ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ НАРКОЗАВИСИМЫХ

Скоробогатова А., (Екатеринбург), Козлов В. В., (Ярославль)

Аддикция представляет собой сложное биопсихосоциальное явление. Наркомания, как одна из форм аддикции, включает множество факторов различных уровней, что создает трудности с предсказанием будущей наркотизации с достаточной долей вероятности. В этом же заключается и трудность экспериментального изучения наркоманического поведения.

Невысокая значимость духовных ценностей в неблагополучных и некоторых ”видимо благополучных” семьях, определяет неспособность передать своим детям духовные ценности, которые могли бы направлять поведение в социально-одобряемое русло. При активном духовном развитии в онтогенезе, новые ценности усваиваются существенно более быстрыми темпами, чем новые потребности. Удельный вес потребностей в структуре мотивации снижается и между потребностями и ценностями личности происходит перераспределение функций в пользу ценностей. Нарушение социализации приводит к деформации мотивационной сферы, что способствует возникновению аддиктивного поведения как одной из форм психологической защиты [Личко А. Е., Битенский В. С., Леонтьев Д. А.]. Сформированные ценности являются устойчивым образованием. Изменение ценностей обуславливает кризисный период личности. Именно в данной сложившейся ситуации кризиса возможно новое понимание жизни. Психологический кризис является трудным этапом, но вместе с тем - открывает уникальную возможность наркотическим аддиктам переоценить, переосмыслить себя, свое место в жизни, основные экзистенции.

В формировании наркоманий принимают участие целый ряд факторов, среди которых наиболее значимы “память” рождения, преморбидные особенности личности и конституции, наркогенность вещества, состояние измененного сознания в период интоксикации, а также ряд других. На макросоциальном уровне находятся глобальные социальные процессы, которые способствуют возникновению и распространению аддикции, то есть социальные кризисы и негативные социальные явления в рамках данного общества. Микросоциальный уровень: социальное окружение человека, его положение в семье, школе, среди сверстников. Таким образом, проблема наркомании является многофакторной.

А. В. Ларионов считает, что до сих пор не удалось выделить социальный фактор, который однозначно и четко коррелировал с наркоманией. Он утверждает, что исследования особенностей личности наркомана, типичных черт характера и психики, не увенчались успехом.

Изучение особенностей личности наркомана представляет интерес для построения эффективной терапии и психокоррекционной программы. Исследования ценностно-потребностной сферы, смысловое наполнение ценностей данной группы, является необходимым условием в работе психолога с клиентом-наркоманом. В процессе работы с данными клиентами психологи, психотерапевты, соц. работники (разных школ и направлений психологии) взаимодействуют со сформированными, устойчивыми ценностями и их смыслонаполненностью. Одной из целей психотерапии – помочь клиенту-наркоману пережить переоценку всех ценностей, изменить цели в жизни.

Вообще, у понятия «ценность» в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего строго определенного места. Психологи до сих пор не могут прийти к соглашению относительно того, что такое ценность и нужно ли психологии вообще это понятие. Общую причину этого положения в психологической науке Д. А.Леонтьев усматривает в теоретическом разрыве между личностью и социумом. Этот разрыв проявлялся в двух различных, внешне даже противоположных формах: асоциальности западной психологии и пансоциальности советской психологии 1930-70 гг. Отдельные концепции, в которых соотношение индивида и социума рассматривалось в более конструктивном ключе (К. Г.Юнг, Л. С.Выготский, Г. Мид) возникли еще в 20-30гг, но не повлияли на «парадигмы отчуждения» в обоих вариантах.

Новая, более адекватная парадигма, для которой подходит понятие «культурно-историческая психология» (Асмолов 1996), предполагает, что человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Культура и общество не просто внешние условия, но и материал индивидуального развития, которое заключается, как утверждает Леонтьев Д. А. не просто в присвоении, а в превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности. Это не механический, а сложно опосредованный процесс, складывающийся из разнообразных трансформаций.

