АРХЕТИПЫ ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА. Стрекалов С. А. (Санкт-Петербург)

Число четыре всегда было одним из главных символов, используемых человечеством, и является им до сих пор, позволяя человеку ориентироваться и в пространстве и во времени. Пожалуй, сейчас нет такого человека, который не знал бы, как определять свое местоположение по сторонам света, и какое сейчас время суток и года. Направления Север, Восток, Юг и Запад, считаются символами космического порядка и имеют важнейшее значение во всех цивилизациях и во все времена. Символике сторон света посвящены целые библиотеки с древнейших времен. Однако до сих пор не вполне ясна их роль в психической сфере человека.

В. Р. Кабо, считает, что символ креста проходит через всю историю человечества, обретая во многих мифологических и религиозных системах высокое сакральное значение. В среднепалеолитическом комплексе стоянки Тата (Венгрия) найден каменный диск с вырезанным на поверхности крестом. В мустьерском слое Цонской пещеры (Грузия) найдена известняковая плитка с четко прорезанным четырехконечным крестом; кресты вырезаны на фрагменте нижней челюсти животного из Вилена (Германия) и на скульптурном изображении мамонта из Фогельхерда. Древность этих находок составляет от 80 тыс. до 100 тыс. лет. (1)

Ориентация в пространстве и способность охватить его сознанием как единое целое, как космос и представление о центре пространства и его векторах, было достигнуто человечеством еще в нижнем палеолите в процессе освоения пространства первобытными общинами. Этот процесс, вероятно, происходил весьма постепенно, в результате создания жилищ и поселений, в ходе охотничьих экспедиций и миграций, по мере того, как община и отдельный человек все более осознавали себя средоточием вселенной. В кресте наглядно воплощена идея центра и ведущих от него (или к нему) четырех основных направлений, обусловленных дихотомической структурой сознания (справа – слева, спереди – сзади, внизу – наверху) и космоса (юг – север, запад – восток).

По мнению В. Р. Кабо, крест в сознании первобытного человека моделирует пространство, сакрализованное там, где оно наполнено мифопоэтическими и религиозными образами и ассоциациями. А то, что представление о сторонах света не было чуждо человеку этого времени, видно уже из того, что многие погребения палеоантропов имеют преднамеренно ориентированный по сторонам света характер. Линейное, разомкнутое вовне, в бесконечность освоение пространства и времени сочетается в первобытном сознании с замкнутым в себе, возвращающимся к себе, циклическим его освоением. Символизация вселенной как системы концентрических окружностей или как спирали до сих пор стойко сохраняется в буддийской космологии.

Стороны света можно обнаружить и на круге камней вокруг надгробий железного века, они обозначены более крупными камнями в годовом круге, указывающем время солнцестояний и равноденствий. Их символы всегда связываются с хранителями — животными или божествами:

— четырьмя реками, стекающими, по поверьям индусов, с горы Меру и заключающими в себе скрытую силу богов; четырьмя реками христианского Рая, которые святой Амвросий сравнивал с основными добродетелями;

— четырьмя сыновьями египетского бога Гора, хранящими сердце и внутренности Осириса.

Майя обожествляли четыре стороны света и считали их столпами, поддерживающими Землю, причем каждой стороне соответствовали определенный цвет и вид животных.

Согласно космогоническим теориям халдеев, существует связь между странами света и природными стихиями: Север — Зима — Вода; Юг — Лето — Огонь; Восток — Осень — Земля; Запад — Весна — Воздух.

Лидийцы связывали страны света с временами года, периодами человеческой жизни и частями Древа Жизни: Север — зимнее солнцестояние — Атлас — Корень; Восток — весеннее равноденствие — Хель, ребенок — Ствол; Юг — летнее солнцестояние — Ханом, взрослый человек — Плод; Запад — осеннее равноденствие — Ахан Дор, старик — Семечко.

В знак особого почтения индейцы навахо связывали их с драгоценными камнями: Север — черный камень; Юг — бирюза; Восток — белый жемчуг и горный хрусталь; Запад — раковина морского ушка (моллюска).

