ПЕРВАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ БУДДИЗМА. Козлов В. В. (Ярославль)

Завершилось удивительной красоты путешествие в Непал с тренинговой программой «Путешествие в Дхарму». Идея посещения Лумбини – где родился и вырос Будда Шакьямуни, возникла из его диалога с Анандой – с ближайшим учеником и племянником (Маха-Париниббана Сутта (глава 5)).

"Четыpе места, Ананда, веpующему подобает посещать всегда с чувством почитания и благоговения. Каковы же те четыpе места?

1. Место, Ананда, где скажет веpующий: "Здесь pодился Татхагата!" - подобает посещать ему в благоговении и любви.

2. Место, Ананда, где скажет веpующий: "Здесь достиг Татхагата совеpшенного Высшего Пробуждения", - подобает посещать ему в благоговении и любви.

3. Место, где скажет веpующий: "Здесь Татхагата привёл во вращение Колесо Дхармы," - подобает посещать ему в благоговении и любви.

4. Место, Ананда, где скажет веpующий: "Здесь Татхагата ушёл в окончательную Нирвану, оставив все элементы цепляния," - подобает посещать ему в благоговении и любви.

Вот четыpе места, Ананда, которые подобает веpующему посещать всегда с чувством почитания и благоговения. И, действительно, Ананда, пpидут в эти места веpные монахи и монахини, верующие в миру мужчины и женщины и скажут: "Здесь pодился Татхагата", "Здесь достиг Татхагата совеpшенного Высшего Пробуждения", "Здесь Татхагата привёл во вращение Колесо Дхармы", "Здесь Татхагата ушёл в окончательную Нирвану, оставив все элементы цепляния".

И кто бы, Ананда, ни умер, с верой в сердце совеpшая паломничество по тем местам, тот после смеpти, когда тело разрушится, возpодится в обители небесного счастья!"

Именно так возник проект «Четыре Драгоценностей Будды», который я решил реализовать в течение двух лет.

Вылетела группа из Москвы 28 апреля в 15:55 из аэропорта Домодедово на комфортабельном самолете Airbus 320 авиалиний Этихад в Абу-Даби, а затем следующим рейсом в Катманду.

29 апреля группа прибыла в Катманду, столицу Непала. Нас встретили в аэропорту местные организаторы с цветами и перевезли в отель "Bouddha Chhorten" на территории громадной ступы Будданатх. Это самая большая буддистская ступа на Земле. Ступа — это куполообразное сооружение, вместилище священных реликвий. Существует миф, что в Будданатхе покоятся останки Будды Шакьямуни.

Ступа стоит над трехъярусной платформой, возвышаясь над перекрещенным прямоугольником, для того, что бы произвести форму Янтры. Флажки желтые, зеленые, красные, белые и синие, на которых написаны мантры, тянутся от вершины ступы во все стороны света. Они символизируют пять элементов, из которых состоит Вселенная: землю, воздух, огонь, воду и пространство. Считается, что мантры, написанные на флажках, читает развивающий их ветер.

Это действительно красиво и грандиозно как днем, под палящим непальским солнцем (жара доходила до 35 градусов) так и вечером, когда круговая площадь вокруг ступы пустела от многочисленных толп туристов и тибетских буддистов.

В центре ступы находится Вайрочана, далее следуют Ачхнобхья, Падма Самбхава, Амитабх и Падма Амочхасидхи в восточном, западном, южном и северном направлениях. Подобным образом расположены сто восемь маленьких ниш вокруг помещений ступы, изображения будд, бодхисатв и других женских божеств вдоль со слитыми в эротических позах фигурами. Число 108 это не только традиционное число бусин в буддистких четках. Это число повторений имен божеств, священно для индусов и джайнов. Число получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12) или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т. е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.

На нижнем уровне ступы Будданатх три из бронзы тисненными известной мантрой «Ом мане падмэ хум» закрепленной в более чем 140 нишах. Ом мани падме хум - одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мне больше всего нравится перевод: «Пусть все существа во всех мирах освободятся от страданий и обретут Просветление».

