СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Козлов В. В. (Ярославль)

Как в психологическом научно-гносеологическом плане, так и в плане философского или теологического исследования, проблема сознания является одинаково трудно раскрываемой. Сознание как психический феномен обладает рядом специфических и даже уникальных особенностей, которые затрудняют его научное исследование.

Вслед за Л. С. Выготским интегративная психология определила категорию сознания центральной для всей психологии. Эта позиция имеет свою, и весьма содержательную, предысторию.

В европейской традиции психология являлась одним из разделов философии, в понятие души в разное время философы вкладывали различное содержание в зависимости от того, какая психическая функция считалась ими наиболее существенной для человеческого существования: познавательная или моральная. Психология понималась в философии не иначе, как философия сознания.

Именно в философской психологии была поставлена фундаментальная проблема связи души-сознания с телом. Согласно Р. Декарту, мы можем сомневаться во всем, кроме существования своего сознания и Я как его центра, того, кому принадлежит мое сознание. Я рассматривается безотносительно тела, внешнего мира и других Я. Я абсолютно самодостоверно и прозрачно для себя. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о., сомнение — достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «...Я мыслю, следовательно, я существую...»[1]

И. Кант говорит о невозможности существования эмпирического я без Я трансцендентального, которое является условием объективности опыта. Объективность опыта возможна лишь при его непрерывности, непрерывным должен быть и тот, кому этот опыт принадлежит, т. е. Я. Трансцендентальное единство апперцепции, утверждение «Я мыслю» потенциально сопровождает течение опыта, представляет собой основу любого знания, при этом само знанием не является. Мыслящее Я не дано ни в каком опыте. Трансцендентальное Я не может быть объектом самого себя. О нем можно лишь как-то мыслить или символически намекать, но не знать. Трансцендентальное Я является вещью в себе.

Трансцендентальное единство апперцепции предполагает наличие эмпирической апперцепции временного характера, т. е. «темпорально окрашенного сознания конкретных состояний субъекта»[2] и чистой апперцепции, которая является условием всякого эмпирического сознания представлений, т. е. отнесением этих представлений к тождественному Я. Сознавая представления, мы одновременно осознаем себя осознающими эти представления. Я мыслится как сохраняющееся в потоке перцепций, находится вне времени и задает единство многообразия состояний.

Отец основатель научной психологии В. Вундт, вслед за Р. Декартом, полагал, что естественнонаучными методами можно изучать только простейшие психические процессы и эти методы не годятся для познания высших психических функций, связанных с социокультурными аспектами жизни человека, причем Вундт был уверен, что высшие психические функции можно изучать только неэкспериментальными методами.

Его рассуждения не были восприняты в эпоху доминирования позитивистских настроений и экспериментальная парадигма была распространена на все психологические феномены, хотя позднее все последующие психологические теории стали развиваться через критическое переосмысление вундтовской системы психологии, причем критика осуществлялась на основе различных мировоззренческих моделей человека, которые закладывались в естественнонаучную по форме систему знаний о психическом.

У. Джемс[3] подразумевал, что порядок исследования должен быть аналитическим и необходимо к изучению сознания взрослого человека приступать по методу самонаблюдения. По его мнению (он выделяет четыре свойства сознания), первичным конкретным фактом, принадлежащим внутреннему опыту, служит убеждение, что в этом опыте происходят какие-то сознательные процессы, а состояния сознания сменяются в нем одно другим. Он отмечает в сознательных процессах четыре существенные черты:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

2) в границах личного сознания его состояния изменчивы;

3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;

4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает между ними выбор.

Состояния сознания, встречаемые в природе - «личные сознания – умы, личности, определенные конкретные «я» и «вы», причем «мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли другого сознания»[4].

«…В сознании происходят непрерывные перемены и ни одно, раз минувшее состояние сознания, не может снова возникнуть и буквально повториться. Все эти сложные состояния сознания образуются из сочетаний простейших состояний. Реальности, объективные или субъективные, в постоянное существование которых мы верим, по-видимому, снова и снова предстают перед нашим сознанием и заставляют нас из-за нашей невнимательности предполагать, будто идеи о них суть одни и те же идеи…Анализ цельных, конкретных состояний сознания, сменяющих друг друга, есть единственный правильный психологический метод, как бы ни было трудно строго провести его через все частности исследовании. Во всех этих случаях мы не должны забывать, что употребляем символические выражения, которым в природе ничего не соответствует. Неизменно существующая идея, появляющаяся время от времени перед нашим сознанием, есть фантастическая фикция. В каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен...»[5].

