfm. ru/my/2/

4. Rothenberg B. C. Psychoneuroimmunology – a new dimension to an old problem. // Nature. - Moscow, 1991. – № 2. – P. 29–34.

5. Enfi A. Coding theory of essence as an ethical basis of ideological paradigm III – the third millen­nium // Proceedings of the International Conference «Valeology eniology and III-rd millennium». – Yalta, Simferopol, 2007. – P. 159–183.

6. Enfi A. C. Century Electronic Music / Sound. – Moscow, 2003. – № 6. – P. 54–58.

7. Enfi A. So what is it – «symphonic electronic music»? // Music and time. – 2011. – № 4. – P. 67–71.

24