ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПРОЕКТИВНЫМИ ТЕХНИКАМИ «ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» . Гринева О. А. (Ставрополь)

Выявление оснований действий поступков человека связанно как с объективными, так и субъективными трудностями [3]. В свою очередь, понятие мотивации до сих пор остаётся неоднозначным и до конца неисследованным.

Отдельной проблемой является проблема природы психологической мотивации. В разные времена мыслители предлагали различные её решения. В результате современное представление о «внутренней» природе психологической мотивации совершенно не похоже на понимание Космоса (или Логоса) как детерминанты человеческого поведения, принятого у древних греков [2].

Особое место в изучении проблемы мотивации занимает проблема метода. Если в классической науке Нового времени считалось, что знание не зависит от методов познания (средств познания) и психологических особенностей человека как субъекта познания, то в неклассической науке начала 20-го века, и особенно в постнеклассической науке конца 20-го века, учёные признают, что знание напрямую зависит и от метода познания, и от психологических особенностей познающего человека.

Понимание всей методологической сложности современной познавательной ситуации даст возможность исследователю-психологу осознанно выбирать методы и средства познания психологической детерминации поведения человека. Это позволит эффективно подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы, тем самым, расширяя и углубляя наши знания. [1].

Методологические установки исследователя находят своё воплощение в методическом инструментарии. При этом, эффективность эмпирического исследования будет зависеть от того, насколько адекватно методологические модели исследовательской ситуации будут воплощены в конкретные исследовательские методики. Насколько успешно мы сможет операционализировать исследуемые психические феномены мотивации, и преобразовать их в компоненты эмпирического исследования. [5]

Ильин Е. П. отмечает, что для исследования мотивационной сферы эффективно используется сочетание таких методов как беседа, опрос (устный или письменный), наблюдение. Однако, отмечая недостатки данных методов, он делает акцент на том что побудительная причина может быть преднамеренно искажена испытуемым для того чтобы не выглядеть в глазах других или своих собственных безнравственным, не волевым и т. д. Такие бессознательные мотивы как истинные мотивы карьериста, по В. С. Мерлину возможно выявить при помощи проективных методов исследования, когда человек не осознает или на понимает истинные, скрытые цели исследования [3].

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности [3]. Проективные методы чаще других используются в зарубежных исследованиях, разработаны во многих случаях на основе патопсихологического подхода К. Юнга в 1919 году в качестве метода анализа скрытых мотивов (влечений, побуждений), тест на ассоциацию слов (ассоциативный эксперимент) [1]

По мнению американских психологов, проективные методики позволяют выяснить неосознаваемые мотивы. Отечественные психологи так же занимаются активно разработкой и апробацией проективных техник для исследования мотивации человека.

Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» А. В. Ермолина и Е. П. Ильина. Авторы предлагают два варианта заданий: вариант А – неоконченные предложения, вариант Б – вопросы – сюжеты, испытуемые дают ответы затрагивающие различные компоненты структуры мотива. В результате проведенного исследования контент – анализа сконструирована классификационная матрица, состоящая из 4 групп (категорий) ответов:

1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:

– ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает, он первый начал; попросили, заставили, пригласили и т. д.); обозначение действия (я бы промолчал, ничего бы не ответил, извинился).

2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:

– потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя);

– влечения (влекло, манило, привлекало);

– интересы (заинтересовало, было любопытно узнать);

– долженствование, необходимость (надо получить зачет, отметку; должен это сделать, было необходимо, не мог отказать);

– мотивационная установка (обещал, давно хотел, появился повод, это моя обязанность);

3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:

– нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю за свою команду, старость надо уважать);

– нравственный контроль недекларируемый (поставил себя на его место, ему одному плохо, никто не хотел этого делать, а кому-то надо; он мой товарищ);

– предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрится, мне так больше идет и т. д.);

– внутреннее предпочтение (мне нравится, я люблю это делать и т. д.);

– оценка психических (эмоциональных) состояний (надоело, скучно, страшно, боюсь и т. д.);

– оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я смогу это сделать, я это умею; мне не доставит это много хлопот);

– оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык, это не трудно, мне это не под силу, нет возможности, средств и т. д.);

4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:

– опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т. д.);

– процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т. д.);

– потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, заслужить похвалу, утолить жажду, голод; доказать себе, что могу и т. д.);

Анализируя ответы, каждого опрошенного, можно узнать, насколько полно он учитывает все обстоятельства (мотиваторы) или же ориентируется только на одно из них. Склонен ли он больше ориентироваться на внешние обстоятельства или же внутренние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание своих поступков и действий, т. е. насколько полно отражается в его сознании структура мотива, насколько обоснованно принимаются им решения. [3]

В сфере психологической работы с дошкольниками и младшими школьниками существует большое количество проективных методик направленных на исследование различных мотивационных компонентов построенных по принципу завершение историй: направленность на процесс обучения в школе, сформированности внутренней позиции школьника, оценки эмоционального отношения к процессу обучения в школе и т. п.