Положение «сознание непрерывно» заключает в себе две мысли:

1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности;

2) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко[6].

Таким образом, «сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Всего естественнее к нему применить метафору … «поток сознания» (мысли или субъективной жизни)»[7]. «В сознании существуют устойчивые и изменчивые состояния. Остановочные пункты в сознании обыкновенно бывают заняты чувственными впечатлениями, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время; переходные промежутки заняты мыслями об отношениях статических и динамических, которые мы по большей части устанавливаем между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Наше мышление постоянно стремится от одной устойчивой части, только что покинутой, к другой, и можно сказать, что главное назначение переходных частей сознания в том, чтобы направлять нас от одного прочного, устойчивого вывода к другому. Желая уловить переходное состояние сознания, мы вместо этого находим в нем нечто вполне устойчивое – обыкновенно, это бывает последнее мысленно произнесенное нами слово, взятое само по себе, независимо от своего смысла в контексте, который совершенно ускользает от нас. Есть еще другие, не поддающиеся названию перемены в сознании, так же важные, как и переходные состояния сознания, и так же вполне сознательные. Сознание всегда бывает более заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитал другие»[8].

Точка зрения Джеймса аналогична буддийским представлениям сознания как единого целого, пользующееся различными органами для восприятия разных видов объектов, подобно обезьяне, сидящей внутри дома и смотрящей вовне через множество разных окошек. В соответствии со взглядом Будды из клана шакьев: «поток сознания живых существ индивидуален», «шесть собраний сознания объединяются в ментальный источник». Буддисты считали, что сознание является состоящим из единой субстанции ментальным сознанием. Все виды сознания, одновременно порождённые индивидуумом, рассматривались, таким образом, как одна субстанция[9].

В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, познание и мышление являются синонимами.

Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Это определение и его толкование может быть найдено в текстах основателей буддийской логики индийских учёных Дигнаги и Дхармакирти. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т. е. ясного присутствия своего непосредственного объекта.

Образ новогодней ёлки в концептуальном сознании памяти, образ Владимира Козлова с крыльями бабочки в неправильном концептуальном сознании, образ компьютера TOSHIBA – PORTEGE 3025CT в безошибочном зрительном восприятии и т. п. – все они ясно возникают в тех сознаниях. Более того, каждое из тех сознаний обладает осознаванием возникающих в нём образов. Подобное определение верно не только для обыденного дуалистического ума, но и для просветлённого сознания будды, равно как и тонкого недуалистического сознания, которым обладают все живые существа. В тантре оно описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчёркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчёркивается аспект осознавания.

Далее, как говорил великий тибетский учёный Сакья Пандита (1182 – 1251) в Сокровищнице Обоснований Верного Сознания:

«С точки зрения объектов и проч. получается много видов [сознания],

С точки зрения [самого сознания существует] единственно самоосознавание».

Т. е. сознание может подразделяться на множество категорий: концептуальное и неконцептуальное с точки зрения его объектов, ошибочное и безошибочное с точки зрения его природы, сознание глаз, ушей и т. д. с точки зрения его основы, главное и производное сознание с точки зрения его функции, и т. д. и т. п. Однако с точки зрения субъекта, т. е. самого сознания, все его виды являются исключительно самоосознаванием или апперцепцией.

Апперцепции, или способности сознания познавать самого себя, придаётся первостепенное значение в буддийской логике и теории познания. Дело в том, что любая концепция, любое логическое построение, сводятся в конечном счёте к непосредственному восприятию. Например, силлогизм «на горе есть огонь, потому что есть дым» основывается на изначальном зрительном восприятии дыма. А любое непосредственное восприятие, дабы быть концептуально осознанным, сначала должно быть непосредственно осознано самим собой.

Если же для осознания одной мысли необходима другая мысль, то для осознания той другой мысли понадобится ещё одна мысль, которая в свою очередь должна быть осознана какой-то другой мыслью, и так до бесконечности. Единственным выходом тогда будет познание этой бесконечной цепочки мыслей. Однако это самое познание в свою очередь должно быть осознано ещё одной бесконечной цепочкой, и так до бесконечности бесконечных бесконечностей, т. е. нам необходимо признать, что сознание осознаёт самого себя.

Все буддийские школы признают разделение сознания на главные сознания и производные сознания. Различия между ними заключаются в том, что в то время как первые являются просто восприятиями определённых объектов, последние являются различными ментальными процессами сопутствующими этим восприятиям. В «Различении Середины и Крайностей» Майтрея говорит:

«Видение [объекта является главным] сознанием.

