СВОБОДА: РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ

Яковлев Сергей

Весьма часто в нашей речи мы используем такое понятие как свобода. В разных контекстах и оборотах, придавая этому понятию самые различные и порой парадоксальные значения, противоречащие друг другу. В этом сумбуре так не хватает ясности и определенности, поэтому имеет смысл уделить проблематике этого вопроса достаточно внимания.

Сформулируем и дадим обоснование определению свободы.

Абсолютная свобода - это независимость от морально-этических норм и устоев как общественного, так и личностного порядка, эмоциональная и материальная независимость.

Обоснование определения:

- человек, зависящий от морально-этических норм и устоев общества, свободным быть не может, так как он несет определенный груз ответственности и обязательств перед обществом;

- есть и другой вид зависимости - это личностные зависимости. Человек может в силу определенных обстоятельств сформировать собственное видение морально-этических норм и устоев, полностью или частично противоречащих общественным, это может быть воспринято как иллюзорная свобода, но, поскольку, человек живет в социуме, он имеет ряд связей, которые позволяют ему существовать в данном обществе;

- так же нельзя опускать аспект эмоционально-чувственной зависимости, когда испытываешь какие-либо чувства (любовь, ненависть, страх, …), полностью или частично поглощаешься ими, а частичная свобода это та же «клетка», но только большего размера и с менее толстыми прутьями;

- материальная привязанность - зависимость от каких либо вещей или благ (имеются в виду не первостепенные нужды, такие как потребность есть и спать), так же будет тем грузом, который не позволит приблизиться к свободе.

Итак, из определения и обоснования можно сделать умозаключение, что, живя в обществе, свобода является чем-то очень далеким и не достижимым. Вообще, абсолютная свобода недостижима по той причине, что у человека есть первостепенные потребности, от которых зависит его жизнедеятельность. Все же, если абстрагироваться от первостепенных потребностей, то кто же может считаться свободным?

Это человек, живущий обособленно от общества и не имеющий материальных ценностей (то к чему бы он мог быть привязан, у него, естественно, могут быть вещи первой необходимости, но потеря этих вещей пройдет без сожаления), достигший внутреннего равновесия, не испытывающий эмоций, которые его могут как-то ограничить (не имеются в виду человек бесчувственный). Это будет тот, кто принимает и любит все, кто восхищается полнотой мира бытия и не делает различия между красотой и уродством Он видит общую картину в которой красиво все, ведь, красота - это весьма субъективное понятие, и у каждой цивилизации и народа оно свое. То есть человек умиротворенный и гармоничный, который не встанет ни на сторону добра, ни на сторону зла, живущий где-то на границе этих понятий, осознающий свою принадлежность к бытию.

Таким образом, свобода - это весьма собирательное понятие. Человек, свободный только в одном или нескольких аспектах, не будет свободен в целом, он просто расширит объем той «клетки», в которой мы живем. Только полная независимость ото всех аспектов даст ту свободу, к которой мы стремимся.

Давайте попробуем ответить на очень простой, на первый взгляд вопрос: Зачем нужна свобода? Так, действительно, зачем же нужна свобода? Данный вопрос незамедлительно перетекает в другой: Кому нужна свобода?

Это зависит от индивида. Исторически сложилось, что одному выжить весьма сложно и поэтому люди с незапамятных времен жили в сообществах (общеизвестный факт). Тем не менее, всегда находились и будут находиться те, кому не хочется жить в обществе, кого не устраивает сложившиеся устои и правила. Давайте попробуем определить, что это за личности, пытающиеся разорвать все связи, нарушить правила и устои, сформировавшиеся в обществе. Конечно, к этим личностям можно отнести:

- «бомжей», но не тех, кто по ряду причин или стечению каких-либо обстоятельств оказался на самых нижних ступенях общества, а имеются в виду те, кто добровольно покинул свое (возможно весьма высокое) место в социально иерархии, разочаровавшись в общественном устое или в своем окружении, а может по какой-либо другой причине. Тем не менее, у них не хватило силы полностью разорвать связь со своим окружением, они предпочли стать изгоями, но все же остаться пусть незначительной, но частью общества;

- есть еще одна категория личностей, стремящихся нарушить сложившиеся устои - это преступники, так кто же эти люди? В первую очередь это бунтари. Свобода у преступников носит деструктивный характер, она связана с нарушением норм и правил, сложившихся в обществе, но они сталкиваются с препятствием в лице законов, правил, устоев. Таким образом, противопоставляя себя обществу, преступники получают иллюзорную свободу, которая построена на борьбе, но есть и оборотная сторона этой свободы - это её лишение;

- отшельники - это люди наиболее близкие к понятию свободы, так как они сделали весьма важный шаг к свободе, разорвав связь с обществом. Это следующий уровень в понимании свободы. Когда остаешься наедине со своей «клеткой», предоставляется возможность расшить её до предела. Затем осознать каждый прут этой «клетки» и разобрать ее, соприкоснувшись с желаемой свободой. Однако, это лишь возможность и использовать ее полностью или частично, а может вообще так и оставить только возможностью зависит всецело от индивида и его возможностей.

Нужна ли свобода в полном объеме? Вновь этот вопрос приводит к другому: кому необходима полная свобода?

Вопрос упирается в индивида. Для кого-то свобода - это жизненная необходимость, а для кого-то она абсолютно не нужна. Полная свобода для того, кто живет в обществе, не представляет ценности. Человек живет в своей клетке, не пытаясь даже заглядывать за прутья, возможно, он и задумывается о ее расширении, но не более того. Те же, кому действительно нужно расширить границы, ищут любые пути и средства для этого.

Почему же для большинства свобода лишь тема для обсуждений или желаний, нежели нечто реальное, требующее предпринимать какие-либо действия? Свобода, в принципе, асоциальное явление и многие о ней говорят и хотят ее. Однако они слишком глубоко увязали в общественных связях и испытывают страх перед чем-то новым и незнакомым для большинства. Поэтому они лишь грезят о свободе и не предпринимают никаких действий на пути ее достижения.