Методика «Неоконченные Предложения» Ж. Нюттена в модификации А. Б. Орлова. Методика измеряет степень выраженности мотивации учения. Под мотивацией учения понимается системы причин, побуждающих к осуществлению учебной деятельности.

В данной методике предлагается следующая инструкция: «…Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение. Пример предложений необходимых для завершения «Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто...», «Если я невнимателен на уроке, я...», «Если я не знаю, как решить задачу, я...».

Методика применяется во II—III классах с каждым учащимся индивидуально. Экспериментатор зачитывает начало предложения и записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Такие условия используются в целях облегчения процедуры обследования для школьников, а также для ее ускорения. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения. Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю. Так, если по показателю «отношение к учению» восемь окончаний предложений были оценены как положительные, а одно — как отрицательное, то делается общий вывод о положительном отношении школьника к учению.

Данные, полученные при обработке каждой из методик по выделенным показателям, заносятся в таблицы по каждому показателю, а также обо всей мотивации учения школьника в целом.

На основании анализа результатов применения методики делается вывод о мотивации учения в целом, о её компонентах и степени их выраженности. [3].

Интересна Методика неоконченных предложений «Метод мотивационной индукции» (ММИ), Жозефа Нюттена, бельгийского исследователя, который в 1980 г разработал концепцию временной перспективы личности. Из предложенного Нюттеном операционального определения временной перспективы вытекает двухэтапная процедура ее измерения: выявление набора объектов, интересующих или мотивирующих

Субъекта и расположение этих объектов на темпоральной шкале, чтобы измерить протяженность и другие аспекты временной перспективы субъекта. Методика состоит из двух маленьких буклетов объемом соответственно 40 и 20 страниц. Имеются также два сокращенных варианта, первый из которых содержит 30 и 15 страниц, второй — 20 и 10 . Все начала предложений сформулированы в первом лице единственного числа, так что испытуемые спонтанно относят их к самим себе (например: Я пытаюсь...). Используемый глагол всегда выражает склонность, усилие, желание, намерение и т. д. Испытуемые завершают каждое предложение и, делая это, формулируют объекты, которые их мотивируют. В первом буклете индукторы сформулированы так, чтобы побуждать к формулированию позитивных мотивирующих объектов. С помощью второго буклета выявляются негативные объекты — те, которых человек избегает, боится и т. п. Таким образом, ММИ не является ассоциативной методикой, хотя испытуемых здесь и просят реагировать спонтанно. Мотивационные индукторы были выбраны из большого списка глаголов и глагольных оборотов, обозначающих различные модальности мотивации, после многочисленных предварительных исследований. Большое количество индукторов увеличивает вероятность того, что каждый испытуемый затронет более или менее широкий спектр своей мотивации, а не сосредоточится на одной-двух темах. Вместе с тем, они дают возможность формулировать различные объекты, относящиеся к одному и тому же мотиву, и даже повторно называть один или несколько мотивационных объектов. [7]

Использование метода «Неоконченных предложений» в качестве основного в исследовании целесообразно в тех случаях, когда необходимо изучить некий социальный феномен, не находившийся ранее в поле зрения исследователей, и возникает потребность в достаточно полном его описании или создании инструмента измерения. Тогда требуется использовать такие приемы, которые позволили бы получить информацию, адекватно описывающую интересующий исследователя фрагмент социальной реальности, не опираясь на заранее определенные исследователем понятия, а привлекая категории, используемые самими индивидами. Применение метода «Неоконченных предложений» в подобной ситуации, с одной стороны, позволяет минимизировать влияние предварительных гипотез на получаемые результаты, а с другой, - уменьшить вероятность фальсификации данных со стороны респондентов, что является одним из главных достоинств метода [4]