ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ 5–9 КЛАССОВ ИЗ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Д. В. Ефимова Пензенская государственная технологическая академия,

Г. Пенза, Россия

RESEARCH OF PERCEPTION AND EXPERIENCES OF ATTITUDES IN FAMILY AT TEENAGERS OF 59 GRADES FROM CORRECTIONAL SCHOOL OF VII KIND AND

THE COMPREHENSIVE SCHOOL

D. V. Efimova Penza state Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Search of new model of public education of the person in the open social environment has designated one of problems formation of an optimum level of tolerance. The optimal place for formation of the tolerant relation, in our opinion is the family. In article results of diagnostics with application of a technique «Figure of family» on schoolboys of 5–9 grades from correctional school of VII kind with the diagnosis are given: a delay of mental development and schoolboys from the usual comprehensive school, developing in norm which have allowed to establish: the degree of development of graphic culture during drawing; features of a mental, physical status of the child during drawing; features of attitudes inside family and emotional state of health of the child; the general picture of perception and experiences by the child of attitudes in family. At the comparative statistical analysis of results reliability of differences under factors considered in a technique is determined.

Keywords: Education, tolerance, correctional school.

Статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность.

92


Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда при воспитании детей, сколько семья.

Непростая ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания толерантной личности в открытой социальной среде. Особая воспитательная роль отводится именно семье. Это обусловлено ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В рамках осуществляемого диссертационного исследования нами было проведено исследование восприятия и переживаний отношений в семье у подростков 5–9 классов из коррекционной школы VII вида и общеобразовательной школы с помощью методики «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, А. И. Захарова, Л. Корман).

В исследовании участвовали более 200 учащихся: школьники 5–9 классов из коррекционной школы VII вида с диагнозом: задержка психического развития (ЗПР) и школьники из общеобразовательной школы, развивающиеся в норме (НПР).

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ 5–9 КЛАССОВ ИЗ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 1. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье) у подростков с ЗПР разных возрастов (5–9 классы)

93


Анализ результатов данной методики (см. рис 1, 2) выявил следующее.

У подростков с диагнозом ЗПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет наивысший показатель в 5-м классе и снижается к 7-му классу. Психофизическое состояния ребенка незначительно снижается в 7-м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка ухудшаются в 8-м и 9-м классе. Общее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее обострены в 7-м и 8-м классе, а в 9-м классе показатели возвращаются на более высокий уровень – 5-го класса.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ 5–9 КЛАССОВ ИЗ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 2. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье) у подростков с НПР разных возрастов (5–9 классы)

У группы подростков с НПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет прогрессирующий характер и возрастает к 9-му классу. Психофизическое состояния ребенка незначительно снижается в 6-м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка незначительно ухудшаются в 6-и и 7-м классе. Общее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее чувствительны в 7-м классе, а в 9-м классе показатели поднимаются на самый высокий уровень.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ 5–9 КЛАССОВ ИЗ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 3. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье) у подростков из школ ЗПР и НПР разных возрастов (5–9 классы)

94


Сравнительный анализ учащихся с ЗПР и с НПР (рис. 3) позволил определить отличия: у учащихся с НПР более развита степень развития изобразительной культуры, выше показатели по шкале «Особенности внутрисемейных отношений», что свидетельствует о более теплой атмосфере в семье. Применение математической статистики (критерий Стью-дента) позволило обнаружить достоверность отличий между выборочными средними.

При сравнении результатов учащихся 5-х классов с ЗПР и НПР обнаружена достоверность отличий по фактору «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0146).

При сравнении результатов учащихся 6-х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0039) и «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0).

При сравнении результатов учащихся 7-х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0085); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0006); «Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0,0355) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0033).

При сравнении результатов учащихся 8-х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0058); «Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0).

При сравнении результатов учащихся 9-х классов с ЗПР и НПР выявлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной культуры во время рисования» (0,0309); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0091) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0044).

Таким образом, можно сделать вывод, что семья играет огромную роль в полноценном развитии детей и подростков, и что на сегодняшний день именно в семье могут и должны закладываться основы толерантного поведения, способствующего благоприятной адаптации детей и подростков в социуме.

Библиографический список

1. Гуров В. Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. – № 7. – 1992.

2. Павлов Б. С. Матери. Отцы. Дети. – М., 1984.

3. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1979.

Bibliography

1. Gurov V. N. Family and school: activity relationships // Pedagogy. – № 7. – 1992.

2. Pavlov B. S., Mothers. Fathers. Children. – M., 1984.

3. Yanovskaya M. G. Emotional aspects of moral education. – M., 1979.

95


Библиографический список

1. Путилова Л. А. Мониторинг качества знаний студентов вуза // Современные системы оценки качества знаний о высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы: сб. статей по итогам межрегионального научно-методического семинара. – Тюмень: Изд. ТюмГУ. 2007. – С. 56–59.

2. Талых А. Н. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – № 3. – С. 13–20.

3. Беденко Н. Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества // Методы менеджмента качества. – 2009. – № 12. – С. 26–32.

4. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: учебное пособие. – Иваново: ИГЭУ, 2006. – 88 с.

5. Никитин Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетсткое управление: практика и анализ – 2003. – № 1. – Интернет-версия журнала: Http://www. umj. ru/index.

Bibliography

1. Putilova L. A. Monitoring of students' knowledge of high school // Current system of quality assessment of knowledge of higher professional education: Problems and Prospects: Collection of articles on the basis of interregional scientific and methodical seminar. – Tumen: TSU, 2007. – P. 56–59.

2. Thawed A. N. The subject of monitoring – the quality of education // School director. – 1999. – № 3. – P. 13–20.

3. Bedenko N. N. Introduction itrauniversity quality assurance / Quality management methods. – 2009. – № 12. – P. 26–32.

4. Nuzhdin V. N., Kadamtseva G. G. Strategic management of education quality. – Ivanovo: ISEU, 2006. – 88 p.

5. Nikitin N. S., Shcheglov P. E. Quality of Higher Education. Risks associated with training // University administration: Practice and Analysis. – 2003. – № 1. – Internet version of the magazine: Http://www. umj. ru/index.

УДК 371.3: 81'243+378