[Видение] его особенностей [является] производным сознанием».

Чим Джампеян, крупнейший тибетский комментатор Абхидхармы, комментирует: «Видение природы самого объекта собственными силами является [главным] сознанием. Видение [его] особенностей собственными силами является производным сознанием». Таким образом, хотя видение особенностей и возникает в главном сознании, оно возникает не его собственными силами, а силой производного сознания. Также, хотя видение просто природы объекта и возникает в производном сознании, оно также возникает не его собственными силами, а в силу главного сознания. Под «видением особенностей» подразумеваются различные ментальные процессы намерения, чувства и проч., сопутствующие восприятию объекта.

Главные и производные сознания соотносятся друг с другом через пять соответствий: они возникают, опираясь на один и тот же орган; обращены на один и тот же объект; обладают одним и тем же аспектом, т. е. одним и тем же образом объекта; возникают в одно и то же время и обладают одной и той же субстанцией. Последнее объясняется в том смысле, что одному, субстанциально отличному от других главному сознанию (например, сознанию глаза) может сопутствовать только один субстанциально отличный от других вид производного сознания (например, чувство блаженства). Два противоположных чувства и т. д. не могут одновременно сопутствовать одному и тому же главному сознанию, что, однако, не исключает возможности подобного в отношении различных сознаний, вроде чувства блаженства при слушании прекрасной мелодии, возникающего одновременно с зубной болью.

Субстанциальное соответствие главного и производного сознания – это чрезвычайно сложный вопрос, решающийся в буддизме неоднозначно даже в рамках одной отдельной философской школы. Чим говорит, что некоторые индийские учёные считают их субстанциально едиными. Лонченпа (1308 – 1363) также считает их субстанциально едиными.

Иначе, говорят они, если бы главные сознания были субстанциально отличными от таких производных сознаний как чувство (объясняемое как переживание), распознавание (объясняемое как держание за признаки) и т. д., оно ничем бы не отличалось от неживой материи, либо стало бы изначальной мудростью, свободной от держания за признаки. Другие индийские учёные считали, что только некоторые производные сознания субстанциально отличны от главных. С точки зрения Шрираджи ими являются чувство и распознавание, а Кумараджа добавляет к ним ещё и контакт и намерение. Все остальные субстанциально едины с главными сознаниями. Однако Чим продолжает, что Арья Асанга – крупнейший махаянский комментатор Абхидхармы и один из наиболее плодовитых учёных Махаяны, которых когда-либо видывал свет – считал главные и производные сознания различными субстанциями. Как сам Чим, так и большинство нынешних тибетских учёных разделяют точку зрения Асанги.

Отношение к главным и второстепенным сознаниям как к разным субстанциям вполне вписывается в общий контекст буддийского взгляда на сознание как субстанциально отличающиеся друг от друга ментальные элементы (например, субстанциально отличные сознание глаз и сознание тела). Однако противниками точки зрения Асанги поднимается следующий вопрос: «Сам Будда сказал, что «поток сознания живых существ индивидуален». Кроме того, величайший логик всех времён Дхармакирти сказал:

«Два концептуальных сознания не функционируют одновременно.

Таким образом, истинно понимается, что

Концептуальные сознания возникают последовательно».

Как же тогда главное концептуальное сознание и сопутствующее ему производное сознание (которое тоже должно быть концептуальным, ибо в противном случае исчезнут соответствия объекта и аспекта главных и второстепенных сознаний) могут быть разными субстанциями? Ведь случись так, в сознании живых существ могли бы одновременно существовать две концептуальные мысли»

Ответом будет то, что здесь нет противоречий: Дхармакирти имел ввиду, что два главных ментальных концептуальных сознания не возникают одновременно. Однако это никак не противоречит одновременному сосуществованию главного и второстепенного концептуальных ментальных сознаний.[10]

Близки рассуждения по характеру к буддийским концепциям А. Ю. Агафонова[11] «Сознание - многофункциональный аппарат понимания, т. о. любые формы психической активности, начиная с сенсорного уровня, заканчивая мыслительной деятельностью и рефлексивными процедурами, следует трактовать как процессы смыслогенеза или понимания. Понятие «сознание» не является рядоположным эмпирическим понятиям «ощущение», «перцепция», «представление», «воспоминание». Все эти понятия фиксируют видовые отличия единого феномена сознания. Все, что происходит на линии актуального настоящего, то есть во время реализации сознанием отдельного акта понимания, происходит сознательно, даже если сам носитель сознания осознает не все. Сознание в предлагаемой А. Ю. Агафоновым трактовке не сводится к эффекту осознания, который сопровождается чувством непосредственной данности переживания или субъективной очевидности происходящего, а эффект осознания является лишь итоговым результатом работы сознания.

