ОДИНОЧЕСТВО В СТАРОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Лазарянц О. В. (Ярославль)

Чувство одиночества обнаруживается во всех возрастных периодах, особенно во время возрастных кризисов (пубертат, экзистенциональный кризис юности, кризис середины жизни), но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности.

Из всех современных демографических процессов наиболее тяжелым по своим последствиям является процесс старения населения. Каждый пятый человек в нашем обществе – это человек пенсионного возраста, который до выхода на пенсию находился в состоянии относительного социального равновесия, а после выхода на пенсию данное равновесие находится под угрозой, если в сфере своего жизнеобеспечения эти 29 млн. пенсионеров попадают в зависимость от своего ближайшего окружения - семьи, родственников – или институтов социальной защиты, помощи и поддержки со стороны государства.

Одиночество – это, прежде всего, социально-психологическое состояние, которое отражает личностный статус человека, затрудняющий ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей.

Одиночество в старости – это также отсутствие референтной группы: супруга, родственников, детей, внуков, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нередко старые люди страдают психическими расстройствами на почве недостаточного общения, которые проявляются в подозрительности, недоверчивости, страхах.

Актуальность данной проблемы безусловна. Феномен одиночества занимал умы людей с древних времен, также как и само явление практиковалось всегда и в разных целях: для наказания, для обретения целостности, в ритуальных техниках. Проблема одиночества в философии и социологии рассматривается в контексте феномена отчуждения, который связан с потерей человеческой личностной и социальной идентичности. Именно такие трансформации происходят с человеком в период кризиса старения. Учитывая, что значительную долю населения Российской Федерации составляют люди пенсионного возраста, то эта проблематика сейчас является востребованной.

Отчуждение выступает сегодня как универсальная и многогранная категория, охватывающая широкий спектр социальных и психологических процессов и состояний, характеризующих отношения человека с обществом и миром. Проблема одиночества практически во всех научных трудах рассматривается через призму отчуждения, поэтому и мы будем проводить исследование в этом контексте.

Истоки проблемы отчуждения выявляются уже в философии Платона, как философская категория понятие отчуждения разработано, прежде всего, в трудах Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса.

Классическим образцом философско-экономического интерпретации отчуждения является концепция К. Маркса, с точки зрения отчужденного труда в условиях частной собственности, потери контроля над продуктами человеческой деятельности (отчуждение продукта), в результате “отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его Человеческую сущность” “…Предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит как некое Чуждое существо, как Сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть Опредмечивание труда. Осуществление труда есть его опредмечивание. При тех порядках, которые предполагаются политической экономией, это осуществление труда, это его претворение в действительность выступает как Выключение рабочего Из действительности, опредмечивание выступает как Утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета как Отчуждение. [Там же. С.87-88]. В результате вместо созерцания «...самого себя в созданном им мире» [Там же. С.94], человек оказывается порабощенным во всех отношениях враждебными и чуждыми предметами.

Таким образом, идеи Маркса имели под собой прежде всего психологическую основу, речь в его ранних работах идет о разрушении личностного и общественного самосознания вследствие отчужденной деятельности. Т. е. причинами одиночества, по Марксу, можно назвать, во-первых, утрату человеком связи с процессом и результатом труда, иначе говоря, его объективация, во-вторых, фетишизация предметного мира в целом. Субъект превращается в объект манипуляций, что проявляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. Марксом выделяются следующие формы отчуждения:

Опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

Отчуждение условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства производства, управление, организация) - субъекту труда;

Отчуждение результатов деятельности от субъекта;

Отчуждение теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества;

Отчуждение социальных структур и институтов от трудящихся - бюрократическая машина.

Отчужденный труд Марксом рассматривается в 4 аспектах.

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше работник работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для работника только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Работник полностью от них зависит.

2. Процесс труда для работника принудителен. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда работник распоряжается собой - т. е. свободен. Т. о. он свободен только осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд – форма деятельности, специфической для человека, для работника представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Родовой человек живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с природой, в котором главное – труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая жизнь». Но для работника труд – лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Работник относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т. е. отчужденно. Это и значит, что у работника отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

4. Подневольный труд порождает отчуждения между людьми. Работники чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только работник, но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения. Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Здесь ставится вопрос - почему же человек становится отчужденным? Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная собственность – основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Процесс, обратный отчуждению, – присвоение человеку собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением, который в основе имеет уничтожение отчуждения труда. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, реализации своих лучших сторон. Характеристика присвоения человеческой собственной сущности, или превращение труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:

По присвоению предметов труда и его результата;

По освобождению самой деятельности;

По присвоению человеком труда общей родовой сущности;

По гармонизации отношений между людьми.

Таким образом, Маркс создает утопическую модель человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природы осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек – это идеальный философский образ, созданный Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.

В западно-европейской науке разработка идет в самых разных направлениях, в частности, в психоанализе: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, в экзистенциализме и экзистенциальной психологической мысли: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю, в христианском экзистенциализме: М. Бубер, в социологических концепциях: Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Симен.

Категория «отчуждение» получила свое освещение в ряде работ отечественных психологов: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Меграбяна, В. С. Мухиной, В. В.Козлова, И. С. Кона В. В. Новикова, Г. М. Мануйлова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, М. В. Полевой, В. А. Абраменковой, А. Е. Горбушина, Н. П.Фетискина и др.

