§ 3. Общечеловеческие основы этнопедагогики, ВОЛКОВ Г.Н.

§ 3. Общечеловеческие основы этнопедагогики

Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания.

Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа.

Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.

Иван Яковлев в чувашской культуре столь же знаковая фигура, как Михаиле Ломоносов в культуре русской. Помимо университета и академии, он создал политехнические мастерские, консерваторию, хоры, ансамбли, оркестры; построил музей, церковь, основал библиотеку, театр, монастырь, сельскохозяйственную ферму, типографию, издательство, сиротский приют и еще многое другое. Все это Яковлев скромно назвал Чувашской учительской школой, потому что в понятие «учитель» он вкладывал очень емкий смысл.

Всю свою просветительскую работу Иван Яковлев построил на народных педагогических традициях, используя богатый опыт, наработанный в мировой педагогической культуре. В университете он зачитывался трудами Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Лютера, Коменского. Он прекрасно знал всю мировую педагогику, лучшие, высшие ее достижения. В то же время именно в университете он впервые в мировой науке теоретически обобщил все сведения о памятниках народной педагогики. Изложение теории он сопроводил хрестоматийным приложением.

Первый труд Ивана Яковлева - о национальном празднике, известном, самое малое, полтора тысячелетия, второй труд - о народном календаре, третий - о величии родного слова, его могучей духовной силе. Далее следует новый этап деятельности, хотя просветителю только 25 лет: он создает «Букварь для чувашей», книгу «Начала истинной веры» - о Христе и христианстве. В учебных книгах используются устные памятники народной словесности и сказки и рассказы Льва Толстого, которые потоком переливаются затем в чувашский фольклор, трансформированные, приспособленные к чувашской этнической среде, и становятся неотъемлемым компонентом культуры чувашского народа.

Иван Яковлев творчески осмыслил великое открытие народной педагогики о значении в самовоспитании человека рефлексии. При этом педагог с печалью обнаруживает своеобразие национального характера родного народа, проявляющееся в мнительности, робости, застенчивости, неуверенности, щепетильности, болезненной деликатности. С рефлексией Иван Яковлев связывает формирование духовного облика человека. В его книгах для чтения воспоминания, размышления, раздумья, тревоги и сомнения самих детей составляют почти половину материала, об этом свидетельствуют уже сами названия и темы статей и рассказов в «Букваре для чувашей»: «Раскаяние», «Увещевание», «Исповедь», «Признание», «Сожаление», «Обида», «Жалость», «Как я училась вязать», «Как у нас умирал цыпленок», «Как я ходил смотреть свадьбу», «Как горел дом» и т.п. Мечты, сновидения, воспоминания человека интенсифицируют его духовную жизнь. Это убедительно доказывается одной из лучших книг воспоминаний XX века - книгой И.Я.Яковлева «Моя жизнь».

Мировое значение имеет опыт И.Яковлева в создании школы по образцу семьи (1868). Эта школа представляла собой общину и функционировала вплоть до 1918 г. Школьный коллектив представлял собой большую, трудолюбивую, здоровую семью со своими устойчивыми, демократическими, гуманистическими, высоконравственными традициями, вынесенными из крестьянской педагогики. Учащиеся содержали себя собственным трудом, одевались и питались, как в чувашских крестьянских семьях. Сохранившиеся в архиве документы свидетельствуют, что питание учащихся было более качественным и многообразным, нежели в современной чувашской деревне. Была и праздничная еда. В школе отмечались национальные праздники, проводились хороводы, культивировались народные ремесла, соблюдались старинные трудовые традиции.

В содержании учебно-воспитательной работы, особенно нравственного воспитания, господствующими были три культа: культ ребенка, культ матери, культ предков. Иван Яковлев вел дело как заботливый отец большой семьи. Он выдвигал идею о том, что педагогика - не только наука и искусство, но и религия, где народ - бог, мать - богиня, патриарх (отец) - духовный наставник, духовник, дети - ангелы, родительский дом - Храм божий, семейный очаг - алтарь, заветы предков - священные заветы, заповеди, молитвы...

