ИССЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ТРАНСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИИ. Гринева О. А. (Ставрополь)

В психологии можно выделить много важных проблем, но среди них проблема временной перспективы и транспективы является одной из центральных.

Временная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим [10].

В Психологическом словаре понятие «временная перспектива» определено следующим образом. «Временная перспектива - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом. Временная перспектива - это временная глубина или временное измерение жизненного мира (пространства). В ходе психического развития личности происходит усложнение когнитивной структуры жизненного мира, в том числе расширение временной перспективы» [8].

По мнению К. Левина, временная перспектива есть актуальные представления человека о своем будущем и прошлом. Изменение временной перспективы это изменение масштаба: вместо дней, недель, месяцев теперь годы. В структурировании временной перспективы происходит дифференциация будущих реальных и идеальных целей. У индивида формируется план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость[8].

Понятие «временная транспектива» шире понятия «временная перспектива», так как включает и восприятие человеком себя в настоящий момент. Сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика.

Исследованиями временной перспективы занимались К. Левин, Ж. Нюттен, В. Франкл, Ш. Бюлер, Н. Н. Толстых и др. Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П. И. Яничев, Б. М. Петухов и др.

Интересна концепция Жозефа Нюттена, бельгийского исследователя. В 1980 г. он разработал концепцию временной перспективы личности и предложил ряд методических стратегий для ее анализа. По его представлениям, выбор ближайших целей в большей степени обусловлен планами индивида на более отдаленное будущее и готовностью их достигать. Нюттен рассматривает временную перспективу, ее влияние на поведение человека, прежде всего, как функцию репрезентации, или когниции. Проводя аналогию с пространственной перспективой, Нюттен пишет, что временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное «здесь») событий, которые объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. При этом он считает важным, что в отличие от пространственной, временная перспектива не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только «ментально», когнитивно, в сознании человека. Нюттен исходит из того, что наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает, и которые имеют соответственно знаки места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он время от времени думает, но которые в не меньшей степени стимулируют его активность, влияют на поведение, чем непосредственно воспринимаемые. Эти объекты-цели, или, как их чаще называет Нюттен, «мотивационные объекты», несут определенные знаки, или индексы времени. Концепция временной перспективы Ж. Нюттена предполагает, что события со своими временными знаками находится во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. По существу, присутствие во внутреннем плане этих разно удаленных во времени объектов и создает временную перспективу. Временная перспектива, по Нюттену, не является подобно абстрактному понятию времени неким несуществующим «пустым пространством», а выступает как определенная функция составляющих ее мотивационных объектов, которые и определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т. п. [9]

Следующий исследователь, занимавшийся этой проблемой, была Ш. Бюлер. Ее интересовала целостность развития личности и индивидуальности человека на протяжении всей его жизни. Для нее главной движущей силой развития является врожденное стремление человека к самоосуществлению (которое она отличает от самореализации и самоактуализации). Она показала, что полнота самоосуществления, самоисполнения прямо связана со способностью человека, ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями - условие развития личности и сохранения ее психического здоровья. И одной из причин неврозов выступает недостаток направленности, самоопределения. Ее методологической основой является учение фон Берталанфи, идея о том, что самосуществление есть осуществление смысла. [11]

Выготский Л. С. первым в отечественной психологии сделал попытку рассмотреть понятие жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жизненных планов. Некоторые идеи Л. С. Выготского стал отправным моментом для разработки концепций возрастной психологии личности, включая отношение ко времени и его влияние на формирование личности, в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна и их сотрудников.

Вслед за Л. С. Выготским, Л. И. Божович определяет человека как инициатора собственной активности, корни которой погружены в мотивационно-потребностную сферу. Активность - это основа развития личности в качестве субъекта: « ... ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [1]. Способы же достижения целей «аккумулируются ребенком с определенными изменениями, переработкой в течение всей его жизни. И при определенном уровне развития самосознание личности превращается в творца нового социального опыта». [1]

При рассмотрении временной перспективы, как способности видеть себя в будущем, присутствие определенных жизненных целей, существование сложившегося научного и морального мировоззрения, не только становятся побудителем поведения, но и выполняет функцию организации всех других потребностей и стремлений, в том числе и формировании иерархии мотивов. Формировании морального мировоззрения воплощает в себе нравственные стремления и таким образом, организует побуждения, и связанное с этим поведение.

