3.2 Экзоличность и эндоличность

Мы подошли к тому моменту, когда можно терминологически выразить расслоение целостности личности на ядерную и периферическую образующие, или Субличности.

SHAPE \* MERGEFORMAT 3.2 Экзоличность и эндоличность

Рис.3. Две схемы анализа личности и поведения

Подструктуру личности, соответствующую стабильной непрерывной образующей личности, создающей самоидентичность, обозначим Эндоличностью. Подструктуру, соответствующую изменчивой периферической организации (слою) личности, назовем Экзоличностью. Сразу разъясним, что эндоличность не является биологическим (или психофизическим) существом или индивидом. Наше представление о двух разных образующих личности можно проиллюстрировать формальной гипотетической конструкцией, образованной оппозиционными парами: ядро - оболочка, содержание - форма, глубина - поверхность, неподвижность - подвижность, генотип - фенотип, инварианта - варианта и т. д., разместив перечисленные характеристики в два столбца

Таблица 2. Формальные характеристики эндоличности (I) и экзоличности (II).

Параметры из первого столбца в конденсированном, наложенном друг на друга виде создают что-то вроде гальтоновской фотографии эндоличности, а параметры из второго – экзоличности.

Эндоличность как стабильная непрерывная часть личности внеситуативна, точнее, трансситуативна и в структурном плане соответствует основному складу, ядру личности. Будучи внеситуативной, эндоличность отнюдь не утрачивает своих реальных динамических характеристик и продолжает функционировать в конкретной ситуации, выполняя обобщенные функции. Так, например, она задает границу, в пределах которой организуется жизненный опыт личности.

Экзоличность, наоборот, - это ситуационно-специфический слой личности, обращенный к внешнему миру, своеобразное событийное психологическое содержание, включающее в себя также и двигательный момент, или то, что З. Фрейд называл мотильностью. Экзоличность является не только представителем эндоличности, но и посредником между нею и реальностью. С одной стороны, экзоличность – это выражающее содержание, производное бытие, а с другой стороны, это такое бытие, которое вовлекает внешний мир во внутренний мир личности. Процессы интроекции и проекции, интернализации и экстернализации сходятся, сливаются именно в экзоличности. Экзоличность двунаправлена: она открыта внешнему миру и обращена во внутренний мир. 3.2 Экзоличность и эндоличностьВ пользу представленного разделения личности, кроме прочего, свидетельствуют его объяснительные возможности, его теоретическая "сила". Данная типология помогает нам более правдоподобно разрешить ряд достаточно серьезных психологических проблем, например, вопрос о внутренних и внешних образующих личности.

Личность в целом и эндоличность в частности не являются внутриорганическими или внутрипсихическими образованиями. Личность не находится внутри человека и не состоит из набора качеств, прилагаемых к телу. Различие между внешним и внутренним есть разделение между разными образующими личности, а не отделение чего-то, что находится внутри личности, от того, что имеется вовне. Бесспорно то, что личность существует в мире, а также то, что личность "погружается в свою ситуацию". Относительно личности, различение между внутренним и внешним есть различение между интерпсихологическими и интрапсихологическими процессами. Это представление раскрывает нам, почему внешний и внутренний миры человека, в норме сливающиеся в целостное переживание сознавания мира, в патологии расщепляются на два мира, один из которых становится недоступным сознаванию или редуцируется до отдельных фрагментов.

Необходимо отметить троякого рода искушение, неотвязно преследующее исследователей при постановке вопроса о локализации личности, месте, ею занимаемом. С одной стороны, имеется искушение изучать личность как отдельного изолированного субъекта, образующего центр своего мира. Подобный взгляд реализован, например, в учении З. Фрейда, а также в теории объектных отношений. Похожий взгляд развивают те, кто утверждает о существовании некой внутрипсихической сущности, сидящей внутри субъекта подобно пауку в своей паутине и с вожделением всматривающейся в окружающий ее паутинный мир в выжидании значимого другого, привлекательного объекта для потребления или установления отношений. Второе искушение состоит в исследовании личности как внутриличностной организации, размещенной в субъекте и взаимодействующей с другими внутрипсихическими сущностями, также размещенными в других субъектах. И, наконец, третье основывается на представлении о личности как о внетелесной, внепсихической организации, существующей в пространстве социальных отношений как разлитая в нем общественная сущность, социальный тип или социальная категория.