Он считает, что многочисленные экспериментальные данные, накопленные, прежде всего, в когнитивной психологии, позволяют утверждать о существовании латентного содержания сознания (содержания процессов сознавания), которое не осознается, но, тем не менее, присутствует в сознании в актуальный момент времени и обусловливает конечный результат работы сознания. Приписывание смысла или акт понимания происходит даже в том случае, когда сам факт этого не осознается. Тем самым, процессы сознания можно дифференцировать на осознаваемые (содержанием которых является явленное содержание сознания) и неосознаваемые (латентное содержание сознания). Помимо латентного содержания сознанием не осознается также собственная работа понимания.

Сознанием осознается всегда что-то, но никогда то, как достигается осознание этого. Очевидно, что для достижения эффекта осознания требуется некоторое время, в течение которого сознанием осуществляется деятельность, подготавливающая интегральный эффект осознанного понимания. Прежде всего, необходима корреспонденция сознания и памяти (последняя, в аспекте сохранения информации, и есть собственно бессознательное), так как все эффекты понимания возможны только в контексте прошлого опыта.

Сознание должно выбрать из множества различных мнемических контекстов именно тот, в рамках которого будет происходить осознание. Для того чтобы понять (идентифицировать, опознать или каким-то образом интерпретировать значение стимула) сознанию нужно знать в рамках какого контекста памяти будет происходить осмысление, а узнать мнемический контекст возможно только при условии знания о том, что именно подлежит осмыслению). До стадии осознания сознание должно осуществлять выбор способа понимания исходя из специфики ситуации и релевантных контекстов памяти. Следовательно, должны существовать критерии выбора. Объяснение того, как сознание применяет эти критерии, есть, по сути, описание логики работы сознания[12].

Еще К. Г. Юнг[13] отмечал, что никто не может ответить на вопрос «как впервые появляется сознание» с полной уверенностью. В современной психологии существуют различные теории появления и развития сознания в детском возрасте, ведущими из которых являются психоаналитическая (процесс развития сознания рассматривается в связи с сексуальным развитием) и деятельностная (процесс развития сознания связывается с появлением предметно-практической деятельности), но ни одна из них не дает четкого представления о закономерностях, стадиях (этапах) и качественных различиях развития сознания.

Вопросами психологии сознания занимались ведущие отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, К. А. Абульханова-Славская, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк, В. Ф. Петренко, В. М. Аллахвердов и др.

Анализ различных подходов к определению и структуризации сознания может быть соотнесен с той или иной (междисциплинарной, унитарной, системной) методологической установкой и обнаруживает связь различных структурных схем сознания с двухфакторной моделью бесконечно развивающегося сознания (фактор взаимосвязи и контакта индивида и окружающей среды, личности и общества, индивидуальности в реальных и потенциальных образованиях «Я» - фактор созидания и свободы, и связанной с ней ответственности в системе взаимодействий - контактов). Двухфакторный подход (контакты, их интенсивность и широта; произвольность, многообразие объектов, форм и т. д.) позволяет наметить контуры целостной системы развития сознания.

К унитарным концепциям сознания, в противовес комплексным подходам (Антонов Н. П., Велихов В. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А., Гальперин П. Я., Лурия А. Р., Спиркин А. Г., Чуприкова Н. И. и др.), можно отнести подходы Аллахвердова В. М. (теоретические и эмпирические исследования сознания), Бахтина М. М. (критика положения о единстве сознания, полифонический подход к проблеме), Слободчикова В. И. и Исаева Е. И. (психологическая антропология сознания), Лефевра В. А. (рефлексивные структуры) и т. д. Кроме того, возможно разведение комплексного и системного подходов (Братусь Б. С., Горбатенко А. С., Карпов А. В., Ломов Б. Ф. и др.). Определения сознания строятся через категории отражения (Зейгарник Б. В., Платонов К. К. и др.), рефлексии (Климов Е. А. и др.), самосознания (Столин В. В., Чеснокова И. И. и др.) посредством перечисления определенных признаков сознания (Орлов Ю. М., Чуприкова Н. И и др.), и интеграции психических новообразований (Божович Л. И., Козлов В. В.). Во множестве определений сознания до некоторой степени отражено многообразие функций сознания: познание, отношение, целеполагание, регуляция, интеграция и т. д., в сложной взаимосвязи субъекта (личности, «Я») и окружающего предметно-социального мира.

