ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СОЧЕТАНИЯ УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ГЕНДЕРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЖЕНЩИН. Боллигер Л. В. (Иркутск), Козлов В. В. (Ярославль)

Жан-Жак Руссо в своем труде «Социальный договор, или принципы политического права» писал, что человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Ребенок рождается свободным и независимым, но, взрослея и приобретая навыки социализации, он постепенно утрачивает свою природную сущность. Именно социализация позволяет человеку участвовать в жизни различных социальных институтов, которые постоянно требуют, чтобы человек постоянно жертвовал ради них своей индивидуальностью.

Интерпретируя подобную ситуацию, К. Г. Юнг предположил, что каждое человеческое существо изначально имеет чувство целостности (ощущение Самости), которое охватывает всю психику. Из этой целостности возникает индивидуальное самосознание, формируясь по мере роста личности. Этот процесс сопровождается кризисными состояниями и ущемляет изначальное чувство целостности. При этом необходимо, чтобы Эго постоянно восстанавливало свою связь с Самостью, чтобы психика оставалась здоровой [8]. На протяжении всей жизни человека каждая новая фаза развития сопровождается повторением конфликта между притязаниями Самости и Эго. Восстановление целостности происходит при конструктивном преодолении кризиса. Ранее эту функцию выполняли обряды инициации, которые способствовали эффективному разрешению проблем, возникающих в процессе видоизменения психики.

История развития цивилизации содержит богатый материал о племенных обрядах и ритуалах инициации. Инициация означает вступление человека в новый, незнакомый для него мир. В контексте нашего исследования для нас особый интерес представляют переходные ритуалы, которые превращали мальчика в мужчину, а девочку в женщину. Эти ритуалы означали переход от детской зависимости к самодостаточности взрослого человека. В традиционных культурах инициации девочек и мальчиков были разными. Но архетипические стадии подобных переходных ритуалов у большинства народов были схожими. Благодаря обрядам и ритуалам новообращенный возвращался к уровню изначальной тождественности Эго и Самости, и Эго становилось частью общины, группы или племени.

Для девочек инициация заключалась в том, что, покинув родной дом, она снова возвращалась к домашнему очагу, но уже в совершенно другой роли – сначала в роли жены, затем матери. Обычно обряды посвящения, связанные с девушками и женщинами, были связаны с темой повиновения, нацелены на пассивность, как их сущностную черту, которая усиливается присущим им физиологическим ограничением их автономности - менструальным циклом. Исследователями ритуалов высказывалось предположение, что с точки зрения женщин, менструальный цикл может фактически играть основную роль в инициации, поскольку пробуждает у них глубочайшее ощущение покорности перед действием природной силы. Поэтому женщины охотно отдавались целиком своей женской функции, подобно тому, как мужчины включались в определенную роль в жизни общины. Эти обряды давали возможность женщине освободиться от запутанных личных отношений и приводили ее к более сознательной роли независимой личности. Мужчины же в результате обряда отказывались от своей священной независимости: они становились более осознанно привязанными к женщине [6]. С помощью обрядов и ритуальных действий мужчина знакомился с женщиной, а женщина с мужчиной с тем, чтобы нивелировать некоторое первоначальное противостояние мужского и женского начал. Мужское знание (Логос) встречался с женской привязанностью (Эрос), в результате их союз представлял символический обряд священного брака, составлявший сокровеннейшую основу инициации [7]. Память об этих ритуалах сохранилась в сказках, легендах, мифах и преданиях.

Роль ритуалов инициации трудно переоценить. Д. Холлис считает, что цель ритуалов и обрядов вовлечения человека в глубинные переживания. И не пройдя ритуалов инициации, человек живет жизнью на поверхности, т. к. любой переход означает некое завершение чего-то и вместе с тем рождение нового [5].

На сегодняшний день такие ритуалы утратили свое влияние и во многом исчезли. М. Элиаде пишет, что одной из характерных особенностей современного мира стало исчезновение всех традиционных ритуалов инициации [6]. С исчезновением переходных ритуалов девочки и мальчики, достигнув определенного возраста, редко ощущают экзистенциальные перемены. Современным мужчинам и женщинам приходиться самостоятельно доходить до понимания важности трансформационных событий в своей жизни.

В своей психологической практике в ответах женщин на вопрос, что значит быть женщиной, чаще всего я слышала определения: нежная, слабая, красивая. При этом, что это значит в реальном поведении женщины затруднялись ответить. Это может свидетельствовать о том, что современные женщины, не проходившие обрядов инициации, чаще всего ориентируется на ролевые модели поведения, которые порой очень далеки от архетипической сущности.

