Книги по психологии

6.1 Перевоплощение
Т - Трансформация личности

Классификацию мы начнем с рассмотре­ния учения о перевоплощении (и метампсихозе) – самого раннего представления о трансформа­ции, которое имеет весьма длинную историю. В перевоплощение верили примитивные народы, оно встречается в рассуждениях мно­гих философов, и не только древних, оно нахо­дило и до сих пор находит признание у поэтов и писателей. Учение о перевоплощении мы встречаем в Упанишадах, в философии буддиз­ма; его сторонниками были древнегреческие философы: Пифагор, Эмпедокл, Платон, Пло­тин и др. В средние века это учение встречается в Каббале, а также у Джордано Бруно. В даль­нейшем проблема перевоплощения находит свое отражение во взглядах Г. Лейбница, Г. Лессинга, И. Гердера, А. Шопенгауэра и др.

Согласно воззрению о метампсихозе, че­ловеческая жизнь понимается как последова­тельность перевоплощений, при которых душа перемещается из одного тела в другое, необя­зательно в человеческое. В предыдущей главе мы уже рассматривали буддистскую метафизику и монадологию Г. Лейбница с точки зрения механизмов трансформации, но они же пред­ставляют собой два, пожалуй, самых заметных учения о перевоплощении: одно – восточной традиции, другое – европейской. Следует отме­тить, что хотя перевоплощение души человека по-разному понималось в различных философ­ских и религиозных традициях, в целом оно было связано с идеей о бессмертии души и загробной жизни. Тогда из представления о метампсихозе как о преодолении смерти мы и вычленим момент направленности на жизнь.