Все эти направления и их представители не сформулировали единого подхода к рассматриваемым понятиям, но из всех исследований вытекает, что отчуждение в современном мире является первопричиной одиночества, т. к. отчуждение – это прежде всего разотождествление с собой, утрата экзистенциальных ценностей, разрыв с сущностными характеристиками. Могущество человечества в эпоху НТП предопределило его же бессилие. Собственная мощь противостоит ему как чуждая сила, в этом — существенный момент парадоксальности современной эпохи: потеря человеком собственных убеждений, традиции, коммуникабельности, его одиночество (Ортега-Гассет); отсутствие личной ответственности, собственного мышления, его деятельность вне «Я» (Ясперс); трагедия самосознания превращенного в ничто человека (Кафка); скандал духа, кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм); эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутреннего разложения современного человека (Пикассо); бессилие человека перед собственным развитием (Кассирер); конформностное сознание одномерного человека (Маркузе); антипрактика — антицель — отчуждение (Сартр); сытое счастье находящегося в опасности человека (Бодамер); превращение средств в цель (Фромм); безнадежность ожидания (Бекет); сизифов труд бунтующего человека (Камю).

Также в современной науке существуют теоретические модели объяснения одиночества, которые пытаются выяснить основные причины, характеристики одиночества, личностные черты, способствующие формированию этого состояния. В разработке теоретических подходов активное участие принимали такие представители различных направлений социологии и психологии как Дж. Зилбург, Л. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман (психодинамический подход); Боумен, Д. Рисмен, Слейтер (социологический подход), К. Мустакас (экзистенциальный подход), К. Роджерс, Мур, Эдди (феноменологический подход), Л. Э. Пепло, Серма (когнитивный подход), Вейс (интеракционистский подход).

Особую остроту приобретает проблема одиночества и отчуждения в пожилом возрасте, когда личность уже не востребована обществом в качестве трудового потенциала, социальным окружением – как значимого-другого с социальным статусом, материальным положением и знаниями.

В настоящих условиях Чрезвычайно Важно выявление взаимосвязей между чувством одиночества и социальными показателями, потенциально способствующими этому процессу в пожилом возрасте. Следует рассмотреть процесс формирования теоретических моделей одиночества и отчуждения в философии, социологии и психологии, проанализировать существующие подходы к объяснению одиночества, выявить группы пожилых людей, характеризующиеся разными уровнями переживания одиночества, выявить корреляцию одиночества по гендерному признаку в выборке пожилых людей, а также определить зависимость между субъективным переживанием одиночества в пожилом возрасте и объективными социальными характеристиками (уровень образования, семейный статус, степень социальной активности). В практическом аспекте важно разработать основные принципы психогигиены одиночества в пожилом возрасте.

Социальные характеристики (образовательный статус и уровень социальной активности) оказывают значимое влияние на уровень одиночества в пожилом возрасте. На наш взгляд, уровень образования и социальной активности детерминируют стратегию социального поведения при изменении интегрального статуса (при выходе на пенсию). Чем выше образовательный уровень объекта, тем больше степень его адаптации в новых условиях пенсионной жизни. Уровень адаптации к состоянию одиночества в пожилом возрасте не коррелируется с семейным статусом пожилого человека.

В настоящий момент мы провели теоретический анализ проблем одиночества и отчуждения личности в пожилом возрасте. Нами выделены и обобщены психологические особенности механизмов воздействия различных социально-психологических факторов на остроту и глубину переживания одиночества в пожилом возрасте. Экзистенциальный кризис пожилого возраста, ассоциированный с утратой смыслов, социальных контактов, рассматривается нами в контексте адаптации к чувствам одиночества и заброшенности. В свою очередь, повышение социально-психологической адаптивности через принятие одиночества как экзистенциональной самоценности автор рассматривает как расширение ресурсного потенциала личности пожилого человека.

Нами выявлено, что детерминантами одиночества и социальной удовлетворенности в пожилом возрасте являются наличие партнера – референтного лица для социально-психологических контактов, возможность контроля – важность восприятия окружающей обстановки, как предсказуемой и поддающейся контролю, а также социально-психологическая значимость процесса проживаемой жизни – то, как индивиды оценивают свою настоящую жизнь в сравнении с собственным прошлым опытом и опытом близких людей. Также существуют побочные причины одиночества – это состояние здоровья, место жительства, уровень дохода и т. д..

В гендерном отношении можно констатировать, что мужчины, вышедшие на пенсию, тяжелее переживают смену статуса, чем женщины, однако первые более скованы в проявлении своих чувств по этому поводу. Женщины быстрее адаптируются к новым условиям пенсионной жизни, приверженность стереотипным моделям поведения мужчин не способствует выработке новых поведенческих тактик.

Социальные характеристики (образовательный и статус и уровень социальной активности) влияют на уровень одиночества таким образом, что чем выше уровень образования и уровень социальной активности, тем выше степень адаптации к одиночеству. Семейный статус не коррелируется с уровнем одиночества, т. к. наличие семьи не решает проблем одиночества в старости, степень одиночества здесь зависит от ожиданий, питаемых по отношению к окружающим.

Основной причиной одиночества в пожилом возрасте является потеря самоидентичности и целостности личности, когда у человека нарушается баланс между ассимиляцией и аккомодацией, т. е. поддержанием относительного постоянства системы в постоянно изменяющихся условиях.

Принятие одиночества как здорового и самодостаточного состояния и закономерного этапа в жизни каждого человека приводит к позитивным личностным изменениям, выражающимся в значительно большей интегрированности личности, повышении уровня социально-психологической адаптивности, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии), уменьшении общей патологической симптоматики.