В существующих определениях сознания не всегда осуществляется соотнесение, разведение или конструирование новых дефиниций сознания, соответствующих логике комплексного (междисциплинарного) либо унитарного подходов, рассматриваются различные подходы к определению и описанию уровней сознания, анализируются структурно-уровневые описания сознания в концепциях Бехтерева В. М., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Зинченко В. П., Василюка Ф. Е. и др. В последние годы определенное распространение находит концепция Зинченко В. П., дальнейшая схематизация которой осуществляется Слободчиковым В. И. и Исаевым Е. И., а также Петривней И. В., Тугушевым И. В. и Маньковой С. В.

Исследователями анализируется лингвистическая точка зрения, согласно которой сознание существует исключительно в словесном материале и языке, приводятся концепции множественности языков сознания (Козлов В. В.), рассматривающие язык как любой способ намеренного обращения одного существа к другому (Донских О. А., Розин В. М., Туллер Д. М. и др.), сравниваются контакты взаимодействия, сотрудничества и эмоциональные контакты, как факторы развития речи и сознания (Лисина М. И.), различаются наглядно-действенная, образная и словесная языковые составляющие сознания (Лурия А. Р.), выделяются модальные формы (тактильные, обонятельные, вкусовые, зрительные и т. д.) и внемодальные (пространство, время, социальные объекты); семантика и взаимопроекция, в концепте «семантическое единство субъективного мира», Артемьевой Е. Ю, рассматриваются различные семиотические системы (Фреге Г., Абрамян А. А., Якобсон Р., Салмина Н. Г. и др.), оппозиция унитарного и комплексного подходов в проблеме языка и сознания снимается семиотическим подходом: язык - любая система знаков (Степанов Ю. С.), сознание как интегрированное пространство языков сознания (ощущений, эмоций, образов, символов и знаков) (Козлов В. В.).

Выготский Л. С.[14] отмечал, что изучать сознание возможным станет лишь тогда, когда мы начнем рассматривать его как рядовое психологическое явление, не более выдающееся, чем восприятие или память. Мы не можем согласиться с этой точки зрения, т. к. считаем сознание центральным моментом всей организации психики.

В интегративной психологии сознание рассматривается как психическое явление, способное к самодетерминации, саморегуляции и саморазвитию.

Сознание - активное, открытое, целостное, саморазвивающееся неструктурированное пространство энергии, способное наполнять внутреннюю и внешнюю реальность смыслом, отношением, переживанием и действием.

Сознание творит факт нашего существования, само бытие в мире человека в каждый момент жизни.

В этом аспекте наша точка зрения больше совпадает с мнением М. К. Мамардашвили[15]. По его определению, «сознание – это, прежде всего, сознание иного. Но не в таком смысле, что мы сознаем другой предмет, а в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть…во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. … Сознание – это выделенность, различенность. Так вот эта различенность имеет еще один весьма важный смысл с точки зрения сознания как свидетельства. В этом свидетельском сознании содержится, во-первых, что-то, что я сознаю или думаю или чувствую. ...В этом смысле иметь сознание – значит иметь тавтологию: понимаем, потому что понимаем. Т. о., вводя понятие «сознание» как места соотнесенности и связности того, что мы не можем соотнести естественным образом, мы только так и можем определить сознание. Эта связность есть то, что можно увидеть как бы только в некоем сдвиге. …Вводя сознание как дифференциал, как различение, я имел в виду, конечно, то, что сознание, о котором я говорю, есть онтологически ускоренное сознание, а не какая-нибудь субъективность. Наше мышление всегда есть оперирование нашим же собственным мышлением»[16].

Сознание мы можем определить как способность к порождению многомерного мира человека, его усложнению в процессе фило и онтогенеза. В этом заключается творчество сознания, его тенденция в порождении множественности.

Человеческое сознание входит в структуру мира (в сферу бытия человека), и объективированное бытие вливается во внутренний мир человека. Творчество сознания всегда является процессом сложных объективно-субъективных отношений между человеком, его состоянием и объектами реальности, как единство познания и преобразования.

Вне сомнения, реальность всегда субъективна и рождается из взаимодействия человека с опредмеченной (предметной) средой на уровне когнитивном (познание, интроспекция, рефлексия), эмоциональном (вчувствование, олицетворение, анимация) и моторно-поведенческом (освоение мира и себя самого через двигательные действия).

