Рациональные и иррациональные функции психики

Rationalis (лат.) – разумный. «Иррациональный – непостижимый умом, мышлением, не высказываемый с помощью логических понятий»[7]. Следовательно, все процессы и явления, которые в своих проявлениях не подчиняются логическому пониманию со стороны ума, являются иррациональными.

Первично, и, фактически, лишь рациональным образом объяснимо функционирование эктопсихической сферы. Эктопсихика как система связей человека с внешним миром логически познаваема по ходу ее проявлений. И все же следует отметить, что интуиция тесно переплетена и пронизана содержаниями бессознательной части психики, что и определяет ее иррациональность. Практически же эндопсихика слабо контролируется разумом и явно подчиняется бессознательному. Поэтому часть внутренней психики может быть рациональной лишь с точки зрения наблюдения за ней.

Однозначно иррациональной частью психики является бессознательное. Индивидуальное бессознательное состоит из вытесненного в течение жизни материала, поэтому его состав ограничен и поддается реставрации путем объективного и субъективного анамнеза, то есть анализируются сны, а также используются методы активного воображения и словесных ассоциаций. Компоненты индивидуального бессознательного невозможно полностью исчерпать, поскольку в течение жизни происходит их постоянное дополнение, которое продолжает создание снов и фантазий, вызывающее аффекты, эмоции и т. д. Коллективное бессознательное – это иррациональный фактор психики, полностью не подчиняющийся рациональному осознанию. На этом уровне индивидуум сталкивается с коллизиями, которые равно относимы ко всем людям. Коллективное бессознательное объединяет психику всего человечества[8] и «образует психическую основу сверхиндивидуальной природы»[9]. Ее формальные факторы – архетипы – коллективные, мифологически ориентированные паттерны, охватывающие весь универсум человеческих свойств. Предложенный Юнгом перечень архетипов весьма обширен: от чрезвычайного совершенства Один, как первоначала, Великого Гермафродита, Святой Троицы до символического проявления планет, животных и растений. Сущность архетипов условно автономна, и им свойственен нуминозный характер, определяющий яркость и впечатляемость манифестации.

Компоненты коллективного бессознательного (архетипы) не создают статически постоянной сферы – они находятся в постоянной динамике и изменении. В работе «О чувствах и тенях» при обсуждении образования новой символики Юнг упоминает об «НЛО» и сравнивает эти современные события с созданием образов Будды и Христа.

Сравнительная деятельность функций психики в процессе изменения сущности психической структуры человека

Мы все осознанно или частично неосознанно наблюдаем за своей психикой и ее развитием на внешнем уровне (уровне маски), и зачастую даже считаем, что контролируем ее. Однако это – лишь объясненный, обоснованный, оправданный с точки зрения общепринятого рационального взгляда социальный образ, который инсценирует индивидуальность. Традиционной глупостью, которую совершает западный человек, воспринимая себя, является то, что все или почти все внимание уделяется трем компонентам внешней психики: ощущениям, мышлению и чувствам. Интуиция используется чрезвычайно редко. В противовес западной культуре, на Востоке интуиция объединяется с мышлением, и мировоззрение формируется во взаимодействии с иррациональными функциями сознания. Этот процесс Юнг рассматривает в труде «Синхронистичность как акаузальный объединяющий принцип», указывая, что интерпретация эквивалентности интуитивного смысла как иррационального фактора может способствовать расширению рационально ограниченного сознания и формированию восприятия «акаузального порядка».

В реальной жизни невозможно четко выделить функционирование одной конкретной сферы психики и ее развитие, соответственно можно говорить лишь о наблюдаемой доминанте. В каких-то конкретных условиях по внешним проявлениям можно констатировать, как изменяются чувства, мышление, ощущения человека, то есть в наибольшей степени проявляется какая-то определенная функция эктопсихики. Кажется, что под воздействием внешних факторов происходит трансформация психики, но Юнг внешнему миру уделяет лишь вторичную роль: «Изменения личности могут происходить из-за субъективных внутренних причин, мнений и убеждений; причем внешние побуждения не играют либо никакой роли, либо весьма несущественную роль»[10].

В свою очередь, индивидуальные убеждения и восприятие человека напрямую связаны с его жизненным опытом, что на рациональном уровне частично представлено памятью, а субъективные компоненты функций, эмоции, аффекты воздействуют практически неосознанно.

