ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ОТ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОГРАНИЗАЦИЙ. Морозова С. В. (Челябинск)

Актуальность данной темы обусловлена проблемой поиска новых ценностей, духовных «опор», смыслов жизни. Новый, XXI век – век и новых тенденций в сфере науки, культуры, промышленности, который демонстрирует широкий спектр разнообразия человеческой мысли. Интеллектуальная деятельность человечества породила не только полезные изменения в материальной и духовной жизни человека. Возрастающая дифференциация религиозной мысли в настоящее время привела к возникновению разнообразных Культовых организаций, и некоторые из них осуществляют свою деятельность весьма сомнительными методами, бросая мрачную тень на религию в целом. Современное общество потребления дает возможность не только для успеха, но и для духовного вакуума, неустроенности в завтрашнем дне. Утрата жизненных ценностей, духовные кризисы – вот место для лжепророков. И именно жители крупных городов, мегаполисов максимально информированные о сомнительных организациях попадают в руки «духовных спекулянтов». «Духовные проводники» как раз учитывая условия жизни в мегаполисе, – стрессы, одиночество, тревогу – идут на «помощь», и к нашему сожалению эта «помощь» оказывается первой. И где реальная помощь близкого человека, семьи, психологов-профессионалов, церкви?

Уже более двадцати лет как в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые известны как деструктивные культы или секты. В своих корыстных целях руководители деструктивных организаций активно используют психологические возрастные трудности молодых людей, которые они испытывают на этапе Социального становления. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Проблема состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста.

Не случайно на студенческой конференции в нашем Южно-Уральском государственном университете студенты стали выступать с актуальными темами, как «Социально-психологические аспекты культового воздействия», «Мир без сект», «Как противостоять сектам?» Не от того ли актуальным и важным стало явное, – «вербовка» в организации ведется очень активно, а кое-кто из студентов уже попал в «добрые руки». С этой точки зрения становится понятна необходимость рассмотрения ряда вопросов: Что кроется под понятие «секта»? Насколько же так опасны деструктивные организации? Как противостоять сектам? Защищены ли права Граждан от посягательств «религиозных» организаций?

Что же такое секта? Секта – прежде всего манипулятивная, дестабилизирующая сознание человека, подрывающая его здоровье и психику организация, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей её основателей. В большинстве случаев это религиозные общины, прикрывающиеся Библией, которую они трактуют по-своему, разнообразные собрания и «реабилитационные» центры, заменяющие одну зависимость на другую.

Под словом «секта» в словаре русского языка Ожегова понимается: как учение, отколовшееся от традиционной религии, а также как группа лиц, Замкнутых на свои узкие интересы. Поэтому секта, по мнению А. В. Котлярова не обязательно может быть как нечто плохое. Это может быть круг людей, объединенных сильной привязанностью к некоторой художественной литературе или интеллектуальной программе. Эта группа людей «живет своей жизнью», а их программа может не совпадать с интересами общества (А. В. Котляров, 2006). В Большом энциклопедическом словаре секта трактуется как, – религиозное учение, основанное на смешении вероучений известных мировых религий, ложном их толковании или/и привлечением новых дополнительных элементов, служащих для доказательства «единственно истинной религии». Слово «секта» происходит от латинского слова «отсекать».

Д. Майерс, американский психолог, в книге «Социальная психология» определяет секту как группу, обычно характеризуемую:

1) особым ритуалом поклонения Богу или человеку;

2) изоляцией от окружающей «злой» культуры:

3) наличием харизматического лидера.

Также Сектой называется группа, в которой применяется манипуляция сознанием с помощью навязывания определенного учения, контроля за мыслительной деятельностью, и психическое насилие (в физическом, психическом, интеллектуальном и социальном плане). Психическое насилие, которое приводит к разрушению личности в физическом плане – неполноценное питание, недостаточный сон, напряжённая ежедневная работа по служению и изучению многочисленных материалов секты. Насилие в психическом плане, – когда человек теряет способность к критическому суждению об окружающей действительности, искажается сознание человека по отношению к общественно-полезному труду, семейным и родственным обязанностям. Насилие в интеллектуальном плане – когда происходит обеднение всех областей знаний, не имеющих отношения к вероучению секты, потеря профессиональных навыков и стремления к учёбе, получению специальности, что приводит к разрушению интеллекта человека. Насилие в социальном плане – появление враждебности ко всем лицам, не являющимся членами секты, и ко всей системе функционирования общества и государства.

Среди огромного множества определений «секта» более новый термин, который считается более правильным в исследовании данного вопроса – «идеологический культ», указывающий на организацию, использующую идеологию, изменяющую внутреннюю реальность своих членов. Это иерархическая организация любой ориентации, например религиозная, политическая, психотерапевтическая, коммерческая и т. д. (А. В. Котляров, 2006). Далее говоря о религиозной организации, разрушающей духовное, психическое и физическое состояние человека мы будем использовать понятие «деструктивные организации».