Творчество сознания, вне сомнения, имеет объективный характер в том смысле, что в нем проявляется реальный мир материальных, социальных и духовных явлений, задач, общественных потребностей и во многом творчество стимулируется, запускается социальным заказом.

Сознание определяется как активное, открытое, целостное, саморазвивающееся неструктурированное пространство энергии, способное наполнять внутреннюю и внешнюю реальность смыслом, отношением и переживанием. Это понимание справедливо как для онтогенеза, так и филогенеза сознания, как для личности, так и для малых и глобальных социальных общностей.

Как мы уже показали выше, в психологии существует множество пониманий сознания. Мы применяет слово понимание, т. к. все определения сознания не являются определениями по существу. На мой взгляд, в настоящий момент, если быть честным, мы еще не способны сколько-нибудь удовлетворительно это сделать в соответствии с логикой нашего мышления. Не потому, что логики не хватает или интеллекта, а в силу сложности и недоступности исследования самого предмета существующим научным инструментарием.

Все они отличны от нашего понимания категории сознания. Сознание является открытым пространством пустотной энергии, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства.

В интегративной модели психологии мы понимаем сознание личности как сложную, открытую, многокомпонентную систему, способную поддерживать гомеостазис, целесообразное взаимодействие со средой, способную к адаптации, саморазвитию и генерированию новых структур и подсистем в соответствии со сложившейся ситуацией и новыми условиями для существования.

Что касается уровневой организации явлений сознания, при первом приближении нами выделяются персона, интерперсона и трансперсона, которые полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических до трансперсональной как в индивидуальной, так и в групповой формах.

С этими тремя подсистемами взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем.

В интегративной психологии человеческое сознание понимается как высшее завершение развития, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Сознание трактуется нами как центральная психологическая категория, синтезирующая в себе объективное и субъективное, а на уровне индивидуального свободного сознания она признается нами как высшая степень возможной интегрированности, соотносимой с реальностью Универсума.

Согласно интегративному подходу, высшая конкретная форма органической целостности – человеческая личность, а стержень ее функционирования – индивидуальное свободное сознание.

Базовым предметом интегративной психологии, как мы уже указывали выше, является сознание. Мы предельно четко и однозначно признаем существование объективной реальности, но проводим чёткое различие между сознанием и материей.

Сознание обладает качествами активности, открытости, пустотности, ясности и осознавания, а материя – нет. Сознание не обладает физическими преградами и может наполняться любыми формами и содержаниями, а материя ограничена и инертна.

Вне сомнения, хорошо представляя психофизиологию, нейропсихологию, психиатрию и психофармакологию, мы признаем, что сознание и материя влияют друг на друга, и их состояние взаимно обуславливает друг друга. Однако субстанциальной причиной сознания может быть только сознание, а субстанциальной причиной материи – только материя. То, что субстанциальной причиной сознания может быть только сознание, нам позволяет сделать некоторые далеко идущие предположения.

Во-первых, это тезис о вечности сознания. Я далек от кармической теории и идеи миллионов перерождений. Но весь мой опыт говорит о том, что сознание трансцендентно по отношению к материи и материя является (в том числе и человеческое тело) просто возможностью идентификации, воплощения, «надевания содержания», средой функционирования.

Во-вторых, сознание свободно от идентификации, воплощения. Мне кажется, можно его рассматривать как «космического странника», существующего во временном континууме вечно, а в пространственном - бесконечно.

В-третьих, первому моменту сознания новорожденного должен также предшествовать момент сознания, принадлежащий к тому же ментальному континууму, что и сознание новорожденного. В этом приближении сознание предшествует существованию и вдохнувший впервые воздух земли обладает полнотой сознания. Я не уверен, что предыдущий момент не может идти ни откуда, кроме как из прошлой жизни. Сознание возможно вне жизни. Сознание и является самой жизнью, рождающей возможную феноменологию жизненности.

Несмотря на то, что сознание творит факт нашего существования в каждый момент жизни, невозможно не признать уникальности особого состояния (режима функционирования) сознания, которое мы можем обозначить как эвристическое состояние сознания (ЭСС).

Прежде чем раскрывать качественные характеристики ЭСС, нам хочется более подробно описать то состояние сознания, в которое входят люди в творческом процессе.

В первом приближении мы должны отнести ЭСС к родовому понятию необычных (измененных) состояний сознания. Как покажет теоретический и экспериментальный анализ, в ЭСС происходит трансценденция времени, пространства, Эго, в нем существуют трансперсональная феноменология, оно ассоциировано особым «приливом энергии» и др. Это, вне сомнения, дает нам право рассматривать творческий процесс как особое измененное состояние сознания.

