ГЛАВА XVI Я И ДРУГОЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ

Психологический анализ становления личности как развития высшего единства многообразных связей человека с миром имплицитно содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Один из них - это вопрос индивидуации, становления Я, личности как отдельной самосвязанной, внутри себя иерархизованной целостности. Второй аспект касается отношений личности с другими, т. е. Процессов приобщения. Бытие связывания, существование личности в пространстве "между" открывается теперь в виде бытия личности с другим, т. е. междуличностного существования. Тогда принцип связывания обнаруживает в себе две составляющие: 1) Самосвязывание И 2) связывание Я И другого - Межличностное связывание. При этом связь между Я и другим имеет два направления развития: первое - это дифференциация в личности репрезентации Я и репрезентации другого, и второе - становление межличностной связи, связанности бытия между Я и другим. Развивая наше рассуждение дальше, можно сказать, что Я-центрированность и другой-центрированность предстают перед нами как два крайних полюса пространства бытия личности.

Теперь мы можем утверждать, что становление личности включает в себя три фундаментальных аспекта: 1) становление Я, актуализацию самости в личности - образование самосвязанного единства; 2) становление другого в мире Я; 3) становление отношений между Я и другим. Все три аспекта принципа связывания необходимо понимать с точки зрения их тесного взаимодействия друг с другом.

Здесь уместно указать на то, что З. Фрейд рассматривал расширение связей личности с другими в терминах преодоления первичного нарциссизма ребенка, в ходе которого наибольшая часть имеющейся в распоряжении личности психической энергии, или интереса, направляется на других (Freud, 1957). Однако в ходе развития личности энергия, связанная с другим, может изыматься от него и переноситься на свое Я, создавая феномен вторичного нарцистизма, который, в свою очередь, становится препятствием на пути установления новых объектных отношений. Распределение энергии между двумя видами привязанностей - объектной любовью и нарцистической любовью, создают различные типы отношений к себе и другому. Развитие связей между Я и другим раскрыто здесь, главным образом, в рамках теории влечений и перемещения психических энергий, в то время как в психоаналитической теории объектных отношений основной акцент был смещен на значение другого в становлении личности ребенка и на его потребность в отношении к нему. Тогда первостепенное значение приобретают процессы интерна-лизации и отношения между интернализованными психическими содержаниями. В работах М. Кляйн (Klein, 1952), У. Р.Фейербейрна (Fairbairn, 1952), Д. Винникотта (Winnicott, 1965), М. Малер (Mahler, 1968), О. Кернберга (Kernberg, 1975) и других авторов рассматриваются различные аспекты развития объектных отношений, становления зрелых отношений путем преодоления инфантильной примитивной связанности, образования характерных паттернов отношений и др.

Особый аспект связи Я и другого мы можем найти в психологии самости Х. Кохута (Kohut, 1971), где он подверг тщательному изучению нарцистическое развитие личности. Свои взгляды вначале он применял для понимания нарцистической психопатологии личности, детерминированной психологическими коллизиями самоуважения, любви к себе и т. д. Травматическое нарцистическое ущемление личности ребенка, фрустрация у него любви и создают почву для нарцистической психопатологии. Позже, однако, он расширил свою точку зрения и стал считать, что развитие самости связано с удовлетворением потребностей человека в других (селф-объектах): его потребности в идеализации, потребности в отражении и потребности в схожести, что является важной стороной становления целостной зрелой личности. Развитие нормального нарцистизма приводит к формированию у человека когерентного Я (сцепляющей самости), доставляющей человеку нарцистическую стабильность, уверенность в себе, самоуважение и т. д.

Что же происходит с самостью, если в ней не формируется когерентность? Возникает нарцистический дисбаланс, патологическое состояние самости, названное Х. Кохутом фрагментацией. Фрагментация приводит к утрате (или неразвитости) важных качеств человека - эмпатии, притязательности, самоуважения и др., характеризующих зрелость личности. Х. Кохут, кроме того, делает важное различие между нарцистическим расстройством и пограничной структурой личности: отличительной чертой последней он считает неразвитость сцепляющей самости (Kohut, 1971). Взгляды З. Фрейда и Х. Кохута на нарцистизм различаются: для первого - развитие личности связано с преодолением нарцистизма, а для второго - со становлением нормального нарцистизма. Х. Кохут даже пошел еще дальше, "отвязал" процессы нарцистического развития от перераспределения нарцистического либидо. С экономической точки зрения нарцистизм, по Х. Кохуту, не коренится в нарцистическом либидо. И в этом пункте возникает кардинальная проблема расхождения между Я и самостью, по крайней мере, как последняя понимается Х. Кохутом.

Взгляд на пограничную организацию личности и патологический нарцистизм, отличный от точки зрения Х. Кохута, развил О. Кернберг (Kernberg, 1975) Он показал, каким образом характеристики интернализованных объектных отношений отражаются в типичных характерологических чертах пограничной организации личности. У пациентов с подобной организацией личности выявляются: неспособность действительно чувствовать и переживать эмпатию к другим, искажение образов других людей, к которым они могут приспособиться лишь тогда, когда отсутствует эмоциональная вовлеченность, расщепление личности, включающее в себя горизонтальное и вертикальное расщепления, которые отделяют друг от друга "хорошие" и "плохие" объекты и саморепрезентации, и т. д.

Для подтверждения фундаментального значения принципа связывания, в котором сливаются три линии связей: самосвязывание, связывание другого (синтез Интро-другого) И связывание отношений Я с другим, мы кратко коснулись вопросов преодоления первичного нарцистизма, развития нормального нарцистиз-ма (и нарцистической психопатологии) и роли объектных отношений.

Продолжение анализа становления личности в пространстве ее отношений с другим требует углубления наших представлений о соотношении Я и личности. В дальнейшем изложении мы будем придерживаться следующего плана: уточним различные значения понятия Я, используемые в нашей работе, затем поставим вопрос о связывании другого и введем Принцип Развязывания.