Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ

Рассмотрев структуру психической организации личности под углом зрения прерывности – непрерывности, стабильности - нестабильности, мы вплотную подходим к вопросу о том, как возможно в личности единство многообразия. Другими словами, каким образом в работе личности из многообразия опытов создается тождество опыта, принадлежащее одной и той же личности; как разнообразные части личности, ее всевозможные процессы объединяются в одной самоидентичности? Однако решение вопроса о тождестве личности через предположение о конституирующей функции эндоличности по отношению к экзоличности не является достаточным. В этом случае остается непонятным механизм единства эндоличности, которая сама, по нашим представлениям, имеет темпоральное измерение и находится в непрерывном процессе функционирования, движения. Эндоличность не является некой изначально созданной сущностью, на которую наслаивается прижизненный опыт. Она сама находится в становлении, поэтому, наблюдая за многообразием проявлений личности, изучая трансформацию психических процессов и структур, ухватывая калейдоскоп модификаций Я, мы хотим понять, что связывает всю эту спонтанную совокупность содержаний в единую целостность личности. И на этот раз, отдавая себе отчет в том, что мы затронули достаточно сложный многоаспектный вопрос, будем довольствоваться лишь постановкой проблемы и выделением общих принципов психологической организации личности. Содержание принципа, который мы хотим ввести в этой части нашей работы, можно понять, зафиксировав наиболее общие свойства личности. Собственно говоря, личность и представляет собой целостность, высшее единство человека, которое интегрирует отдельные психические содержания и управляет психическими процессами, т. е. Личность – это и Есть психологическая организация. Значит, главный принцип образования личности можно ухватить через такие конституирующие качества как организация, единство (единение), связывание. С учетом этих характеристик назовем основополагающий, с нашей точки зрения, принцип организации личности

Принципом связывания. Этот принцип лишь задает некоторые общие направления организационного "связывания" структуры личности. Собственно говоря, в нем находит свое дальнейшее развитие явление непрерывности применительно к психологической организации личности.

Принцип связывания нельзя отождествлять ни со структурой системы личности, ни с совокупностью разнообразных форм, механизмов, способов связи образующих личности. Не совпадая с отдельными разновидностями связи, он выступает как условие их возможности. Забегая вперед, мы можем сказать, что в процессе анализа психологической организации личности выясняется соотносимость принципа связывания с психологической работой многоуровневой, многомерной иерархической системы личности – Работой личности.

Хотя нас интересует принцип связывания относительно личности, отметим, что ранее в философии и психологии в более широком плане были предприняты многочисленные попытки рассмотрения опыта человека с точки зрения его организации. Так, например, в восточной философии организующим принципом считался принцип Кармы, у Р. Декарта - мыслящая субстанция (ego cogito), у Г. Лейбница - "предустановленная гармония", "центральная монада", у И. Канта – трансцендентальная апперцепция, у Э. Гуссерля – трансцендентальное Я, у Ж. П.Сартра – трансцендентальное сознание и принцип cogito, а также законы ассоциаций, апперцептивные установки, детерминирующая тенденция, ожидания, цели, социальные матрицы, структуры опосредования, мотивы, смыслы и т. д."

Здесь уместно сказать о том, что картезианский принцип ego cogito до сих пор продолжает играть роль одного из наиболее уважаемых в философии связующих принципов (сознания). Так, его аналог мы находим в кантовском учении о первоначальном синтетическом единстве апперцепции. Единство трансцендентальной апперцепции – априорного чистого сознания – является условием единства мира явлений, взаимосвязи представлений. Многообразие представлений связывается в одном самосознании благодаря общему акту апперцепции "Я мыслю": "Должно быть Возможно, Чтобы [суждение] Я мыслю Сопровождало все мои представления; в противном случае во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить, иными словами, представле Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯНие или было бы невозможно, или по крайней мере для меня оно было бы ничем" (Кант, 1994, с. 100).

11 В этом месте мы выскажем достаточно сильное утверждение, возможно дискуссионное. С нашей точки зрения, основные усилия И. Канта были направлены на философское обоснование принципа связывания. Ведь его понятия: пространства и времени, ассоциации, трансцендентальной апперцепции – отражают три различных аспекта связывания. А у Р. Декарта, конечно, такую функцию выполняет его "ego cogito", из которого при обратном движении от сомнения дедуктивно выводится мир. Тогда мир обретает свою связанность из-за дедуктивного характера определения.

У Э. Гуссерля (Гуссерль, 1991) единство в многообразие интенциональных актов вносит трансцендентальное Я. В результате феноменологической редукции, считает он, мы встречаемся с множественностью актов: "Я воспринимаю", "Я вспоминаю", "Я желаю" и т. д. Однако мы можем заметить, что множественные модусы cogito имеют точку тождества, центрированы: одно и то же Я сначала осуществляет один акт, а затем – другой. Таким образом, все акты Я имеют структурную формулу ego cogito их объединяющей Я-поляризации.

