11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

Целесообразно напомнить о том, что в трансформационном процессе необходимо различать движение содержаний от работы трансформации. К примеру, процессы иерархизации мотивов - это движение образующих личности, отличное от работы по иерархизации мотивов. Подобное же различение необходимо распро 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознанияСтранить и на понятие сознания личности. Снова обратимся к образному высказыванию А. Н.Леонтьева о двух видах движения сознания: движении в горизонтальной плоскости и движении по вертикали. Давайте переведем эти образные выражения в концептуальные определения, обозначив "движение в горизонтальной плоскости" - горизонтальным движением сознания, которому соответствует горизонтальная работа сознания, а "движение по вертикали" - вертикальным движением сознания, которому соответствует вертикальная работа сознания. При этом не надо забывать о том, что горизонтальная работа сознания является образующей горизонтальной работы личности, а вертикальная, соответственно, - вертикальной работы личности.

Чтобы наполнить данные концептуальные определения психологическим содержанием, выявим психологические особенности двух видов работы сознания, или их трансформационные характеристики. Первая - горизонтальная работа сознания - совершается как трансформационный процесс, идущий от мотива к личностному смыслу, а вторая - вертикальная работа сознания - как процесс, идущий от иерархии мотивов к иерархии смыслов. В первом случае мотив наделяет жизненные содержания личностным смыслом, а в другом - мотивационная иерархия выражается в смысловой иерархии.

11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания SHAPE \* MERGEFORMAT 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

SHAPE \* MERGEFORMAT

11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

SHAPE \* MERGEFORMAT 11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

Рис. 21 Интеграция двух систем - системы отношений и системы деятельности SHAPE \* MERGEFORMAT

11.2 Горизонтальная и вертикальная работа сознания

Дополнительные данные, подтверждающие обсуждаемое нами понятие работы сознания, мы можем найти в психологической теории деятельности, Указывая на связи, образующиеся между мотивационными линиями человека, А. Н. Леонтьев и говорит: « Это происходит неизбежно, но не самой собой, а в результате той внутренней работы, о которой я говорил выше и которая здесь выступает в форме особого движения сознания « (Леонтьев, 1983, тII, с224). Далее в этой же книге, раскрывая понятие самосознания, он отмечает: "Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует, мы уже видели, что только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность" (там же, с.227).

Горизонтальная работа сознания есть, по сути, трансформационный процесс воплощения смысла в значениях, т. е. движение личностного смысла; вертикальная работа сознания соответствует процессам иерархизации смыслов, движению соотношения смыслов, многомерности, приобретаемой сознанием, смысловому становлению личности.

В заключение психологического анализа работы сознания сделаем следующие выводы.

1.Сознание человека включено в процессы работы личности по образованию иерархий. Имеется два направления работы: в одном случае - приводящее к образованию личностного смысла (горизонтальная работа сознания), а в другом - к становлению смысловой системы (вертикальная работа сознания). Необходимость работы сознания вызывается: во-первых, необ - ходимостью ориентации человека в системе перекрещивающихся между собой связей и, во-вторых, выполнением им функции опосредствования связей, отношений личности, движения деятельности.

2.Понятие работы сознания невозможно рассматривать без категории личности, ибо она находит свое определение в концептуальной плоскости понятия работы личности, в которую и входит как одна из образующих.

3.Личностный смысл отражает мотивы, и иерархия смыслов - иерархию мотивов, работа сознания - работу личности. В ходе работы личности происходит интеграция двух систем - системы деятельностей и системы отношений.

4.Психологические образующие не связываются в иерархии действием работы сознания, которая лишь опосредствует работу личности, осуществляющуюся в пространстве связей, отношений реальной жизни человека. Еще одно подтверждение этому мы находим у А. Н.Леонтьева. Касаясь того процесса, который мы назвали работой личности, он пишет: "Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание составляет его первооснову, оно лишь опосредствует и, так сказать, резюмирует данный процесс" (там же, с.204).

5.Работа сознания не тождественна внутреннему движению сознания. Последнее – это трансформационный процесс движения содержаний сознания, в то время как работа сознания заключается в осуществлении трансформации этих содержаний. В этом качестве она и представляет собой составной компонент работы личности.

6.Работа сознания не пассивно отражает, ориентирует человека в пространстве связей безотносительно к его личности, но действительно поднимает работу личности на уровень работы сознательной личности.

7.Работа сознательной личности не совпадает ни с работой сознания, ни с внутренней работой. Так, работа сновидения и работа бессознательного - примеры работы личности, отличные от работы сознания. Более того, работа личности выходит за пределы "внутренней" работы, включая в себя и "внешнюю" работу. В приводимом ниже утверждении А. Н.Леонтьева мы находим хорошее подтверждение двум последним выделенным нами характеристикам работы сознания: "Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а Опосредствует Их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними - разрывами прежних общений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства"(там же, с.221).

8.По сути, сознание создается не работой сознания, поскольку, скажем словами А. Н.Леонтьева, "деятельность человека и составляет субстанцию его сознания"(Леонтьев, 1983, т. II, с. 185). Таким образом, здесь высвечивается также внутренняя связанность работы личности и работы сознания. Выражаясь языком формулы: Работа личности + работа сознания = Работа сознательной личности. То есть, мы расчленяем в чисто теоретическом плане две слитые стороны одного единства. А, следовательно, в этой формуле работа личности имманентно включает в себя работу сознания. Поэтому рассматриваемый процесс, связывающий две стороны работы, сам трансформационен: в нем отдельный, формально выхваченный аспект рано или поздно вновь сливается с работой личности. Вот почему работа сознания - это работа сознания личности, т. е. выражение сознательной работы личности. Таким образом, снова выясняется, что работа сознания является одной из образующих работы личности.

Завершая обсуждение вопросов работы сознания, несколько слов скажем о месте этой проблемы в психоанализе. Психоанализ, подвергнув сомнению тождество психики и сознания, первоначально развивался как психология бессознательного. Вместе с тем, он не отменил проблему сознания и не стал умалять ее значения, как об этом ошибочно думают. Наоборот, сознание было поднято психоанализом на должную высоту, вспомним хотя бы знаменитую формулу лечения неврозов - "перевод бессознательного в сознательное". Психоанализ наглядно показывает, к чему приводит затемнение, искажение, обеднение сознания, и провозглашает лозунг просвещения, просветления, познания.

В то же время, подчеркивая значение расширения сознания, его надо брать не как чисто когнитивный процесс или интеллектуальное движение, что характерно, например, когнитивной психологии, а в глубинной психологии - школе Ж. Лакана, а как явление, включенное в процессы личности, тесно связанное с саморегуляцией. Поэтому расширение сознания связано с расширением зоны самоуправления и становлением человека хозяином самого себя.