В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн. человек, причем 70 процентов из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тыс. Во многих культах сегодня приток членов равен оттоку – выжатый, как лимон, материально, физически и морально сектант через несколько лет «выкидывается» за ненадобностью. По данным экспертов, культовые организации активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе. Наиболее негативное воздействие из действующих в настоящее время в России оказывают следующие деструктивные культы американского происхождения – «Свидетели Иеговы», или «Общество Сторожевой башни»; «Церковь Саентологии» или «Дианетика»; «Семья» или «Дети Бога»; «Церковь Христа».

Негативной деятельности нетрадиционных религий посвящены научные труды Т. А. Бажан, Л. И. Григорьевой, И. Я. Кантерова и др. При анализе деятельности в России новых нетрадиционных религиозных направлений (религий «нового века») выделяются следующие проблемы:

1) Массовое вторжение нетрадиционных религий привело к нарушению баланса религиозных течений в стране.

2) Деятельность нетрадиционных религиозных объединений приводит к массовым уходам детей и подростков от родителей, что привело к созданию родительских общественных объединений, требующих закрытия такого рода религиозных организаций. Родители обвиняют новые религии в «промывании мозгов», лишении свободно мыслить. У граждан, попавших в такие объединения изменяется психика и поведение, наблюдается рост психопатических состояний. По этим мотивам в некоторых городах России возбуждены уголовные дела против «Белого Братства», кришнаитов, «АУМ Синрике» и др.

3) Усиливающиеся влияние новых нетрадиционных религий на воспитание, семейные отношения, разрушают в России национальные традиции, подрывают безопасность государства (Н. В. Володина).

Распространению деструктивных культов способствует целый ряд Субъективных и объективных факторов. К Объективным факторам следует отнести современные социально-экономические условия России. Существенными Субъективными факторами пониженной сопротивляемости личности к манипулированию сознанием являются мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни, склонность находить простые решения сложных проблем.

Самыми распространенными Причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний.

Кто на сегодняшний день стоит на защиту личности от культовых организаций, психологи, психотерапевты, юристы, русская православная церковь, миссионеры? Государственные учреждения, общественные организации, исследовательские центры? Защищаются ли права граждан от возможных посягательств деструктивные религиозные организации? Как показали судебные и научные расследования, деятельность значительного числа таких организаций направлена в первую очередь на подавление и разрушение личности человека. Деятельность учредителей деструктивных религиозных организаций по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания Противоречит Статье 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (В. М. Чернышев, 2006).

Последователи деструктивных организаций, как правило, лишаются права использовать медицинскую помощь, жить нормальной жизнью и трудиться, свободно перемещаться и отдыхать, права на свободу совести, обязанности выполнения гражданских повинностей, лишаются жилища, частной собственности, объективной информации, права на получение образования, на создание семьи. Фактически эти граждане лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией страны, Всеобщей Декларацией Прав Человека и другими международными документами.

Стремясь безраздельно управлять личностью адепта, руководители таких культов используют конфликты в его семье с родственниками, не принявшими их доктрину, с коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками или просто с друзьями. Под целенаправленным психологическим воздействием и просто по указанию руководителя религиозного объединения адепт уходит из семьи, бросает учебу, работу.

У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т. е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.

Искажая мировоззренческие ценности молодежи, руководители деструктивных организаций формируют себе последователей, у которых полностью отсутствует Самостоятельность мышления и критичное отношение к жизни, для чего адепт, как правило, полностью изолируется от социума в целом, выпадает из производственной и культурной сферы общества, отрешается от выполнения своих гражданских обязанностей. При этом адепты сект, объективно находящиеся в полной психологической зависимости от манипуляторов, не способны самостоятельно жить в обществе, поэтому, не раздумывая готовы выполнять их любые указания.

Как показывает международный опыт, деструктивные религиозные организации, управляемые сомнительными идеями своих руководителей, осуществляют крупные асоциальные акции, тем самым методично разрушают целостность и моральные ценности нашего общества. Акции подобного рода, а также скрытая планомерная негативная деятельность деструктивных культов, безусловно, затрагивают вопросы государственной безопасности, национальные интересы в сфере защиты семьи, воспитания и образования детей и молодежи, в сфере психологической защиты личности.

Приходится констатировать неадекватность либо полное отсутствие государственной политики в сфере деструктивных процессов в отношении общества, семьи, личности.

Правоохранительные органы не уделяют должного внимания правонарушениям со стороны тоталитарных сект, не принимают все предусмотренные действующим законодательством меры, не обобщают негативную их практику. Многочисленные заявления родственников адептов по фактам правонарушений если и рассматриваются органами прокуратуры, то только как отдельные случаи. В настоящее время не созданы и не работают механизмы контроля деятельности религиозных объединений. Несмотря на достаточный мировой опыт, полностью отсутствуют законодательные акты, обеспечивающие гражданам защиту от деструктивного воздействия тоталитарных сект.

Борьба деструктивных организаций, тотальных сект становится явно открытой. Причиной убийства 20 ноября 2010 г. священника Даниила Сысоева Стала его активная работа как миссионера. Даниил Сысоев был известен активной миссионерской деятельностью. С 1996 года он вел циклы миссионерских библейских бесед с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. По основной версии следствия, убийство совершено на религиозной почве. Священник Даниил Сысоев убит за свои убеждения.