В действительности, личность не находится ни внутри, ни вовне, она имманентна и трансцендентна самой себе как целостности отдельного человека. В какой мере личность есть многомерная иерархия связей, в той же мере личность есть многообразие осуществляющихся в социальном мире связей с другими людьми. Поставим тогда относительно экзоличности вопрос: является ли она внутрипсихичес-кой или внепсихической организацией? Мы видим, что экзоличность не умещается в схему "внутреннее – внешнее", ей свойственна Двойная интенциональность: Выше было уже отмечено, что она направлена и на внешний мир (экзоинтенциональность), И на внутренний мир (эндоинтенциональность).

Собственно говоря, двойственность интенциональности можно вывести прямо из феноменологии Э. Гуссерля. Есть интенциональность, которая "удерживает мир в скобках", создавая тем самым возможность собственно интенциональности, соответствующей трансцендентальному сознанию. Если медитирующий феноменолог утратит "удерживание мира в скобках", он утратит свое чистое сознавание, и эйдосы от него скроются вместе с феноменологической редукцией. Трансцендентально-феноменологический философ косо смотрит на мир: одним глазом он "удерживает мир в скобках", а другим – высматривает феномены.

Бимодальность интенциональности личности находит свое выражение также в бимодаль-ности переживания, двойственности его строения. В целостном переживании – выражении пристрастного смыслового отношения личности к миру – необходимо выделить два психологических течения, направления, или образующих: Эндопереживание – переживание, связанное с жизненными содержаниями внутреннего мира (эндомира) и Экзопереживание – переживание, вырастающее из содержания внешнего мира (экзомира). Напомним, мир личности, как и она сама, а также ее интенциональность и переживание в каждый данный момент едины, но это такое единство, которое содержит в себе способность в определенный момент раздвоиться, либо сливаясь затем обратно в стихию единства, либо продолжая находиться в отдельности, создавая психопатологическую ситуацию. Мы видим, что двойственность переживания легко прослеживается и в феноменологическом плане: есть переживания, возникающие из фантазий, воспоминаний, а есть те, которые связаны с актуальным восприятием, впечатлением. В эндопереживании личность переживает "внутреннюю" стимуляцию, ей открываются влечения, желания, побуждения, грезы, фантазии, аффекты, чувства и т. д., а в экзопереживании личность реагирует на "внешнюю" стимуляцию, она открыта внешним требованиям.

Теперь мы яснее представляем ДвойственНость строения защиты Я Человека. Одни защитные механизмы – Эндозащитные – предохраняют человека от давления эндопереживания – угроз, исходящих из внутреннего мира. Такой функцией наделены психические механизмы защиты в психоанализе. Другая система 3.2 Экзоличность и эндоличность защиты – Экзозащита – Предохраняет Я от давления экзопереживания (тревоги, стыда, страха, отвращения, вины и др.), связанного с травматическими событиями.

Наконец, становится ясно, что и сознание человека двунаправленно. С одной стороны, оно воспринимает события внешнего мира – экзосозание, с другой стороны, отражает события внутреннего мира – эндосознание. Способность различать "внутренние" и "внешние" ощущения развиваются у ребенка постепенно в процессе дифференциации Я (сепарации - индивидуации).

SHAPE \* MERGEFORMAT 3.2 Экзоличность и эндоличность

Рис 4. Бимодальность переживания. Целостное переживание состоит из экзопереживания, выражающего отношение личности к внешнему миру, и эндопереживания, отражающего состояние внутреннего мира

Все представленные соображения о дифференциации сознания, интенциональности переживания, имеющие достаточно весомые эмпирические и феноменологические обоснования, свидетельствует не только в пользу обсуждаемой типологии личности, но раскрывают также феномен двойного опосредствования, в ходе которого мир вторгается в личность и личность входит в мир; интернализация сплетается с экстернализацией, а интроекция с проекцией.

Еще один важный аргумент, подтверждающий предлагаемую типологию вложенных расслоенных структур личности можно почерпнуть из психологической теории деятельности. Обсуждая проблему определения того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными, А. Н. Леонтьев приводит пример, в котором он отличает действительное содержание от оболочки. "В этом случае за видимостью одной деятельности скрывается другая. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий. Последняя составляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реализующей то или иное действительное отношение человека к миру, - оболочку, которая зависит от условий, иногда случайных" (Леонтьев, 1983, т. И, с.202).

Проведенная нами дифференциация личности является чисто теоретической, мы условно разделили то, что в действительности слито и соединено друг с другом. Тем не менее, продолжая линию аналитического изучения личности, попытаемся получить такой же результат несколько иным путем. Для этого воспользуемся формальным преобразованием, состоящим в отображении целостности личности и ситуации на некоторую одномерную гипотетическую шкалу, один полюс которой соответствует "чистой" внеситуационной личности – абстрактной личности, а другой - "чистой" внеличностной или безотносительной к личности ситуации; между ними как раз и располагаются искомые "смеси" обоих факторов, один из которых мы обозначили эндоличностью, а другой – экзоличностью.

