13.2 Развитие сознательной личности

Развитие сознательной личности является характеристикой второго этапа, на котором закладывается процесс самоформирования личности. Что значит быть сознательной личностью? Общий ответ звучит так: это означает быть самоуправляемой, самодетерминированной личностью, осуществляющей самостоятельные, активные и сознательные поступки. Работа личности, ранее управляемая обстоятельствами, ситуацией, другими и судьбой, переходит в самоуправляемую, самодетерминированную, самосогласованную работу личности. В подростковом периоде лишь начинает складываться сознательная самоидентичность и формироваться работа личности по самоактуализации, сознательному самоуправлению. Центрирование ЭГО в сознании, кристаллизация Я как центра личности - длительный процесс, совпадающий с развитием зрелости личности. Даже после достижения личностью стадии зрелости ее развитие не завершается, а переходит в стадию обретения большей полноты, завершенности, актуализации базисных потенций, реализации самости. Становление сознательной личности есть, таким образом, образование самостоятельной личности, способной "стоять на собственных ногах", быть самой собой, но не исключая других, а с ними и через них.

Теперь мы можем даже расширить исходную классификацию развития личности, выделив в ней четыре этапа: 1) становление - стихийное становление личности; 2) развитие - развитие сознательной личности; 3) индивидуацию - развитие самобытности; 4) самоактуализацию - обретение личностью полноты и завершенности.

Соотнесем наши рассуждения с психологической теорией деятельности. Активные, сознательные поступки и есть начало личности, по мнению А. Н.Леонтьева: "Нет, человек не беспомощное существо: он сам распоряжается собой, и в его воле выбрать себе те или иные цели в жизни. Подросток, осознавший себя как член общества, ищет в нем "точку отсчета" для себя... Юноша осмысливает свое место в этом мире, свои идеалы, движущие мотивы... Наконец, зрелый человек определяет свои позиции... Таково поступательное движение человеческой жизни, в процессе которого выкристаллизовывается наше "я" (Леонтьев, 1983, т. 1, с.382). Здесь он подчеркивает самостоятельность решения, занятие активной позиции, намеренность действовать в противовес пассивному, бездумному следованию обстоятельствам, беспомощному подыгрыванию судьбе. Кристаллизация Я - становление самоидентичности - происходит, таким образом, через последовательный поиск "точки отсчета", осмысливание своего Места В мире, определение своей Позиции31, Т. е. через обретение личностью внутреннего основания поступков.

Теперь сформулируем другой важный тезис, имеющий отношение к обсуждаемой проблеме. Самодетерминированные, самомотивированные сознательные поступки совершаются не автоматически, они требуют работы личности по утверждению в самой себе приемлемого качества (онтизация) и по отторжению неприемлемого (деонтизация).

Определенный концептуальный пласт, затрагиваемый этим положением, уже подвергался разработке при обсуждении феномена "горькой конфеты" и при анализе работы самоанализа. Теперь же попытаемся подойти к вопросу с иной стороны. Как это ни покажется странным, некоторый свет на выдвинутый нами механизм работы личности проливает представление А. Н.Леонтьева о классовой личности. Краеугольным камнем марксистской психологии относительно становления сознательной личности является, как известно, учение о "классовой личности". Это и не удивительно. В стране, жившей по законам классовой борьбы и диктатуры пролетариата, венцом развития личности являлась занимаемая ею классовая позиция, позиция борца за правое дело, образ которого прочно занял свое место в характере и психологии советского человека. Даже А. Н.Леонтьев, отдавая дань традиции, описывает человека, встающего по ту или другую сторону баррикад в условиях классовых конфронтации. Если взять в скобки партийно-идеологический момент, то можно сказать, что здесь он наиболее близко подходит к одному из важных, с нашей точки зрения, аспектов работы личности. Поэтому, вместо того, чтобы отбросить как непригодные, не соответствующие нынешней жизни, представления о "классовом характере личности", "классовой личности", подвергнем" их анализу с учетом высказанных соображений. Итак, он (субъект) "неизбежно занимает свою позицию - более активную или менее активную, решительную или колеблющуюся. Поэтому в условиях классовых конфронтации он не просто "оказывается", а сам встает по ту или другую сторону баррикад. ОказываЕтся Другое, а именно, что на каждом повороте жизненного пути ему нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно Делать, А не только "подвергаться влияниям среды"(Леонтьев, 1983, т. II, с.220). В целом, мы здесь имеем дело с социологией личности, основанной на теории классовой борьбы, которая в своем "очищенном" от борьбы варианте указывает на социальные типы, зависящие от социальной дифференциации общества. Что полезного мы можем заимствовать из вышеуказанного социологического представления для психологического анализа личности? Первое обшепсихологическое понятие мы можем выработать из содержания, заданного высказыванием: "... в условиях классовых конфронтации он не просто "оказывается", а сам встает по ту или другую сторону баррикад" (там же, с.220). Оно выражает то, что можно назвать Позицией личности. Говоря о психологическом значении понятия позиции личности, следует отделить от него другие значения; такие как место, занимаемое личностью в общественных отношениях, ее ролевая или функциональная позиции и др. Позиция личности является личностной, хотя бесспорно, она подвержена разно - сторонним влияниям и детерминациям. В наиболее широком значении позиция личности - это относительно устойчивое, самодетерминирован-ное отношение личности, определяющее её поведение. Дальнейшее ее уточнение возможно через понятия "места" и выбора. Личность должна занять определенное место в жизни и делать выборы, его актуализирующие, подтверждающие и удерживающие. Тогда понятие позиции личности смыкается с понятием ЭкзистенциальНой позиции, О которой мы уже говорили в начале книги. Психологическое понятие позиции личности не совпадает, таким образом, с социологической, социальной позицией личности, имеющей, бесспорно, важное значение для понимания личности (Асмолов, 1990).

______________________

31 Здесь - позиции личности Ф. Социальной позиции, занимаемой человеком в системе общественных отношений, ролевой позиции и др./