Механизм формирования гендерной идентичности современных женщин, по мнению К. Г. Юнга, зависит от бессознательных социальных установок. Он считал, что жизнь человека происходит на трех уровнях: сознания, личного бессознательного и архетипического бессознательного. Часто человек придает большое значение своему статусу сознательного существа. Но в индивидуальном бессознательном находится совокупность различных психических воздействий, которым человек подвергается с самого рождения, и которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности человека. И поэтому модели поведения, на которые ориентируются современные женщины, так же зависят от тех бессознательных установок, убеждений и принципов, которые усваиваются ими априорно в процессе социализации. Эти установки являются бессознательными, стремятся к экстраверсии, редко осознаются женщинами и поэтому не подвергаются критическому осмыслению [7].

В мифах, религиозных традициях и явлениях культуры отчетливо можно видеть механизмы действия архетипических сил. Не случайно типы женской гендерной идентичности в контексте интегративной психологии носят имена религиозно-мифологических героинь: Мария, София, Елена и Ева. Эти образы являют собой четыре основных архетипа в поведении женщин - добродетели, интеллектуальности, эмоциональности, импульсивности [3].

Ранее мы подробно рассматривали бессознательные установки, характеризующие типы женщин с различной гендерной идентичностью, и зависящие от качества энергии ее представляющей (свет, страсть, тьма) [2].

Кратко повторим характеристики социальных установок, которые формируют специфику гендерной идентичности женщин.

Тип гендерной идентичности - Мария.

Бессознательные поведенческие установки этого типа женщин связаны с материнством, со стремлением их к добродетели, которые понимаются ими сообразно качеству энергии, определяющей вид гендерной идентичности.

Для представительниц вида Мария – свет высшим предназначением женщины является безусловная любовь к ребенку.

Бессознательная установка женщин, относящихся к виду Марии – страсть, заключается в преданном, бесконечно искреннем и честном, вне критики и логической аргументации служении и сохранении традиций, устанавливаемых чаще мужчинами.

Основные установки женщин типа Мария – тьма формируются под действием деструктивной материнской любви к ребенку, связанной с уверенностью в том, что только она знает, что и как надо ему делать и жить.

Тип гендерной идентичности – София.

Приоритет в бессознательных установках и принципах женщин этого типа отдается интеллектуальности, женской мудрости, рассудительности и воспитанию. В зависимости от видов идентичности эти установки имеют ряд особенностей.

София – свет считает, что ее основным жизненным предназначением должна стать передача основ морально-этического поведения следующим поколениям в процессе воспитания и социализации.

Для женщин, относящихся к гендерному виду София – страсть главным принципом является не только дать жизнь, но и сохранить ее. Поэтому они стремятся передавать детям традиции, знания, умения, навыки и способы приспособления к жизни на земле среди людей. Эти женщины уверены, что самое главное для реализации этого умения является способность адаптироваться к условиям реальности.

Бессознательные установки Софии – тьма дают женщинам уверенность в том, что они хорошо знают, что надо другим. Они используют свои знания, опыт и социальные возможности для того, чтобы навязать человеку свой образ мыслей, свое видение жизни, свои принципы и идеалы. Подобные способы воздействия на человека, и особенно на ребенка, ограничивают его личность, тормозят развитие, лишают его позитивного будущего.

Тип гендерной идентичности – Елена.

При формировании бессознательных установок женщин данного типа приоритетным является такое женское качество как эмоциональность.

Тип Елена – свет живет с убеждением, что любви и сопереживания достойно все сущее на земле. Женщины этого типа наделены большой способностью к пониманию и умению поддержать любого независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.

Установки Елены – страсть связаны с эмоциональной вовлеченностью, страстностью и одновременно с неустойчивостью, быстрой сменой желаний и интересов.

Деструктивность бессознательных установок женщин типа Елена – тьма выражается в высшей степени безнравственности, когда для достижения целей не существует никаких моральных ограничений и используются все низменные приемы, характерные для женского коварства.

Тип гендерной идентичности – Ева.

Основой для формирования бессознательных установок женщин этого типа служат такие женские качества – как импульсивность и чувственность.

Поведение женщин типа Евы – свет строится на таком жизненном убеждении, что она является во всем помощницей мужчины. Между ней и ее мужчиной непременно должна существовать духовная близость.

Установки, руководящие поведением женщин типа Ева – страсть основаны на идеи прагматичности любви и сладострастия. Цель продажи себя и собственного тела – получение от мужчины внимания, материальных ценностей, статусного положения, защищенности и т. д. Средства реализации данной установки красиво маскируются ею в социальные ритуалы.