В настоящее время в европейской психологической традиции общепринятой классификации состояний сознания.

К измененным состояниям сознания (ИСС) относят бесконечно большое множество состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном.

Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания.

Что касается обычного (здравого) «обыденного» состояния сознания (ОСС), ему более подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС).

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «плавающего осознания» более подходят метафоры Г. Гурджиева, который предполагал, что элемент неосознанности в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «машины», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автоматизированы, алгоритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом.

Одновременно следует признать, что великий и могучий исследователь Востока и здесь проявил крайность. Осознание в ОСС вне сомнения присутствует и мы должны признать естественность «плавающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реальности, в которой приобретенные навыки, автоматизм социального взаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии.

Для более детального описания ОСС мы можем использовать понятие Ст. Грофа хилотропное (от греч. Hile – материя и trepein – двигаться в определенном направлении) – ориентированное на материю сознание, в котором большинство из людей пребывает в повседневной жизни[17].

Именно оно создает традиционные установки по отношению к действительности: мир есть сочетание отдельных материальных элементов. При этом время – линейное, пространство – трехмерное, человек – физическое тело с определенными границами и установленными возможностями, событие – жесткая связка причин и следствий.

В ОСС материя обладает плотностью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может находиться более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть одновременно истинным и неистинным.

Таким образом, можно утверждать, что обыденное состояние сознания отражает (активно порождает) нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. В этом модусе сознания мы переживаем лишь ограниченный и особый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного момента к другому. Природа и объем этого эмпирического фрагмента совершенно однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды.

Полезным, на наш взгляд, дополнением для более глубокого понимания ОСС, будут представления психокибернетика Грегори Бейтсона и философа Мишеля Фуко.

Грегори Бейтсон ввел понятие редактора реальности, или редактора восприятия[18]. Посредством него Большая Реальность, становится тем миром, который мы воспринимаем. В идею редактирования реальности Бейтсон обобщил известные представления о том, что наше восприятие обусловлено установками, ценностями, воспитанием, бессознательным, то есть, привязано к пространству, времени, зависит от многочисленных историко-культурных факторов. В итоге то, что мы воспринимаем, является отредактированной версией Большой Реальности.

Углубление этой идеи принадлежит, Мишелю Фуко, который рассмотрел познание в исторической перспективе и показал, как формируются в толще культуры различного рода дискурсы, основополагающие человеческие способы воззрения на мир, способы оперирования миром, насколько тесно они связаны со временем и местом, с генезисом Я, с властью[19].

Фуко ввел представление об антропологическом сне. Оно соединяет в его философии древние представления об иллюзии, майе, сне, в котором мы все находимся, и представления, связанные с современными пост-психоаналитическими идеями о проекциях и переносе. Главная мысль состоит в том, что мы воспринимаем только то, что способны воспринимать. Воспринимаемый нами мир есть дубликат наших состояний.

Объективный мир, вне того, что мы "создаем" своим восприятием, является просто-напросто идеализацией. Его непрерывное восприятие «склеено» нашими привычками, эпохой, в которой мы живем, и отражает Zeigeist этой эпохи. Но это - иллюзия восприятия, порожденное нашей принадлежностью к «человечеству, слишком человеческому». Поэтому мы не воспринимаем ничего нового, а только то, что способны воспринять.

Это состояние Фуко и назвал антропологическим сном, в котором происходит самосогласованное взаимодействие воспринимающего и воспринимаемого в акте восприятия. Ничего нового в человека сформированного войти не может. Его восприятие уже сформировано усыпляющей машиной современной культуры, которая всех нас отделяет от Большой Реальности, адаптируя к привычному, конвенциональному миру.

Эвристические состояния сознания мы можем определить как возмущения, разрывы непрерывности антропологического сна, самосогласованной пары воспринимающего и воспринимаемого. Именно там, в разрывах этой связи, в возмущениях, коллапсах сноподобной реальности возможно вхождение нового в повседневный человеческий мир. С другой стороны – возможен прорыв человека в пространства нового знания, переживания, смысла, отношения.

Это очень похоже на вечер в горах: ты можешь уже бродить в сумерках, но есть возможность сделать усилие и подняться на гору, где ты встретишься с солнцем, светом, ясностью. Но бывают ситуации, когда усилия недостаточно. Солнца на горе может и не быть – облака, туман, или недостаточная скорость подъема… Эвристическое состояние сознания всегда игра намерения, усилия личности и случая.

