СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ТЕЛЕИНДУСТРИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ МАСС

Сезень Наталья (г. Минск)

В наши дни телевидение всё больше усиливает своё влияние на людей и на различные социальные процессы. Увеличивается его функции и значение в самых разных средах, пространствах и формах воздействия.

Каждый человек имеет своё личное субъективное мнение о влиянии телеиндустрии на жизнь общества. Мы можем лишь признавать факт существования телевидения как элемента, параллельно существующего со своей личной жизнью, и что телевидение является лишь отражением обыденной реальности. При этом быстрое развитие технологии вывело телевидение в разряд явлений, способных создавать общее представление миллионов людей обо всём: о жизни, о прошлом и будущем, ценностях, истории. Телевидение – это проектирование, реконструкция, модель поведения, удовольствие, развлечение, ошибки и мнения больших групп, представленных в обществе. Техническая революция позволила совершить ещё одну революцию - культурную. В последние годы человечество с завидным постоянством переносит большинство сфер своей жизни в вербально-информационное пространство. Появилось виртуально-информационное общество, люди всё больше и больше переносят свою жизнь в третью искусственно созданную телеиндустрию реальности.

Эта виртуальная реальность соединила в себе эмпирическую, в которой мы непосредственно находимся, и реальность, придуманную художниками, театралами, писателями и т. д. Впоследствии, в ней люди перестали различать или почти не различают того, где реальность эмпирическая, а где реальность отредактированная. Люди включают телевизор и попадают в третью реальность. Существует большое количество людей, которые уверенны в способности человека оградить свою жизнь от вмешательств извне. При этом, искусственная телеиндустрия подчинила себе большинство и, независимо от желания аудитории, в разных степенях, так или иначе, оказывает влияние на их жизни. Единственное, что можно отметить, что процент воздействия зависит от осознанности человека, наличия у него жизненных принципов и их устойчивости. В наши дни при больших возможностях и технологиях в руках умелых людей - топ-менеджеров и продюсеров - телевидение является огромным средством манипуляций, создания мнений и имиджа. Сегодняшнее телевидение можно назвать пространством тотального «пиара». Миллионы людей могут стать жертвами создаваемого «пиара», не осознавая этого.

Исходя из сказанного, можно выделить некоторые «составляющие» мастерства процесса влияния (естественно, что сам он не равен простой сумме этих составляющих):

Способность восприятия эволюции каждого человека и актуальных для него жизненных смыслов, знание того, каким способом можно воздействовать на его вектор развития, раскрытия и реализации его интересов.

Способность восприятия группы как живого организма с его эволюцией и смыслом, являющимся интеграцией индивидуальных смыслов и векторов эволюции отдельных индивидуумов.

Умение «увидеть» и распознать интегральный смысл и интегральный вектор эволюции группы.

Способность активизировать чувствительность масс.

Широкий поведенческий репертуар, разнообразие стилей поведения, владение «инструментами» подачи информации: голосом, мимикой, движениями, цветовыми стимуляторами и т. д.

Большой арсенал профессиональных приемов и методов.

Владение методологией, наличие большого арсенала стратегий, позволяющего выбрать наиболее адекватную форму влияния и оптимально ее реализовать.[1]

Существует слово. Оно передаёт и создаёт информацию. Слово всегда имело силу. Телевидение позволило слово подкрепить и усилить изображением. Сочетание этих двух отдельных элементов породило сферу с огромными возможностями. Работа с информацией и изображением продолжается до сих пор, и будет продолжаться ещё долгое время, так как люди осознали всю силу возможностей телевидения, и эта сфера ещё не раскрыла до конца своего потенциала. Сочетая возможности искусства слова и изображения можно получить неожиданные или же заранее ожидаемые результаты с невероятно огромными последствиями, зачастую неконтролируемыми.

В современной ситуации среди всех диапазонов организма именно ментальный компонент является господствующим у большинства людей. Ментальный диапазон является своеобразной доминантой, которая вмешивается, перехватывает всю попадающуюся во внимание информацию, преломляя ее через себя (схемы, описания, объяснения, картина мира и т. п.)

Но, не смотря на вышесказанное, язык образов является основным языком, в котором отражается картина, как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Язык образов является способом структурирования реальности не только в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, что связывает их с языком ощущений, но и психологическими феноменами такой сложности, как «Я-образ», образ другого в социальной перцепции. Самым сложным в содержательном аспекте является образ мира (А. Н.Леонтьев) как целостной системы представлений человека об окружающей реальности (физическая и социальная среда), так и к себе, своей деятельности, спонтанной активности.[2]

В прошлом носителем информации также являлся цвет. Используя цвет, и правильно с ним работая, как со средством, способным передавать информацию и определённое состояние, можно углубить смысл, а также создать особенные эмоционально-психологические эффекты телевизионного изображения. Цвет – это неограниченные возможности. Исторически во многих культурах цвет нёс свой психологический аспект, отражая большие промежутки развития цивилизаций. Цвет нёс в себе информацию, и в памяти человека заложена память об этой информации, и человек зачастую неосознанно реагирует на неё. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен сам цвет. На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось в древности. В наше время цвет изучается и используется в физиологии, медицине, психиатрии.