Бессознательная установка женщин типа Ева – тьма основана на безудержной, разнузданной сексуальности, которая руководит желаниями, действиями и целями представительниц данного типа гендерной идентичности женщин.

В нашем исследовании мы постарались проанализировать сочетания бессознательных установок, формирующих гендерную идентичность современных женщин, и выделить у них преобладающие модели поведения. Для анализа использовался опросник исследования глубинных личностных сценариев женщины [4].

Ранее в наших работах [1] мы рассматривали уровень выраженности каждого из трех параметров по каждому типу тендерных установок. В данной статье мы попытаемся проанализировать полученные преобладающие сочетания выраженности (низкий, средний, высокий уровни) трех направлений установок: свет, страсть, тьма. Выборка исследуемых женщин составила 360 человек. Основой разделения женщин на группы послужил уровень выраженности установок направления - свет как наиболее зрелого, духовного начала.

Выборка разделялась на группы с низким, средним и высоким уровнем выраженности установок, характеризующих направление свет. Внутри каждого уровня рассматривались группы с сочетанием двух других направлений: страсть и тьма. Таким образом, выделялись группы с сочетанием выраженности всех трех направлений.

Далее рассмотрим каждый тип установок в следующем порядке: Мария, София, Елена, Ева. Эта последовательность нам кажется логичной, т. к. такая же последовательность женских гендерных типов представлена в основной теории интегративной психологии.

Анализ бессознательных установок, характеризующих гендерный тип Мария, показал, что наша исследуемая выборка женщин практически разделилась на 3 группы. Группа А - преобладающая группа женщин (69%), имеет следующее сочетание установок: низкий уровень установок Мария – свет, низкий или средний уровень установок, характеризующих типы Мария - страсть и Мария – тьма (рис. 1). Достаточно выражена еще одна группа женщин (11%) имеет сочетание: средний уровень проявления установок, соответствующих типам Мария – свет и Мария – страсть, и низкий или средний при этом уровень выраженности установок, характерных для типа Мария – тьма. Эта группа условно названа группой В (рис. 2). Оставшиеся 20% женщин разбились на незначительные группировки и образовали группу N.

Эта картина позволяет предположить, что, в целом, идея материнства, фундаментом которой служит безусловная любовь матери к ребенку, в полной мере не понимается, а потому и не реализуется большинством опрошенных нами женщин. Само понятие добродетель женщинам почти не знакомо. Кроме того, многие женщины, принимающие участие в исследовании, практически не признают необходимость следования и поддержания патриархальных традиций, в русле которых и должно происходить воспитание детей.

Подобное женское поведение приводит к проявлению аморфных или деструктивных материнских тенденций: материнского авторитаризма; психологического шантажа; устранение от материнских обязанностей; отсутствие последовательности в вопросах воспитания; спутанность гендерных ролей и т. д.

Сочетания, показывающие высокие показатели сформированности установок, характеризующих поведение гендерного типа Мария – свет, Мария – страсть и при этом низких, средних или высоких показателей Мария – тьма вообще не оказалось у женщин из нашей выборки. Ничтожно мало (по 2%) сочетаний, в которых низкие и средние показатели сформированности бессознательных установок, обеспечивающих поведенческий тип Мария – свет стоят с высокими показателями установок Мария – страсть и низкими и средними значениями поведенческого типа Мария – тьма.

На рисунках здесь и далее буквами Н, С, В – обозначены уровни выраженности бессознательных установок, характеризующих определенный гендерный тип: низкий, средний, высокий. Обозначения М-с, М-ст, М-т соответствуют видам гендерной идентичности внутри типа Мария: Мария – свет, Мария – страсть и Мария – тьма

Таким образом, в числе испытуемых не обнаружено женщин с бессознательными установками, ориентированными на безусловное и абсолютное принятие и понимание своего ребенка. Практически женщины не склонны поддерживать идею сохранения традиционного патриархального порядка.

Наиболее значимое количество сочетаний у испытуемых по типу гендерной идентичности София сконцентрированы на следующих показателях:

- низкое значение выраженности поведенческих установок, характерных для типа София – свет и София – страсть, а также низких и средних значений София – тьма, их 33%, условно эту группу женщин мы назвали группой С (рис.3);

- низкое значение сформированности установок, характеризующих тип София – свет при низких и средних показателях установок определяющих типы София – страсть и София – тьма. Эту группу Д составляют 15% опрошенных (рис 4);

- средний уровень показателей установок, типичных для типа София – свет, при низких значениях типа София – тьма и средних и низких - София – страсть. 17% испытуемых женщин вошли в эту группу Е (рис.5).

