ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Павлова Ю. (Минск)

Подростковый возраст является очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток обретает новые социальные роли и сталкивается с различными, новыми для него, социальными требованиями, меняется его внутренняя позиция. Подросток меняется постоянно – внутренне и внешне, психологически и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности, поэтому одна из главных особенностей подростка – личная нестабильность. Возникают противоположные черты, стремления, тенденции, которые определяют противоречивость характера и поведения ребенка, идущего по пути от детства к взрослости.

Центральный психологический процесс в открытии своего внутреннего мира, происходящий в этот период жизни, – это формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности. Подросток должен ответить себе на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой жизненный путь?».

Понятие идентичности, включает одновременно три аспекта:

1) основанием идентичности является сознание временной протяженности: образ «Я» формируется в прошлом и смыкается с будущим. В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей;

2) идентичность определяется в терминах тождественности самому себе и целостности, причем значимые другие люди также должны видеть эту тождественность и целостность в индивидууме;

3) внутренние и внешние планы идентичности должны быть согласованы между собой, это те элементы, благодаря которым личность узнает себя, видит свое отличие от других, т. е. восприятие себя должно согласовываться с опытом межличностного общения. [4]

Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Важным фактором, обуславливающим успешное достижение чувства идентичности, является семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Большое значение имеет стиль взаимоотношения ребенка с родителями. Согласно Э. Эриксону, основа для благополучного достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; как и самоотношение детей определяется в основном отношением к ним родителей. Переживая сложности возрастных изменений, подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков, но взаимоотношения с родителями зачастую обременены конфликтами, осложняющими взаимопонимание.

По мере взросления мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными оценки учителей и других взрослых, а также позиции и ценности, разделяемые его сверстниками, которые в подростковом возрасте становятся референтной группой. Таким образом, кроме того, что подростки выносят из своего детства, дальнейшее развитие идентичности идет под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они идентифицируют себя в дальнейшем. Подросток пытается интегрировать в своей системе мировоззрения приобретаемые ценности и взгляды. Обретение идентичности значительно усложняется, если ценностные представления значимых других, в качестве которых выступают прежде всего родители, учителя и сверстники, не согласуются между собой.

Многие трудности и проблемы подростка объясняются таким противоречием, переживаемым подростком в своем развитии, как стремление к обособлению при одновременной потребности в углублении социализации. Под социализацией понимают освоение подростком новых для себя социальных ролей, приобретение более широкие социальные отношения, а так же то, что для подростка новой психологической реальностью начинает выступать группа сверстников. Для подростка очень важно заявить о себе, однако не менее необходимо укрепить свою связь с другими. Подросток находится в постоянном диалоге с окружающими, что необходимо для построения нового образа «Я». В процессе социализации и обособления необходимость для подростка быть связанным с группой и поиск собственной идентичности идут бок о бок.

Подросток стремиться быть принятым той группой сверстников, интересы которой он разделяет, это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. «Когда молодые юноши и девушки не осознают четко, что они собой представляют, подражание сверстникам в одежде и поведении дает им некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Принадлежность к группам сверстников также обеспечивает возможность испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем» [8, с. 245]. Отвержение группой воспринимается подростком как умаление ценности его личности, а угроза остаться вне группы нередко воспринимается как трагедия. Поэтому подросток стремиться получить признание среди сверстников, своими действиями (и не только положительными) утвердиться в их глазах. Однако при нормальном развитии подросток не растворяется в группе, он остается интересен сам себе. При успешном формировании идентичности у него укрепляются представления о том, какой он сегодня и каким будет завтра.

Одно из главных противоречий подросткового возраста – несоответствие потребности подростка в свободе выбора и поступков и степени доступной ему ответственности. Для развития личности подростка крайне важно, чтобы он принял ответственность за то, что делает и что выбирает, но соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку, как по психологическим, так и по физическим возможностям. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя с взрослыми, зачастую выдают несоответствие наличных возможностей подростка с возросшим уровнем его притязаний, заставляя подростка еще больше усилий прилагать для преодоления этого противоречия.

Концепция идентичности, разработанная Э. Эриксоном на основе психоаналитических представлений, позволяет подойти к пониманию психических проблем взросления. К важнейшим конфликтам этого возраста, вызванным развитием неадекватной идентичности, относятся следующие:

1) Диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность «Я» сформировать идентичность. Такие молодые люди не могут выработать свои ценности, цели и идеалы. При этом подростки могут избегать близких взаимоотношений и близких контактов, боясь в них раствориться и утратить себя. Нередко это приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции.

2) Диффузия времени: нарушение чувства времени. Либо возникает ощущение жесточайшей нехватки времени, либо человек чувствует себя одновременно и очень молодым и невероятно старым. Подростки в таком состоянии неспособены строить планы на будущее или вообще утрачивают ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью изменений и взросления. Нередко с диффузией времени связаны страх или желание смерти.

3) Застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности. Подростки либо неспособны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям.

4) Негативная идентичность проявляется, прежде всего, в отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.). Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые, т. е. ориентируется на образцы, роли и свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка как нежелательные или опасные. Негативная идентичность часто выражается в презрительном и враждебном неприятии той роли (или каким-либо ее аспектам), которая считается желательной в семье или в ближайшем окружении подростка [8].

Если развитие личности ребенка проходило в благоприятной обстановке, самооценка и самоотношение ребенка складывалась из положительных реакций на него других людей, то кризис идентичности в подростковом и юношеском возрасте, как правило, преодолевается относительно легко. По мере обретения чувства идентичности, подросток приходит к пониманию своего будущего и принятию новых социальных ролей.

Однако ребенку, имеющему неблагоприятный детский опыт, испытывавшему дефицит позитивных эмоциональных реакций на него со стороны значимых взрослых, чувствовавшему незащищенность, преодолеть потрясения подросткового возраста и нарушение внутреннего равновесия, вызванное кризисом идентичности, бывает непросто. Подростку в таком положении очень важно помочь обрести адекватную идентичность.

Литература

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / ред. Д. И. Фельдштейн.. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352с.

3. Егорычева, И. Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста / И. Д. Егорычева // Мир психологии. – 2007. № 4. – с. 37 – 49.

4. Возрастная психология: хрестоматия / составители В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2005. – 624 с.

5. Козлов, В. В. Подростковый кризис: формы и содержание негативной дезинтеграции / В. В. Козлов // http://www. miip. net/Library/bib-tec/037.html

6. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Спб.: Питер, 2000 – 656 с.

7. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д. И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – Т.1. – 568 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с