.ГЛАВА XVII СОЕДИНЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ

В ходе межличностной работы личности осуществляется дальнейшее развитие личности: личность движется по пути обретения самобытности, реализующейся в пространстве соединения и отделения. Конечно, можно сказать, как это делает, например, М. Малер, что даже изначальное становление личности происходит как процесс индивидуации (Mahler, 1968). С этим можно согласиться, если "сепарацию-индивидуацию" понимать как инфантильную индивидуацию, достигаемую сепарацией ребенка от матери и отличную от самоактуализирующей индивидуации, происходящую в ходе становления самобытной индивидуальности. Кстати, именно в этом втором значении понятие индивидуации применялось К. Юнгом. Как бы то ни было, нужно иметь ввиду, что психические процессы, вызванные отрывом ребенка от объекта привязанности, не лежат в той же плоскости, что и становление завершенной, уникальной личности, отличной от других. Есть и второй важный момент, имеющий отношение к обсуждаемому вопросу: индивидуация включает в себя не только процесс отделения, но и процесс соединения. Давайте, раз уж мы коснулись проблемы объектных отношений в психоанализе, уделим этому еще немного внимания, взяв в качестве примера для обсуждения теорию М. Малер (Mahler, 1968). Она основывается на известном в рамках теории объектных отношений положении, отстаиваемом также такими ведущими специалистами в этой области как С. Якобсон (Jacobson, 1964), О. Кернберг (Kernberg, 1971) и др., о том, что интрапсихическая структура развивается в ходе прогрессивной дифференциации саморепрезентации от репрезентации объекта. Процесс психического развития ребенка М. Малер подразделяет на четыре стадии: аутистическую, симбиотическую, сепарации - индивидуации и движения к константности объекта. На стадии нормального инфантильного аутизма младенец не дифференцирует себя от матери, а репрезентации себя и объекта не являются целостными. На стадии симбиоза ребенок, хотя и остается физически беспомощным, психологически вступает во взаимодействие, для которого характерна тесная зависимость от матери. На этой стадии закладывается почва для пограничного (borderline) расстройства личности, включающего в себя неоформленность идентичности, неспособность понимания других, недостаточная толерантность к тревоге, импульсивность (Kernberg, 1975). Стадия сепарации - индивидуации состоит из нескольких подстадий - дифференциации, практики и повторного сближения, - на которых осуществляется движение ребенка от симбиотических связей к формированию самостоятельности. При этом состояние сепарации может перемежаться с зависимостью от значимых других. На этой стадии устанавливается самоуважение ребенка, формируется его самооценка, т. е. происходит нарцисстическое развитие личности. Неудачи развития ребенка на ней создают почву для формирования психопатологии личности, в частности, нарцисстического характера. Наконец, на четвертой стадии по М. Малер формируются процессы консолидации, которые разворачиваются в новую систему привязанностей. Представители теории объектных отношений изучают главным образом развитие ребенка, происходящее в доэдиповый период, который характеризуется диадическим взаимодействием "мать - ребенок". Страху кастрации эдиповой стадии предшествуют страх потери объекта любви и страх потери любви объекта, закладывающиеся на доэдиповой стадии.

Теория объектных отношений включает в себя много разных, отличающихся друг от друга теории, и в нашу задачу не входит подробный их анализ. Интересующую же нас проблему соединения и отделения, за которой, как мы выяснили, стоят работа связывания и работа развязывания, возможно конкретизировать с учетом уже представленных взглядов. Напомним, что теория объектных отношений центрирована вокруг вопроса решения ребенком задачи сепарации как основания процессов психического развития. Таким образом, индивидуация в этой теории основывается на сепарации. С первого взгляда это положение кажется бесспорным и хорошо обоснованным. Ведь индивидуация есть становление самостоятельной, отличной от других, независимой целостности ребенка. В ходе сепарации мы имеем дело с градуальным отрывом ребенка от матери, как раз соответствующим процессам индивидуации35. Однако более глубокий анализ проблемы показывает, что сепарация (отделение) невозможны без соединения, аффиляции. Если развязывание нечто не будет сопровождаться связыванием, то целостность индивида будет дезинтегрирована.