Но только разрывы непрерывной общепринятой реальности могут нам дать опыт эвристических состояний сознания. Этот опыт способен, сместив наши привычные стереотипы восприятия, дать нам, на какое-то время, новое видение мира. Он разрушает гомеостаз восприятия, помогает нам иначе взглянуть на знакомые вещи, увидеть прежде незнакомое. Он меняет жесткость восприятия, расплавляет существующие константы, связанные с Я, с культурой, консенсусной реальностью, властью, миром, со всеми понятийными, языковыми, редакторскими аспектами нашего восприятия.

Вне зависимости от того, какими путями и в логике каких путей мы движемся – если мы идем достаточно далеко и честно – мы занимаемся решением одних и тех же вопросов – ученые, поэты, музыканты, философы, писатели, художники – все, кто идет в познании и творчестве до конца.

При выходе за границы известного опыта, возникает одна и та же ситуация и одни и те же парадоксы и антиномии – то, о чем писали Нагарджуна, Кант, древние даосы и о чем говориться в современных антиномиях теории множеств. Антиномичность, противоречивость, двойственность и иррационализм разума на границах, когда рушатся понятия, и мы входим в неизвестное.

Новое знание рождается в сумерках хаоса.

Опыт эвристических состояний сознания это всегда альтернативный, необычный взгляд и только он позволяет постигать тайну. Чтобы творить, человек должен пробудиться из антропологического сна, разорвать паутину консенсусной Реальности, принятой Модели Мира, принятого Мифа о Мире, и, в том числе, и консенсусного понятия «Что есть Человек» и кто ты в этом мире. Творчество это как прыгнуть в Байкал, чтобы обнять солнечный диск.

И вместо того, чтобы все время стараться создать такую версию консенсусной реальности, которая будет выглядеть удовлетворительно, заботиться о том, чтобы быть как все, нормальным человеком, творец нарушает, разрывает привычную систему упорядоченности.

Мы не сможем ничего сделать нового в повседневной реальности, не выходя за ее пределы, систематически исследуя мир необычных эвристических состояний сознания.

Эвристическое состояние сознания - особое состояние измененного сознания, которое возникает при полной фокусировке сознания на проблемной задаче или тотальной вовлеченности его на процессе деятельности. Понятие ИСС является родовым по отношению к понятию ЭСС. К ИСС относятся медитативные, трансовые, психоделические и другие необычные состояния сознания.

ЭСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики (когнитивных, витальных, организмических). В ЭСС открывается доступ к бессознательным слоям и ко всем уровням психики как сложного интегративного образования – персоны, интерперсонального и трасперсонального. ЭСС характеризируется максимальной выраженностью творческой потенциальности сознания

Эвристическое состояние сознания имеет качественно общие переживания с состояниями, возникающими при глубоком гипнозе, трансе, медитациях, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов. Именно это, на наш взгляд, делает многих творческих людей уязвимыми к веществам, изменяющим сознание, дающим суррогатные переживания творческого подъема.[20]

ЭСС как характеристика и функция сознания имеет три базовых режима:

Фон – активное порождение нормального повседневного опыта общепринятой реальности

Ресурс – гиперактивность творческого потенциала сознания, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Патологическая эвристичность - активное порождение ненормального, фантастического, бредового галлюцинарного опыта за пределами общепринятой реальности.

Мы можем говорить о творчестве как интенции сознания, имманентной направленности сознания на структурирование объектов переживания, предметов, речи, желаний, нужд, ценностей, установок, реконструкцию картины мира субъекта, актуального состояния личности.

Все три формы реализации творческого характера сознания имеют один и тот же источник – энергию открытого, пустотного, активного пространства – человеческого сознания.

Что касается исследования источника – сознания, то мы полностью солидарны с профессором Анатолием Викторовичем Карповым, основателем метасистемного подхода в исследовании сознания: «… метасознательные процессы, порождающие сознание, имеют место, то совершенно неясно (с точки зрения современного уровня развития психологии), каким образом их эксплицировать, а затем – изучить? Однако, тот факт, что это «совершенно неясно» сейчас не означает, что этого не будет ясно никогда. Если мы пока не можем их эксплицировать и изучить, то надо хотя бы понять, что они могут существовать (а в свете проведенного выше анализа – должны существовать с достаточно высокой степенью вероятности)»[21].

И опять – простор в исследовании сознания открыт, что радует и придает энтузиазм. После миллионов попыток расчленить и понять, проблема сознания, как юная Афродита, после купания в океане слов, предстает перед нашим умственным взором совершенно невинной.