Категория ценности — одна из самых сложных в философии, социологии, психологии. Ценности являются одновременно и мотивационными, и когнитивными образованиями. Ценности выступают основанием для осмысления и оценки, окружающих человека социальных объектов и ситуаций, следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира (Андреева, 1997г). Восприятие и познание индивидуумом действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым.

Ценности выступают и как образования мотивационно-потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей.

Осознание потребностей и их сравнение с предметами окружающего мира — это первый основной путь создания ценностных представлений, каким в опыте личности образуется система ценностных представлений. Вторым путем является коммуникационный, т. е. образование ценностных представлений путем обучения, воспитания, идеологического, педагогического и других видов воздействия. В этом случае ценностями для субъекта становятся определенные стереотипизированные ценностные представления, имеющие уже место в обществе. Этот механизм проявляется и в случае первого основного пути, когда новые потребности личности могут осознаваться в форме уже имеющихся в обществе ценностных представлений.

На основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации личности. Они имеют как рассудочные, так и эмоциональные аспекты, представляют собой единство эмоционального и рационального. Поскольку ценностные ориентации основываются на целостных представлениях, то личность, та или иная группа могут использовать в качестве таковых уже имеющиеся в обществе ценностные представления. Эти представления сознательно и идеологически отфильтрованы, и потому через них происходит прямое влияние общества на формирование системы ценностных ориентаций. В современной отечественной психологической литературе еще одной формой рассмотрения является понимание ценностей как некоторых конечных целей (идеальных), к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. Ценности реализуются в ценностных ориентациях и представляют собой элемент диспозиционной структуры личности. (Ядов, 1975). Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека (Донцов, Жуков, ЛеонтьевД. А.), определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют особенности ее поведения (Круглов, Леонтьев Д. А. 1996г.).

Ценностные ориентации личности — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Ценностные ориентации — продукт социализации индивидов, т. е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам определенных социальных общностей. В структуре диспозиций личности ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений.

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Люди характеризуют человека как личность (а не просто как индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Такими ценностями, в первую очередь, являются этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т. п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Итак, личность — это индивид, у которого субъективная и объективная шкалы ценностей совпадают.

Ценностей нет у животных и практически нет у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат позитивной социализации, а не ее предпосылка.

В здоровом демократичном обществе со здоровыми гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это моногамная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, представленной открытым демократическим обществом. Психологи, как правило, сходятся во мнении о том, что ядро человеческой личности состоит из шкалы ценностей, мотивации достижения, самореализации, свободы выбора и воли.

Ценностные ориентации возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуации их удовлетворения (Андреева, 1988г.); определяя основание для классификации ценностных ориентаций, разумно исходить из той или иной классификации человеческих потребностей. В. А.Ядов, опиравшийся на классификацию потребностей, предложенную Дилигенским Г. Г., делает акцент на том, с какой социальной группой тот или иной человек в наибольшей степени связывает свое существование. На первом месте стоит отождествление с потребностями своего «я», далее идут потребности ближайшего семейного окружения, потом потребности многочисленных коллективных групп и коллективов, и, наконец, потребности целой социальной системы.

Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживают в конкретных видах общественных отношений: «…ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное пространство, являющееся динамичным и каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [Ломов Б. Ф. 1984г.].

Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение ценностей может быть объяснено их смысловой природой. Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационные сферы, интегрируют их в единую смысловое пространство, придавая личности определенную целостность. Каждая личность имеет свое уникальное содержание интерпретаций, свой смысл нравственных ценностей общества.

Такое рассмотрение ценностей как смысловых образований наиболее полно отражает сложность содержания и функционирования этих феноменов и в то же время требует адекватного инструмента для их изучения. До сих пор наиболее известными и признанными методиками диагностики ценностей являются тест ценностных предпочтений Г. Олпорта, Ф. Вернона, Г. Линдзея, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Во многих видах и формах деятельности индивид выступает не как изолированная единица, а как представитель той или иной социальной группы — опираясь не столько на индивидуальный, сколько на групповой опыт и групповые регуляторы поведения, усвоенные в ходе социализации. Интенсивность включенности в большое число социальных групп разного масштаба, может быть различной: от чисто формальной принадлежности, до полного принятия групповых норм, ценностей, ритуалов и т. п. и их ассимиляции в виде интериоризированных механизмов регуляции.