Аннамиты изображали страны света в виде символических животных: Север — Змея, Черепаха; Юг — рыжий Воробей; Восток — белый Дракон; Запад — белый Тигр.

В индоевропейских солнечных культах их символизировали Лев, Орел, Бык и Ангел в женском обличье.

Особым почетом пользовались страны света у американских индейцев: во всех их обрядах присутствуют ритуальные жертвы и приветствия Четырем Направлениям, начиная с Юга (источника Жизни, откуда вышел человек, чтобы направиться к заходящему солнцу своей жизни).

Индейцы навахо представляли их в виде символических цветов, играющих важнейшую роль в иконографии и культе: белый цвет означает Восток; синий — Юг; желтый — Запад; черный — Север.

Ацтеки считали, что Север, обитель Тецкатлипока, бога ночных неба и ветра, приносит все беды, выпадающие на долю рода человеческого: дождь, сильнейшие ветры, губящие урожай кукурузы; дурные наклонности, плохой ветер, вызывающий болезни. Майя располагали на Севере Млечный Путь, Луну и ад, миктлампа эхе-катлъ. Считалось, что именно там обитают мертвые. Цвет Севера у ацтеков — черный, у майя — красный, а символ его — обсидиан, тектпатлъ.

Восток, где рождаются Солнце и Венера, имеет своим символом тростник и служит обителью Тлалока, бога дождя, живущего в хижине из зеленых перьев. Его цвет — красный.

Символом Запада был дом; там живут богини-матери, бог кукурузы Кентеотль и женщины, умершие при родах, которые сопровождают Солнце от зенита до западного горизонта (тогда как мужчины обитают на Востоке). Это страна упадка, врата тайны. Цвет Запада — желтый, цвет кукурузы.

Для индейцев сиу Четыре Четверти Вселенной представляют собой четыре основных божественных проявления, а следовательно, и их прототипы в Бытии. Север они ассоциируют с великим Белым Ветром, очищающим и придающим силу. Юг, связанный с желтым цветом и наступлением лета, является источником жизни и роста. На Западе, цвет которого — черный, живут создания Грома, которые насылают дождь, то есть Откровение и Милость. Восток, источник света и знания, где обитает Утренняя звезда, несущая людям науку, соответствует красному цвету. Эти четыре духа олицетворяют собой взаимодополняющие стороны всеобщего Духа, что соединяет их в себе, подобно тому как разные цвета соединяются в свете.

У индейцев арапао эти четыре начала символизируют четыре старика, происходящих от Солнца и заботящихся об обитателях земли; Юго-Восток управляет днем, Юго-Запад — летом, Северо-Запад — ночью и Северо-Восток — зимой.

— Ось Север—Юг символизирует собой верную красную дорогу, Путь счастья и радости, путь правильный и прямой, подобный Узкому Пути христианства. Это вертикальная линия креста, ось потенциальной возможности.

— Ось Запад—Восток — это синяя или черная дорога, путь заблуждения и разрушения. Того, кто идет этой дорогой… отвлекают и подчиняют себе чувства, он живет более для себя, чем для своего народа.

Подобное разделение можно обнаружить и в Индии, где существовало соответствие между странами света, кастами, горами и фигурками священных животных, которые изготавливали из разных металлов и окрашивали в разные цвета: Север, край мрака и смерти, связан с коричневым или черным цветом, с железом и шудрами; Юг — с красным, медью и кшатриями; Запад, край духовного мрака,— с желтым, золотом и вайшьями; Восток — с белым, серебром и брахманами; Центр — гора Меру, центр мира.

Китайская космология связывает Север с водой, Юг с огнем, Запад с облаками и Восток — с молнией. Расположение Небесных дворцов в определенной степени сходно с индийской традицией: Восток, отмеченный полной луной в осеннее равноденствие,— зеленый, Запад — белый, центральный Дворец, связанный с Сатурном, планетой Севера,— желтого цвета, цвета земли.

