Книги по психологии

Глава I ТРАНСОРДИНАРНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Т - Трансформация личности

Психологический анализ трансформации личности необходимо начать с описания той психологической реальности, в которой наибо­лее явно обнаруживается изучаемый феномен. В качестве искомой реальности может высту­пать Экстремальная, сверхординарная ситуа­Ция. Действительно, наиболее интенсивные из­менения личность претерпевает именно в сверхординарной ситуации, где существование человека выходит за пределы повседневности, приобретая черты аномальности, катастрофич­ности, запредельности (в дальнейшем мы будем называть его Трансординарным существова­нием). Подобное трансординарное существова­ние создается различными катастрофическими событиями, включающими в себя: военные кон­фликты, террор, землетрясения, аварии, физическое и сексуальное насилие, утрату близких, тяжелые операции и многие другие бедствия. Однако демаркационной линии, разделяющей повседневное (ординарное) и неповседневное (трансординарное) бытие личности, в действи­тельности не существует. Повседневность на­шей жизни часто "сотрясается" вторгающимися в нее катаклизмами, которые нарушают разме­ренный ход устоявшегося существования. Мы живем в мире не одни, хотим мы того или нет, подобные потрясения задевают если не нас самих, то других – близких и далёких нам людей. Конечно, бытие в мире может быть существованием в своём мирке: в отгороженно­сти, безучастности и нечувствительности к стра­даниям других. Это объясняется экзистенци­альной позицией, которую мы сами занимаем, и бессознательными культурными матрицами (калубами), В которых существуем. Кроме про­чего, они детерминируют одну из важнейших психологических систем, определяющих наше сознавание жизни, – систему неуязвимости, т. е. защитную конструкцию, предохраняющую наше ЭГО от угрозы небытия. Обозначим эту фунда­ментальную психологическую систему Пара­Дигмой неуязвимости[1]. Если бросить взгляд на нашу, самую что ни на есть обычную жизнь (среднюю повседневность) с точки зрения ЭГО, преодолевшего защитные конструкции парадиг­мы неуязвимости, то в ней откроется много безрадостного и доставляющего страдания че­ловеку. Ведь оказывается, что даже наша по­вседневная жизнь включает в себя достаточно много травмирующих ситуаций, в которых про­исходят кардинальные трансформации лично­сти. Однако трансординарное существование, независимо от того, происходит ли оно в мо­дусе повседневности или в модусе неповсе­дневности, не только трансформирует личность человека, но нередко (хотя и не всегда) форми­рует у него синдромы Уцелевшего, Т. е. различ­ные посттравматические стрессовые синдромы. Нужно отметить, что в последние годы в мировой психологии трансординарное суще­ствование личности нашло лишь узкоклини­ческую трактовку, отразившуюся в понятии "посттравматическое стрессовое расстройство" (ПТСР). ПТСР было выделено в виде нозоло­гической формы расстройства в диагностичес­ком статистическом руководстве DSM-III Аме­риканской психиатрической ассоциации (Diagnostic...,1980). Несмотря на то, что экзи­стенциальные проблемы личности неправомер­но рассматриваются как болезнь, тем не ме­нее, понятие ПТСР имеет большое значение для изучения психотрансформации личности. Поэтому, поставив в качестве промежуточной задачи психологический анализ ПТСР, мы будем исходить в дальнейшем из следующего плана: вначале разберем предысторию концептуализа­ции ПТСР, затем приведем диагностические критерии ПТСР, и, наконец, проведем содер­жательный анализ этого феномена.