К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Шатан М. А. (Ярославль)

В последнее время все больше стало разговоров, причем и в серьезной научной литературе, и в средствах массовой информации, да и в офисах, о так называемом синдроме профессионального выгорания. Причин для этого несколько. Во-первых, этот самый синдром из прерогативы немногих профессий становится все более массовым явлением. Не только психотерапевты, социальные работники или учителя оказалось подвержены этой напасти. И менеджеры, и продавцы, да и обслуживающий персонал не самой высокой квалификации стал всерьез жаловаться на вроде ничем не обусловленные проявления нервозности, усталости и раздражительности, которые со временем перерастают во все те симптомы, которые описаны в статье.

Во-вторых, этот синдром стал серьезной экономической проблемой, а раз так, то о нем заговорили, стали искать способы борьбы и минимизации потерь [8].

Выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т. д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса, будет различаться и динамика развития синдрома. Процесс профессионального выгорания чрезвычайно отрицательно сказывается на деятельности организации в целом, и каждого отдельного сотрудника в частности, являясь подчас губительным для существования учреждения и человека [1].

Недавние исследования показывают, что выгорание развивается постепенно, вначале возникает эмоциональное истощение, затем обесценивание труда, в то время как переживание снижения эффективности профессиональной деятельности развивается независимо от первых двух составляющих выгорания. В этой последовательности отражается переход от позитивного подхода, ориентированного на решение проблем, к негативным стратегиям ухода и избегания [2].

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности [6].

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [2].

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами [2,3,6].

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности или хронического страха потери рабочего места. Нечеткая организация и планирование труда, недостаток борудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней “бюрократического шума” – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте и т. д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон [6].

Также подвержены синдрому выгорания молодые, малоопытные работники, завышающие ожидания от профессиональной деятельности [1,7]. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы [1,6,7].

Более старшие по возрасту и опытные сотрудники способны изменить свои ожидания, чтобы они соответствовали реальной ситуации, например, снизив ожидания, касающиеся благодарности клиентов или организационных ресурсов компании [1].

Согласно результатам исследований, у руководителей чаше, чем у представителей других профессий встречается выгорание. Специфика работы менеджера выражается в мобильности, управленческой изобретательности и предприимчивости.

Руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления, должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения той или иной методики, правильно интерпретировать ситуацию, использовать в конкретных ситуациях приемы, предполагающие наименьший отрицательный эффект, тем самым, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Управленец делает огромное количество такой работы, которая лично ему не нужна. Т. е. он многое выполняет потому, что он должен это делать. И чем выше его статус, тем больше ограничений такого рода. Высокий статус связан с чудовищным количеством регламентов. Руководитель оказывается заложником огромного количества ожиданий от него окружения, подчиненных, партнеров, клиентов и у него возникает колоссальное рассогласование между тем, что он хочет, и между тем, что он делает [4,5].

Выгорание связано с тем, что профессия становится препятствием для развития личности или естества человека. Например, она может очень сильно ограничивать его, и в какой-то момент руководитель очень четко осознает, что загнан в тесные рамки. Ощущая близость тупика, человек переосмысливает ситуацию, и его ценностные ориентиры меняются: профессиональная деятельность ухолит на второй, а то и на третий план. Вот типичные сценарии такого развития событий.

Вторая группа причин профессионального выгорания связана с тем, что человек ставит перед собой неадекватные цели. Они либо недостижимы, либо, наоборот, малы по сравнению с его потенциалом.

Третий источник профессионального выгорания связан с тем, что в результате внезапного изменения внешних обстоятельств жизнь и деятельность компании становится затруднительной или даже бессмысленной. В этой ситуации ее руководитель должен все начинать с нуля. Нередко такая перспектива пугает, осознание же возможных сложностей выхолащивает остаток сил, и человек бежит от работы.

И, наконец, четвертый источник профессионального выгорания связан с тем, что человек создает бизнес, управляет компанией ради определенной цели, между тем он ненавидит процесс. Каждодневный приход в офис, разбор полетов, информация о вновь возникших проблемах воспринимается им как необходимое зло, которое он должен вынести ради получения прибыли и сверхприбыли. Он сознательно залезает в клетку и идет на пытки, но нередко при этом недооценивает временной фактор. Подобное тюремное заключение может длиться дольше, чем он предполагал в своих расчетах. В этом случае достижение заветной цели может уже не принести радости - не останется внутренних сил для эмоций [4].

Признаки профессионального выгорания:

· Человек начинает сомневаться в общей полезности своей деятельности.

· Прежние ориентиры и цели обесцениваются.

· Преследует ощущение бессмысленности происходящего.

· Человек постоянно переживает относительно своей профессиональной и личной несостоятельности.

· Возникает негативное и циничное отношение к партнерам, клиентам, коллегам, семье.

· Человеку кажется, что у него нет перспектив, будущего, что жизнь закончилась, в ней нет смысла.

· Обесцениваются профессиональные достижения.

· Продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей.

Последствия выгорания могут быть различными. Выгорание оказалось связано с соматическими проблемами, психологическими расстройствами, злоупотреблением психоактивными веществами, затруднениями в личной сфере, в семье и на работе. Более того, было показано, что выгорание является предиктором уязвимости по отношению к многочисленным профессиональным стрессорам впоследствии. Некоторые специалисты, испытывающие выгорание, уходят с работы, другие остаются и продолжают работать, хотя и менее эффективно. Подобные перспективы особенно трагичны для профессионалов, которые начинают работать с высоким уровнем мотивации, умений и энтузиазма.