Средневековые соборы строили, ориентируя их по странам света: фасад был обращен к Востоку, месту, где зарождается свет и откуда исходит творческий импульс; Запад — это место Страшного Суда; Юг — лучезарного света, а Север — холода и тьмы, где зарождается нерукотворный свет. Это соответствует пути посвящения (алхимики, чтобы обсудить основы получения Философского камня, собирались вместе, проходя через Северную дверь). На северной стороне изображаются сцены из Ветхого Завета, основы христианства и фундамента бытия, строительство которого только начинается.

В китайской и тольтекской астрономии мир разделяется на четыре направления, причем пятым направлением является центр. Кардинальные точки играют важную роль в погребальных церемониях и обычаях. У шумеров и семитов имеются боги, соответствующие четырем кардинальным точкам.

Четыре стороны света, восток, запад, север и юг, в географии изображаются крестообразным знаком, используемым с древности в качестве символа Космоса, причем в перекрестии подразумевается присутствие Человека. В математике крест – это знак плюс.

Первобытные обряды, особенно в Северной и Южной Америке, основаны на представлениях, что сами боги находятся на концах этих четырех направлений, контролируя оттуда жизнь людей. Таким образом объясняется важность числа «четыре» в мифологии, а также в быту и религиозной практике. С этих направлений приходят ветры, несущие дожди, помогающие или губящие урожай. Ветры персонифицируются с богами, которым поклонялись и приносили жертвы. По представлению китайцев, тигры были защитным символом четырех сторон света и центра. Поскольку символизм, присущий каждой из сторон света, основывается по большей части на климате и движении солнца, межкультурные совпадения отмечаются чаще для Запада и Востока, чем для Юга и Севера(2).

В Индии брахманы жили на севере, кшатрии - на востоке, вайшья - на юге и шудры - на западе.

Римляне унаследовали у этрусков ритуал основания города. Ориентация задавалась двумя дорогами, которые пересекались под прямым углом: одна - cardo, шла с юга на север, а другая - decumanus, тянулась с запада на восток. У окончания дорог ставились городские ворота, которые тем самым смотрели на четыре стороны света. Город при этом делился на четыре части …

Еще один пример - становища евреев. Их двенадцать колен делились на четыре группы по три колена в каждой - одно из них считалось главенствующим. Иуда разбивал свои шатры на востоке, Рувим - на юге, Эфраим - на Западе и Дан - на севере. (3)

Интересно, что с точки зрения Р. Генона, стороны света имеют явно не случайную взаимосвязь с кастами.

Север, считающийся высшей точкой (уттара) и тем самым начальной отметкой, от которой отсчитывают распространение традиции, «весьма естественно подобает брахманам. Кшатрии, в соответствии с движением солнечного цикла, селятся вслед за ними - на Востоке, их направление - восход солнца. …Вайшья, стоящие на третьем месте, селятся на юге и отмечают конец в череде "дваждырожденных" каст; тем самым шудрам остается только запад, который всегда и всюду рассматривался как направление тьмы». (3)

Ныне существует даже целая наука об изучении символов креста – Ставрография (от греческого "ставрос" – крест).

В этом своем глубинном значении этот древний архетип представлен здесь как аналог архетипа мандалы, модели вселенной, на который обратил внимание К. Юнг.

Юнг утверждал, что душа (т. е. личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, находятся такие, как Мать, Ребенок, Герой, Мудрец, божество Солнца, Плут, Бог и Смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Он считал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я.

Юнг считал, что количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется архетипам Маске, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

Юнг создал свою типологию, включив в нее Психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. (4)

Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл (5 в. до н. э.), который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию Многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие Куб, воде — Икосаэдр, воздуху — Октаэдр, огню — Тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — Додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал Пятый элемент, который бог-творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:

Тепло + сухость = Огонь

Тепло + влажность = Воздух

Холод + влажность = Вода

Холод + сухость = Земля.

В Натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование Пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира, или начала движения. Геоцентрическая Космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре Агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и Плазменное. Понятиям Литосфера, Гидросфера, Атмосфера и Магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов. (5)

По Тибетской Книге Мертвых процесс умирания хорошо изучен и включает в себя 4 стадии.