На рисунках обозначения С-с, С-ст, С-т соответствуют видам гендерной идентичности внутри типа София: София – свет, София – страсть и София – тьма

Эти данные могут говорить о том, что женщины из первого и второго кластеров имеют смутное представление об идеалах высокоморального поведения. Но именно такие идеалы могли бы в настоящее время считаться основополагающими принципами в процессе воспитания гармоничной личности. Не имея базовых представлений о целях воспитания, женщины не вполне уверены в том, какие умения и навыки следует передавать подрастающему поколению, чтобы дети были вполне адаптивны в реальной жизни. Вероятно, что именно поэтому женщины со средним уровнем установок, характеризующих тип София – тьма (из второй описываемой группы), часто прибегают в воспитании детей к использованию множества манипулятивных средств для того, чтобы их дети прожили непрожитую счастливую материнскую жизнь, лишая детей, тем самым, позитивного конструктивного будущего.

Женщины из третьей группы имеют некоторые представления о конструктивном социальном опыте, основанном на морально-нравственном поведении, и который им необходимо передать детям в процессе воспитания. Но при этом, им не вполне хватает жизненной мудрости и рассудительности, чтобы реально донести до подрастающего поколения умения и навыки, способствующие эффективной адаптации в жизни.

Кроме того, 28% женщин из нашей выборки склонны использовать свой опыт и социальные возможности для манипуляции близкими людьми. Это особенно негативно сказывается на формирующейся личности ребенка, ведь, в результате такого воспитания ему будет очень не легко в последствии самому находить эффективные способы самореализации.

Самое малое количество женщин из нашей выборки по типу София имеют сочетания:

- низкого уровня установок, определяющих поведение по типу София – свет и София - тьма при высоких значениях показателей установок София – страсть (1% женщин);

- высокого значения уровней жизненных установок, характерных для типов поведения София – свет, София – страсть и София – тьма (0,5% женщин);

- совсем не оказалось сочетаний установок наших испытуемых с высоким уровнем выраженности установок, связанных с типами София – свет и София – страсть и при низких значений по типу София – тьма.

Этот факт лишь подтверждает вышесказанное предположение о том, что в современных условиях в российском обществе очень трудно для женщины определиться с теми идеалами, принципами и средствами, которые позволяли ли бы однозначно решить проблемы воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы сформировать у ребенка способы реальной адаптации к жизни, женщина должна сама иметь те незыблемые социальные традиции, которые позволяли бы использовать ей необходимые знания, умения и навыки приспособления к современным условиям жизни.

Частотный анализ сочетаний установок гендерного типа Елена показал, что наибольшее количество женщин имеет:

- высокий уровень показателей сформированности бессознательных установок, определяющих поведение женщин типа Елена – свет при средних и низких значениях типов Елена – страсть и Елена – тьма (40% женщин). Эти женщины вошли в группу F (рис. 6)

- средние показатели по уровню проявления установок типа Елена – свет, низкий и средний уровень показателей установок, отвечающих за проявление поведения по типу Елена – страсть и низкие показатели по сформированности поведенческих установок, характеризующих тип Елена – тьма (24% женщин). Эта группа женщин обозначена как группа G (рис.7).

Данные показатели могут говорить о том, что у женщин из группы F достаточно развита эмпатия, способность эмоционально поддержать любого, они полны сострадания ко всему сущему. Но при этом они могут быть достаточно рациональны, и мало способны к безоглядному, всепоглощающему чувству. Этим женщинам легче проявлять сопереживания ко всем, чем по-настоящему понимать и поддерживать конкретного близкого человека. Кроме того, большинству из этих женщин иногда не чужды такие деструктивные поведенческие приемы как хитрость, клевета, сплетни.

На рисунках буквами Ел-с, Ел-ст, Ел-т обозначены виды гендерной идентичности внутри типа Елена: Елена – свет, Елена – страсть и Елена – тьма.

Женщины группы G достаточно рациональны, но при этом их рациональность лишена той большой способности к пониманию и принятию любого человека. При всем при том, рационализм этих женщин позволяет им крайне редко использовать деструктивные поведенческие установки.

Вне зависимости от группы среди исследуемых 16% женщин имеют деструктивные бессознательные установки средней степени выраженности. А это значит, что для достижения своих целей они могут использовать низменные приемы, такие как льстивость, клевета, интриги.