Наконец, трансцендентальное сознание Ж.-П. Сартра как безразличная спонтанность, моментальное творчество из ничего также требует объединяющего принципа, включающего в себя неантизирующую (отрицающую) деятельность и сопровождение "Я мыслю" любого проявления сознания, как это было в кантовском учении о единстве апперцепции (Sartre, 1943).

Возвращаясь в область психологии, проанализируем один любопытный феномен, говорящий о филогенетическом аспекте психического связывания. Личность и сознание современного человека тесно связаны друг с другом, чего нельзя сказать о сознании первобытных людей. Этой идее большое значение придавал и К. Юнг, приводя пример известного в "примитивной" психологии феномена "утраты души". Сознанию первобытного человека не хватало прочной связанности, присущей нашему сознанию, и он не мог произвольно управлять им так же легко, как это делаем мы. Из-за неустойчивости управления и хрупкости связи было нередкостью то, что он вообще терял контроль над сознанием. Тогда у дикаря возникало недомогание, бессилие, что-то вроде депрессии, ощущение, что душа покинула своего хозяина. Применялись даже заклинания знахаря, чтобы вернуть утраченную душу. У лезгинов, жителей Дагестана, до сих пор сохраняется любопытный культурный феномен, предназначенный, вероятно, для поддержания устойчивой психологической связанности личности при выполнении длительной, однообразной, тяжелой работы. Когда житель горного селения возводит себе дом, к конечной, самой трудной операции настила крыши, требующей поднятия тяжестей, собираются почти все односельчане – мужчины, женщины, дети. С утра и весь день люди заняты тяжелой работой, перемещая в мешках на крышу землю и распределяя ее там: одни накапывают землю, другие насыпают ее в мешки, третьи поднимают их по лестнице наверх, четвертые распределяют землю по настилу и выравнивают, пятые в больших котлах варят пищу, а вокруг бегают дети. И важно то, что вся эта работа, осуществляемая сотней человек, происходит под Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯНепрерывную ритмическую музыку лезгинки, которую исполняют, сидя на завалинке дома, трое музыкантов. Стороннему наблюдателю открывается сюрреалистическая картина: люди не танцуют под музыку, а работают непрерывно, в темпе, много часов. Здесь мы можем предположить, что ритмические звуки кружения мелодии выполняют несколько функций: поддерживают организованность всей этой большой массы людей в совместном усилии, поддерживают интенциональность личности, включая людей в синхронизированную ритмическую работу, выполняют связующую, сцепляющую функцию, а также создают и поддерживают высокий психовитальный уровень.

Прежде чем продолжать психологический анализ процессов связывания, подытожим проведенное обсуждение: 1) анализируя личность человека, мы сталкиваемся с многообразием составляющих ее частей, факторов, процессов, требующих своего объединения; 2) множество образующих личность содержаний не просто свалены в "кучу" или структурно рядоположены, а "скрепляются", связываются в сложные синтетические образования; 3) связывание многообразия в единство происходит как процесс связывания, соответствующий особому принципу связывания.

На значение процесса связывания указывал также А. Н. Леонтьев: "Изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования... Задача эта требует анализа предметной деятельности субъекта, всегда, конечно, опосредствованной процессами сознания, которые и "сшивают" отдельные деятельности между собой" (Леонтьев, 1983, т. II, с. 198). Учитывая, что личность формируется в результате действия процессов связывания ее образующих (отношений, деятельностей, мотивов и т. д.), можно сказать, что принцип связывания приобретает статус фундаментального основополагающего принципа психологии личности. Скажем, забегая вперёд, что недостаточно просто постулировать связывание, его необходимо описать и объяснить как работу личности, продуктом которой является единство многообразия. Теперь, подтвердив категориальньй статус принципа связывания, привлечем дополнительные материалы для его конкретизации. Значительный вклад в понимание принципа связывания вносят работы З. Фрейда, в которых он употребляет данный принцип под разными названиями и в разных смыслах: и для характеристики психической энергии, и для описания процесса овладения травматическим возбуждением, и для обозначения воздействия вторичного процесса на первичный и др. Не надо забывать и то, что связывание было принято З. Фрейдом в качестве главной задачи влечения к жизни в противоположность разрыву Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯСвязей, характерному влечению к смерти. Таким образом, свойственная Эросу направленность на объединение и связывание жизненных содержаний касается установления единства и содействия единению[10], т. е. организации целостностей, - функция, в определенном смысле схожая с принципом связывания. Для объяснения факта "оформленности" личности в определенную целостную структуру в психологии личности выдвигался еще ряд других представлений: "идентичность" (Erikson, 1950), "тенденция к устойчивости" (Goldstein, 1934), "уравновешенные структуры" (Пиаже, 1969), "самость" (Jung, 1958), "жизненные задачи", "финальные фикции" (Adler, 1912). Г. Олпорт (Allport, 1961) даже создал специальный термин "проприум" (proprium) для обозначения организующего качества личности. Проприум – наиболее важное, центральное качество личности, охватывающее все ее аспекты, формирующее чувство внутреннего единства и уникальности. Олпорт описал семь так называемых проприотических функций, в результате развития которых формируется человеческое Я.