Сам момент смерти очень хорошо описан в тантрах: ощущения, которые мы можем испытывать, проистекают от того, что элементы тела начинают последовательно растворяться в своей сущности. Когда элемент земля растворяется в своей сущности, в теле ощущается тяжесть, человек больше не может есть, у него нет сил стоять и ходить, поднять руку. Когда элемент вода растворяется в своей сущности, у нас высыхают все внутренние жидкости и кровообращение замедляется, пока не прекратится. Когда элемент огонь растворяется в своей сущности, во рту и в носу пересыхает, тело остывает и ощущается жжение. Когда элемент воздух растворяется в своей сущности, дыхание затрудняется, руки и ноги костенеют, глаза закатываются.

Стадия утраты элементов действительно страшна, и очень легко утратить самоконтроль. Например, бывает, что умирающий, у которого растворяется элемент земля, просит поднять его повыше, потому что ощущает, что проваливается. Но на самом деле он лежит на своей постели, хотя зрение ему уже отказало. Именно в этот момент надлежит применять, согласно тантрам, все полученные в жизни учения и пову. Термин пова значит «перенос» и относится к перемещению по каналам принципа сознания человека.(6)

Один из ведущих специалистов современной трансперсональной психологии Станислав Гроф описал, обосновал и доказал влияние опыта нашего рождения на всю нашу жизнь. На основании большого опыта ЛСД-терапии и сеансов холотропного дыхания он создал модель психики, состоящую из трех уровней: биографического (который охватывает всю жизнь человека от момента рождения); перинатального (околородового - от момента зачатия до 7 дней после родов) и трансперсонального (генная память, память прошлых жизней и др.

В перинатальном уровне Гроф выделил базовые перинатальные матрицы (БПМ). Матрицами он назвал их потому, что они впечатаны в нашу психику настолько мощно, что мы начинаем штамповать наши жизненные ситуации из околородового опыта. Опыт, полученный в наших родах подсознательно отражается на всех ситуациях нашей жизни, особенно на способе проживания трансформации и перемен. (7)

Каждая БПМ жизненно необходима для нашего нормального существования, однако травматический опыт любой из матриц может искажать наше поведение и требует коррекции.

Соответствие стихий и Базовых Перинатальных Матриц (БПМ) является вполне очевидным, о чем писал сам С. Гроф в своей книге "Надличностное видение": "Астрология, и особенно астрология транзитов планет – неоценимое подспорье для работы с необычными состояниями сознания и для понимания действия сил при эмоциональных и психосоматических нарушениях". Даже краткое и схематичное описание перинатальных матриц позволяет увидеть их ассоциативную соотнесенность с аналогичными по смыслу стихиями.

БПМ I – "Амниотическая Вселенная". Представляет собой первую (внутриутробную) стадию родов, где организмы матери и плода составляют единое целое. На холотропных сессиях пациенты, воспроизводя переживания данной стадии, описывали их как состояние спокойствия, безмятежности, радости, слияния с Единым. Сам Гроф (8) называет эту фазу "Амниотической Вселенной" и выделяет в ней два состояния: 1. "Безмятежная внутриматочная жизнь: реалистичные воспоминания об ощущениях хорошей матки"; "океанический" тип экстаза; природа в своем наилучшем проявлении ("Мать-природа"); опыт космического единства; видения Рая и Небес. 2. Нарушения внутриматочной жизни: реалистичные воспоминания о "плохой матке" (критические состояния плода, эмоциональные срывы у матери), паранояльное мышление, неприятные телесные ощущения ("похмелье", дрожь и слабые спазмы, неприятный вкус, отвращение, ощущение отравленности); встреча с демоническими существами и другими метафизическими силами зла". В ассоциативных воспоминаниях из постнатальной жизни содержание Первая матрица воспринимается как "ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности – например, счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход), взаимная любовь и влюбленность; путешествие и отдых в красивой местности; приобщение к предметам искусства высокой эстетической ценности; купание в океане и чистых озерах". Нетрудно увидеть в этой матрице ее "водный" характер.