Ход наших рассуждений подводит к тому, что сепарация предполагает действие нескольких процессов соединения: 1) самосвязывания, интеграции иерархических связей в ходе дифференциации от другого; 2) расширения связей с миром и другими; 3) установления новых связей с объектом сепарации.

Работа процессов сепарации с учетом процессов соединения представляет собой становление личности ребенка, сопровождающееся Сепарационной трансформацией Его отношений с матерью (и другими значимыми лицами). В ходе данной трансформации происходит самосвязывание личности, образуется иерархия отношений - в результате ребенок вовлекается в отношения с другими, отличными от матери (отцом, иными членами семьи, посторонними), •изменяются его отношения с матерью, включающие в себя теперь не только достижение независимости (самостоятельности), но и обретение новых привязанностей. Сепарация, по сути говоря, есть не выключение из связей, а переход отношений с одного уровня связей на другой. Иначе, сепарация - это трансформация привязанностей. Даже будучи взрослыми, многие продолжают быть инфантильно связанными с родителями. Возникающие при совместной жизни конфликты такие люди пытаются разрешить чисто физической изоляцией, уменьшением контактов и т. д. Только перестав воспринимать родителей как родителей, индивид освобождается от инфантильных привязанностей с ними. Означает ли это, что он разорвал свои связи? По своей сути, нет. Он стал относиться к родителям как к реальным личностям, а не как к "кормильцам" и т. д.

_____________________

35 Собственно индивидуация, выходящая за пределы феномена "Я сам", происходит после развития самоидентичности на пути обретения полноты личности и ее завершенности.

Расширение связей может идти на основе преобразования исходных: отмены, устранения каких-либо старых отношений и т. д. Ребенок, который резво убегает от родителей - физически и психологически, бежит от одних связей к другим: здесь отделение тесно связано с соединением. Вспомним образ блудного сына, который, вернувшись, был снова принят в объятия семьи. Дети растут, становятся, как правило, самостоятельными, отходят от родителей, образуя новый круг общения, создавая свою семью и т. д. Соединение, в свою очередь, требует отделения. Приведем еще один серьезный аргумент, подтверждающий модель "соединения - отделения". В психоанализе существуют противоречия между тем, как рассматривается развитие личности ребенка в теории З. Фрейда, и тем, как оно рассматривается в теории объектных отношений. Согласно З. Фрейду, в процессе развития происходит преодоление первичного нарцистизма ребенка и формирование объектных привязанностей, т. е. З. Фрейд делает акцент на привязанности. Теории объектных отношений, в целом, исходят, как мы уже отмечали, из сепарационной идеи, трактуя развитие ребенка как процесс градуального отделения от матери. Это противоречие можно преодолеть с помощью предлагаемой нами сепарационно-аффиляционной модели развития личности. Здесь мы учитываем и зеркальную функцию, выполняемую другими, на которую указывали К. Маркс, З. Фрейд, М. Мид, Х. Кохут, Ж. Лакан и др. Дети да и взрослые, не только стремятся к сепарации, но и всматриваются в другого, как в зеркало, в поисках принятия и одобрения. Образование характера ребенка, развитие его самоуважения находятся в тесной зависимости от процессов, происходящих в пространстве Я и другой. Неудачи на пути становления самоуважения создают расстройства Я Человека. В таких случаях индивид неустанно ведет борьбу с самим собой и окружающими за самооценку, ищет восхищения; проявляя эксгибицонистские наклонности, испытывает чувство собственной грандиозности и значительности, стремится ущемлять, эксплуатировать других. Здесь мы имеем дело с нарцистическими расстройствами личности, которые характеризуются следующими отличительными признаками: 1) занятостью целиком собою; 2) уплощением аффективной сферы; 3) ощущением высокой угрозы самооценке; 4) чувством пустоты; 5) ощущением "омертвелости" и др.