Приходится признать, что без действия связующего принципа психическая структура личности не могла бы образовать единство, а соединившись, распалась бы на отдельные фрагменты из-за неустойчивости отдельных связующих сил. В таких случаях даже говорят о расстройстве личности - расщеплении, или диссоциации. Очевидно, что принцип связывания включает в себя нечто большее, чем создание целостности психических образований и структур. Не совпадает он также с постулированием гештальт-качеств, ибо включает в себя психические акты связывания - группирование, единение, поляризацию, центрацию и т. д., являющиеся характеристиками процессов личности.

Безусловно, нельзя отрицать то, что структуры личности, в известном смысле, стремятся к уравновешиванию, к организации динамическо-энергетических констелляций. Тем не менее, необходимо признать существование специальных организационно-регулирующих инстанций, выполняющих метапсихологические связующие функции. Принцип связывания и задает такую метасистему, интегрирующую в единство все связующие силы личности.

Дело не в том, что личность состоит из системных качеств, как о том часто с пафосом заявляется в литературе, а в том, что существует систематизирующая работа, в которой реализуется синтетическая функция личности. Чисто динамически-энергетические объяснения недостаточны для характеристики принципа свя Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯЗывания. Имеется в виду недостаточность представления, в согласии с которым считается, что психические процессы организуются под влиянием доминирующей в энергетическом плане тенденции. Действие принципа связывания осуществляется путем трансформации структур, образования психических синтезов. Подтверждение этой мысли мы можем найти также у З. Фрейда. Он считает, что личность, тождественная ОНО, т. е. действующая исходя из принципа удовольствия, без развития более высшей инстанции – ЭГО, регулирующей побуждения в согласии с принципом реальности, не могла бы выжить и мгновения.

Теперь подойдем к вопросу о связывании со стороны координации. Как только мы фиксируем при психологическом анализе два личностных образования, например, мотива, то в соответствии с принципом связывания должны выявить и некое третье психическое образование, в функцию которого входит организация согласования, координирования в пределах одного того же единства действий этих двух мотивов. Человек не может одновременно реализовывать два разнонаправленных побуждения, осуществлять два взаимоотрицающих действия без специальной управляющей системы, организующей приоритеты выполнения. Сам факт одновременной отнесенности нескольких частей к данной личности означает не только существование объемлющей их целостности, несовпадающей ни с одной из своих частей, но и действие принципа связывания, который делает возможным единство, содержащее обе части.

Возникновение дифференциации психической системы предъявляет личности требование овладения своим поведением. Данному вопросу большое значение придавал Л. С. Выготский, который описал формирование интрапсихологических процессов (Выготский, 1983, т. Ш). Понятие об интрапсихологической структуре, введенное им, предвосхитило представление об образовании интернализованных объектов, сложившееся в психоаналитической теории объектных отношений.

Вот что говорил Л. С. Выготский о связи между дифференциацией и овладением собственным поведением, безусловно имеющей прямое отношение к принципу связывания: "В применении к структуре мы могли бы сказать: именно дифференциация примитивной цельности и ясное выделение двух полюсов (стимула-знака и стимула-объекта) является характерной чертой высшей структуры. Но дифференциация имеет другую сторону, которая заключается в том, что вся операция в целом приобретает новый характер и значение. Мы не могли бы лучше описать новое значение всей операции, чем сказав, что она представляет собой ОвладеНие собственным процессом поведения" (Л. С. Выготский, 1983, т. Ш, с. 118). Итак, с учетом взглядов Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ Глава IV ПРИНЦИП СВЯЗЫВАНИЯ принцип связывания касается процессов овладения человеком самим собой и своим поведением. Личность и есть высшая психическая структура, выполняющая функцию самоовладения. Хотя мы неоднократно говорили о единении многообразия психических содержаний, мы ни в малой степени не склонны предполагать одномоментность акта объединения в целостность массива единиц под руководством принципа связывания. Речь может идти о долгом процессе становления личности, в ходе которого и образуется ее идентичность, выполняющая высшую психическую функцию самоовладения.