Временная перспектива в концепции Д. И. Фельдштейна включает понятие объективного места, занимаемого человеком в системе общественных связей и внутренней позиции по отношению к разным сферам социальной действительности. По структуре временной перспективы Фельдштейну удалось проанализировать «нормальное» и девиантное поведение. Для «нормальных» подростков отношение к настоящему и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, они значительно больше думают о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом. В отличие от этого девиантные подростки имеют «ретроспективную временную ориентацию», то есть обращены в прошлое. При этом прошлое, настоящее, будущее у них слабо связаны друг с другом. Для них характерно стихийно-групповое общение порождающее у подростков стремление уйти от личной ответственности, приписать другим ответственность за события своей жизни. [12]

В 80-е годы XX в. проведены новые исследования особенностей формирования личности, мировоззрения и временной перспективы. Это исследования, проведенные Н. Н. Толстых, A. M. Прихожан, И. В. Дубровиной. Исследования этих психологов начинаются со сравнительного анализа социальной ситуации подростков и юношей в 40-50-60-е годы и в конце 80-х годов, используя экспериментальные данные Л. И. Божович

Божович Л. И., Кон И. С., Крутецкий В. А. отмечают, что основным новообразованием в старшем школьном возрасте становятся жизненные и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, то есть рождение жизненной перспективы: представление о своем желаемом "Я", о том, чтобы хотелось совершить в жизни. И планы-намерения в отношении будущего подчиняют все другие потребности, стремление человека при условии высокой степени развития личности, подготовленной всеми предыдущими этапами онтогенеза [3].

Факт возникновения мотивов-целей, связанных с отдаленной ориентацией, свидетельствует о переходе на более высокий уровень развития личности, с более сложной организацией ее мотивационной сферы, самосознания и т. п. [13]. Однако зрелую личность должна характеризовать не просто устремленность в будущее, а некоторое оптимальное соотношение направленности в будущее и принятие удовлетворенности настоящим. Об этом, в частности, заставляют задуматься работы известного французского психолога Б. Заззо. Она провела специальные исследования, направленного на выяснение предпочитаемого возраста своего собственного, более старшего или младшего - и того, от чего зависят эти предпочтения. Для Заззо оценка своего возраста в сравнении с другими возрастами - специфический показатель самооценки, особенности которой, в свою очередь, свидетельствуют о зрелой личности. Предпочтение своего возраста Заззо считает показателем большей зрелости, более высокого уровня самооценки и самосознания. [10]

Кон И. С. замечает: «способность трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально-психологической зрелости человека» [6]. И опять же мы можем с уверенностью сказать о важности существования развитой (сформированной) временной перспективы, как условия формирования зрелой личности.

Проблемой временной перспективы, социального самоопределения занимался также и И. С. Кон. Рассматривая данную проблему в понятиях самоопределения, развития мировоззрения, поиска смысла своей жизни, настоящей и будущей. [6] Он приводит слова польского психолога К. Обуховского: « ... потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности…». Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Мировоззренческие вопросы не решаются личностью однозначно, решая один вопрос, появляется потребность в решении другого, вновь появившегося. [6]

С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Труд ради будущего, с отсроченным удовлетворением - один из главных показателей морально психологической зрелости человека. «Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость», - писал А. С. Макаренко. Установка, что будущее само придет», что «его не избежать», - установка иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души. [Цит. по 7].

Существует еще один достаточно оригинальный, по своей сути подход к пониманию организации временной структуры жизни, с точки зрения временных перспектив и транспектив, жизненные планы. Цели, стратегия жизни в классификации А. К. Болотовой, [2]. Это причинно-целевая концепция психологического времени Е. И. Головахи и А. А. Кроника. Они напрямую не занимались именно временной перспективой, но у них есть достаточно продуктивные положения, Итак, эти авторы попытались решить проблемы многомерности времени, возможности его обратимости, нелинейной последовательности прошлого, настоящего, будущего. Психологическое время составляет внутренний план реального времени жизни, а жизненный путь личности исчисляется в параметрах особого исторического времени и его событийных доминантах [4]

Исследователи выделяют такие особенности психологического возраста как его обратимость и многомерность. Психологическое время, по А. А. Кронику, способно не только ускорять или замедлять свое течение, оно может переживаться непрерывным или прерывистым. Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», а ощущение непрерывности - признак «нормального», бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственность прошлого, настоящего, будущего. [4]