В соответствии с полученными данными и квалификацией, цвет стал широко использоваться в производстве и других сферах как средство оптимизации процессов, и в телевидении в частности. Умело используя знания о цвете, можно усилить тот или иной эмоциональный аспект. В нашем обществе, например, некоторые цвета несут определённое значение. В наше время цветовое кодирование широко применяется в производственном интерьере, на транспорте, в рекламе, при наглядной агитации, визуальных коммуникациях. Так, например, красный цвет означает запрещение, опасность, остановку, зеленый - разрешение, пуск, безопасность, желтый - предупреждение, синий – нейтральный цвет для ориентирующих знаков и указателей, оранжевый – часто используется для предупреждения о потенциальной опасности. Цвет раньше других различных факторов информирует о свойствах объекта, и обычно мы сознательно или нет – доверяем этому (информатору) больше, чем другим. Не стоит забывать что спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы организма.

Цветное телевидение пришло на смену чёрно-белому. Первоначально, основной целью было донести содержание, но, что не менее важно, воспроизвести всю гамму цветов, наблюдаемых в природе. Цвет повысил художественную ценность изображения, существенно приблизив к оригиналу, помог зрителю быстрее воспринять содержание. Цвет начал использоваться как драматический прием, развивающий образную структуру, символы приобрели значение (цветовых переживаний). Автор способен размыть реальное представление о том или ином предмете создавая ирреальные образы, манипулируя цветом. На экране постоянно происходит смена информационного изображения, и цвет так же находится в движении, т. к. включает в себя и элементы освещенности и теневые переходы, переходы от тональности к тональности. Цветовое восприятие связано с действием (внутренним, если это переживание – оно тяготеет к развитию, или внешним, тогда это выражается в окрашенности предметов.) Цветовые решения разнообразны. Например, цвет может быть выделен как главный и нести в себе драматургический смысл, движение цвета используется как принцип его нарастания (т. е из естественного он постепенно перерастает в образный), или как принцип контраста - все зависит от задачи (цвет может быть как фон действия, как принадлежность к действующему лицу, как переход из одного психологического состояния в другое). Возможно сочетание цвета черно-белого изображения. Во многих случаях ч\б изображение воспринимается как прошлое или событие, имеющее отрицательное, негативное значение, стресс, т. к. цвет связан с чувственными и эмоциональными переживаниями. Возможно вычитание и аннулирование одного из цветов. Это позволяет лишить зрителя одной из различных вариаций эмоциональных реакций. Внося в передаваемую информацию цветовой конфликт, нелогическое сочетание цветов, их раздробление, резкие оттенки способны создать эффект и состояние напряженности. Сглаживающий эффект способны создать спокойные цвета. Испуг может быть поддержан тусклыми мрачными искажающими реальность цветами. Радость и веселое состояние создадут яркие цвета. Дисгармонизация пространства - дисгармонизация цвета. Но при этом надо учитывать, что не существует жестких соответствий между цветом и индивидуальным эмоциональным состоянием: при наличии правила есть место для исключения.

У истоков культуры цвет был равноценен слову, т. е. служил символом различных вещей и понятий. Роль цветовой символики также изменялась пропорционально доле информации в мышлении. Теперь настало время, когда смешались культуры и религии. Само же телевидение позволило принести человеку столько знаний, что человек стал носителем бесконечного количества информации обо всём и о цвете. Нет единой системы описания и классификации. В голове человека большое количество информации определяет неосознанно на уровне памяти те или иные реакции поведения на тот или иной раздражитель. Открыв возможности и путь к получению информации, телевидение этим же тайно открыло возможность для воздействия. Если умело взять все знания о цвете можно добиться эмоционально-психологического эффекта. Если поменять психологическое восприятие цвета, поменять местами значения, цвета, создать хаос восприятия, можно добиться усиления или ослабления или воздействия значения той или иной информации в 1000 раз.

Использованная литература

1. Агеев В. Лебедько В. Осознание. Мастерство. Психотерапия? – Мн., «Светоч», 1997.-130с.

2. Козлов В. В. Истоки осознания. – Волгоград: Издательство «Семь ветров», 1999.-288с.