Отсутствие государственной политики по отношению к деструктивным религиозным организациям отражается на отсутствии объективных сведений о них в средствах массовой информации. Никем не анализируются социальные предпосылки создавшейся кризисной религиозной ситуации. Не прогнозируется развитие проблем ни в социальном, ни в экономическом аспекте, ни по линии безопасности общества и государства.

Становится очевидным о необходимости принятия системы мер на государственном уровне. Обсуждая на студенческой конференции темы, о влиянии сект на личность, стало очевидно не безразличие молодежи к этому вопросу. Мало того, участвуя в опросе по данной проблеме, 81% опрошенных студентов 3-го курса архитектурного факультета ответили, что их агитировали, приглашали посетить какие-то собрания. На вопрос «Кто, по вашему мнению, попадает в секты?» 66% студентов ответили, что это отчаявшиеся, с жизненными проблемами, неуверенные в себе люди, одинокие, молодые или пенсионеры. Тогда как 34% ответили, что это может быть любой человек, любого возраста, образования и положения.

Что говорят специалисты? Чаще всего в секты попадают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, имеющие проблемы в семье, пережившие серьёзное разочарование, чувствующие себя одиноко. Но от этого не застрахован никто. Если сегодня вы дали отпор назойливому вербовщику, то это ещё не значит, что завтра не попадётесь на удочку, опытного, владеющего основами психологии, члена одной из сект. При вербовке, основной уклон идёт на молодёжь – их легче обработать, чем взрослых, имеющих устоявшиеся взгляды на жизнь, людей. Сейчас сектанты активно внедряются в школы, детские сады, проводят разнообразные оздоровительные программы в летних лагерях, в которые входит ознакомление с «истинной» верой.

На вопрос «На каком уровне должна проводиться работа по защите человека от влияние сект?» «Не надо ничего решать» – ответили 5% студентов, «решать надо на уровне семьи» – 9%, «на уровни просвещения, СМИ, образования» – 17%, («дать информацию, ибо знающий вооружен, а значит, защищен»), «решать должны на уровне региона, города» – 17%, «решать проблему надо на уровне государства» – ответили 52 % студентов.

Осталось только государству решить на уровне закона защищать права и интересы семьи, детей, молодежи, укрепив этим здоровье нации в психическом, нравственном и социальном плане. Решение многих проблем может быть осуществлено благодаря принятию и реализации специальной государственной программы.

Куда обратится человеку, попавшему в культовую организацию? Как ему помочь? Автором проведен информационный поиск на наличие центров помощи родственникам и людям, попавшим в секты. Их оказалось совсем немного и не в каждом регионе страны. Так в Челябинске помощь оказывает челябинская и златоустовская епархия, в Екатеринбурге – Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, в Уфе – Информационно-консультационного центр по проблемам психологического и духовного насилия в нетрадиционных религиях. Активную работу ведет центр помощи жертвам деструктивных культов Украинской Православной Церкви. Учреждения, занимающиеся реабилитацией жертв тотальных сект есть в Москве и Санкт-Петербурге. Ведется борьба в Ростовской области, где прокурор области обратился в Ростовский областной суд с заявлением (11.09.2009) о ликвидации Местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Таганрог». Так в Уфимском и Томском центрах можно получить исчерпывающую информацию о сектах, психокультах и оккультных группах, действующих на территории Республики Башкортостан и Томской области. Центры оказывают консультативную помощь людям, попавшим по влияние деструктивных сект, и их родственникам.

В Российской Федерации нет практики запрета религиозных объединений криминальной направленности, не выработан механизм контроля государственных органов власти и правоохранительной системы за деятельностью «потенциально опасных» религиозных объединений. Это связано с недостаточной проработанностью типологии и изучения нетрадиционных и новых религиозных движений (Н. В. Володина).

Бытует мнение, что запретить секты невозможно – они были, есть и будут. Но в Германии, Швейцарии, Франции и других европейских странах, работают механизмы противодействия псевдорелигиозным сектам – ведется государственная политика и миссионерская, просветительская деятельность традиционных религий, чтобы люди не искали «утешения» своим страждущим душам в сектах (А. С. Андриенко, 2007).

Таким образом:

· необходима разработка и реализация механизмов, регулирующих отношения государственных структур и религиозных организаций. Обеспечение координации деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов по защите граждан, пострадавших от воздействия деструктивных культов; · необходимо создать организации по оказания психологической, медицинской помощи и последующей социальной адаптации и реабилитации лиц, попавших под влияние деструктивных, религиозных объединений, а также членов их семей. Подготовка медико-психологического обоснования для разработки государственного закона о психологической безопасности; · должна вестись просветительская деятельность, а именно реализация программ духовного воспитания детей и молодежи, на разных уровнях, – от школ, вузов до регионов и страны в целом.

Автором проводится просветительская деятельность в университете со студентами. Создана программа «Информационная безопасность личности в XXI веке, целью которой является формирование психологических защит от информационных угроз посредством повышения информационной грамотности и критичности мышления и формирования правильных установок.