Это можно представить следующим образом: память репродуцирует содержания пережитого и подавленные либо отвергнутые компоненты индивидуального бессознательного, которые транзитным воздействием могут менять мнения или убеждения. Мышление и действие сопровождаются и часто подвергаются изменениям под воздействием субъективных реакций, которые Юнг именует субъективными компонентами функции. С одной стороны, эмоции и аффекты – это результат опыта, так как проявляют психические «раны», а с другой – сильные аффекты могут создавать нарушения в деятельности нервной системы и даже психомоторные дисфункции, неизбежно воздействующие на психику. На оперативном уровне суть аффекта, также как и эмоций, непостижима – их корни следует искать в содержимом индивидуального вытесненного психического материала и, возможно, также в архетипических манифестациях коллективного бессознательного.

Четвертый уровень эндопсихики, инвазии, полностью контролируется бессознательным. Это особые психические состояния, наиболее четко и часто наблюдающиеся у невротиков, но возможны также и у психически нормальных людей. Юнг интерпретирует феномен инвазии как представления примитивных народов о «переселении» души: «Когда душа покидает тело человека, он оказывается в неустойчивом положении, поскольку теряет себя и вынужден страдать от этой потери»[11], человек чувствует недостаток энергии и не владеет собой. Такие состояния, в особенности, если они повторяются регулярно, серьезно влияют на сознание и психику. Суммируя функционирование экто - и эндопсихики, можно сделать вывод, что, во-первых, в процессе изменения психики деятельность эндопсихики сравнительно превалирует над эктопсихикой, и, во-вторых, посредством эндопсихики активность бессознательного провоцирует изменения в функциях эктопсихики, а также изменения в человеческой психике в целом.

Бессознательное Юнг предлагает интерпретировать в компенсирующем ракурсе, что вовсе не всегда означает противопоставление рациональной психике, а зачастую лишь дополнение. Психологически бессознательное действует иррационально, ему свойственна «трансцендентная функция», а именно объединение содержимого бессознательного с содержанием сознания. Трансцендентность проявляется в соединении противоположностей и дополнении сознания бессознательными содержаниями в благоприятные для этого моменты. Этот процесс возможен не только на интеллектуальном уровне, но также (и даже более эффективно) – на уровне чувств. Сознание имеет:

· порог интенсивности, которого не могут преодолеть слабые элементы;

· ограничения, не допускающие проникание «неприемлемого» материала;

· мгновенный процесс адаптации, который организуется сознанием и из-за которого не включается часть факторов.

Содержимое бессознательного компенсирует то, что не включено в сознание и в своем глубочайшем слое содержит коллективные зародыши, архетипы. «По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает»[12].

Изменения психики и процесс индивидуации

Человеческая психика не находится в стабильном положении, но со временем трансформируется и меняется. Изменения психики часто провоцируются жизненными кризисами, когда происходит сознательное разрушение установки, и власть над психикой человека приобретают содержания бессознательного, в том числе и архетипические. «Это всегда конец света в миниатюре, в результате которого все возвращается к первозданному хаосу», человек чувствует себя дезориентированным, но «в критический момент с силой безусловного убеждения появляется «спасительная» мысль, видение, внутренний голос, и это дает жизни новое направление».[13] Значимой является реакция человека – в идеальном случае индивидуум критически воспринимает происходящее, но существуют еще три возможных варианта реакции.

1. Человек подпадает под власть коллективного бессознательного, которое проявляется в виде паранойи или шизофрении.

2. Человек начинает верить в манифестацию содержаний бессознательного и превращается либо в пророчествующего чудака, либо в инфантильное существо.

3. Человек не принимает содержаний бессознательного и происходит регрессивное восстановление личности. Это означает, что индивидуум напуган пережитым (это возможно в любой сфере жизни) и старается реабилитировать свою личность в более надежной, ранее уже успешно апробированной жизненной установке, которая соответствует низшему уровню его способностей. Психологически индивидуум как бы съеживается и чувствует или пытается чувствовать себя так же, как и до критического переживания.

При двух первых вариантах реакции происходит идентификация индивидуума с коллективной психикой и приятное либо неприятное восстановление жизни. По ходу развития каждый человек имеет тенденцию сливаться с коллективной психикой, и в кризисных ситуациях это стремление может реализоваться как «удобное» погружение в «невыносимое самоуважение» (Odium dignatiris) или в «покой самонеуважения» (Otium indignatiris). Психологически перемены происходят, основываясь на инфляции какого-либо понятия коллективной психики, которая, в свою очередь, определяет перекладывание индивидуальной ответственности на судьбу, «учителя», Бога и т. д. В сущности, этот процесс – просто компенсация за счет инфляции содержаний коллективного бессознательного, и это мешает развитию самостоятельной индивидуальности.