Качественный аспект включенности индивида в те или иные группы выражается понятием «социальная идентичность личности». Она характеризует, к каким социальным группам и общностей индивид ощущает себя, по отношению к каким группам он себя определяет и какие группы выступают для него в качестве референтных. Д. А. Леонтьев считает, что идентификация индивида с той или иной социальной группой или общностью феноменологически выступает как ассимиляция им коллективного опыта и коллективной психологии этой группы, наиболее концентрированным выражением, которых выступают групповые ценности. Додонов полагает, что «перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достаточную для того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которых раньше у него не было» [цит. по: Леонтьев Д. А. 1996г.]

Не все социальные ценности становятся личными ценностями. Необходимое условие ассимиляции и трансформации — практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредованно ценностями малых референтных для индивида групп. На начальных стадиях индивидуального развития, опосредует усвоение социальных ценностей – семья. В подростковом возрасте – компания сверстников. Если эта группа является девиантной и референтной для индивида, то ценности более широких социумов, в том числе общечеловеческие ценности, воспринимаются через призму референтной малой группы, а не наоборот.

Личностные ценности, как утверждает Леонтьев Д. А., являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивида социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых, конкретных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. [Леонтьев Д. А. 1993, 1997, 1996].

В литературе выделяют три основных варианта понимания психологической природы индивидуальных ценностей:

1 Ценность – как мнение, убеждение, представление (Брожик, Ручка, Рокич, Шледер). Ценности обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников.

2 Ценностные ориентации – это разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (Ядов, Моррис, Спрангер) т. е. им приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции.

3. Этот подход сближает ценности с понятием потребности и мотива, подчеркивая их реальную побудительную силу (Василюк, Дилигенский, Додонов, Жуков, Шерковин, Маслоу). Этот подход обладает большим объяснительным потенциалом.

По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности, как считает Д. А.Леонтьев, Пятаева Е. Ю.. относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотиваций по А. Г.Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Это положение подкрепляет обстоятельство, что целый ряд авторов (Жуков, Самарчаян, Рокич), независимо друг от друга, предложили различать два класса ценностей — ценности цели жизнедеятельности (терминальные ценности) и ценности принципы жизнедеятельности (инструментальные ценности.)

Потребности так же характеризуются трансситуативностью и устойчивостью и оказывают на конкретную деятельность «мотивообразующие и «смещающие» воздействие. Потребности представляют собой форму непосредственных жизненных отношений индивида с миром (Леонтьев Д. А.). Они действуют «здесь и теперь», отражая текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений. Личностные ценности представляют собой «концентрированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. В своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях же всегда не один (Франкл В.).

Относительная значимость и побудительная сила личностных ценностей всегда неизменна. Потребности в структуре мотивации представляют живое, динамичное, ситуативно-изменчивое. Они же обладают сильной зависимостью от момента. Ценности же, напротив, представляют стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.

Мотивирующие воздействие ценностей и потребностей В. Франкл выразил следующим образом: если потребности толкают нас, то ценности притягивают. Потребности человек воспринимает как нечто, находящееся «внутри», которое толкает к чему-то «снаружи». Ценности же воспринимаются как что-то внешнее, относящееся к миру.

В концепции Д. А.Леонтьева, регулирующее действие потребности понимается как задание некоторого целевого состояния. Регулирующее действие ценностей выражается в задании вектора деятельности, направленного в бесконечность. Насыщение и дезактуализация ценности не возможна.