Буддисты верят, что каждый из шести слогов этой мантры сокращает пребывание в одной из форм бытия в круге бесконечных перевоплощений. Тот, кто произнесёт эту мантру сто тысяч раз, обретёт просветление. Данную мантру называют "сокровищем мудрости" или "кратким учением", и это действительно так, поскольку "мани" значит "ваджра" – символ просветления и одновременно метод достижения мудрости, "падме" – "лотос", т. е. сама мудрость, а их соединение в мантре символизирует соединение мужского и женского начала вселенной, постижение мудрости посредством метода. Таким образом, эта мантра воплощает в себе основную тантрическую идею единения двух начал Вселенной. Многие паломники и даже туристы крутили молебные круги с усердием, т. к. верили, что так они улучшают свою карму. Даже некоторые участники тренинга присоединились к этому священнодействию, хотя, думаю, без достаточно глубокой веры в нирвану.

Будданатх одно из самых священных мест для буддистов, особенно для тибетских лам и монахов, которые во время праздников совершают паломничество в это место.

Живя в тридцати метрах от ступы, мы имели возможность с мансарды гостиницы почти на одном уровне смотреть в созерцающие очи мудрости Будды. Я понимал, что это памятник под охраной ЮНЕСКО, но это не добавляло значимости этому памятнику.

Он и так был значим. Особенно это становилось ясно, когда мы видели бесконечные земные простирания буддийских монахов на второй площадке Будданатх.

30 апреля мы позавтракали по монашески скудно (маленький банан, кофе с молоком, два куска хлеба и яйца) в гостинице и совершили экскурсию в Бхактапур (в 12 км. к востоку от Катманду), бывшую столицу независимого княжества. Город и вправду полностью сохранивший свой первозданный облик. Там оказалось намного чище, богаче и красивее, чем в Катманду. Город оказался настоящим музеем под открытым небом. Совершив экскурсии на дворцовую площадь, к Золотым воротам, посетив дворец 55 окон, храмы Батсала Деви, Ниятапола, Бхайравнатх, я задумался – почему все-таки столицу перенесли в Катманду, где улицы грязны, нищета и беспорядок являются частью городского пейзажа.

Нас везде сопровождал гид Кумар Шакья, который достаточно хорошо говорил по-русски. Его принадлежность к высшей касте мало ощущалось. Он был прост, отвечал на все вопросы и был очень честен. Наверно это признак принадлежности к клану, из которого происходил сам Будда.

По обратной дороге мы заехали в Пашупатанакх, огромный индуистский шиваистский храмовый комплекс. Это место паломничества всех индусов мира расположено на берегу речки в пригороде Катманду. Место мы знали еще с прошлой поездки, но сейчас мы чувствовали большую готовность видеть кремацию и нюхать запах горелого мяса.

Мы час провели на берегу и смотрели ритуал сжигания умерших от начала до конца: как приносят их на берег Багмати, омывают ноги, брамин делает ритуал с молитвами, как на носилках (состоящих из двух бамбуковых жердочек) их переносят к месту сжигания на бетонном постаменте, связывают руки и ноги, и, предварительно несколько раз ритуально обойдя будущее костровище, кладут на приготовленные дрова с хворостом и соломой, и затем зажигают, и смотрят, чтобы тело сгорало ровно.

И останки пепла и костей большими лопатами сбрасывают в реку.

А там под бетонными постаментами живые индусы в водах реки копошатся в поисках слитков золота и серебра, ниже моются и моют посуду – жизнь и смерть происходят без оглядки друг на друга.

Мне хотелось пройти выше над берегом, где гостиница для умирающих. Индусы, чувствующие приближение смерти, прощаются с родственниками, оставляют все, что связывает их с жизнью, и идут умирать в это место. По индуистскому поверью все умершие на земле Пашупатинатх получат хорошее перерождение в будущем. Но, после попытки посещения храма Шивы (нас не пустили внутрь, так как мы для них «неприкасаемые»), которая закончилась безуспешно, меня никто не поддержал.

Почему так мало стало обезьян? - спросил я у нашего гида-брахмана уже в автобусе.

Их убили и съели китайцы, - невозмутимо ответил гид, - а мозги обезьян вовсе считаются деликатесом!

Жалко обезьян, - сказал я.

Китайцев больше надо жалеть. Обезьяны священные и правильно приняли смерть. Что будет с кармой китайцев, - ответил Кумар.

Я опять задумался о законе причинности, связи кармы и випаки (действия и последствий действия)

1 мая, так же скудно позавтракав, мы отправились на микроавтобусе с кондиционером в Лумбини - место рождения Будды, апостола мира и согласия. За 12 часов мы успели сильно утомиться.

Некоторые участники нашего путешествия, особенно женщины из Красноярска, были сильно взволнованы, когда нам дорогу заслонили маоисты с палками и колами в руках. Вооруженные солдаты участников тренинга не успокоили, а еще больше растревожили. Я был спокоен, хотя 50 градусная жара слегка томила мое большое тело.

