ИСТОКИ, ИСТОЧНИКИ И ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Е. В.Михайлова

Мальчик 10 лет, плохо успевающий в школе:

«Мама, ты хочешь, чтобы я хорошо учился

или чтобы я был счастлив?»

Социальной успешностью, в данном контексте, называется достижение человеком, благодаря целенаправленно прилагаемым усилиям, объективных, социально одобряемых результатов.

Существует две диаметрально противоположных точки зрения на механизмы личностного развития, обуславливающие возможные достижения личности, в том числе и социальные.

Первую представляют создатели и сторонники гуманистического американского направления (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир, М. Аткинсон), считающие развитие личности неразрывно связанным, или значительно коррелирующим с социальной успешностью [9,12,14,16]. Истоки позиции - в протестантской этике, полагающей социальные блага: успех, богатство признание – благословением (М. Вебер) [5], так как успех в этом мире свидетельствует о предопределенности к спасению и в мире ином [6].

Рассмотрим механизмы развития личности с точки зрения представителей данного направления А. Маслоу, К. Роджерса и др. Развитие человека рассматривается как неуклонное движение по пути достижения позитивных личных и общественных целей. Оптимальный путь, магистральное направление развития личности – есть ее самоактуализация [2,12]. «Самоактуализация – это сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества (социальная приемлемость целей и способов действия) и самого себя (максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей человека как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности)» (Е. Е. Вахромов) [2]. Самоактуализация становится смыслообразующим мотивом. Выбор направления развития, стратегии и тактики достижения жизненных целей осуществляется по своеобразным ориентирам – так называемым «пиковым переживаниям». Пиковые переживания характеризуются особой интенсивностью эмоций – положительных, в случае успеха и отрицательных в поражении. Именно интенсивность переживаемого эмоционального состояния позволяет субъекту безошибочно определить свои жизненные ориентиры, выявить истинные потребности, выбрать путь, следуя которому он ощущает полноту и осмысленность своего бытия [2, 9, 12]. Это созвучно мудрому «слушай сердце свое».

Достаточно близки к данной позиции взгляды С. Л. Рубинштейна: его «самоосуществление» в противовес «существованию» [13], К. А. Абульхановой на «авторскую позицию личности», реализуемую путем овладения саморегуляцией [1].

Сторонники второй точки зрения акцентируются на компенсаторном характере развития. По их мнению, достижение любого рода осуществляются скорее вопреки, чем благодаря внешним и внутренним условиям развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) [7,8]. Это диалектическое понимание развития, «философия нестабильности» (И. Пригожин,) [11], объясняющая появление новообразования любого характера противоречиями, неравномерностью и вызываемой ими активностью (А. А.Богданов) [4].

Механизмами развития являются кризисы (Р. Бернс, Л. C. Выготский, Э. Эриксон) - периоды нестабильности, переживаемые как поворотные пункты, имеющие выраженную негативную эмоциональную окраску. Кризисы являются стимулами компенсаторного развития [3, 15] и Работают на формирование личности «по закону запруды» [7]. «Наличие препятствий создает цель для психических актов, т. е. вводит перспективу будущего, а наличие цели создает стимул для стремления к компенсации... Динамическая точка зрения <на процесс развития> позволяет рассматривать дефективность и одаренность как два различные исхода одного и того же процесса компенсации» Л. С. Выготский [7, с. 155].

И. Пригожин отмечает, новые поведенческие схемы, формируются, как правило, в неравновесных, кризисных состояниях [2].

А. Б. Орлов прямо утверждает, что «эмпирический профиль личности» образует «выступы» социальной успешности именно там, где на более глубоком потребностно - мотивационном уровне имеется актуальная проблема [10].

Для выяснения находят ли данные противоположные взгляды подтверждение в реальности, были проанализированы жизненные пути 4-х женщин, достигших объективных социально одобряемых результатов: М., 44 года, мать 4 весьма успешных дочерей; Д., 35 лет, занимает высокий пост в крупной компании; С., 20 лет, совмещает учебу в престижном ВУЗе с работой на телевиденье; А., 32 года, владелица крупной компании в Республике Беларусь. Преднамеренно были выбраны респонденты, достигшие успешности в разных сферах общественной жизни, чтобы исключить специфические особенности того, или иного направления приложения усилий. Исследование проводилось методом неструктурированного интервью, включающим вопросы о личных достижениях и отношении к ним. К сожалению, объем статьи не позволяет привести даже сокращенные интервью.

