Книги по психологии

ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Периодика - Социосфера

А. В. Шевченко Российская таможенная академия, г. Тула, Россия

COLLEGE OF THE RESPONSIBILITY FOR INFRINGEMENTS OF COPYRIGHTS IN RUSSIA

(HISTORICAL ASPECT)

A. V. Shevchenko The Russian customs academy, Tula, Russia

Summary. The present article discloses historical establishment of the institution of liability for violation of copyright in Russia. The establishment of the institution of copyright protection is connected with the development of publishing business in the Russian Empire, and has its nation-specifc features. The mechanism of copyright protection

70


Evolved not only through regulation of relationships between authors and publishers, but also through establishment of responsibility for violation of copyright. Presently, in Russia there are three mechanisms for protection of copyright, which are realized by applying measures of liability for violation of copyright.

Keywords: Liability, copyright, protection, mechanism, history of Russia, violation of copyright, works, criminal liability, administrative liability, citizen-legal liability.

Начало становления института защиты авторского права в России было связано с разви­тием книгоиздательского дела, когда в 1771 г. была выдана первая привилегия на открытие частной типографии, в 1783 году законодательно введено общее разрешение на открытие частными лицами «вольных» типографий. Однако в 1776 г. была отменена свобода книго­печатания с одновременным введением государственного надзора за содержанием издавае­мых книг «… учредить Ценсуру, изъ одной духовной и двухъ свътскихъ особъ составляе­мую» [4, c. 933.].

В 1800 году правила надзора за российскими книгами были упорядочены и введён за­прет на ввоз из-за границы иностранных музыкальных и литературных произведений.

Отсутствие информации о достижениях науки и техники в иностранных государствах породило замедление развития отечественной науки, в связи с чем запрет на ввоз иностран­ной литературы и произведений искусства менее чем через год был отменён, с одновремен­ным разрешением открывать частные типографии.

В этот период времени привилегии на издание произведений выдавались не их авторам, а издателям, поэтому отношения между авторами и издателями законодательно не регули­ровались, а государство лишь осуществляло контроль над содержанием книг, не проверяя наличие прав у издателей на печать литературных произведений. Выдавая издателю раз­решение на печатание книг, первоначально цензура не интересовалась правами издателя на издаваемые им произведения.

Появление в первой четверти 19 века неоднократных случаев введения «общества в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство при­нять соответствующие меры» [9, с. 127.].

Поэтому в 1816 г. Министерством народного просвещения издаётся распоряжение об обязанности представления на цензуру произведений вместе с доказательствами прав из­дателей на них. Таким образом, впервые вопрос о правах издателя был поставлен в зависи­мость от авторских прав издаваемых его произведений.

С 1816 г. государство начинает признавать наличие авторского права, однако первое за­конодательное урегулирование авторских прав по-прежнему связано с законодательством о цензуре.

В апреле 1828 года принимается новый Цензурный Устав, в котором впервые выделяет­ся отдельная глава, касающаяся прав сочинителей и издателей, и в её развитие «Положение о правах сочинителей».

Данными нормативными актами впервые в России на законодательном уровне при­знаётся исключительное право собственности автора на произведение, как «имуществомъ благопрIобрътеннымъ» [5, с. 475.]. Автору предоставлялось пожизненное пользование сво­Им правом в виде издания и продажи своих произведений. Права автора становятся объек­том наследования, где наследники в течение 25 лет со дня смерти автора пользовались теми же правами, что и сам автор. По истечении указанного срока произведения становились общедоступными.

Данным Положением вводится понятие нарушения авторского права.

Нарушением прав автора признаётся поступок, связанный с изданием сочинения ав­тора без его разрешения, либо без разрешения его законных наследников, в том числе и в случае, если изменены название книги, её предисловие, замечания «… и тому подобнаго,

71


Каковый поступокъ называется контрафакцiею» [5, с. 478.], а также перевод сочинения с приложением оригинального текста.

Несмотря на признание государством права собственности автора на своё произведе­ние и указание на недопустимость нарушения его прав, ответственность за нарушение ав­торских прав для сочинителей отсутствовала.

В отличие от авторов произведений права издателей строго защищались. В случае на­рушения прав издателя такое лицо подвергалось наказанию в виде оплаты суммы, равной двойной стоимости затрат, необходимых для печати 1200 экземпляров контрафактных со­чинений, а также суммы, равной двойной сумме полученной нарушителем прибыли от про­дажи таких произведений с конфискацией таких сочинений в пользу законного издателя.

Необходимость в дополнении Положения от 1828 года послужила основанием в утверж­дении 8 января 1830 года нового Положения о правах сочинителей, переводчиков и изда­телей, которое регулировало вопросы охраны также и статей в периодических изданиях, альманахов, частных писем и записок, хрестоматий, учебников и словарей. Срок охраны произведения после смерти автора составлял 35 лет.