В качестве оптимального пути изменения и развития психики К. Г.Юнг предлагает индивидуацию. «Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, – стать собственной самостью».[14] Тут необходимо упомянуть о возможной ошибке – смешении понятий Индивидуация И индивидуализм. Индивидуализм К. Г. Юнг интерпретирует как «преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес респекту и обязательствам в отношении коллектива. Индивидуация же означает как раз более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений: ведь достаточный учет своеобразия индивидуума оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия».[15] У каждого индивидуума имеется своя неповторимая композиция универсальных человеческих качеств, и именно эта композиция образует своеобразие, которое из-за универсальности компонентов неотрывна от человечества и поддается исследованию. Главные же цели индивидуации – очищение самости от наслоений «маски» и освобождение от суггестирующей власти образа бессознательного.

Индивидуация по своей сути – это процесс, естественный для любого человека, и особое значение она приобретает в зрелом возрасте.

Потребность в нормальной, активной жизни – это конкретизация смысла посредством целей. Существует два вида целей. Первая, естественная – это реализация репродуктивного инстинкта, стабилизация материальной, социальной и личной жизни. Здесь взгляд обращается вовне, и достичь естественной цели помогает человеку сама природа, а также воспитание, принятые в обществе нормы и правила. Вторую цель К. Г.Юнг называет целью культурной, которая актуализируется после выполнения функций первой цели. На этом этапе прежние ценности девальвируются и даже полностью теряют свое значение, появляется необходимость понять «ценность противовеса прежних идеалов и несправедливость прежних истин», и что прежние рецепты (образцы) больше не годятся для решения проблем. Начинается актуализация противоположностей в позитивном и негативном рассмотрении вместе с отрицанием прежних жизненных ценностей и дальнейшим их выдавливанием из оперативного уровня, и это увенчивается психической неуравновешенностью. Этот процесс Юнг приравнивает к энантиодромии. Человек начинает идентифицировать свое «Я» с прежде Непринятым, неприемлемым или компенсируемым в бессознательном материале, или же с манифестациями коллективного бессознательного.[16] «От жестокого закона энантиодромии ускользает лишь тот, кто умеет отличать себя от бессознательного, не посредством, скажем, того, что он его вытесняет – ибо тогда оно просто овладевает им исподволь, – а посредством того, что Он делает его видимым и ставит его перед собой как нечто отличающееся от него».[17]

Это означает, что вместе с признанием нового смысла следует также сохранить прежние ценности, и, в сущности, это и есть путь индивидуума к неделимой цельности психики, а именно, индивидуация.

Архетипический характер изменений психики

Изменения психики привлекали внимание человека на протяжении всей истории человечества. Одной из популярнейших идей всех времен была концепция перерождения в пяти возможных формах.

· Метемпсихоз – перерождение души, при котором гарантирована непрерывность кармы. О непрерывности личности индивидуума тут полной ясности нет.

· Реинкарнация – индивидуальность человека продолжается (по крайней мере потенциально) при всех последующих рождениях и подвластна памяти.

· Воскресение – восстановление существования человека после смерти при трансмутации субъективного бытия, когда тело не подвергается разложению.

· Перерождение (нем. Wiedergeburt – рождение вновь) – это перерождение в течение одной жизни, которое предполагает обновление или улучшение магическим образом при частичных изменениях личности или же при тотальной и существенной трансформацией личности.

· Участие в процессе трансформации – трансформация индивидуума происходит косвенно, под воздействием внешних факторов, когда он просто участвует в ритуальной церемонии перерождения.

· Перерождение интерпретируется как чисто психическая реальность, которая относится ко всем ранним установкам человечества, поэтому перерождение имеет архетипический характер. Существуют психические события, опыт, которые обосновывают это утверждение.

Весь опыт трансформации «можно разделить на две основные группы: трансценденцию жизни, и чью-либо личную трансформацию». [18]

К первой группе относится инспирированная инициация, которая происходит при соучастии, а также непосредственно в мистических откровениях, видениях, снах.

Субъективную трансформацию, или трансформацию личности, Юнг подразделяет на восемь видов.

· Уменьшение личности – ослабевает интенсивность и тонус сознания. Субъективно это выражается как апатия, депрессия, паралич воли. Примитивные народы называют это «исчезновением души».

· Расширение личности – происходит за счет притока внешних содержаний, аккумулируя информацию.

· Перемены во внутренней структуре – обоснованы инфляцией специфических убеждений, идеосинкразией и застреванием. Индивидуальность человека подавляется, поскольку идентифицируется с одним из аспектов коллективной установки или же с «функцией подчиняющего (бессознательного)», которая идентична с частью тени человека.

· Идентификация с группой – суммарная эманированная эмоция групповой психики бессознательно влияет на индивидуума.

· Идентификация с культовым героем во время тайной церемонии.

· Магическое действие – ритуальное восстановление, когда приобретается новое имя или же переживается символическая смерть.

· Техническая трансформация – специальные упражнения для достижения психического эффекта, например, йога.