Но когда мы разместились в гостинице "Lumbini Garden" и поужинали, то усталость прошла.

Гостиница оказалась оазисом порядка, чистоты и комфорта. После ужина начался буддийский ритрит. С 8 утра участники тренинга проводили в одиноких медитациях, с 10 утра до 13.30 были лекции по психологии буддизма, а после обеда все отправлялись на индивидуальные буддистские практики в манговую рощу, которая была прямо перед гостиницей.

Это было место, которое в соответствии со всеми местными и мировыми мифами, родился принц. Согласно легенде королева Майя Дэви путешествовала к дому своих родителей, чтобы родить там ребенка (Сиддхартху), во время ее отдыха в тенистой роще начались роды. Говорят, что дерево протянуло свои ветви, чтобы обнять ее – эта сцена вдохновила множество скульпторов и художников на создание произведений искусств.

Именно среди этих деревьев и бродили в поисках места для тишины участники тренинга. Места для тишины в этом огромном парке есть. То ли потому, что очень жарко и не сезон для туристов, то ли потому, что всем паломникам и туристам были более близки асфальтовые дорожки и рикши, в роще, особенно на берегу реки, людей было мало.

Как бы там ни было, несмотря на 50-градусную жару, все участники побыли у колонны Ашоки – старейшего исторического памятника в Непале. Надпись на колонне в Лумбини гласит: « Король Ашока, любимец богов, нанес королевский визит на двадцатом году после коронации. Каменный парапет и колонна воздвигнуты в честь Будды, который родился здесь».

На меня огромное впечатление произвел храм Майя Дэви Мандир, посвященный матери Будды. Считается, что ему больше 2000 лет. В нем установлен древний каменный барельеф, датируемый II в. н. э.. На нем изображена сцена рождения Будды. Беспощадное время почти полностью уничтожило орнамент, довершив работу мусульманских захватчиков, стерших фигуры людей. Сцена восстановлена в мраморе: Майя Дэви изображена протянувшей руку к ветви дерева, в то время как Брахма приветствует новорожденного Будду, стоящего рядом с матерью. Храм поддерживается браминами. Индусы чтят барельеф как образ Рупы Дэви, богини достатка и плодородия.

Я с умилением и долго смотрел на отпечаток ступни младенца принца Сиддхартхи в храме. Неважно, так это было или не так. Предмет умилителен. И так же неважно, где Королева Майя Дэви в начале родов купалась и после рождения Будду искупала, то ли в реке, то ли в озере, где сейчас каждый день стираются и купаются паломники. Важно, что здесь есть поклонение Женщине и Рождеству.

Вокруг комплекса на месте рождения Будды Шаккья Муни несколько монастырей, построенных буддийскими странами. Хотя все время и стояла жутко жаркая погода около 50 градусов, за два дня в послеобеденное время я смог посетить и Тайский монастырь, и Японскую Шанти ступу, Бирманский, Китайский и Тибетский монастыри, Паломнический центр и даже простоял по несколько минут перед закрытыми дверями зала для медитаций.

Если бы при монастырях не было бы не очень уютных, весьма бедно оформленных маленьких кафе, в которых был не только чай, но и холодная вода, то путешествовать по жаре было бы труднее.

Практики я делал в роще у реки, куда на водопой приходили олени. И это было фантастически красиво.

На третий день мне повезло провести в одиночестве в старом храме. Я сидел в центре храма, где плитками был выложен символ просветления. За час медитации (а делал я мулатантру, одну из самых сложных практик Ваджраяны) никто не зашел в храм, что было невозможно.

Было тихо и свежо. Внутренние стены были расписаны без роскоши, да и Будда в центре не блистал золотом.

Но веяло вечностью. Именно тут я и решил написать книгу «Психология буддизма». Это было 3 мая 2009 года.

5 мая мы совершили экскурсию к развалинам города Капилавасту, родового дома Будды, расположенного в 27 км. к западу от Лумбини у деревни Тилаурикот. Перед моим мысленным взором ожили огромные и очень значимые события из жизни Пробужденного из клана шакьев.

7 мая мы вылетели в Катманду и опять разместились в гостинице "Bouddha Chhorten".

