Важную роль в создании имиджа играет самопрезентация, основанная на эффектах фасцинации и аттракции.

Фасцинация — это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т. д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.

Искусная, богатая разнообразием лексики, ненавязчивая речь, сопровождающаяся особой доверительной интонацией, заинтересованным взглядом, изящным поворотом или наклоном головы, мягким движением рук, эффектными позами — все это в совокупности способно обратить на себя внимание, вызвать симпатию, надолго запечатлеть образ человека в собственном воображении. Это впечатление усиливает со вкусом подобранные одежда, прическа, тонкий аромат (трав, масел, духов), косметика (у женщин), аксессуары и т. д.

Аттракция — это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к ко - му-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, смех, слезы радости, стремительные движения навстречу и т. д.). Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.

Великий русский певец и драматический актер Ф. И. Шаляпин разработал систему самопрезентации, которая представляет практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции. Несмотря на свой необыкновенный талант, он много сил затрачивал на самосовершенствование. В результате этого у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов[27]. В ней содержатся такие приемы:

1) Постижение характера изображаемого лица — это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников;

2) Воображение — одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить — это значит увидеть вдруг образ в целом с его характерными деталями;

3) Психологический грим — это передача тончайших нюансов души персонажа, без которой никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ. «Красота души передает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение» (Г. Лессинг);

4) Жест — важная составляющая сценического творчества. Малейшие движения лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы актерской игры;

5) Дисциплина чувств — делает свободу в искусстве, так же как и в жизни, благом только тогда, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой;

6) Постоянное накопление опыта — чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

Эти неотъемлемые элементы самопрезентации могут быть использованы менеджерами, политиками, .бизнесменами для создания собственного имиджа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ 9

1. Психологические приемы формирования аттракции [16]

Психологический прием «Имя собственное»

Этот прием сводится к произнесению вслух имени и отчества человека, с которым вы общаетесь.

Психологические основания действия этого приема таковы:

1. Имя, присвоенное личности, сопровождает ее от первых дней жизни до последних. Имя и личность неразделимы.

2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, — это «обезличенное обращение». Когда же к человеку обращаются по имени, а имя — символ личности, то тем самым вольно или невольно оказывают внимание этой личности.

3. Внимание к данной личности — это и утверждение личности.

4. Когда человек получает подтверждение того, что он—г личность, это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.

6. Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т. е. формирует аттракцию.

Если следовать логике изложения А. Ю. Панасюка, психологическая техника формирования аттракции на основе приема «Имя собственное» будет иметь следующий алгоритм:

1. Обращение к человеку по имени.

2. Внимание к данной личности.

3. Утверждение человека как личности.

4. Удовлетворение потребности утверждаться как личности.

5. Образование положительных эмоций.

6. Расположенность к источнику этих эмоций.

Психологический механизм формирования аттракции путем воздействия улыбкой (прием «Зеркало отношений»)

1) Искренняя улыбка — это сигнал дружеского отношения;

2) Приятное, улыбающееся лицо сигнализирует: «Я вам друг»;

3) Смысл, заложенный в слове «друг» — это защита, поддержка;

4) Улыбка, несущая информацию о дружеском отношении, удовлетворяет человеческую потребность в защищенности;

5) Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции;

6) Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции;

7) Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Психологическая техника формирования аттракций на основе приема «Зеркало отношений» будет иметь следующий алгоритм:

1. Добрая улыбка, приятное выражение лица.

2. Сигнал: «Я ваш друг!».

3. Друг обеспечивает. защищенность.

4. Удовлетворение потребности в защите.

5. Образование положительных эмоций.

6. Расположенность к источнику положительных эмоций.

Психологический механизм формирования аттракции путем комплиментарного воздействия на личность (прием «Золотые слова»)

Психологические основания действия приема:

1. Воздействие комплиментом — эмоциональная завышенная оценка качеств личности.

2. Возникновение эффекта внушения.

3. Следствие внушения — удовлетворение потребности выглядеть лучше.

4. Следствие удовлетворения потребности — образование положительных эмоций.

5. Расположенность к источнику комплиментарного воздействия.

Психологическая техника формирования ^аттракции на основе приема «Золотые слова»:

1. «Золотые слова» (комплимент).

2. Эффект внушения.

3. Удовлетворение потребности в совершенствовании.

4. Образование положительных эмоций.

5. Расположенность к источнику положительных эмоций.

Самый эффективный способ формирования аттракции — это комплимент на фоне антикомплимента себе.

Можно рекомендовать следующие правила применения комплиментов в общении:

1. Комплимент должен отражать положительные, и только положительные, качества того, кому он адресуется.

2. Положительное качество в комплименте не должно чрезмерно преувеличиваться, т. е. комплимент должен быть «тонким».


3. «Тонким» комплимент будет лишь тогда, когда вы знаете мнение партнера

Об этом его качестве.

4. Нельзя превращать комплимент в обязанность.

5. Комплимент должен подчеркивать совершенство, а не рекомендовать стать совершеннее.