· Естественная трансформация (индивидуация) – изменения психики в результате исследования и ассимиляции внутренних содержаний.

Процесс индивидуации

Процесс индивидуации очень сложен и труден для понимания; его идея (вместе с причинами и конечной целью) проявляется в алхимической трансформации. Ядро алхимии – это учение гностиков об Антропосе вместе с познанием структуры символически облаченного бессознательного. Для субстанции арканов характерна психическая природа, центральный образ которой Меркурий (или Гермес, гермафродитный Адам, Ambigui sexus,[19] уроборос и т. д.) – это всеобъемлющий архетип бессознательного, и целью этого герметичного учения является (ценное) осознание Меркурия и совладание с ним.

Высшую степень индивидуации Юнг предлагает в труде «Ответ Иову», в котором исследует проявления Яхве и реакции Иовы и анализирует Книгу Откровений Иоанна Богослова. Проявления Яхве Юнг интерпретирует как внутренние противоречия в наивысшей – божественной степени. «Яхве – не раскол, а Антиномия, тотальная внутренняя противоречивость, выступающая необходимым условием его чудовищного динамизма, всемогущества и всеведения».[20] Саморефлексия Яхве как субъекта возможна лишь в случае существования объекта (народа Израиля). Глобализуя весь ход развития Яхве и человека, Бога и человечество надо принимать как одно целое.

В Книге Откровений Иоанн объединяет в себе нравственную жизнь с видением будущей катастрофы человечества, божественного промысла относительно его исхода в развитии человеческой сущности. В Апокалипсисе появляется космогоническая целостность осознанного «Я» и его противоположности – тени. «Будучи целостностью, самость по определению всегда является complexio oppositorium (лат. «объединение противоположностей»), а ее манифестации бывают тем более мрачными и несущими угрозу, чем более сознание взыскует для себя световой природы и, значит, претендует на моральный авторитет».[21]

Апокалипсическое переживание, с одной стороны, глубоко личностно, но и, с другой стороны, коллективно и архетипично. События Библии объединяют и создают аналоги между Божественной трансформацией и психическими процессами человека в ходе индивидуации. Особое значение Юнг придает необходимости осознать в себе эту параллельность и идентичность происходящего: «Различие между природным, протекающим бессознательно, и осознанным процессом индивидуации огромно. В первом случае сознание никогда не вмешивается, а потому конец процесса остается столь же темным, как и начало. Зато во втором случае на свет выходит так много мрака, что, с одной стороны, личность становится просветленной, а с другой – сознание неизбежно возрастает в объеме и интенсивности».[22]

Цель индивидуации можно также определить как приобретение целостности психики и переход на более высокий качественный уровень – в категорию единства противоположностей.

«Как священный брак соединяет Яхве и Софию (в Каббале – Шехину), тем самым восстанавливая изначальное плероматическое состояние, так и параллельное изображение Бога и града указывает на их общую природу: они от века суть одно; это некое гермафродитическое прасущество, архетип величайшей общезначимости. Такой исход, без сомнения, означает окончательное разрешение ужасающего конфликта бытия вообще».[23]

Аналогии достижения высшего результата можно найти в буддизме,[24] религии Египта[25] и т. д.

Следовательно, процессу индивидуации и большей части ее факторов присущ иррациональный характер. Только осознавая полностью структуру своей психики, принимая за свое бытие все ее компоненты, двигаясь по направлению от рационального слоя к иррациональному ядру (выделяя и ассимилируя это), человек постепенно может стать целостным в полной мере и воспринимать себя в категории целостности.

Литература.

1. Filozofijas vārdnīca. – R.: Liesma, 1974.

2. Jung C. G. Über Gefühle und den Schatten. Winterthurer Fragenstunden -Zürich und Düsseldorf: Walter Verlag, 1999.

3. Адлер А. О нервическом характере. – СПб., 1997.

4. Фрейд З. Я и Оно. – Минск, 1999.

5. Юнг Г. К. Аналитическая психология. – СПб.: МЦНК и т. Кентавр, 1994.

6. Юнг Г. К. Божественный ребенок. – М.: Олимп, 1997.

7. Юнг Г. К. Дух Меркурия. – М., 1996.

8. Юнг К. Г. Ответ Иову. – М: Канон + ИО «Реабилитация», 1998.

9. Юнг Г. К. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994.

10. Юнг Г. К. Психологические типы. – СПб., 1995.

11. Юнг К. Г. Синхронистичность. – М.: Рефл-бук, 1997.

12. Тибетская книга мертвых. – СПб., 1993.

13. Самьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. – М., 1994.

14. Уоллис Бадж Е. А. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская Книга Мертвых. – М., 1997.