БПМ II – "Космическая поглощенность и отсутствие выхода". Вторая стадия родов – начало схваток. Плод уже испытывает импульсы к высвобождению, но шейка матки закрыта, и пути наружу еще нет. Мать и плод в таком случае вступают друг с другом в биологический антагонизм и становятся источником боли друг для друга. И тогда возникает мощное переживание, характеризующееся чувством запертости, клаустрофобического тупика и безысходности. Эта фаза описывается Грофом как "Космическое поглощение: безмерные телесные и душевные муки; невыносимая и безвыходная ситуация, которой не видится конца; чувство загнанности в ловушку или клетку; разнообразные видения ада; мучительное чувство вины и неполноценности; апокалиптическое видение мира; бессмыслекнность и абсурдность человеческого существования, "картонный мир", атмосфера искуственности и ерунды; зловещие темные цвета и неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание)". Ассоциативные воспроизведения в постнатальной жизни – "Ситуации, угрожающие жизни и целостности тела; тяжелые психологические травмы (отвергнутость, опасные ситуации, эмоциональная депривация, тягостная семейная атмосфера, насмешки, унижения)". Эта матрица явно ассоциируется со стихией земли.

БПМ III – "Борьба смерти и возрождения". На третьей стадии схватки продолжаются, но шейка матки уже широко раскрыта, и начинается процесс проталкивания плода через родовой канал, знаменующий собой борьбу за выживание. Типичные переживания третьей фазы таковы: "Усиление страданий до космических размеров; грань между болью и удовольствием; "вулканический тип экстаза"; яркие цвета; взрывы и фейерверки; садомазохистские оргии; убийства и кровавые жертвоприношения, активное участие в жестоких битвах; атмосфера безумного авантюризма и опасных приключений; сильные сексуальные оргиастические чувства; сцены гаремов и карнавалов; опыт смерти и возрождения". В постнатальной жизни подобное содержание реализуется в сражениях, битвах, опасной езде на автомобилях, драках, посещении увеселительных заведений, загородных прогулках, сексуальных оргиях, опыте совращения и изнасилования, деторождении. Описываемые события четко соотносятся со стихией огня.

БПМ IV – "Переживание смерти и возрождения". На четвертой стадии мучения плода подходят к концу, и напряжение сменяется облегчением. Здесь возникает феномен расширения пространства; "Иллюминативный тип экстаза, видения гигантских помещений; яркий свет и прекрасные цвета (небесно-голубой, радужный); чувство повторного рождения и спасения; осознание простого способа жизни; братские чувства; гуманитарные и благотворительные тенденции; иногда маниакальные действия и чувства величия; переход к элементам БПМ I". В постнатальной жизни это воспринимается как "счастливое избавление от опасности; преодоление сложных препятствий решительными действиями; случаи напряжения и упорной борьбы, завершившиеся выдающимся успехом, картины природы (начало весны, прекращение океанского шторма, восход солнца)". Пространство наполняется воздухом, и начинается жизнь. (8)

Таким образом, на основании нашего далеко не полного исследования проблематики четырех сторон света можно сделать вывод, что стороны света являются обязательным свойством нашей культуры и психики. Известно, что все начинается с рождения, с востока, потом доходит до полного развития, до юга. Следующая стадия цикла связана с западом, где начинается процесс завершения и заканчивается цикл на севере, в виде отдыха и набора сил для нового цикла. Такой ритм хорошо известен как суточный. В годовом цикле каждая стадия отграничена от последующей равноденствием и солнцестоянием. Годовой цикл получил название «солярного», а известные с древности каменные круги, мегалитические конструкции (например, Стоунхедж) и пирамиды называют, как правило, солнечными обсерваториями.

Напрашивается вывод, что четыре стороны света являются «истинными» архетипами, своеобразной основой или источником для многих, если не всех, других описанных архетипов, которые проявляются в разных культурах и у разных индивидуумов каждый раз по-своему. Либо другие описанные архетипы являются завуалированными архетипами четырех сторон света. Кроме этого, вполне возможно, что архетипы четырех сторон света манифестируют себя посредством любых видов разумной человеческой деятельности.