В данном Положении раскрывается понятие контрафактора, т. е. нарушителя прав ав­тора, переводчика и издателя. «… никто не долженъ нарушать правъ Сочинителя, Пере­водчика, или перваго Издателя, и безъ воли его, или же его наслъедниковъ, или тъхъ лицъ, коимъ сiи права переданы законнымъ порядкомъ, перепечатывать его произведенiя или книги, имъ первым изданныя, хотя бы то было и съ переводомъ на другой языкъ, или съ присовокупленIемъ инаго заглавiя, предисловiя, пръемичанiй и тому подобнаго. Наруши­Тель сего признается самовольнымъ Издателемъ (контрафакторомъ)» [5, с. 18.], так же при­знаётся нарушением права автора издание без согласия автора произнесённую либо прочи­танную публично речь или сочинение.

8 случае самовольного издания произведения нарушитель подвергался обязанности
возмещения законному издателю всех убытков, оплатой упущенной выгоды и конфискаци­
ей контрафактных сочинений в пользу законного издателя.

Однако в отличие от Положения от 1828 г. Положение о правах сочинителей, перевод­чиков и издателей 1830 года относит издание чужого сочинения под своим именем к поня­тию подлога, и нарушитель наказывается взысканием «въ пользу обиженнаго» [6, с. 20.] с одновременным приданием нарушителя суду как за издание произведений без разрешения органов Цензуры. Одновременно данным положением вводились правила и порядок рас­смотрения споров, связанных с определением права собственности на произведения.

Дальнейшее развитие авторского права в Российской империи связано с расширением охраняемых результатов интеллектуальной деятельности авторов и «… признаваемых за­коном авторских правомочий» [10, с. 35.].

9 января 1845 года было признано исключительное право автора на издание, воспро­
изведение и продажу музыкальных произведений. Принятым положением правовая охрана
прав авторов музыкальных произведений была приравнена к правовой охране, установлен­
ной для авторов книг, переводчиков и издателей.

Размеры взыскания за нарушение авторских прав музыкальных произведений стави­лись в зависимость от совершённого нарушения. В случае самовольного издания чужого музыкального сочинения без согласия автора виновные подвергались взысканию как за на­рушение прав авторов литературных произведений. В случае незаконного публичного ис­полнения чужого музыкального произведения нарушители подвергались двойному взыска­нию полученной прибыли.

В 1848 г. законодательно признано исключительное право на художественную собствен­ность, а в 1857 году срок охраны литературной, музыкальной и художественной собствен­ности авторов был увеличен до 50 лет со дня смерти автора.

72


В связи с тем, что вышеуказанные положения являлись частью Цензурного устава, а защита авторского права осуществлялась на основе его норм, поэтому лишь 15 августа 1845 году Уложением о наказаниях уголовных и исправительных была введена уголовно-правовая охрана прав авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

Охрана авторских прав предусматривалась нормами главы «О присвоении учёной или художественной собственности», включённой в раздел преступлений против собственности.

При этом целью данных норм являлись в первую очередь защита интересов авторов от посягательств на их исключительные права.

Так ответственность за издание незаконно присвоенного чужого литературного или ху­дожественного произведения, произведения наук, искусств выражалась в наказании в виде лишения «всех особенных прав и преимуществ, ссылку в одну из отдалённых губерний, либо отдачу в рабочий дом» [7, с. 999.] с обязательным возмещением причинённых ущерба и убытков.

В 1887 году право собственности на произведения наук, литературы, художеств и ис­кусств были перенесены из Цензурного устава в часть первую ХХ тома Законов Граждан­ских Свода законов Российской Империи. Нормы Гражданского Свода содержали понятия литературной, художественной и музыкальной собственности и рассматривались «как раз­новидность права частной собственности» [1, с. 19.].

Подписание международного соглашения в области охраны литературных и художе­ственных произведений – Бернская конвенция 1886 г., отсутствие в России единого право­вого акта, детально регулирующего все вопросы авторского права, обусловили необходи­мость принятия в России нового, соответствующего требованиям времени и сложившейся ситуации механизма защиты авторского права.

20 марта 1911 года был принят закон «Об авторском праве», которым регулировались отношения в сфере авторских прав на литературные, музыкальные, художественные и фо­тографические произведения. Было введено понятие исключительного права – авторское право. Законом раскрывалась сущность исключительного права автора, которое заключа­лось в возможности автора различными способами воспроизводить, опубликовывать и рас­пространять свои произведения.

