Книги по психологии

7.1 Имманентность личности деятельности
Т - Трансформация личности

Личность имманентна деятельности как ее внутренний момент, как субъект деятельности. В этом своем качестве личность предстает перед нами как последовательно разворачивающаяся связь с миром. Подобное внутридеятельностное понимание личности позволяет нам ухватить такие крайне важные стороны бытия личности, как: 1) присвоение субъектом окружающей со­циальной действительности; 2) формирование субъекта как продукта деятельности; 3) трансформация субъекта в деятельности; 4) осуще­ствление личности в деятельности и т. д.

В той мере, в какой представление о лично­сти как о субъекте деятельности кажется убе­дительным, когда оно осмысливается в качестве последовательно разворачивающейся связи че­ловека с миром, которая устанавливается в действовании, а не абстрактно, изолированно или в духовном плане (объяснение, которое первоначально с успехом было применено для анализа личности как присваивающей формы социальной жизни), в той же мере оно теряет свою убедительность, когда берется в качестве психологического основания "многомерной" личности, существующей в пространстве иерар­хий связей. Ведь если довести до логического завершения высказанный постулат о личности-субъекте, то из него следует, что личность должна быть имманентна каждой деятельности, в которой она формируется, трансформируется, осуществляется; и, далее, что субъектов суще­ствует столько, сколько у человека имеется дея-тельностей: многообразию деятельностей соот­ветствует многообразие субъектов. Между тем, на уровне личности это многообразие деятель­ностей не может сходиться в виде пучка в одном субъекте. Добавим: не может сходиться ни многообразие связей, ни многообразие от­ношений, ни многообразие мотивов.

Таким образом, анализ, основанный на этой "субъектной" платформе, точнее, без выхода за ее пределы, не в силах ухватить цело­стность личности. Ведь личность предстает в данном случае либо как фрагментированная, разорванная структура личности-полипа, либо как монодеятельная личность Акакия Акаки­евича, либо в виде личности-монады, или нарцистической личности, либо, наконец, как рас­щепленные личности героев Ф. М.Достоевского, никак не могущие объединиться в одной цело­стности. Личность, лишенная самой себя как соглашательной структуры, самосвязующей силы, лишенная способности выходить за свои пределы, продолжая быть в то же самое время самой собой, истощает себя в многообразии опустошающих ее Я-подобий - отдельных субъектов или одномерных личностей, не сфор­мировавших или утративших свою многомер­ность. Бытие одномерной личности не проби­вается через оболочку одномерной связи или монодеятельности.

Трансцендентность личности деятельности

Положение о том, что личность трансцендентна деятельности, является вторым важным аспектом выдвинутого нами общего положения; оно задает исходный момент решения вопроса о становлении самоидентичности личности. Будучи трансцендентной, личность выходит за пределы деятельности, в которой она приобре­ла свою определенность. Куда же выходит лич­ность, ищущая преодоления одномерности и своего монодеятельного существования? Что представляет собой та трансцендентная область, куда личность стремится? Личность выходит из деятельности в пространство деятельностей и их связей. Трансцендентность личности дея­тельности открывается нам как трансценденция личности: личность возвышается над самой собой как субъектом деятельности, трансформи­руясь в многомерность Я-кристаллизации.

Личность как самоидентичность, как чело­веческое Я образуется в ходе связывания свя­зей, их иерархизации, т. е. "завязывания узлов", как говорил А. Н. Леонтьев. Вот почему бытие личности в собственном значении высшего единства мы охарактеризовали через понятие бытия связывания. Таким образом, через свя­зывание воедино личностных проявлений мы объясняем единство личности как иерархию многообразных связей. Бытие личности как субъекта деятельности разворачивается в плос­кости деятельности и во всевозможных транс­формациях последней. Именно на этом уровне анализа личности можно говорить о "производ­стве" личности в деятельности, о личности как о продукте деятельности и т. д. Другая же форма бытия личности разворачивается в простран­стве "единиц" деятельностей, т. е. в простран­стве "между"-деятельностями. Движение личности из деятельности в "между"-деятельностное существование, в "меж-ДУ"-субъектное бытие приводит к преодолению личностью качеств субъекта деятельности. Од­нако "между"-существование личности не есть присутствие в пустоте, "падение в пропасть", "застревание в стыках бытия" или "творение себя из ничего". В действительности трансценденция личности есть преодоление одномерно­сти путем приобретения многомерности. Лич­ность обретает объемность, полноту, целост­ность, перестав быть плоской и однобокой. Самоидентичность, Я-кристаллизация24 не ко­чует из одной деятельности в другую, а суще­ствует в многообразии связей, деятельностей, отношений. Теперь добавим ко всему сказанно­му следующий ключевой момент: "вовне"-деятельностное (т. е. внутри-деятельностное и внедеятельностное) бытие личности есть суще­ствование в работе, а именно, в работе лич­ности. Другая сторона Самотрансценденции личности - это самотрансценденция деятель­ности: Деятельность трансформируется в ра­боту. Личность не является субъектом или объектом работы - личность работает, решая проблему бытия

Давайте оглянемся на пройденный путь. В ходе психологического анализа личности у нас возникла проблема: оказалось необходимым со­хранить понятие личности как субъекта дея­тельности и одновременно ввести понятие лич­ности как высшего единства человека, не рис­куя при этом впасть в противоречие. Было очевидно, что успех, достигнутый на пути двух­уровневого понимания личности, помог бы лучше отразить полноту бытия личности. Если это так, то личность как субъект деятельности устанавливает связи в своей деятельности, а личность как самоидентичность, как Я связы­вает эти связи в личностную иерархию, что собственно, и соответствует работе личности. Однако ни понятие творческой деятельности, ни понятие самодеятельности (являющиеся по своей сути монодеятельностями) не позволяют ухватить бытие личности в пространстве "меж­ду" как работы личности. Чтобы снять данное противоречие, мы более пристально присмотре­лись не только к процессу связывания деятель­ностей, мотивов, отношений, но и к связыванию многообразия субъектов, каждый из которых имманентен определенной деятельности, осуще­ствляющей определенное жизненное отношение человека к миру. За деятельностью, отношени­ями открывается не только мотив, но и субъект, который данную деятельность осуществляет.

Идея объединения многообразия субъектов в пределах определенной целостности уже до этого вставала в рамках проводимого нами психологического анализа: сначала как транс­формационная связь между эндоличностью и экзоличностью, потом как действие принципа связывания. Ни структурное, ни функциональ­ное определение, данное связыванию, не смог­ли окончательно разъяснить становление лич­ности, и поэтому был сделан третий кардиналь­ный шаг, позволивший ухватить существование фундаментального процесса работы личности. Тем самым, мы создали концептуальную схему, объясняющую становление личности в процес­се реальной жизни: личность не есть покоящая­ся сущность, личность существует в работе личности, т. е. онтологически. Таким образом, психологию личности мы стали строить на работе личности, т. е. на онтологическом, а не на чисто онтическом основании. В результате, мы не отказались от сущностных качеств лич­ности, а включили их в ее бытие и стали считать, что сущностные качества личности не существуют вне бытия личности как работы связывания.

Дальнейшее направление анализа работы личности будет состоять в конкретизации вы­двинутых общих положений, выявлении спе­цифических закономерностей работы лично­сти в концептуальной плоскости становления начальных иерархических связей, а матери­алом психологического анализа личности по­служит известный феномен "горькой конфеты" (Леонтьев, 1983, т. П).

7.1 Имманентность личности деятельности

24 Я-кристаллизация отсылает нас к идее ядерной иерар­хической структуры, которую образно можно обозначить кристаллической структурой личности.