Наименьшее количество сочетаний в типе Елена у испытуемых связанно с низкими значениями выраженности бессознательных установок Елена – свет, высокими и средними значениями Елена - страсть и со средними или низкими показателями Елена – тьма (3,7%).

Интерпретируя эти показатели, мы предположили, что достаточно малая группа женщин среди испытуемых, совершенно лишена способности к сопереживанию, но при этом часто испытывает смену увлечений, интересов. Их желания страстны, и одновременно недолговечны. Нередко они оставляют за собой множество разбитых мужских сердец, но это их мало волнует, т. к. они считают, что все можно оправдать любовью. При этом они могут быть способны на супружескую измену и ложь.

Частотное распределение показателей по типу Ева, характеризующих чувственную сексуальность, показывает, что существует две группы с наиболее значимым количеством женщин.

На рисунках буквами Е-с, Е-ст, Е-т обозначены виды гендерной идентичности внутри типа Ева: Ева – свет, Ева – страсть и Ева – тьма.

В группе H показатели поведенческих установок Ева – свет низкие (46%), а в другой (группе K) - средние значения (31%). В обеих группах значения уровней выраженности бессознательных установок по типу Ева – страсть и Ева - тьма низкие и средние.

Эти показатели можно интерпретировать следующим образом: убеждения, основанные на том, что мужчины являются ориентиром в жизни для женщин из группы Н, не сформированы. Между этими женщинами и их близкими мужчинами существует некая дистанция в духовном аспекте. Несмотря на то, что рядом с мужчиной такие женщины чувствуют себя защищенными в материальном и социальном плане, свои отношения с мужчинами они строят на основании прагматичности и интереса к сексуальным отношениям. Причем тема сексуальности руководит желаниями, действиями и целями у достаточно значимой части женщин из нашей выборки (46%).

В отличии от женщин из группы Н, женщины из группы К более духовно близки со своими мужчинами. Рождение детей этого мужчины очень важно для них и может являться одной из целей их жизни.

Все свои отношения женщины из обеих групп маскируют в социально приемлемые ритуалы.

Наиболее малочисленные группы женщин этого гендерного типа имеют средние показатели установок типа Ева – свет и Ева – страсть и низкие показатели типа Ева – тьма (6%), и 2% женщин составляют группу, в которой при высоких показателях установок типа Ева – свет и Ева – страсть низкий уровень Ева – тьма.

Это может значить то, что данная незначительная группа женщин (6%) руководствуется в жизни установками, которые помогают им устанавливать духовную близость с мужчинами, принимать их полностью и помогать им во всех начинаниях. Они открыты и честны, их взаимоотношения основаны на истинных чувствах.

Гораздо меньше женщин (2%) при духовной близости с мужчинами, скрывают свои прагматические цели в отношениях за эмоциональными, интеллектуальными и поведенческими социально привычными алгоритмами.

Проведенные исследования показывают, что в нашей стране система воспитания способствует формированию таких бессознательных установок, которые не позволяют многим женщинам реализоваться в области материнства. Идеалы безусловной материнской любви, стремление к добродетели, воспитание детей в духе высокой морали не являются для большой группы женщин ориентирами в вопросах воспитания, что затрудняет создание условий для формирования гармоничной личности подрастающего поколения. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что невысокие возможности передачи конструктивного опыта по эффективной социально-психологической адаптации, заставляют часть женщин прибегать к таким приемам в воспитании как психологическое давления на своих близких и родных для того, чтобы устроить их жизнь по своему разумению. Подобные методы воспитания являются фактором риска при формировании психологического здоровья личности. Последствия такого воспитания нашей молодежи в социуме очевидны.

Невозможность проявления открытости в сексуальных отношениях, духовного сближения с мужчинами, формируют у определенной группы женщин стремление скрывать свои сексуальные потребности за некими ритуалами, принятыми в обществе и социально одобряемыми. Нереализованная напрямую сексуальная энергия трансформируется в сексуальные фантазии, супружеские измены, использование своего тела для достижения благ и т. д.

За то, что из нашей жизни исчезли ритуалы инициации, и на процессы гендерной идентичности в большой степени влияют ролевые ожидания, приходится платить определенную цену, которая выражается не только в проблемах конкретных женщин или мужчин, но и в патологии общества в целом. Но, тем не менее, традиционно, большая часть женщин обладает огромным эмпатийным потенциалом, они способны к пониманию и принятию любого существа, живущего на земле. Кроме того, большинство женщин способны испытывать и проявлять истинные чувства, определяющие женскую суть.