Новшества касались и мер ответственности, налагаемых на нарушителя исключитель­ных прав автора. Теперь лицо, совершившее нарушение прав автора, независимо от своей вины обязано было возместить потерпевшему весь причинённый ущерб. Также вводился новый вид наказания, а именно конфискация орудия и предмета нарушения в пользу вла­дельца исключительных прав либо его уничтожение. «Въ случае противозаконнаго изданiя, посредствомъ тисненiя, произведенiя, изданные экземпляры, а также орудiя, изготовленныя исключительно для сего изданiя, какъ то: стереотипные шрифты, доски, камни и прочее, по требованiю потерпъвшей стороны, или передаются ей по цънъ, опредъленной соглашенiемъ, либо по оцънкъ суда, въ счетъ возмъщенiя причиненныхъ убытковъ, или же приводятся въ состоянiе, негодное къ употребленiю». [8, с. 198.]

Законом «Об авторском праве» были внесены изменения также и в Уголовное Уложе­ние 1903 года. Раскрывались составы преступлений, направленных на нарушение авторско­го права. При простом нарушении чужого авторского права виновные лица подвергались наказанию в виде ареста или денежного штрафа. Тому же наказанию подвергались продав­цы за хранение либо ввоз в Россию с целью сбыта предметов, изготовленных с нарушени­ем авторских прав. В случае нарушения авторского права путём незаконного издания либо изготовления копий произведения с целью сбыта, а также при издании чужого авторского произведения под своим именем такое лицо наказывалось заключением в тюрьму.

Все дела о нарушениях авторского права рассматривались судьями Окружного суда в рамках Уставов гражданского и уголовного судопроизводства.

73


Установление советской власти полностью изменили подход к защите авторского права в России. Первые нормативные акты большевиков были приняты в развитие концепции на­ционализации собственности. Авторское право не стало исключением. 29 декабря 1917 года принимается Декрет ВЦИК «О государственном издательстве», согласно которому объявля­лась в большинстве своём государственная монополия на сочинения авторов.

Национализация авторских произведений была продолжена Декретом СНК от 26 ноя­бря 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных про­изведений государственным достоянием». Была установлена возможность признания до­стоянием РСФСР любых произведений авторов. При этом разделялись авторские произве­дения на два вида собственности: государственную и частную.

Права авторов, чьи произведения были признанны государственным достоянием не ре­гулировались и соответственно не защищались.

Издание и распространение произведений авторов, чьи произведения не национализи­ровались, производились с разрешения автора либо его наследников.

Ответственность наступала для лиц, которые самовольно издавали, размножали, рас­пространяли либо публично исполняли произведения в нарушение установленных Декре­том правил.

Через год принимается Декрет СНК, который устанавливал обязанность издателя при­обретать у авторов право на издание их произведения.

Период новой экономической политики характеризуется новым этапом развития рос­сийского авторского права в советское время. В 1922 г. Декрет ВЦИК относит авторское право к имущественным правам, которое было обеспечено судебной защитой.

В этот же год вводится в действие Уголовный кодекс. Однако преступлением являлось самовольное издание, размножение с целью сбыта литературных, музыкальных и художе­ственных произведений, признанных достоянием республики, а уголовно-правовая защита прав самих авторов в нём отсутствовала.

В отличие от указанного кодекса Уголовный кодекс РСФСР от 22.11.1926 года предусма­тривал уголовную ответственность за нарушение авторских прав за самовольное использо­вание литературных, музыкальных и иных художественных или научных произведений с нарушением закона об авторском праве. Ответственность выражалась в наступлении небла­гоприятных последствий для нарушителя в виде принудительных работ либо штрафа.

Основанием для введения уголовно-правового механизма защиты авторского права по­служил факт признания властью исключительных прав автора на свои произведения. По­становлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» и принятым в его развитие Декретом ВЦИК, СНК «Об авторском праве» от 11.10.1926 года было признано исключительное право автора на созданные им произведения в течение 25 лет. Данные нормативные акты регулировали отношения, возникающие в связи с реализа­цией исключительных прав автора, а также наступление ответственности в случае наруше­ния прав автора.

В 1928 году в расширение защиты авторского права принимаются Основы авторского права, согласно которым исключительное право автора на созданные произведения призна­валось его пожизненным правом.

Начало шестидесятых годов ХХ века характеризовалось кодификацией советского за­конодательства, что отразилось и на авторском праве.

27 октября 1960 года Уголовным кодексом ужесточается ответственность за нарушение авторских прав. За присвоение авторства чужому произведению, принуждение к соавтор­ству либо незаконное воспроизведение или распространение чужого авторского произведе­ния подвергалось наказанию в виде лишения свободы или штрафа.

74


На следующий год авторское право было внесено в Основы гражданского законода­тельства СССР, а также авторское право отдельным разделом было предусмотрено в Граж­данском кодексе от 11.06.1964 года.