После размещения в гостинице мы прошлись по Катманду в поисках приличных сигарет и мне хотелось найти очки, т. к. мои сломались. Ни того, ни другого мы не нашли, но наглотались пыли и, насмотревшись на грязь, решили больше не выходить за пределы монастыря. Наше решение стало окончательным, когда мы нашли уютную кофейню с интернетом и родными европейскими лицами рядом с Будданатх.

Утром я не притронулся к завтраку и отдал его Умиду, который в группе отличался самым выраженным аппетитом. Мы поехали в Сваямбунат - один из древнейших (его возраст более двух тысяч лет) буддийских храмовых комплексов (или правильнее сказать ступ).

На холм, где расположен Сваямбунат, ведут 365 каменных ступеней. Мы эти ступени решили не проходить и доехали до вершины на микроавтобусе. Сваямбунат называют Храмом обезьян. По местной легенде, много миллионов лет назад, когда вся долина Катманду была одним большим озером, населенным змеями, из озера вырос огромный цветок лотоса. На том месте, где появился этот лотос, возник Сваямбунат, что в переводе означает что-то вроде "создавший сам себя". Есть две версии названия Храм обезьян. Первая – там везде живут многочисленные семейства макак, шныряющих везде и едящих все. Вторая – в Джатаках есть сутра, в которой рассказывается о времени когда Будда был королем обезьян… Именно этому воплощению как бы и посвящен храмовый комплекс.

Одновременно это место – хорошая смотровая площадка на долину Катманду. Здесь тихо, спокойно и думается о трансцендентном.

Сваямбунат это огромный холм, на котором расположены многие храмы и несколько монастырей. Внизу, вдоль периметра горы, стоят многочисленные статуи Будды и молитвенные барабаны, которые по часовой стрелке проходят и вращают верующие и неверующие.

Ступа - полусферический купол на квадратном основании. Он олицетворяет небо затем идёт куб - символ земли. Выше - шпиль из 13 ступеней, по числу шагов к просветлению. На самом верху ступы - символ Солнца и Луны. На площади перед ступой горят множество свечей, как везде на ступах развеваются красные, синие, жёлтые, белые и зелёные флажки, с молитвами и с белой стены ступы, разукрашенной желтыми сферами, смотрят всевидящие очи Будды.

Мы с Костей приехали в Сваямбунат только для того, чтобы посетить древний храм, который старше ступы на много лет. В прошлый раз мы там нашли место тишины и древней духовной энергии. Найдя храм, мы посидели полчаса в святом месте в глубокой медитации. Мне очень не хотелось двигаться дальше и хотелось убраться в храме, зажечь свечи и разжечь благовония, но группа уже была далеко. Надо было идти, войдя в тело туриста.

Дальше мы поехали средневековый город Бхактапур, непальский "город мастеров". Больше, чем все остальные города, сумевший сохранить свою средневековую атмосферу.

Мы решили закончить свое путешествие по Непалу в этом чистом и уютном городе, в котором живут в основном мастеровые люди - резчики по дереву, горшечники, чеканщики. Дома в городе построены из темно-красного камня. Примерно такого же цвета мостовые в городе. Мостовые чем-то напоминает или Италию или Ригу, но они выложены в виде паркета и очень сильно стерты.

Мы поужинали рядом Ньятаполой - самой высокой пагодой в Непале, посвященной таинственной тантрической богине Сиддхи Лакшми, на центральной площади Таумадхи Тол.

Сидя на веранде, мы смотрели, как за облаками постепенно обнажается Эверест. Час сидения на террасе (обслуживают непальцы даже медленнее, чем тайцы и балийцы), был вознагражден великолепным блюдом из горного яка.

И сытыми мы вышли на площадь.

Уже стемнело.

С неба смотрела полная луна. Прошедший день был праздником Будды Джаянти. Начиналась процессия, во время которой буддисты должны объезжать колесницей Мъязима вокруг площади с изображениями Великого Будды на колеснице.

Мы кое-как уехали в аэропорт. Народ стекался на площадь Таумадхи Тол и не было конца веренице машин и людей.

Непал не хотел нас отпускать.

Но наше намерение возвратиться в Россию было безупречным.

Но также безупречным стало намерение посетить еще 3 Драгоценности в Индии в 2010 году. Посетив место, где pодился Татхагата, в благоговении и любви, я решил обязательно побыть в Бохгае, где пробудился Шакьямуни. Затем пожить в Оленьем парке парк близ города Сарнатха, где он запустил колесо Дхармы, и также посетить место, где он пережил паранирвану.

И это почти сейчас, ведь время условно.