Какое же соотношение потребностей и личных ценностей в структуре индивидуальной мотивации? Спектр возможных вариантов соотношения этих групп источников мотивации Д. А.Леонтьев представил в виде логического континуума (рисунок 1)

Рисунок № 1

Левому полюсу соответствует новорожденный младенец: по мере онтогенетического развития происходит постепенное усвоение ценностей, которые начинают теснить потребности как источник мотивации. Д. А. Леонтьев утверждает, что новые ценности усваиваются более быстрыми темпами, чем новые потребности и, как следствие, удельный вес потребностей в структуре мотивации снижается и между ними происходит перераспределение функций в пользу ценностей.

В развитии индивида происходит усвоение социальных ценностей и их трансформация в личностные ценности. Этот процесс Д. А. Леонтьев рассматривает как движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личным ценностям (социальное, внутреннее). Это процесс интериоризации. Второй аспект этого процесса — движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое) к структуре с главенствующей ролью ценностей (внутреннее, социальное). Это процесс социализации.

Интериоризация и социализация являются двумя сторонами одного процесса, рассматриваемого соответственно в аспекте судьбы (трансформации) самих ценностей и судьбы (трансформации) структуры индивидуальной мотивации. [ Леонтьев А. Н. 1975г., Леонтьев Д. А. 1993г., 1996г.]

Усвоение социальных, общественных ценностей и их трансформации в личностные ценности не всегда протекает гладко. Возможны варианты индивидуального развития:

Позитивное развитие ценностно-потребностной регуляции и дисгармоничный вариант. Последний вариант имеет два полюса – гиперсоциализацию и гипосоциализацию. В случае девиантного развития и поведения наблюдаются и картина гиперсоциализации, и картина гипосоциализации. Причем гиперсоциализация по отношению к референтной группе, а гипосоциализация по отношению к макросоциальным общностям (Леонтьев Д. А.). Другими словами, психологической основой девиантного развития и поведения может являться несформированность, или дисфункциональность, ценностной регуляции как в количественном отношении (низкий удельный вес ценностей по сравнению с потребностями, как источников мотивации), так и в качественном (в структуру личности ассимилируются преимущественно ценности малых девиантных групп, а макросоциальные ценности остаются сугубо внешними). [ Леонтьев Д. А. 1997]. При этом наркоманическое поведение в данной статье понимается, как патологическая форма девиантного поведения. Значимые ценности субкультуры наркоманов формируют особое, девиантное поведение. Такой взгляд требует дальнейших, специальных исследований, которые подтвердит или опровергнут данное предположение.

Итак, личностные ценности рассматриваются и как источники, и как побудительная сила в структуре мотивации, ее элемент. Важным для нас является положение о том, что ценности выступают основанием для познания и конструирования целостного образа мира, т. е. являются элементами когнитивной структуры личности. Ценности объединяют и когнитивную, и мотивационную сферы, будучи смысловыми образованиями. Личностные ценности — это присвоенная в ходе социализации идеальная модель должного, служащая, наряду с потребностями, источником смыслообразования. Под личностным смыслом понимается составляющая сознания, репрезентирующая в образе объектов и явлений их жизненный смысл для человека.

Потребности и ценности являются источниками индивидуальной мотивации, однако в ее структуре они обладают различными показателями по следующим критериям: относительная значимость и побудительная сила зависимость от момента; субъективная локализация; характер воздействия; направленность; насыщение и дезактуализация; форма репрезентации; критерии необходимости.

Ценности и потребности находятся в определенном соотношении. Каждый человек, в нашем понимании, имеет разное соотношение потребностей и личных ценностей. С нашей точки зрения, на логическом континууме, предложенном Д. А. Леонтьевым, можно представить все возможные варианты регуляции социального поведения, в том числе и наркоманического.

В изученной литературе, связанной с понятием личностных ценностей и проблемой наркоманий, нами не было обнаружено описания структуры именно ценностно-потребностной сферы опийного наркомана, хотя, как видно из вышесказанного, изучение этой структуры обладает несомненной актуальностью. Мы предполагаем, что наркоманическое поведение имеет место при дисфункциональной структуре личностных ценностей, при этом соотношение потребностей и ценностей, по нашему мнению, смещается в сторону преобладания первых (рисунок № 2).