Моральная атмосфера в школе отличалась чисто семейными отношениями. Взаимная забота была нормой. За полвека существования школы в ней не было не только ни одного правонарушения, но и ни одного серьезного отступления от нравственности. Постоянный труд, физический, умственный, здоровое питание, благоприятная эмоционально-моральная обстановка содействовали укреплению здоровья учащихся. Продолжительность жизни среди выпускников школы была высокой и не шла ни в какое сравнение с продолжительностью жизни остального чувашского населения.

В школе все было согрето, освещено чувашской национальной идеей, тем не менее не возникало никаких оснований для межнациональных недоразумений. При том, что в школе обучались в разное время представители десяти национальностей. Учащиеся относились к школе с чувством благодарности, охотно овладевали чувашским языком.

«Духовное завещание» Ивана Яковлева выдержано в духе «Семи благословений», «Семи заповедей», известных в народной этике: «Крепче всего берегите величайшую святыню - веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче»; «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью»; «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного»; «Берегите семью: в семье - опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охраняйте же это сокровище. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, сбережете детей, - создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда»; «Верьте в силу мирного труда и любите его»; «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей»; «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигнутые нечистыми средствами, - успехи непрочные и временные...». «Духовное завещание» И. Яковлева - обращение к родному народу, а через него ко всему человечеству, поскольку нравственный идеал един у всех народов, едины и цели воспитания. В трудах Я. Корчака, Р.Штейнера, В. Сухомлинского рассказывается о воспитании детей своей земли в соответствии с традициями родного народа, но они близки и понятны педагогам всего мира, поскольку в них реализуются народные идеалы, заложен неисчерпаемый педагогический оптимизм.

На Кубе Сухомлинский познакомился с уругвайским педагогом Тезуалдо. И как же он был рад, когда в нем открыл родственную душу. На истинно человеческие явления - совесть, нравственность, духовность - они смотрели одинаково с разных уголков Земли: Украины и Уругвая. Бразильский педагог Вауло Фрейре не был известен Василию Сухомлинскому. Но дочь педагога, доктор педагогики, академик Украинской академии педагогических наук Ольга Сухомлинская, открыв для себя наследие Фрейре, вспомнила заветы отца.

Итак, при всем различии этнических культур этнопедагогика как их часть не поддается обособлению. Если она подлинно народна, она - общечеловечна.

Вспоминаю бабушкины уроки арифметики: ласково кормим цыплят, сторожим их с любовью и учимся считать, складывать, вычитать. Бегают, снуют туда-сюда нежные комочки, одни лезут под крылышки матери, другие гоняются друг за другом. Попробуй посчитать, где кого сколько. Но для нас в этом занятии была и учеба, и работа, и игра. Бабушка обладала удивительной педагогической интуицией, богатым опытом народного воспитания. А ведь она была неграмотна. Именно этот веками накопленный опыт является основным мерилом народности любого педагога, условием результативности его теории и практики.

Каждый из нас - связь, по меньшей мере, трех веков: в прошлом - жили дедушка с бабушкой и их родители, в этом – живем мы со своими родителями, в том - будут жить наши дети со своими детьми и внуками. И моя неграмотная бабушка-чувашка говорила о трех сотнях лет: она искала корни, истоки, возрождая в памяти события жизни моего прапрадеда и своего знаменитого, древнего дяди Алякки.

В каждом ребенке - первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддерживание огня в родовом очаге - это и есть питательная почва народной педагогики.

Неслучайно великие и просто талантливые педагоги, не только в своих идеалах, но и по стилю деятельности, сходны друг с другом, они просты, ясны, понятны. Об этих педагогах можно сказать: ими руководит здравый смысл, один живой ребенок важнее тысячи проектов.

И сегодня немало таких педагогов. Виктор Шаталов, Борис Никитин, другие педагоги-новаторы. Они понятны и близки миллионам и потому - народны. Первый добился необычайной естественности процесса обучения, возродил естественные, народные способы закаливания детей, а второй - разработал методику развития интеллекта учащихся, основанную на вере в возможности творческих игр.

Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда питала школьное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколение в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива - жив и народ, ее создавший.