SHAPE \* MERGEFORMAT

3.2 Экзоличность и эндоличность

SHAPE \* MERGEFORMAT

3.2 Экзоличность и эндоличность

SHAPE \* MERGEFORMAT 3.2 Экзоличность и эндоличность SHAPE \* MERGEFORMAT

3.2 Экзоличность и эндоличность Рис. 5. Гипотетическая зависимость факторов личности и ситуации от степени дипозициональности или ситуационности психического содержания. На оси X изображена переменная "ситуация – диспозиция", При перемещении по оси слева направо, возрастает ситуационность и падет диспозициональность. На оси У изображена интенсивность представленности факторов Личности (1) И Ситуации (2). АЛ – абстрактная личность; ЭКЛ – экзоличность; ЭНЛ – эндоличность; НС – нейтральная ситуация; f – личностная функция; fc - ситуационная функция данной личности.

Собственно говоря, суммарная проекция двух функций fл (личностная функция – зависимость психического содержания личности от ситуации) и fc (ситуационная функция – степень устойчивости, диспозициональности ситуационных содержаний) на ось Y является проекцией композиции FЛ И fc, отражающей комбинации факторов.

Из четырех характерных комбинаций или смесей факторов, полученных нами, два являются чисто абстрактными – абстрактная отгороженная личность и нейтральная, безотносительная к личности ситуация, являющаяся "вещью", находящаяся вне жизненного мира личности.

3.2 Экзоличность и эндоличность3.2 Экзоличность и эндоличность3.2 Экзоличность и эндоличностьНейтральная ситуация – объективная реальность, безотносительная к личности в данный момент или период: она не фактична, не действенна и не событийна для данного человека. Это наблюдение дает нам возможность подразделить жизненный мир личности по степени действенности жизненных содержаний на Близкий мир – действенный мир, мир ее актуальной жизни, и Дальний мир – нейтральный, не затрагивающий ее, актуально не действующий для нее в данный момент.

В связи с тем, что термины эндоличность и экзоличность в чем-то напоминают разделение состава личности на эндопсихику и экзопсихику А. Ф.Лазурского (Лазурский, 1921), является целесообразным кратко разобрать эту проблему, выявив сходство и различие двух типологий. А. Ф. Лазурский называет эндопсихической ту сторону личности, которая "выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности" (там же, с.9). Собственно говоря, этим термином он обозначает совокупность психических функций, которые представляются находящимися внутри личности. Вот его собственные слова: "Иными словами, эндопсихику мы вполне отождествляем с нервно-психической организацией человека, рассматривая эту последнюю, как сложный, организованный, непрерывно действующий двухсторонний (психофизиологический) процесс, причем отдельные психические функции составляют части или стороны этого процесса, тесно между собой связанные, но в то же время пользующиеся в своей деятельности относительной независимостью" (там же, с.9). Экзопсихической называется вторая сторона личности, содержание которой определяется отношениями личности к внешним объектам и к среде: к природе, к материальным вещам, к другим людям, к самому себе.

Итак, у А. Ф. Лазурского различие эндо- и экзопсихических черт личности проведено по признакам: "внутреннее содержание - психические функции (особенности памяти, воображения и т. д.)" и "внешнее содержание - отношение к окружающим явлениям". Тогда как наше разделение динамической структуры личности на эндоличность и экзоличность основано на трансформационном принципе, подразделяющем структуры по критерию основного и производного бытия, с одной стороны, и интернализации мира, с другой. Например, эндоличность может включать в себя экзопсихические черты в смысле А. Ф. Лазурского, скажем, отношение к себе, а экзоличность – эндопсихические, например, аффективные реакции.

Понятия эндоличность и экзоличность будут обретать большую полноту и конкретность в ходе последующего психологического анализа. Очевидно, что те отправные содержательные аспекты – прерывность и непрерывность, стабильность и изменчивость, - послужившие нам в качестве предпосылок, начальных моментов введения двух субструктур, в действительности исчерпывающе полно не определяют их. В дальнейшем будет выясняться, что эндоличность и экзоличность особенно подробно конкретизируются в концептуальной плоскости многообразия связей личности, возникновения и распада психических структур. Затронем еще один важный момент, также имеющий отношение к различению терминов. Речь идет о нетождественности эндоличности (об экзоличности по понятным причинам мы не говорим) индивиду в смысле биологического существа, противопоставляемого личности, понимаемой как социальное качество.