Исключительные права авторов и предметы авторского права были значительно рас­ширены. К числу новых положений относилось «главенство личных авторских прав над имущественными, сведение имущественных авторских прав к праву на получение возна­граждения, неотчуждаемость от автора всего комплекса авторских прав» [3, с. 29–30.]. Срок действия авторства после смерти автора составлял 25 лет, закреплено право автора на пере­вод произведения, расширен круг субъектов авторского права. Гражданским законодатель­ством была предусмотрена ответственность за нарушение права автора, которая ставилась в зависимость от вида авторского права. Защита личных неимущественных прав при их нарушении выражалась в требовании восстановления нарушенного права, запрета выпуска либо прекращения распространения произведения. В случае нарушения имущественных прав автора, он вправе был требовать возмещения убытков.

Таким образом, в 60-х годах прошлого столетия в России законодательно закрепилось два механизма защиты исключительных прав авторов на созданные ими произведения: гражданско-правовой и уголовно-правовой.

Экономические преобразования 90-х годов ХХ века в Российской Федерации, станов­ление института частной собственности, развитие товарно-денежных отношений в стране, интеграция в мировую экономику явились основанием для пересмотра отношения государ­ства и частных лиц к механизму защиты авторского права.

В 1993 г. вступает в действие Закон «Об авторском праве и смежных правах», который расширил круг охраняемых произведений и регулировал отношения не только в сфере ав­торского права, но и вытекающих из авторства смежных прав. Данный нормативный акт в значительной мере уделил внимание защите авторских и смежных прав. Этим же Законом раскрывались понятие контрафактного авторского произведения и фонограммы, меры от­ветственности за нарушение авторских и смежных прав, а также способы осуществления их защиты.

За нарушение авторских и смежных прав Законом предусматривалось наступление гражданской, уголовной и административной ответственности.

Таким образом, в России законодательно было оформлено наличие трёх видов ме­ханизма защиты авторского права, а именно гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой.

Введением 19 июля 1995 года статьи 150.4. Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях и принятием статьи 7.12. Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях – «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» [2, с. 38.] законодательно оформляется административно – правовой меха­низм защиты авторских и смежных прав. Этот механизм предусматривает ответственность в виде штрафа с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также орудий совершения нарушений авторских и смежных прав.

Уголовно-правовой механизм защиты авторских и смежных прав выражен в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение авторских и смежных прав» [11, с. 81.], предусматривающей ответственность в виде штрафа, обязательных работ либо лише­ния свободы.

Введение с 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации ознамено­Вало собой окончательное закрепление гражданско-правового механизма защиты товарных знаков, что завершило кодификацию отношений в сфере защиты авторского права в Россий­ской Федерации на современном этапе.

Проведя анализ становления института ответственности за нарушения авторских прав, можно сделать вывод, что начало зарождения института авторского права в России свя-75


Зано с появлением и развитием книгоиздательского дела. Формирование авторского права вначале основывалось на цензурном законодательстве Российской империи и лишь затем было выделено в отдельную отрасль права. Однако развитие института авторского права в Российской империи осуществлялось по мере необходимости в защите его отдельных ком­понентов. Лишь в начале ХХ века регулирование отношений в сфере издания и распро­странения литературных, музыкальных, художественных и фотографических произведений были объединены в одном Законе, в связи с чем авторское право стало самостоятельной отраслью права. Правовая охрана авторских прав не была утрачена и после установления советской власти. В период социализма авторское право становится частью гражданского законодательства, а институт защиты авторства укрепляется. Экономические и обществен­ные преобразования страны в конце ХХ века потребовали от государства изменения подхо­да к авторскому праву, а также к средствам и методам его правовой охраны. Создание трёх механизмов защиты авторского права призвано в совокупности обеспечить укрепление и целостность системы защиты общества от нарушений, посягающих на его интеллектуаль­ный потенциал.

Библиографический список

1. Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. – М: Юридическая литература, 1957.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., Элит, 2008.

3. Лохбаум В. А. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008.

4. Полное собрание законов Российской империи: издание 1-е, в 45 т. – Т. 12. – Спб. Типография 2 от­деления собственной Е. И.В. канцелярии, 1830.

5. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. –Т. 3. – Спб. Типография 2 отделе­ния собственной Е. И.В. канцелярии, 1830.

6. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. – Т. 5. – Спб. Типография 2 отде­ления собственной Е. И.В. канцелярии, 1831.

7. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. – Т. 20. – Спб. Типография 2 от­деления собственной Е. И.В. канцелярии, 1846.

8. Полное собрание законов Российской империи: издание 3-е, в 33 т. – Т. 31. – Спб. Типография 2 от­деления собственной Е. И.В. канцелярии, 1914.

9. Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. Сб. научных трудов: в 2-х т. – Вып. 7. – Т. 1. Н. – Новгород, 2001.

10. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Вел-би», 2003.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008.

76