Анализ интервью показывает, что в них практически в равной мере встречаются как утверждения, свидетельствующие об эмоциональных состояниях высокой интенсивности – пиковых переживаниях, так и высказывания о кризисных состояниях и предполагаемых компенсациях. Практически через каждый жизненный путь проходит красной нитью череда переживаний счастья/несчастья, неотрывно связанных с генеральной линией развития личности, ее самоактуализацией. Самые сильные эмоции М. связаны с материнством, Д. – с карьерой, С. – с обучаемостью, А.- с предпринимательством. В тоже самое, время можно четко проследить периоды кризисов, переживаний по поводу возникших препятствий, мобилизовавшиеся ресурсы личности и, как следствие, - преодоление как новый этап развития. Это позволяет сделать предварительный вывод о том, что и первая и вторая точка зрения на процесс развития личности находит свое подтверждение в жизнеописаниях наших героинь.

Дальнейший анализ интервью позволяет выделить некоторые сходные черты - возможные закономерности достижения социальной успешности.

Первая общая характеристика – это отправная точка – начало движения личности по пути социальных достижений, их, если можно так выразиться, «исток». Во всех четырех случаях таким истоком являлась какая-либо негативная ситуация, трактующаяся испытуемой как явная и значимая для нее социальная «неуспешность». В случае М. – это была не состоявшаяся свадьба с любимым человеком. Д., обучаясь в престижном техническом ВУЗе, обнаружила, что, будучи женщиной, не сможет построить карьеру в данной сфере деятельности. С. остро переживала «недостаточную», по ее мнению, успешность, обучаясь в музыкальном училище («Я сижу, вкалываю, а в пример ставят кого-то <другого>»). А. хотела пить только дорогие напитки, но не имела на это средств. Это полностью согласуется с положением Л. С. Выготского о том, что «любая целесообразная деятельность совершается тогда, когда возникает препятствие. Существование препятствий не только главное условие достижения цели, но и непременное условие существования самой цели» [7, c.154].

Вторая общая черта данных четырех случаев – «источник» питающий дальнейшие достижения – тревожность по поводу чужих оценок. Для М. это - «постоянное: не дай Бог, мои дети будут хуже других!». У Д. – «главное, чтобы уважали», «а вдруг не будут уважать». С. «все меня похвалили, а любимая учительница сказала что, только середина ничего, а все остальное... У меня шок, слезы». А.: «старалась испытывать себя, а смогу ли я выдержать отношение других, если буду от них отличаться».

Третья общая черта – скрытая тенденция, которую можно назвать «подводным течением», определяющим направление дальнейшего развития – высокая чувствительность к внешним стимулам, умение «работать по слабым сигналам». Например, случай из жизни М.: «Пришла на родительское собрание, поняла – это болото. Забрала документы». У Д.: «Одна из девушек мне рассказала, что появилась возможность поступать еще в один институт, указ президента разрешал бесплатное получение второго высшего образования». С.: «Это было свободное место, и это стало мое рабочее место. Просто обстоятельства так сложились. Но когда я уже попала, я не захотела отдавать это место». А.: «Четкая ориентация на потребителя. Чего хотят женщины? Простая концепция – ключ к успеху».

Четвертая черта, как представляется, и исток, и источник и течение одновременно – это высокая значимость социальных успехов, становящихся смыслообразующим мотивом. Для наших героинь их достижения буквально смысл жизни, важнейшая потребность, сильнейший источник положительных и негативных эмоций, субъективного ощущения счастья/несчастья. Это полностью согласуется с позицией А. Маслоу, полагающего самоактуализацию наивысшей (в пирамиде) потребностью [2,9].

Таким образом, результаты исследования не опровергают ни одну из приведенных выше точек зрения на механизмы личностного развития, обуславливающие социальные достижения, а скорее объединяют их. В приведенных интервью отражена и компенсаторность новообразований, и развитие как преодоление, но в тоже время очевидна и корреляция развития личности с получением объективных, социально значимых результатов, а также самореализация (самоактуализация) в данном развитии.

Литература

1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни. – М.: Алетейя, 2001. - 300 с.

2. Ашер Т., Вахромов Е. Психологический кризис нашего времени. / Интегральная психология, 2006. http://www. i-psy. ru/2_asher_vahromov_psy_krizis. htm.

3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

4. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). В 3х ч.- 3 изд., Л.; М.: Книга, 1925-1929.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада), с. 44-271.

6. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 162с.

7. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т.5 - М.: Педагогика, 1984.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999.

10. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002.

11. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии - № 6, 1991, c. 46-57.

12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2003. - 712 с.

14. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М: Эксмо, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320 с.

15. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. – СПб.: «ЛЕНАТО», «АСТ», Фонд «Университетская книга», 1996.

16. Atkinson M. Standing in Contribution. – Erickson College, Vancouver, 2003.